Курс лекций по дисциплине "Экономическая психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 16:38, курс лекций

Описание работы

Изложены основные проблемы сознания и по ведения индивида в сфере хозяйственной деятельности. Рассмотрены отношение человека к вещам, деньгам, налогам, предпринимательской деятельности, особенно ста его адаптации к миру экономических явлений и процессов в условиях развития рыночной экономики. Широко использован опыт отечественных и зарубежных специалистов, а также результаты экспериментальных исследований, выполненных автором.

Файлы: 1 файл

конспект лекций экономическая.docx

— 211.66 Кб (Скачать файл)

Дж. Роттер (1966) предложил различать людей по тому, где они преимущественно располагают (локализуют) факторы контроля собственного поведения  и  значимыми  для  них  событиями  (ввел  понятие  «локус контроля»).  Люди  с  преобладанием  внешнего  (экстернального)  локуса  контроля –  экстерналы, склонны считать, что основные значимые события их жизни  определяются  (контролируются)  преимущественно  внешними  обстоятельствами  (благоприятностью  внешних  условий,  влиянием  других людей,  случайностью и т.д.). Свои успехи и неудачи они также склонны объяснять преимущественно внешними по отношению к себе факторами.

Люди  с  преобладанием  внутреннего  (интернального)  локуса  контроля  – интрналы, напротив, полагают, что они сами способны в высокой степени контролировать  значимые  для себя  события  и  склонны принимать  на себя  ответственность  как  за  свои  достижения,  успехи,  так  и  за  неудачи.

Оценивая уровень экстернальности-интернальности с помощью специально разработанного опросника, Д. Роттер и другие исследователи показали, что преобладание экстернального локуса контроля чаще сочетается с такими  качествами  как  конформность,  т.е. уступчивое,  зависимое  поведение,  неуверенность  в  себе,  тревожность.  Люди  с  преобладанием  интернальности отличаются более высокой активностью, независимостью и самостоятельностью, они более уверены в себе, имеют более высокую самооценку и проявляют более высокую ответственность за свое поведение.

Результаты  исследований  подтвердили  также  связь  интернальности  с мотивацией достижения успеха. Эти данные легли в основу гипотезы о том, что предприниматели характеризуются более высоким уровнем интернальности,  чем  профессионалы- не предприниматели,  например,  менеджеры.  Результаты ряда  эмпирических  исследований  (Р.  Брокхаус,  М.  Кетс  де  Врис, Д.  Миллер  и  др.)  подтвердили  эту  гипотезу.  Они  показали  также,  что  менеджеры с более высокими оценками интернальности проявляют более высокую  маркетинговую  активность и  более  склонны  к  нововведениям  в управлении  производством.  В  отечественных  психологических  исследованиях для диагностики локуса контроля наиболее широко используется тест Д. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткинда.

В ситуации выбора  менеджеры часто  действует в соответствии с усвоенными нормами и традициями семейных отношений: «знаю, что нельзя,  но,  может  быть,  не  заметят»,  «если  заметят,  то  попрошу  прощения, объясню ситуацию и простят», «мы же здесь все свои», «я никому не принес вреда», а не как должностные лица, чьи действия должны быть подчинены  закону,  интересам  фирмы,  ожиданиям  партнеров  по  взаимодействию, социальной ответственности.

Психологи выделяют четыре типа отношения людей к ответственности:

Низкая открытость, низкая ответственность: человек не доверяет другим и не берет ответственность на себя, уклоняясь от принятия решения. Тип поведения – «уклонист». 

Высокая  открытость,  низкая  ответственность:  человек раскрывает свою позицию, ее понимание, свои возможности, но ответственность за  принятие решения  перекладывает на  других.  Тип  поведения – «безответственный».

Низкая  открытость,  высокая  ответственность:  человек не раскрывает основания принятия решения, берет всю ответственность на себя, позиция недоверия и недооценки других людей. Тип поведения – «мизантроп».

Высокая открытость, высокая ответственность: человек открыт, следовательно, признает возможности и способности других людей, демонстрирует доверие и рассчитывает на сотрудничество, одновременно готов принять на себя всю полноту ответственности. Тип поведения – «эффективный менеджер».

