Исследование взаимосвязи самооценки подростков и их статуса в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей взаимосвязи между самооценкой и статусом в группе подростков.

Задачи исследования:
1) обзор основных психолого-педагогических исследований по проблеме психического развития и межличностных отношений в подростковом возрасте;
2) изучение особенностей формирования самооценки в подростковом возрасте;
3) теоретический анализ проблемы самооценки и статуса в подростковом возрасте;
4) эмпирическое исследование взаимосвязи между статусом подростка в группе сверстников и самооценкой;
5) выработка психолого-педагогических рекомендаций для педагогов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……............………….........………………..………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА В ГРУППЕ У ПОДРОСТКОВ ………………………………………………….…………
7
1.1. Психологическая характеристика современного подростка ……. 7
1.2. Статусно-ролевая характеристика подростковых групп ..……… 18
1.3. Формирование самооценки в подростковом возрасте ..…………… 28
1.4. Взаимосвязь самооценки и статуса в группе подростков ………. 40
Выводы…………………..….……………….………………….. 49
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ …………………………………………………………
51
2.1. Организация и методы исследования ……………….……………… 51
2.2. Анализ результатов исследования ………….…..…………………... 59
Выводы…….……………………..……….……………………………….. 77
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, направленные на формирование межличностных отношений у подростков …………………………………………………………………
79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………..…..................…………………. 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....……………................…..…………..……… 83

Файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 717.50 Кб (Скачать файл)

Другой вариант конфликтной  самооценки возникает в том случае, если взрослые захваливают ребенка, объясняют успехи ребенка его способностями, а неудачи приписывают случайному стечению обстоятельств – аффект неадекватности. В результате самооценка подростка испытывает на себе конфликт между очень высокими притязаниями и сильной неуверенностью в себе. Такие подростки часто болезненно реагируют даже на незначительные замечания, не могут правильно воспринять критику в свой адрес, отвечая на нее грубостью, плачем, другими острыми отрицательными эмоциональными реакциями [1].

А.А. Либерман, вслед за В.В. Давыдовым, указывает на то, что основное новообразование ведущей деятельности современного подростка – это «практическое сознание». Появление такого сознания должно было привести «к возникновению у подростков рефлексии на собственное поведение внутри разных коллективных взаимоотношений, умения оценивать своё поведение и своё Я по определённым критериям» [19].

В.С. Мухина выделяет в  качестве важнейшей особенности  личности в отрочестве быстрое развитие самосознания посредством рефлексии  подростка на себя и других. «Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится понять себя самого: осмыслить свои притязания на признание; оценить себя, как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве – осмыслить свои права и обязанности.

Развивающееся самосознание в подростковом возрасте определяет духовную работу в отношении определения  внутренней позиции, в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, за свое мировоззрение, за свои личностные качества. Подросток начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания» [24].

Отрочество характеризуется, прежде всего, повышением значимости «Я-концепции», системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Подросток смотрит на себя, как бы «извне», сопоставляет себя с другими – взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать некоторые собственные критерии оценки себя и перейти от взгляда «извне» на собственный взгляд – «изнутри». Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о «Я-идеальном». С подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой «Я-концепции» личности.

Подростку предстоит  в сфере развития его самосознания приспособиться к своему телесному, физическому облику. От отрицания себя телесного через кризисные переживания и подвиги физического самосовершенствования, он должен прийти к принятию уникальности своей телесной оболочки и принять её, как единственно возможное условие своего материального бытия [18].

Самопознание своего физического облика и личностных качеств выступает как основа для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки, которая играет важную роль в становлении «образа Я» и самосознания [10].

По данным В.Н. Кунициной, в образе воспринимаемого человека любого возраста, главными для подростка являются физические особенности, элементы облика, затем одежда и прическа, и выразительное поведение.

С возрастом увеличиваются  объем и адекватность оцениваемых признаков; расширяется круг используемых категорий и понятий; снижается категоричность суждений и появляется большая гибкость и разносторонность; в физическом облике другого человека, его одежде, прическе начинают отмечаться признаки, отражающие характер, своеобразие, индивидуальность, неповторимость [по 36].

Экспериментально доказано, что восприятие физического облика другого человека в сознании подростка затем переносится и на восприятие подростком самого себя. Так, именно в этот возрастной период, когда происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик подростка и его физические черты начинают сильно волновать подростка, тогда соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе.

Начиная с подросткового  возраста, общая самооценка у девочек  существенно ниже, чем у мальчиков, и эта тенденция напрямую связана  с самооценкой внешности.

