Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 16:38, курс лекций
Изложены основные проблемы сознания и по ведения индивида в сфере хозяйственной деятельности. Рассмотрены отношение человека к вещам, деньгам, налогам, предпринимательской деятельности, особенно ста его адаптации к миру экономических явлений и процессов в условиях развития рыночной экономики. Широко использован опыт отечественных и зарубежных специалистов, а также результаты экспериментальных исследований, выполненных автором.
Предметная область экономической психологии и экономического поведения
Экономическая психология – это наука, исследующая поведение людей в условиях экономических отношений (в условиях производства, распределения, обмена, потребления, владения и управления).
Виды экономического поведения.
Дистрибутивное (распределительное) поведение соединяет рыночных субъектов с экономическими ресурсами, определяет нормы и меру присвоения полезных свойств этих ресурсов и выгоды от их обращения, а также механизмы и способы их перераспределения от одного пользователя к другому. Рынок в этом смысле можно понимать как бесконечный процесс редистрибуции огромной массы экономических ресурсов по сети обмена и обращения, где множество субъектов перманентно приобретают и теряют право контроля над теми или иными благами. Фактически дистрибутивные модели – поведенческие проекции многоликого института собственности, которые демонстрируют множество вариантов доступа к экономическим ресурсам, права контроля над ними и получения, технологических, интеллектуальных, организационных и других ресурсов, их соединением и комбинированием с целью получения благ с фиксированными потребительскими свойствами и прибыли (дохода) от их обращения на рынке.
Обменное поведение обеспечивает движение различных экономических благ (товаров, услуг, информации) по каналам рынка на основе учета и сравнения их ценности по отношению друг к другу. Участники обменного поведения – это множество экономических субъектов, выступающих по отношению друг к другу в качестве продавцов и покупателей.
Потребительское поведение обеспечивает извлечение экономических благ из товарного оборота и присвоение их полезных свойств с целью удовлетворения человеческих потребностей. Наряду с основными видами экономического поведения можно анализировать и другие модели,
входящие в их структуру:
1) монетарные;
2) инвестиционные;
3) редистрибутивные,
4) покупательские;
5) сбытовые;
6) коммерческие;
7) спекулятивные;
8) маркетинговые;
9) посреднические;
10) конъюнктурно-игровые;
11) предпринимательские;
12) ненормативные.
Экономическая теория объясняет закономерности построения экономических систем, в которых человек присутствует только номинально.
В реальной экономической действительности именно человек принимает решения, от его воли, мыслей и действий зависит та или иная ситуация. Т.е. человек – главное действующее лицо всех экономических процессов.
Экономическая психология выделилась как самостоятельная наука сравнительно недавно: западная (маркетинговая ветвь) – в начале ХХ века, отечественная («человеческий фактор» в промышленности) – в конце 70-80-х годов прошлого века.
Экономическая психология является междисциплинарной наукой и использует в исследованиях методы других наук: наблюдение и самонаблюдение, анализ продуктов деятельности (и поведения), биографический метод, метод беседы, метод экспертных оценок, экспериментальные методы.
Методологические принципы экономической психологии.
1.Принцип культурно-исторической обусловленности экономической жизнедеятельности означает, что законы экономического поведения не являются универсальными, внеисторическими. Психологические особенности экономического поведения носят культурно обусловленный характер и определяются особенностями исторического развития общества.
2. Принцип субъективности означает, что человек выступает не пассивным объектом экономических воздействий и влияния экономических условий, а активным субъектом, реализующим различные виды экономического поведения. Человек вступает в экономические взаимодействия и экономические отношения с другими экономическими субъектами – индивидуальными и групповыми. Основными признаками субъективности являются: активность субъекта, сознательность действий, избирательный характер действий.
3. Принцип диалектического единства сознания и поведения экономических субъектов предполагает возможность не только сходства и согласованности, но и различий, противоречий между экономическим поведением и его осознанием.
4. Принцип взаимной
связи и взаимного влияния
экономических и
5. Принцип единства теории, эксперимента и практики применительно к экономической психологии означает тесную связь развития теории экономической психологии, как с проведением эмпирических исследований, так и с практической психологической деятельностью в различных сферах экономической жизни. Согласно данному принципу, предполагается обращение психологов- практиков к теории и методам научной психологии и постановку проблем эмпирических исследований исходя из запросов и проблем социально- экономической жизни и развития социума.
6. Принцип комплексности и междисциплинарности предполагает рассматривать во взаимной связи три типа экономической реальности:
– рынок (психология потребителя, психология ведения домашнего хозяйства и т.д.);
– бизнес (поведение и психологические особенности предпринимателя, заключение сделок, ведение переговоров, конкуренция, коммерческая тайна, этический аспект поведения в бизнесе и т.д.);
– отношения между обществом и гражданином (налоги, прибыли, инфляция, безработица, воздействие на население мероприятий экономической политики государства и т.д.).
Экономико-психологическая социализация и адаптация
Экономико-психологическая социализация определяет возможности достижения личности в сфере экономики и тесно связана со следующими компонентами поведения.
1) освоение экономических ролей, успешность в хозяйственной деятельности (экономическое поведение);
2) уровень отражения экономических отношений, определяющих экономическое поведение (экономическое сознание);
3) адаптация к условиям экономической жизнедеятельности в социуме (экономико-психологическая адаптация);
4) проявление экономического самосознания личности (экономическая идентичность);
5) психологическая готовность к экономической деятельности (экономическая направленность).