Иллюстративный пример

Катя –  студентка третьего курса экономического факультета опоздала  на  экзамен  по  психологии.  Думая,  что  экзамен  продлится  долго,  она пришла к часу дня. Экзамен уже закончился, ведомость закрыли, рядом с ее фамилией стоит запись «не явилась», преподаватель ушел. На следующий  день  был  экзамен  у  другой  группы,  но  зам.  декана  не  позволил  ей сдать  с  другой  группой.  Катя  боится,  что  и  другие  преподаватели могут поставить ей плохие оценки, и она не получит стипендию.

Катя вернулась домой в слезах и просит родителей (они у нее врачи) оформить ей бюллетень задним числом. Отец, зам. главного врача, не хочет этого делать и говорит, что это плохо повлияет на дочь. Мать считает, что нужно спасать положение. Как поступит отец в данной ситуации?

Пример типичных решений.

«Уклонист»:  оформляет  больничный  лист,  никого  не  посвящая  в свою проблему.

«Безответственный»:  оформляет  больничный  лист,  не  скрывает своих действий, объясняя давлением со стороны жены и дочери, необходимостью спасать положение, тем, что вреда от этого никакого нет.

«Мизантроп»:  не оформляет больничный лист, предоставляя событиям развиваться своим чередом.

«Эффективный менеджер»:  не оформляет больничный лист, пытается разобраться в ситуации, используя законные средства (например, пересдача  экзамена  возможна, так как установленный  срок  приема  экзаменов – до 16 час. и пр.).

Экономическая деятельность в условиях неопределенности и риска является  одной  из  отличительных  особенностей  предпринимательской деятельности,  поэтому  изучению  отношения  предпринимателей  к  риску посвящено  значительное  число  психологических исследований.  Для  изучения отношения предпринимателей к риску Р. Брокхауз (1982) использовал методику Когана-Уоллача. В ней испытуемым предлагался ряд ситуаций, в которых они должны были сделать выбор между более безопасными (менее рискованными), но и менее привлекательными и более рискованными, но и более привлекательными альтернативами. Например, предлагалось  определить,  при какой  вероятности  сохранения  финансовой  устойчивости компании (шкала вероятности варьирует от 1 до 9 из 10) испытуемый рекомендовал бы некому лицу наниматься на работу. На основании полученных данных Р. Брокхауз сделал вывод о том, что более успешные  предприниматели  характеризуются  предпочтением  умеренного риска.  В  сравнительном  исследовании  менеджеров  и  предпринимателей (руководителей  –  собственников  фирм)  он  обнаружил  отсутствие  значимых различий между ними по отношению к риску. Однако, в сравнении со средними (нормативными) значениями, обе группы показали более высокую склонность к риску. Анализируя результаты этого и других исследований отношения предпринимателей к риску, К.-Э. Вернерид (1988) отмечает,  что  при  исследовании  отношения  к  риску  нельзя  ограничиваться объективно заданными характеристиками рискованности ситуации (вероятность успеха или проигрыша), необходимо учитывать особенности восприятия и оценки степени риска самими субъектами, т.е. предпринимателями.  Эта  субъективная  оценка  во  многом  зависит  от  их  субъективной оценки  благоприятности  условий и  собственных  возможностей  достижения  успеха.  При  высокой  оценке  собственных  способностей  и  усилий предприниматель  может  субъективно  оценивать  ситуацию  для  себя  как менее рискованную, чем она представляется внешнему наблюдателю или исследователю.

К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относятся:

–  в  интеллектуальном  блоке:  компетентность,  комбинаторный  дар, развитое  воображение,  реальная  фантазия,  развитая  интуиция,  перспективное мышление;

–  в коммуникативном блоке: талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения;

–  в  мотивационно-волевом  блоке:  склонность  к  риску;  внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации  и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи.

