Исследование взаимосвязи самооценки подростков и их статуса в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей взаимосвязи между самооценкой и статусом в группе подростков.

Задачи исследования:
1) обзор основных психолого-педагогических исследований по проблеме психического развития и межличностных отношений в подростковом возрасте;
2) изучение особенностей формирования самооценки в подростковом возрасте;
3) теоретический анализ проблемы самооценки и статуса в подростковом возрасте;
4) эмпирическое исследование взаимосвязи между статусом подростка в группе сверстников и самооценкой;
5) выработка психолого-педагогических рекомендаций для педагогов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……............………….........………………..………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА В ГРУППЕ У ПОДРОСТКОВ ………………………………………………….…………
7
1.1. Психологическая характеристика современного подростка ……. 7
1.2. Статусно-ролевая характеристика подростковых групп ..……… 18
1.3. Формирование самооценки в подростковом возрасте ..…………… 28
1.4. Взаимосвязь самооценки и статуса в группе подростков ………. 40
Выводы…………………..….……………….………………….. 49
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ …………………………………………………………
51
2.1. Организация и методы исследования ……………….……………… 51
2.2. Анализ результатов исследования ………….…..…………………... 59
Выводы…….……………………..……….……………………………….. 77
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, направленные на формирование межличностных отношений у подростков …………………………………………………………………
79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………..…..................…………………. 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....……………................…..…………..……… 83

Файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 717.50 Кб (Скачать файл)

Подростковая группа – это своеобразный социальный «полигон», на котором отрабатываются и усваиваются мужские и женские роли, устанавливаются более зрелые отношения со сверстниками, формируется социально ответственное поведение.

Группы сверстников выполняют  функции подкрепления, моделей, наставников  и источников социальной поддержки. Групповые процессы определяют и  подкрепляют взаимные обязательства, а также накладывают ограничения на поведение и устремления отдельного человека. В группе человек учится исполнять фиксированные роли и уважать групповые ценности. Как отмечает Грекас, группы сверстников – это площадка для тренировки независимости от взрослых. Опыт, который ребёнок получает в группе сверстников, влияет на развитие Я-концепции и социальных навыков, поскольку ребёнок должен научиться исполнять социальные роли и заботиться о том, какое он производит впечатление.

В подростковом возрасте отношения со сверстниками существенно влияют на представления подростка о себе и на его самооценку. Сверстники делают возможным социальное сравнение и обеспечивают социальную поддержку. Эгалитарная дружба, которую отличает принятие и доверие, позволяет делиться своими чувствами, что стимулирует внутренний диалог и самопонимание. Вероятность формирования подобных отношений у мальчиков и девочек неодинакова. В детстве девочки чаше мальчиков участвуют в доверительных разговорах, поэтому к подростковому возрасту у них более развиты навыки поддержания близких дружеских отношений [15].

А.А. Реан приводит данные исследований о том, что, в целом, общение мальчиков более предметно и инструментально: они вступают в контакт друг с другом ради игрового или делового взаимодействия, в ходе которого у них появляется и эмоциональная, и духовная близость.

Девочки, наоборот, выбирают партнеров на основе симпатии, содержание же совместной деятельности для их общения имеет второстепенное значение.

Общение мальчиков  в среднем более экстенсивное, девочек – более интимное, интенсивное.

Для тех и  для других большую роль играет дружба, как средство самопознания и формирования мировоззрения, удовлетворения потребности в понимании и установления более глубокой эмоциональной и духовной близости [34].

На самооценку влияют как близкие друзья, так и просто знакомые. Однако их роли неодинаковы. Во всех возрастных группах самооценка более тесно связана с одобрением знакомых, чем с одобрением друзей. По-видимому, обычно люди рассматривают одобрение сверстников в социально значимых сферах, как более достоверную информацию о себе, чем поддержку близких.

Дж. Капрара и Д. Сервон приводят данные метааналитического исследования, в котором были выявлены значительные различия между отношениями с друзьями и отношениями с теми, кто к ним не относится. Дружба связана с более интенсивным общением и более частым разрешением конфликтов. Дружба препятствует перерастанию разногласий в угрожающую отношениям враждебность. Большее стремление к искренности, честности и равенству способствует внимательному отношению к чувствам и стимулирует межличностную коммуникацию, позволяющую самоутвердиться обеим сторонам [15].