В ряде исследований было обнаружено, что Я-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела [49].

С первоначального интереса к своему внутреннему миру, подросток переходит к углубленному самопознанию. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть.

Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой [18].

Развитие самосознания и его важнейшей стороны – самооценки – это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических (часто внутренне конфликтных) переживаний, на которые обращали внимание буквально все психологи, занимавшиеся этим возрастом. Они отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и пр.

Ещё очень незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождаются то взлётом самоуверенности, то, напротив,  сомнениями в себе и колебаниями. Такого рода неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения – бравированию,  развязности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость [16].

Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой: сознательно он воспринимает себя, как личность значительную, даже исключительную,  верит в себя,  в свои способности,  ставит себя выше других людей. Вместе с тем, его гложут сомнения,  которые он старается не допустить в свое сознание. Но подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании,  подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр.  Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости (ранимости), грубости, частых конфликтах с окружающими взрослыми.

Характер самооценки подростков определяет формирование тех  или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости, и наблюдается более высокий общественный и личный статус.

Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Данные многочисленных исследований показывают, что подростки  с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям [34].

Известно, что, начиная  примерно с 8 лет, дети активно проявляют способность к оценке своей успешности в разных областях. Наиболее значимыми для них оказались пять: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важны для оценки родителей, а три другие – для сверстников.

Одной из основных особенностей, характеризующих самооценку подростков, является все более углубляющаяся эмансипация их самооценки, т. е. стремление подростков формировать свою самооценку независимо от оценок других людей [35].

Важное значение для  развития самооценки подростков играет общение. Неоднократно доказанная теория «зеркального Я» Ч. Кули о позитивном отношении значимых других, как одной  из основных детерминант уровня самооценки, справедлива и для самооценки подростков.

Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья – родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.

Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленных как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей и повышения влияния сверстников, как референтной группы на самооценку подростков [34].

Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит в том, что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некоторая возможная точка зрения на себя.

Однако, при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где они чувствуют наибольшую защищенность, ответ «в семье» встречается почти так же часто, как и ответ «среди друзей» [36].

Опираясь на выводы исследований Розенберга, Куперсмита и Бахмана, направленных на установление зависимости между  формированием Я-концепции и взаимодействием  внутри семьи, Гекас исследовал степень влияния, контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. И в результате исследователь сделал вывод, что оба эти фактора, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. Данное предположение полностью подтверждается и практикой.

Другие исследования выявили при этом, что поддержка  семьи и принятие ребенка и  его устремлений родителями, в  наибольшей степени влияют на уровень  его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями (например, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей.

В исследованиях также  отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности.

Кроме непосредственного  влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку, большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье.

Так, два выделенных вида стиля общения, «симметричный» и  «асимметричный», различным образом влияют на самооценку подростков.

Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка.

Асимметричный же стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения и образа Я [34].

В развитии оценочных  способностей большую роль играют нравственные позиции, ценности и нормы, моральные идеалы и установки человека, а также отношения, сложившиеся с окружающими людьми. Взаимно благоприятные межличностные отношения в коллективе, дома, обеспечивают позитивную «обратную связь» между людьми, в результате человек получает возможность более точно устанавливать, правильно или неправильно он воспринимает и оценивает окружающих. Благожелательная ответная реакция помогает оценивающему, корректируя его восприятие [22].

Таким образом, генезис самооценки, это освоение стандартов поведения и последующая их интериоризация. Формирование самооценки подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять и оценивать качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их, как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Поведение подростка становится поведением для себя, человек осознает себя, как известное единство. Это конечный результат и центральная точка всего переходного возраста.

 

 

 

 

1.4. Взаимосвязь самооценки и статуса в группе подростков

 

Личность, как социальная проекция бытия человека, развивается только в общности других людей. Для подростка же чрезвычайно важны группы сверстников.

Е.А. Леванова, рассматривая особенности развития личности подростков, заключает, что важным фактором развития является коллектив сверстников и общественное мнение. Благодаря накопленному предыдущему «опыту» совместной жизни со сверстниками резко возрастает значение коллективных отношений, расположение товарищей, их оценка [20].

Чрезвычайно важным фактором, влияющим на формирование личности подростка, является его общение со сверстниками. Такая потребность возникает уже в 4-5 лет и достигает апогея в подростковом возрасте. Общество сверстников – это специфическая форма взаимодействия и коммуникации детей и подростков, которая существовала и существует не только во всех человеческих обществах, но и у многих животных [30].

Информация о работе Исследование взаимосвязи самооценки подростков и их статуса в группе