Профиль  предпринимателя  по  данным  Американской  ассоциации управления имеет следующий вид:

–  поиск  возможностей  и  инициативность  (использует  новые  и  необычные деловые возможности);

–  упорство  и  настойчивость  (готов к  многократным  попыткам;  постоянно корректирует стратегию);

–  готовность к риску (предпочитает ситуации умеренного риска, заботиться, чтобы уменьшить риск и контролировать результаты);

–  ориентация  на эффективность и качество (стремится к совершенствованию стандартов эффективности);

–  вовлеченность в рабочие контакты (принимает ответственность на себя, идет на личные жертвы для выполнения работы);

–  целеустремленность  (ясно  формулирует  цели,  характерно  долгосрочное видение; постоянная корректировка краткосрочных задач);

–  стремление быть информированным (постоянный сбор информации о клиентах и поставщиках, использование личных и деловых контактов);

– систематическое планирование и наблюдение (планирует, разбивая крупные  задачи  на  подзадачи,  следит  за  финансовыми  показателями  и ориентируется на них при принятии решений; разрабатывает и применяет процедуры слежения за выполнением работы);

–  способность убеждать и устанавливать связи (способность к методам убеждения, использует деловые и личные контакты как средства достижения своих целей);

– независимость и уверенность в себе (стремится к независимости от управления и контроля, полагается на себя в случае неудачи, верит в способность решать сложные задачи).

Иллюстративные примеры

Вездесущий Virgin: история успеха хиппи-миллиардера (По материалам интернет-сайтов).

Как  Ричарду  Брэнсону  удалось  за  10  лет  создать  из  музыкального магазина  гигантский  многопрофильный конгломерат  бизнесов,  разбросанных по всем континентам планеты? Virgin Group  –  это самый неформальный конгломерат компаний на планете.  Никто  не  может  с точностью  сказать,  сколько  компаний  в  него входят. По одной версии – 30, по другой – 120, по третьей – 240, а может, и все 400. Говорят, даже сам основатель корпорации Virgin Ричард Брэнсон не в состоянии ответить, сколько деловых инициатив пригрелось под крылом  его  невероятного  мультибренда:  Virgin  Active  (сеть  фитнес-центров),  Virgin  America (местная  авиакомпания в  США),  Virgin  Atlantic Airways  (международная  авиакомпания),  Virgin  Baloon  Flight  (оператор перелетов  на  воздушных  шарах),  Virgin  Blue  (австралийская  авиакомпания),  Virgin  Books  (издательство),  Virgin Brides  (одежда  для  новобрачных),  Virgin  Comics  (изготовление  комиксов),  Virgin  Flowers  (розничная продажа  цветов  в  Интернете),  Virgin  Cosmetics  (бижутерия  и  косметика онлайн), Virgin Digital (музыкальный магазин онлайн), Virgin Drinks (про-изводство напитков Virgin Cola и Virgin Vodka)… Мы добрались до четвертой буквы, а впереди еще весь алфавит! Согласитесь – впечатляет.

Один из наиболее часто задаваемых Брэнсону вопросов о Virgin касается того, есть ли пределы расширению их бренда. Ведь присваивая марку Virgin такому широкому ассортименту изделий и услуг, Брэнсон серьезно рискует.  Он  отвечает на  это, что  до тех  пор, пока  риску  не  подвергалась целостность бренда, он растяжим до бесконечности.

Сэр Ричард Брэнсон представляет собой уникального бизнесмена. Он славится своим нестандартным мышлением и ошеломляющими поступками в бизнесе и в обычной жизни.

Как все начиналось.

Ричард Брэнсон родился 18 июля 1950 года в Лондоне. Из-за дислексии учеба в школе давалась ему очень тяжело. В возрасте пятнадцати лет он  начал  два предприятия, которые потерпели полную  неудачу:  выращивание  рождественских  елей  и  разведение  волнистых  попугайчиков.  Не прочитав ни одной книжки (по причине все той же дислексии), он в 16 лет берется за издание собственного журнала «Студент». В 1967 году Ричард

Брэнсон наконец-то закончил учебу в школе. Напутственные слова директора были такими: «Поздравляю Ричард, я думаю, что либо ты отправишься в тюрьму, либо станешь миллионером».  В январе 1968 года вышел первый номер журнала Student.

