Курс лекций по дисциплине "Экономическая психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 16:38, курс лекций

Описание работы

Изложены основные проблемы сознания и по ведения индивида в сфере хозяйственной деятельности. Рассмотрены отношение человека к вещам, деньгам, налогам, предпринимательской деятельности, особенно ста его адаптации к миру экономических явлений и процессов в условиях развития рыночной экономики. Широко использован опыт отечественных и зарубежных специалистов, а также результаты экспериментальных исследований, выполненных автором.

Файлы: 1 файл

конспект лекций экономическая.docx

— 211.66 Кб (Скачать файл)

Ими  обусловлены  стимулы  и  конкретные  поведенческие  ограничения, специфика экономической деятельности и ее результаты. Благодаря этому в одних и тех же экономических условиях и под влиянием одной и той же экономической  политики  различные  группы,  принадлежащие  к  разным культурам, могут развиваться по-разному.

Структура и функции экономической культуры.

По  мнению  Кондрашова  В.А.  и  Королева  В.К.,  на  феноменальном уровне  сущность  экономической  культуры  проясняет  рассмотрение  ее структурных элементов, как ценностей, формирующих способ экономической деятельности.

К первой, собственно культурологической, группе можно отнести:

–  трудовую этику: отношение к труду, богатству и бедности, накоплению, собственности; ценностные ориентиры труда;

– трудовые обычаи, традиции, ритуалы, архетипы, нормы, идеалы;

– символы, выражающие смысл экономической деятельности, ее цели;

–  характер  взаимодействия  традиций  и  новаций  в  экономической жизни;

–  способы  трансляции  позитивного  экономического  поведения  и борьбы с негативным.

Вторая, ментальная, группа может быть представлена:

–  экономическим мышлением, его принципами, методами осмысления экономических проблем;

– ориентацией и содержанием экономических знаний;

–  трудовой  ментальностью  –  особенностями  обыденного  сознания людей, занимающихся экономической деятельностью. Она выступает как иерархия идей, мнений, воззрений на экономику, как относительно целостная и устойчивая совокупность навыков интеллектуальной  деятельности,  реализуемых  в  хозяйственной,  трудовой жизни.

В третью, социально-психологическую, группу входят:

–  экономические  потребности,  интересы  различных  социальных групп, людей, их общественный баланс;

–  мотивы экономической деятельности, коренящиеся в условиях образа жизни, система ее стимулов;

–  ориентации,  установки,  стереотипы  экономического  поведения людей, получающие одобрение общества, а также осуждаемые им;

–  модели  экономического поведения,  пропагандируемые  государством, или существующие спонтанно;

Рассмотрение  структуры  экономической  культуры  с  необходимостью предполагает характеристику ее  функций. В их систему входят следующие.

Первой  является  адаптивная  функция:  экономическая  культура  дает человеку  возможность  естественно  войти  в  хозяйственную  жизнь  своего общества,  обеспечивает  стабильность  экономической  деятельности  путем сохранения норм необходимого экономического поведения, его феноменов.

Вторая  функция  экономической  культуры  –  инновационно-преобразовательная  (интенциональная).  Она  воплощается  обновлением системы  мотивации  субъектов  экономической  деятельности,  ее  конкретного  стимулирования  ценностями,  опосредованно  влияющими  на  развитие экономики.

Организационно-регулятивная  (установочная)  функция.  Экономическая культура регулирует, упорядочивает, налаживает отношения между людьми в процессе экономической деятельности, в ней осуществляется  институционирование  норм,  необходимых  для  экономической  жизни общества.

Аксиологическая. Эта функция состоит в оценке тех или иных явлений  экономической  жизни  с  точки  зрения их  соответствия  базовым  экономическим  ценностям  (образцам,  стереотипам),  и,  тем  самым,  нравственной легитимизации хозяйственной деятельности, ее приемлемости для большинства населения.  Особенно  явно  эта роль  проявляется в  переходных  процессах,  ломающих  старую  систему  ценностей  и  формирующих новый жизненный мир.

Коммуникативно-интегративная  функция.  Она  обеспечивает  «горизонтальную»  устойчивость  экономической  структуры  общества  путем формирования  на  основе  общих  ценностей,  норм  и  т.п.  социально-экономических  групп,  имеющих  свои  цели  хозяйственной  деятельности, субкультуры.

