Курс лекций по дисциплине "Экономическая психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 16:38, курс лекций

Описание работы

Изложены основные проблемы сознания и по ведения индивида в сфере хозяйственной деятельности. Рассмотрены отношение человека к вещам, деньгам, налогам, предпринимательской деятельности, особенно ста его адаптации к миру экономических явлений и процессов в условиях развития рыночной экономики. Широко использован опыт отечественных и зарубежных специалистов, а также результаты экспериментальных исследований, выполненных автором.

Файлы: 1 файл

конспект лекций экономическая.docx

— 211.66 Кб (Скачать файл)

Во-первых, могут возникнуть чисто психологические противодействия (необходимость разделять работу и дом). Распространение надомной работы  ведет  к  развитию  внутрисемейных  конфликтов.  Человек  за  компьютерным терминалом физически присутствует дома, но оторван от контактов  со  своей  семьей,  что  нередко  воспринимается, как  нежелание  общаться с членами семьи.

Во-вторых,  затрудняется  использование  таких  высокоэффективных методов, как проектная группа с взаимным контролем и организация  труда,  основанная  на  личном  общении,  формальном  и  неформальном давлении.

В-третьих, статус домашней работы при сложившейся системе ценностей невысок. При такой организации труда исчезают возможности роста карьеры.

Электронный  бизнес  –  это  «преобразование  ключевых  бизнес-процессов  с  использованием  технологий  Internet,  что  позволяет  достичь большей эффективности в работе».

Под  электронной  коммерцией  подразумеваются любые формы  сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется с применением возможностей  информационных  и  телекоммуникационных  технологий систем и сетей.

Использование электронных форм коммуникации позволяет существенно снизить затраты на организацию и поддержание всей инфраструктуры бизнеса. Отпадает необходимость в торговых залах, функции которых выполняют интернет-магазины. Снижаются затраты на рекламу и обслуживание и, как следствие, цена на товар.  Снижается время на оформление и  выполнение  заказа.  Появляется  возможность  непрерывного  контроля  заказов,  а  также  до-  и  послепродажного  обслуживания.  Возможна персонализация обслуживания клиента. Расширяется рынок сбыта товаров и услуг для продавца и возможности выбора для  покупателя.  Появляются принципиально новые возможности для маркетинга. Создаются новые направления бизнеса.

Электронный  бизнес  является  наиболее  общим  понятием.  В  него входят  любые  формы  взаимодействия  между  субъектами  рынка  при  помощи цифровых технологий:

• обмен информацией;

• проведение маркетинговых исследований;

• установление контактов, например, между потенциальными заказчиками  и  поставщиками;  пред-  и послепродажная  поддержка,  например, представление подробной информации о    продуктах и услугах, документации, ответов на вопросы заказчиков и т.д.;

• продажа товаров и услуг;

• электронная  оплата,  в  том  числе  с  использованием  электронных платежных систем;

•  распространение продуктов,  включая  как  управление доставкой и ее отслеживание для  физических продуктов, так и непосредственную  доставку  продуктов,  которые  могут  распространяться  электронным путем;

•  возможность организации виртуальных предприятий  –  группы отдельных специалистов или даже независимых компаний для ведения  совместной  коммерческой  деятельности;  осуществление  бизнес-процессов, совместно  управляемых компанией и ее торговыми партнерами.

Электронная коммерция является только одной из составных частей электронного  бизнеса,  которая  ограничивается  проведением  сделок  при помощи  электронных  систем,  например,  продажа  товаров  или  оказание услуг через Интернет.

Принято  выделять  пять  направлений  электронной  коммерции:  бизнес – бизнес (business-to-business,  B2B);  бизнес –  потребитель (business-toconsumer  (customer),  B2C);  потребитель  –  потребитель  (consumer (customer)-to-  business-to-consumer  (customer)  C2C); бизнес  –  администра-ция  (business-to-administation,  B2A);  потребитель  –  администрация  (consumer (customer)-to-administration, C2A).

Наиболее  перспективным  Internet-проектом  «новой  экономики»  является В2В-сегмент (business-to-business, или предприятие – предприятие), а именно, создание корпоративных систем электронного бизнеса (для работы с поставщиками, посредниками), а также отраслевых торговых площадок, Internet-бирж и т.п.