В одной из своих биографических книг Ричард Брэнсон пишет: «Старинный  рецепт  кроличьего  пирога  гласит:  «Сначала  поймайте  кролика». Обратите  внимание  –  в  нем не  сказано:  «Сначала  купите кролика»  или  – «Сидите  и  ждите,  пока  кто-нибудь  его  вам  принесет».  Подобные  уроки, которые преподавала мне мама с самого раннего детства, и сделали меня самостоятельным  человеком.  Они  научили  меня  думать  своей  головой  и браться за дело самому. Нынешняя молодежь нередко ждет, когда ей всё поднесут  на  блюдечке.  Возможно,  будь  остальные  родители  похожи  на моих, мы все стали бы энергичными людьми».

Журнал  «Студент»  плавно перетек в  почтовую  торговлю музыкальными кассетами Virgin Mail Order Records, которая, в свою очередь, привела к открытию магазинов того же профиля.

Вскоре  после  этого  Брэнсон  запустил  звукозаписывающий  лейбл Virgin  Records,  который  открыл  миру  таких  музыкантов,  как  Майк  Олдфилд, Sex Pistols, Culture Club.

В  1983  году  появляются  новые  компании,  такие  как  Virgin  Vision (кинопродукция),  Virgin  Developments  (розничная  торговля  и  недвижимость,  разработки  по  этой  теме)  и  Virgin  Games  (компьютерные  игры).

Кроме  этого,  Virgin  становится  хозяйкой  ночного  клуба  Venue.  Все  эти компании  были  достаточно  маленькими  и  являлись  лишь  небольшой  частью консорциума Virgin, сердцем которого была музыка.

Хиппи в душе.

Пик популярности движения хиппи пришелся на 1967. Рабочий день Ричарда, как он сам рассказывает в своей автобиографии «К черту все! Бери и делай!», был в то время достаточно интересным. Брэнсон, лежа на кровати, общался с молодежью или рекламодателями журнала Student, а в перерывах занимался сексом с подругами. Позднее выручки от Virgin Mail Order Records и магазинов за глаза хватало на пиво, вагоны наркотиков и развлечения с девчонками под грохочущую музыку, и ни о чем другом длинноволосый хиппи в то время не помышлял даже в самых своих дерзких мечтах.

По  мере  роста  корпорации  Virgin  более  разнообразными  и  дорогостоящими становились и развлечения ее основателя.  Начиная с 1985 года Ричард Брэнсон предпринял несколько попыток побить мировые рекорды по скорости пересечения водных и воздушных пространств на судах и воздушных шарах.  Он  получил  Голубую  ленту  Атлантики  за  самое  быстрое пересечение  Тихого  Океана  на  собственном  судне  Virgin  Atlantic Challenger II. В январе 1991 года Брэнсон побил мировой рекорд и пересек Тихий океан от Японии до Арктической части Канады (10800  км) на воздушном шаре со скоростью 392 км/ч.

Все  компании  Virgin  Group  объединены  не  только  фигурой  отца-основателя  и  торговой  маркой  Virgin,  но  и  общей  корпоративной  фанк-культурой:  никаких  костюмов  и  галстуков,  никаких  формальностей  в  отношениях между  подчиненными и руководителями (все на «ты», все хлопают друг друга по спине и пьют пиво чуть ли не на рабочем месте), никаких заседаний правления, а вместо бюрократической рутины и бумагомарания  –  сплошная  творческая  самореализация  персонала.  Рядовая  стюардесса, которая поделилась с Брэнсоном своим представлением о гардеробе новобрачных, уже через день возглавила быстренько учрежденную по такому случаю Virgin Brides.

В  настоящее  время  Ричард  Брэнсон  совместно  с  основателем Microsoft Полом Алленом работают над проектом Virgin Galactic. В рамках проекта в США строится космическая станция, которая уже в ближайшее время будет отправлять всех желающих в космос за «смешные деньги».

Природа гения

Профессор  Чикагского  университета  Дэвид  Гэленсон  начал  с  того, что исследовал творческую карьеру 42 американских художников, живших примерно в одно время. Для каждого из художников он построил график, где горизонтальная ось обозначала возраст, а вертикальная – стоимость работ, согласно данным аукционов. Развесив на стене 42 графика, профессор экономики  увидел,  что  все  они  делятся  на  две  группы.  В  первом  случае пик  стоимости  работ  художников  приходился  на  начало  карьеры,  после которого следовал постепенный спад.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Экономическая психология"