Дети общаются, их отношения  строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она остается преобладающей, в деятельность общения. Главное происходит на переменках. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное. Интересно складывается система отношений с учителем: то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно – в мысли, в мечте – проработать, проиграть свои устремления, свои радости, имеет важное значение для развития внутренней жизни. И это единственная деятельность, в которой будущая жизнь может быть мысленно «продействована».

Деятельность общения  чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание [16].

Для подростка очень  важно, что о нем говорят и  думают сверстники. Принадлежность к  компании повышает уверенность в  себе и дает дополнительные возможности  для самоутверждения. Ориентируясь на сверстников и подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся товарищами. Происходит своеобразная «переоценка ценностей», складывается новая иерархия морально-этических требований. При этом, нормы и критерии, принятые в кругу сверстников, нередко становятся психологически более значимыми, чем те, которые существуют у взрослых.

Важнейший стимул в возникновении   у подростка размышлений о себе – его потребность занимать уважаемое положение в кругу сверстников   и стремление найти близких товарищей, друга. Часто он начинает думать о себе в процессе размышлений, о взаимоотношениях с кем-то из товарищей, об особенностях привлекательного сверстника. Очень важно, что именно сверстник выступает в качестве объекта сравнения с собой и образца, на который подросток равняется. При такой ориентации создаются оптимальные условия для продуктивности процесса сравнения, а тем самым, и для осознания и оценки собственных особенностей, для самовоспитания, потому что подростку легче сравнивать себя со сверстником (чем со взрослым) и видеть собственные недостатки и успехи. Взрослый – это образец, практически трудно досягаемый, его качества проявляются в жизненных ситуациях и отношениях, часто отсутствующих у подростка, а   сверстник – это мерка, которая позволяет подростку оценить себя  на  уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными  в другом, на  которого он  может прямо равняться [18].

Осознание особенностей своей внешности  также влияет на формирование у подростка  многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма).

Соответствие физического  развития ребенка стандартам, принятым в группе сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе [16].

Степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой у подростка во многом зависит от того, как он выглядит, и в значительной мере влияет на его самооценку [51].

Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве. В подростковом возрасте в группе сверстников подросток получает знания о себе, а посредством рефлексии формируется отношение к себе.

Л.Г. Бортникова указывает на то, что в  отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Успехи в среде сверстников ценятся больше всего. Оценка подростками поступков идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых, т.к. имеются свои понятия о кодексе чести. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушения данного слова, эгоизм, жадность и т.п.

При всей ориентации на утверждение  себя среди сверстников, подростки отличаются крайним конформизмом (податливостью на давление) в подростковой группе. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень важно то, что в своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. А интерес подростка к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, а также к развитию рефлексии и способности к идентификации. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке, повышают возможность оценить самого себя [11].

В.С. Мухина указывает  на формирование в подростковом возрасте ответственного отношения к себе, другим людям, природе и предметному миру. В этом контексте для подростков остро выступает феномен взаимодействия «Мы» и «Я». «Мы» – это способность к идентификации с другими, это умение слиться со всеми в эмоциональных ситуациях и в ситуациях социального выбора; это умение отрефлексировать себя, как часть единого, это способность обрести радость от пребывания в конкретной общности. «Я» – это способность к обособлению от других; это умение остаться наедине с собой, выйти из ситуации групповой соединённости; это умение отрефлексировать себя, как уникальную, ни на кого не похожую личность; это способность обрести радость от пребывания в обществе с самим собой. «Мы» и «Я» – социальное общее и социальное индивидуальное, – две ипостаси человеческой сущности, которые в развитой личности представлены достаточно полно и уникально. Отрок стремится познать и пережить обе ипостаси и обрести себя между этими двуедиными полюсами [24].

А.В. Мудрик считает, что «обрз Я» – это не нечто объективно данное или раз и навсегда сложившееся, а отношение к себе самому, которое возникает в результате взаимосвязи нескольких компонентов и со временем меняется. Один из этих компонентов – представление о своих качествах и свойствах, то есть определённый уровень знаний о себе; второй – оценка того, что мы о себе знаем, то есть система самооценок, которая окрашена такими чувствами, как самолюбие, честолюбие, престижность; наконец третий компонент – проявление в поведении человека его знаний о себе и самооценок, что позволяет убедиться в их правильности. Общение с окружающими играет большую роль в формировании как каждого из этих компонентов, так и «образа Я» в целом.