Электронный сегмент B2G (business-to-goverment, или предприятие –государство) предназначен для торговых операций между предприятием и государством  (любым  правительственным органом).  Этот  вариант  электронного  бизнеса  перспективен  при  организации  тендерных  закупок  лекарственных  средств  для  государственных  потребностей.  Выходу  предприятия на международные рынки способствует В2Е-сегмент (business-toeconomy, или предприятие – экономика).

Сейчас  выделяется  шестая  форма  ведения  электронного  бизнеса  –схема  «равный-равный»,  Р2P  (Рartner-to-Рartner)».  Бизнес-отношения в  Интернете  строятся  между  партнерами,  находящимися  в  равном  положении.  Коммерческий  потенциал  P2P  хотя  и  не  столь  высок,  как  у  B2B или B2C, однако довольно перспективен. Основу P2P составляют онлайновые аукционы.

В Интернете насчитывается около 1000 Web-сайтов, занимающихся аукционной  деятельностью,  среди  которых  несомненный  лидер  –  eBay, где проходит 76% всех торгов, а также Yahoo! –  12%, Amazon –  8% и, ко-нечно, Sothebys.

Существуют следующие схемы проведения онлайновых аукционов.

Стандартный (английский) аукцион. Используется открытый формат предложений:  все  покупатели  знают  о  предложениях  друг  друга.  Продавец назначает  начальную  цену  лота, и  покупатели  вступают  в  конкурентную борьбу, постепенно повышая стартовую цену (обычно на 3%). Побеждает тот, кто на момент окончания аукционных торгов предложил больше о стальных.

Голландский  аукцион.  Прямая  противоположность  английскому: используется  открытый  формат предложений,  но  торги  начинают с  явно завышенной,  неприемлемой  для  покупателей  цены,  которая  последовательно понижается, пока один из покупателей не согласится ее принять.

Аукцион одновременного предложения  (first-price sealed bid). Используется закрытый формат предложений: все покупатели одновременно назначают  цены  в  письменной  форме,  причем  никто  из  них  не  знает  о предложениях остальных. Победителем выходит тот, кто предложит максимальную цену. 

Помимо  широких  возможностей  торговли  Интернет  предоставляет значительные преимущества для осуществления многих видов коммерческой деятельности,  особенно в  сферах  банковских,  брокерских  и  страховых услуг.

 

Психологические аспекты предпринимательства

 

Одна  из  трудностей  определения  предпринимательства  состоит в том, что это слово является одновременно и общеупотребительным термином, и научным понятием. В первом случае его содержание может быть раскрыто, исходя из его толкования в словарях и энциклопедиях.

В  широком  смысле  понятие  предпринимательство  имеет  не  только экономическое (производство товаров и услуг с целью получения прибыли),  но  и  психологическое  содержание.  Предпринять  что-либо  –  значит сделать  инициативное,  упреждающее  действие,  проявить  активность  до того, как будут четко определены ее условия и последствия. Способность к  регулярному  и  успешному  осуществлению  такого  рода  активности, предполагающей  умение  быстро  принимать  и  реализовывать  решения  в условиях  неопределенности,  в  повседневном  языке  называется  предприимчивостью.

Таким  образом,  предпринимательство  есть  особый  вид  экономической деятельности, предполагающей наличие у ее субъекта особых психологических  качеств.  Раскрытие  этих  особых  психологических  качеств и является главной задачей психологии предпринимательства.

Й.  Шумпетер определял  предпринимателя  как  ключевую  фигуру развития  экономики.  Основной  задачей  предпринимателя  является  нарушение равновесного  состояния в экономике  и  перевод  ее в новое равновесное состояние, разрешение многочисленных противоречий в экономике (между статикой и динамикой, традициями и нововведениями, спросом и предложением и т.д.), создание новых комбинаций факторов производства и экономики.

Ф.  фон  Хайек  обратил  особое  внимание  на  такие  отличительные черты  предпринимательской  деятельности  как  жесткую  конкурентную борьбу между предпринимателями и стремление к поиску новых возможностей получения прибыли.

П. Друкер в своей концепции предпринимательского общества обратил внимание на то, что предпринимательство как инновационная активность,  связанная  с  использованием  имеющихся  возможностей  с  максимальной выгодой, не ограничивается только сферой экономики, но может

проявляться в самых разнообразных сферах социальной деятельности.