Трансляционная функция. Прежде всего, через экономическую культуру  происходит  передача  от  поколения к  поколению  исторически  конкретных возможностей и способностей участвовать в хозяйственной жизни общества на основе его традиций, обычаев. Эта "типическая" функция обеспечивает преемственность экономической деятельности, от производства до потребления.

Виды экономической культуры по области поведения.

Экономическая  культура  включает  в  себя  четыре  основных  типа культуры, выделенных по критерию объекта: трудовая культура, инвестиционная,  или  сберегательная  культура,  потребительская  культура,  предпринимательская культура.

Содержание  экономической  культуры  отражает  проекцию  общей национальной или региональной культуры на хозяйственную сферу.

Сущность этой проекции  составляет ценностно-мотивационная система как сложный механизм  воплощения общих ценностей в конкретные, как правило, материальные мотивы и стимулы.

Экономические мотивы относятся к накоплению богатства, конкуренции, эгоизму и альтруизму, погоне за прибылями, склонности к риску и сделкам, имеют экономическую направленность.

Мотивы накопления.

Автор «основного психологического закона» Дж. Кейнс, сопоставляя побудительные силы мотивов потребления и мотивов  сбережения,  отмечает,  что  обычно  побуждение  к  удовлетворению неотложных нужд человека и его семьи по силе воздействия на поведение превосходит побуждение  к  накоплению.  Им  выделяются  следующие мотивы сбережения или, в его терминологии, «воздержания от расходов»:

•  осторожность  (создание  резерва  на  случай непредвиденных  обстоятельств в условиях конкуренции);

• предусмотрительность (учет того, что в будущем соотношение между доходами и расходами изменится в худшую сторону из-за потребности  обеспечить старость,  дать  членам  семьи  образование,  содержать  иждивенцев);

• расчетливость (стремление обеспечить себе доход в форме процента или предполагаемого увеличения ценности имущества в будущем, так как люди часто отдают предпочтение большему потреблению в будущем по сравнению с меньшим потреблением в настоящем);

• стремление к лучшему (мотив, основанный на широко распространенном  подсознательном  желании  видеть  в  будущем  постепенное  повышение  своего  жизненного  уровня,  возможности  увеличения  своих  будущих расходов,  даже  в  том  случае,  когда  сама возможность пользоваться благами может убывать);

•  стремление  к  независимости  (финансовая  независимость  предоставляет человеку больше личностной свободы);

•  предприимчивость как обеспечение свободы для спекулятивных и коммерческих операций, как желание обеспечить ресурсы для осуществления дальнейших капиталовложений, не прибегая при этом к долгам или к помощи рынка капиталов;

• желание оставить наследникам состояние;

•  чувство скупости как таковое, когда человеком движет ни на чем не основанное стойкое предубеждение против самого акта расходования.

Мотивы инвестирования.

Это  –  чрезвычайно  сложные  и  противоречивые,  по  мнению  Дж. Кейнса, мотивы. Они претерпели существенные изменения после отделения управленческих функций от собственности на капитал. Если до этого в основе иерархии мотивов лежало отношение к бизнесу как к жизненному  призванию, творческой  самореализации,  то  после  отделения  управления  от  собственности  коммерческие сделки  через  фондовые  и  валютные биржи  создают  почву  для  очень  динамичной, противоречивой и  неоднозначной мотивации (получение дохода, азарт, риск).

В ходе своей рефлексивной игры каждый стремится раньше  угадать не действительную цену будущих доходов (это невозможно на бирже), не мнение других об этом, а «среднее мнение относительно того, каково будет среднее мнение».

Когда же речь идет о частном инвестировании населения, на первый план  выступает  фактор  доверия.  «В  экономической  жизни,  –  писал В.М. Бехтерев (ссылаясь на Н.Н. Головина), – закон спроса и предложения не является единственным ее руководителем. Наряду с ним во всех случаях  имеет  силу  и  фактор  доверия,  значение  которого  с  особенной  силой выдвигается в период экономических потрясений. В этих случаях доверие играет даже большую роль, нежели экономические факторы».

Социально-экономические  исследования  показали,  что  некоторые семьи  сберегают,  чтобы  сделать  крупные  покупки,  превышающие  по стоимости размер мобильного дохода. Сбережения также осуществляются в  целях  будущих  потребностей  домохозяйства  и  как  запас  на  непредвиденный  случай.  Ни  один  из  рассмотренных  выше  мотивов  не  является особенно чувствительным к процентной ставке по вкладам. Е.М. Абрамовой  и  Л.Н.  Овчаровой  была  предложена  следующая  типология  сберегательных мотиваций населения.