На протяжении последнего десятилетия в обществе происходит трансформация социально-экономических отношений, которая характеризуется изменением системы ценностей, жизненных приоритетов и проявляется в резком возрастании значимости для личности материальных благ, имущественной дифференциации, а также утрате нравственных и идеологических ориентиров. В обществе наблюдаются противоречивые
процессы, свидетельствующие об общем кризисе социальной идентичности у большинства групп населения. Он выражается, с одной стороны, в утрате социальной (национальной, гражданской, политической, экономической) идентичности многими слоями населения, традиционно занимавшими ранее стабильно высокое социально-экономическое положение в обществе. С другой – в активном становлении новой социальной идентичности и отдельных ее составляющих, прежде всего политической, идеологической, экономической, в рамках формирования сменяющихся политических и экономических элит.
Экономическая идентичность, рассматриваемая как системообразующая часть экономического Я личности, представляет собой психологическую категорию, которая отражает результат определения человеком своего положения в системе отношений собственности. Ведущим механизмом формирования экономической идентичности личности является социальная категоризация в биполярной системе ее представлений о «богатстве – бедности». Наряду с экономической категоризацией психологическими механизмами становления экономической идентичности личности выступают процессы социально-экономической адаптации и экономической социализации.
Необходимо различать понятия экономической идентичности и экономического статуса личности как экономической категории, относящейся, прежде всего, к характеристике материального положения человека, определяемого по ряду объективных признаков, например, уровень дохода и потребления, материального, имущественного благосостояния, владения объектами собственности и т.п. Экономическая идентичность чаще всего не совпадает с реальным экономическим статусом индивида.
Экономическая идентичность предполагает осознание (оценивание, переживание и отношение) своей тождественности с конкретной социально-экономической группой собственников, определенность которой зависит от содержания экономических представлений человека и степени их дифференцированности. Экономическая идентичность – это не только осознание своей тождественности с группой, но и ее оценка, значимость членства в ней, предполагающая наличие определенных чувств: позитивных – гордость, самоуважение, или противоположных – обида, страх, униженность, ущемленность. Особенностью экономической идентичности является опережающая реальную картину экономического благосостояния личности ее экономическая направленность, т.е. ориентированность на перспективу. Это связано с экономическими ожиданиями и притязаниями личности. Известно, что по мере роста личных накоплений или суммы материальных ценностей, которыми обладает субъект собственности, меняются и представления об их субъективной значимости. Это ведет не только к переоценке своего имущественного статуса, но и изменениям в социальных стандартах поведения.
Основные компоненты культуры и ее влияние на экономическое поведение
Экономическую культуру можно определить как совокупность социальных норм и ценностей, являющихся регулятором экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития, способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов на иные формы экономической активности. Авторы этого определения, Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина подчеркивают, что экономическую культуру нельзя рассматривать в качестве отдельной, самостоятельной части культуры, поскольку она представляет собой проекцию культуры в ее широком смысле на сферу социально-экономических отношений.
Экономическая культура – это такое интегративное образование, которое включает в себя направленность энергии и характер развития способностей индивидов и их общностей. Она проявляется и реализуется лишь в деятельности людей, воплощающей те или иные воспринятые, усвоенные, воспроизведенные и заново выработанные образцы культуры.
Экономическая культура включает в себя такие составные части как: знания (когнитивный компонент), умения (содержательно-операционный), самооценку (оценочно-рефлексивный), общение (коммуникации).
Уровень экономической культуры определяется, с одной стороны, состоянием экономической науки, с другой – уровнем экономического образования, которое относится к числу важных общечеловеческих ценностей.
Г. Хофстед полагает, что во многом поведение человека зависит от его ментальных программ (он «запрограммирован» на их реализацию). Под ментальными программами Г. Хофстед понимает «образцы размышлений, чувств и действий». Он выделяет три уровня таких программ: массовая экономическая культура, экономическая культура лиц, принимающих решения на уровне организаций, теоретическая экономическая культура.
Рис. 1. Пирамида экономической культуры
Первый (нижний) этаж пирамиды – массовая экономическая культура. Это – ценности, знания, навыки и представления потребителей, наемных работников, принимающих решение только за себя и за свою семью.
На этом уровне явные знания как элемент культуры практически не оказывают влияния на экономическое поведение, которое обусловлено, в первую очередь, ценностями и навыками. Навыки приобретаются за счет имитации успешных образцов поведения окружающих, причем имитируются они обычно без критического осмысления и оценки. В моменты кризисов социального сознания и резких изменений экономического устройства, когда в обществе идет пересмотр ценностей, такая имитация может стать причиной массового неэффективного поведения, например участия в финансовых пирамидах
Второй этаж пирамиды – экономическая культура менеджеров и руководителей организаций (decision- makers), составляющих управленческое звено организаций. Решения управленцев распространяются уже на десятки, сотни и тысячи людей, которые возложили на них реализацию собственных интересов, делегировав им свое право принятия решений.
Третий (верхний) этаж пирамиды – теоретическая экономическая культура. Это культура профессиональных экономистов, анализируя решения других, профессиональные экономисты сами не принимают решения. Они обобщают и выдают готовые блок-схемы таких решений.
Чем выше мы поднимаемся по пирамиде экономической культуры, тем в большей степени принимаемые решения основываются на теоретических знаниях и тем меньшую роль при принятии решений имеют ценности. Ценности определяют именно массовое экономическое поведение.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Экономическая психология"