Младший школьник, соотнося себя с одноклассниками, во многом ориентируется на те оценки, которые даёт ему и его товарищам учитель. Подросток в первую очередь соотносит себя со сверстниками в процессе своего взаимодействия с ними, учитывая то, насколько одобряют или не одобряют они какие-либо его свойства, проявляющиеся в делах и поступках.

Если у школьника  общение с окружающими сложилось  не совсем удачно (нет друзей, конфликтные  отношения со сверсниками или  со взрослыми, не удаётся занять удовлетворяющую  позицию в классе), то это отражается и на познании себя. Оно либо задерживается, либо результат его бывает не соответствующим действительности [23].

У подростков проявляется  тенденция к группированию и  своеобразная, зачастую жесткая, внутригрупповая статусная дифференциация, присущая не только неформальным группам, но и школьному классу. Данные ряда исследований отечественных психологов показывают на наличие взаимосвязи самооценки подростка с его социально-психологическим статусом. Я.Л. Коломинский установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции у подростков:

–  тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;

–  эгоцентрическая нивелировка – тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;

–  ретроспективная оптимизация – тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах.

Последующие исследования в этой области подтверждают влияние  особенностей самооценки подростка на его социально-психологический статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социометрический статус. И далее, чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социометрический статус или выше отрицательный статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму попадают в группу «отвергаемых».

Причину подобной зависимости  некоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе. При этом они указывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций  [36].

В.Н. Буртный указывает на то, что положение человека в системе личных взаимоотношений не лишь зависит от целого ряда факторов, но и само является значимой предпосылкой формирования личности. Ведь свойства личности и особенности поведения, обуславливающие положение человека в обществе, могут быть поняты и обратно, а конкретно, как итог действия на личность того статуса, который он приобретает в коллективе. К примеру, аффективность, практически постоянно понижающая положение личности в среде сверстников, как показала Л.С. Славина, сама является следствием неудовлетворенности дитя своим положением.

Остро в подростковом возрасте переживается хоть любое нарушение в сфере взаимоотношений с товарищами. Действительная, либо мнимая утрата привычного положения часто воспринимается юным человеком, как катастрофа.

Самооценка собственного места в социуме играет, если не решающую, то одну из основных ролей в формировании личности. Самосознание и самооценка в значимой степени описывает социальную адаптацию и дезадаптацию личности, являясь регулятором поведения и деятельности.

В условиях, когда самооценка ребенка не находит опоры в  социуме, когда его поведение  оценивается другими только плохо, когда потребность в (само) уважении остается нереализованной, – развивается резкое чувство личного дискомфорта. Личность не в состоянии выносить его нескончаемо долго; ребенок не может не находить выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка обязана отыскать адекватную опору в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения данной трудности является переход ребенка в группу, в которой черта его личности окружающими адекватна самооценке либо даже превосходит её. В такой среде ребенка ценят и постоянно подтверждают это вербально и невербально, что приводит к ублажению потребности в уважении, а следовательно, и к состоянию удобства от принадлежности к группе.

Самооценка ребенка, таким образом, наконец, получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности. Группа, куда переходит ребенок, может иметь различную ориентацию, разные ценности.

Автор на примере делинквентных  групп показывает взаимосвязь самооценки и статуса. Ребенок упорно держится за некоторую асоциальную группу, хотя и занимает в ней совсем низкое положение. В таких вариантах, переход личности в данную группу не сопровождается повышением статуса личности среди членов группы. Но, с другой стороны, принадлежность к асоциальной группе удовлетворяет потребность во внешнем доказательстве самооценки за счет подростков, не входящих в избранный круг. Работает модель: внутри группы – «шестерка», тогда, как для посторонних подростков – «авторитет». В более крайних формах такое ублажение может достигаться и методом проявления злости, унижающей и подчиняющей остальных подростков – не членов группы [12].

Информация о работе Исследование взаимосвязи самооценки подростков и их статуса в группе