1.  Ориентирование сбережений  только на текущее потребление.

2.  Создание сбережений  с целью резерва на непредвиденный  случай.

3.  Формирование  сбережений  с  целью  приобретения  дорогих  предметов  (покупка  товаров  длительного  пользования:  строительство,  ремонт  или  покупка  жилья,  дачи,  гаража;  покупка  транспортных средств и их ремонт).

4.  Мотивы сбережений, ориентированных на будущие потребности семьи и расходы, связанные со здоровьем и проведением досуга (образование, отдых, спорт, оздоровление, лечение, помощь детям).

5.  Комбинация  из  сберегательных  ориентации  третьей  и  четвертой  групп, стремление иметь запас  денежных средств, чтобы израсходовать их по мере необходимости.

6.  Мотивы  накапливать  и использовать сбережения с инвестиционными  целями  (для  предпринимательской  деятельности,  приобретения акций и ценных бумаг, как источник дополнительного дохода).

Сбережения, обслуживающие последнюю группу мотивов, характеризуются  более  высокой  эластичностью относительно  инструментов  инвестиционного  регулирования;  обслуживающие  третью,  четвертую  и  пятую  группы  достаточно  чувствительны  к  изменениям  в  инвестиционной сфере, а сбережения двух первых групп практически не реагируют на инвестиционную политику.

В последние годы склонность к сбережению становится все более выраженной,  а  в  регионах- донорах  значительному  числу  семей  (свыше  30%) присущи инвестиционные предпочтения в использовании сбережений.

Однако склонность к сбережению не ведет к автоматическому росту организованных  сбережений,  которые  являются  инвестиционным  ресурсом. Пока доверие населения к власти и финансовым институтам не будет восстановлено, население предпочтет держать значительную часть сбережений  в  наличной  форме  и  воздерживаться  от  их  размещения,  либо  их предпочтения, связанные с размещением, будут отличными от ожиданий государства.

Мотивы труда и потребления.

По  мнению  А.  Маршалла,  самым  устойчивым  мотивом  трудовой деятельности  человека  является  желание  получить  материальное  вознаграждение  за  работу.  Полученная  плата  может  расходоваться  на  самые разнообразные цели в зависимости от того, каков сам человек (потребление  –  исключительно психологизированный аспект экономического поведения). Цели расходов могут быть возвышенными и эгоистичными, но побудительным мотивом, считает А. Маршалл, всегда будут деньги.

Это создает предпосылки для того, чтобы стремления, склонности, мотивы  или  побудительные  силы  человека,  недоступные  непосредственному измерению,  измерить  косвенно,  через  внешние  их  проявления,  выступающие в денежной форме. Сумма денег, ради которой человек готов выполнять утомительную работу, как- то характеризует меру готовности преодолеть тяготы труда. Сумма денег, которую человек готов отдать за вещь или услугу, соотносима с силой побудительных сил, толкающих на их утрату.

Одна из современных классификаций мотивов труда включает три вида побуждений заниматься трудом:

–  побуждения  общественного  порядка  (осознание  необходимости приносить  пользу  обществу,  оказывать  помощь  другим,  нежелание прослыть тунеядцем);

– получение материальных благ для удовлетворения материальных и духовных потребностей;

–  удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации.

 

Психологические аспекты экономических решений

 

Решение  –  это  выбор,  осуществляемый  из  нескольких  вариантов.

В аспекте экономической психологии мы делаем выбор между рациональным и эмоциональным поведением. Необходимо учитывать влияние психологических факторов в принятии экономических решений.

Феномен индивидуального принятия решения  заключается  в огромном  влиянии персонального угла зрения. На данном этапе мы попадаем в многочисленные ловушки восприятия, т.к.  восприятие  –  это  субъективная интерпретация ситуации.

Ментальные  ловушки –  это  накатанные  и  привычные  пути,  по которым  мучительно  и  безрезультатно  движется  наша  мысль,  сжигая невероятные объемы нашего времени, высасывая энергию и не создавая никаких  ценностей  ни  для  нас  самих,  ни  для  кого  бы  то  ни  было.  Мы попадаем в них автоматически, не принимая никаких сознательных решений.  И чтобы избавиться от них, необходимо научиться их распознавать.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Экономическая психология"