При анализе экономических функций предпринимательства в одних случаях подчеркивается роль предпринимателя как хозяйственного субъекта, осуществляющего функции оптимальной комбинации наличных ресурсов  (финансовых,  человеческих,  организационных,  информационных и т.д.) для удовлетворения спроса и извлечения дохода, в других  –  основная  экономическая  функция  предпринимателя  определяется  как  поиск и создание новых возможностей и комбинаций в экономике. В последнем случае принято говорить об инновационном предпринимательстве, чтобы разграничить функции изобретателя,  с одной стороны, и функции традиционного менеджера – с другой.

В  современной  литературе  по  менеджменту  (Мескон  и  др.,  1992, Друкер,  1992)  выполнение  предпринимательских  функций,  связанное  с развитием управления, проведением организационных нововведений, созданием новых видов товаров и услуг и т.д., рассматривается как отличительная особенность эффективного, инновационного управления, и в этой связи используются термины предпринимательского управления и корпоративного  или  внутреннего  предпринимательства.  Владение  собственностью  и  персональная  ответственность  за  риски  не  рассматриваются  как необходимые  признаки  предпринимательства.  При  таком  подходе  формально-статусные  различия  между  менеджерами  и  предпринимателями фактически стираются.

В рамках структурного подхода, напротив, делаются попытки более или менее четкой социальной идентификации предпринимателей как особой социальной группы, что совершенно необходимо для включения этого феномена  в  разряд  объектов  эмпирических  социальных  и  психологических исследований.

С юридической точки зрения предпринимательство определяется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке. Такое, достаточно широкое, определение предпринимательства фактически включает в себя все виды деловой активности (бизнеса) за исключением наемного труда.

Исследования  мотивации  предпринимательской  деятельности.

Американский  психолог  Д.  Макклеланд,  развивая  теоретические  идеи  и эмпирические подходы исследований мотивации достижения Х. Мюррея, провел серию экспериментов, объектами которых выступали как студенты учебных заведений, так и предприниматели. Этот опыт, описанный в его книге «Общество достижения» (1961), явился одной из первых серьезных попыток  использования  теории  и  методов  психологической  науки  при анализе и решении проблем экономического развития. Основная идея Д. Макклеланда  заключалась  в  том,  что  отличительной  психологической особенностью  предпринимателей  является  более  высокий  уровень  мотивации достижения, которую он определял как соревнование с некими  существующими стандартами. Мотивация достижения проявляется при следующих условиях: 

–  ситуация  поведения  индивида  характеризуется  наличием  определенных стандартов, по которым оценивается успешность или не успешность решения индивидом поставленных задач;

–  индивид  рассматривает  себя  в  качестве  субъекта,  ответственного за результаты своего поведения;

–  достижение успеха в решении задачи не является заранее предрешенным, но связано с определенным уровнем риска.

С  помощью  специально разработанных ключевых категорий  экспериментаторы анализировали содержание рассказов, фиксируя частоту тех, которые  свидетельствуют  о  проявлении  мотивации  достижения  успеха.

Получаемый в результате индекс (n-Ach – от англ. achiеvement – достижение) служил количественной оценкой степени выраженности мотива. После длительной серии лабораторных экспериментов Д. Макклеланд и его сотрудники (Д. Аткинсон, Д. Винтер) пришли к выводу о том, что индивиды с высоким уровнем мотивации достижения вели себя как успешные, рациональные  предприниматели.  Они  устанавливали  для  себя  средний уровень трудности задач и стремились к достижению максимального успеха в их решении.

Кроме того, для них были характерны: позитивное отношение к ситуации достижения; стремление к решению интересных, достаточно сложных, но реально выполнимых задач; уверенность в успешном решении задачи; высокая настойчивость в достижении поставленной цели; стремление к разумному риску и отсутствие интереса к сверхсложным и очень простым задачам; интерес к ситуации соревнования с другими индивидами и активный  поиск  информации  о  своих  результатах;  проявление  активности,  решительности и ответственности за результат в неопределенных ситуациях; повышение уровня притязаний при достижении успеха и его снижение при неудаче. На основе полученных результатов Д. Макклеланд выдвинул гипотезу о том, что предприниматели (люди, достигшие успехов в бизнесе) имеют более высокую потребность в достижении успеха, чем профессионалы –  не предприниматели. Результаты эмпирических исследований, проведенных в ряде стран, подтвердили это предположение.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Экономическая психология"