Курс лекций по дисциплине "Экономическая психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 16:38, курс лекций

Описание работы

Изложены основные проблемы сознания и по ведения индивида в сфере хозяйственной деятельности. Рассмотрены отношение человека к вещам, деньгам, налогам, предпринимательской деятельности, особенно ста его адаптации к миру экономических явлений и процессов в условиях развития рыночной экономики. Широко использован опыт отечественных и зарубежных специалистов, а также результаты экспериментальных исследований, выполненных автором.

Файлы: 1 файл

конспект лекций экономическая.docx

— 211.66 Кб (Скачать файл)

Попытки описать типы личности и характерные признаки поведения в зависимости от того, как люди относятся к деньгам, предпринимались в классические исследованиях (Lewis A.,Webley P.  Furnham A. The new economic mind the social Psychology of economic behavior New York, 1995).

Первым разработал самую простую денежную типологию личности Н. Форман (1987). С его данными хорошо согласуются сведения Х. Голдберга  и  Р.  Левиса.  Типология  легко  дополняется  новыми  типами,  выявленными в процессе жизненных наблюдений и специальных исследований

Классификация «денежных» типов личности.

Скряга. Увлекательно  само  по  себе  накопление  денег. Присущ  страх  потери,  недоверия  к  окружающим.  С помощью  денег  обретает  чувство  защищенности, безопасности.

Транжир. Бесконтрольно  расходует  деньги,  особенно  в  периоды  депрессии,  появляется  ощущение  своей  незначительности, отверженности. Такое поведение  –  часто неосознаваемая отдушина. Деньги имеют терапевтический  смысл,  являются  символом  защиты,  безопасности.  Они  делают  человека  более  здоровым  и  счастливым. Часто это люди с низкой самооценкой, уверенные в  том, что деньги ее повышают. Однако удовольствие от владения деньгами носит временный характер.

Денежный мешок. Захвачен  деньгами,  которые  рассматривает,  как лучший способ добиться высокого статуса и одобрения окружающих. Деньги для него  –  источник силы, обеспечивающий власть.

Торгаш. Испытывает  ощущение  превосходства  над  другими, когда удается купить вещи за меньшие суммы. Раздражается,  если  приходится  платить запрашиваемую цену.

Игрок. Бодр  и  оптимистичен,  когда  принимает  вызов, получает  выигрыш  или  проигрыш  от  игры.  Деньги для него – символ свободы.

Коллекционер. Деньги  представляют  ценность  как  предмет  искусства.  Хорошо  понимает  их  стоимость  в  этом смысле. По типу деятельности ближе всего к «торгашу». По профессии может быть кем угодно, нередко коллекционирование становится основным занятием.

Абстракционист. Безразличен  к  деньгам,  накоплению,  покупкам. Охотно  поручает  распоряжаться  заработанными  деньгами близким людям, высвобождая время для работы. Часто встречается среди работников творческого труда.

Конкретик. Человек,  для  которого  деньги  представляют вполне  осознанную  и  определенную  ценность. Недостаток  денег  воспринимает  трагически. Придерживается этики вещизма и накопительства.

Завистник. Завистлив  и  неприязнен  к  преуспевающим  людям,  не  способен  взять  на  себя  ответственность  за свои  неудачи.  В  случае  денежной  удачи,  кичлив  к тем, кто имеет меньше денег.

Паразит. Готов  жить  на  подачки,  не  несет  ответственности ни за кого и ни за что. Представитель социальных низов.

Фальшивомонетчик. Ярко  выраженная  наклонность  получения  выгоды путем обмана. Необязательно богатый человек.

В  наше  время в  связи  с тенденцией повсеместного  развития  торговых точек типа супермаркет и гипермаркет одним из доминирующих типов денежного поведения становится ониомания (от греч. onios –  для продажи,  mania –  безумие) –  непреодолимое  желание  что-либо  покупать,  не обращая  внимания  на  необходимость  и  последствия.  В  просторечие  это явление получило название шопинголизм (или шопоголизм).

Шопинголизм  достаточно  нов  и  молод.  Он  получил  повсеместное распространение  в  ХХ  веке  с  появлением  супермаркетов  и  распродаж.

Сейчас  шопинголизм  расширяет  свои  границы  со  скоростью  эпидемии. Этому  способствует  и  обилие  рекламы,  устроенной  по  принципу  «мы продаем не продукт, мы продаем счастье»,  и передачи, посвященные исключительно  приобретениям  знаменитых  людей,  и  легкость  получения потребительских кредитов. По мнению специалистов, чаще всего ониомания развивается у женщин на почве недостатка внимания, чувства одиночества и внутренней пустоты, потребности в признании и любви, а также в период депрессии из-за потери партнера, но есть  и другие причины, которые, так или иначе, способствуют проявлению этого (и не только у женщин). При этом психологи выделяют также различные типы  шопинголизма:

Жажда адреналина. Адреналин  –  это  гормон,  но  организм  к нему быстро привыкает и начинает нуждаться во все больших  дозах. Но не только: в магазине мы тоже получаем дозу адреналина  –  в бонус  ко  всем  вещам  и  сувенирам,  которые  покупаем.  Поэтому  нам  так  и  хочется  получить свою дозу еще и еще.

Иллюзия власти. Помимо  власти над вещами, которые переходят  в  твою  собственность,  ты  завладеваешь некоторыми  атрибутами  власти  от  продавцов уважение,  услужливое  обращение,  льстивые похвалы:  «Ах,  вам  так  идет  эта  кофточка», «Как хорошо на вас сидит!  Отличная у вас фигура»…  То  есть  ты  имеешь  контроль  над  вещами, тебе «поклоняются» продавцы, тебя радует  владение  вещами  и  радостной  тяжестью ощущаются фирменные пакеты с покупками

Иллюзия свободы и контроля над своей жизнью. Шопинг снимает у шопоголика депрессию и тревогу, повышает самоуважение и уверенность в  себе.  Зависимый  от  покупок  индивид  может себе  позволить  то,  что  сейчас  захотелось,  а  не то,  что  рекомендовали  или  что  просто  необходимо.  И  человек  получает  ощущение  свободы от покупок, даже если вещи ему не нужны.

Классификация шопоголиков по манере поведения.

Спонтанный. Человек идёт в магазин купить что-то действительно  нужное,  а  пару  не  очень  нужных штуковин прихватывает «просто случайно».

Осознанный. Так снимается стресс: человек сознательно заворачивает в торговые ряды, что бы «развеяться».

Целеустремленный. Человек сам не знает, как его ноги занесли в  супермаркет  и  как  он  умудрился  накупить вот это всё и истратить всю зарплату.

Классификация шопоголиков по степени адекватности

Разумные. Покупают, в принципе, нужные вещи, разве  что  на  несколько  большую  сумму,  чем  собирались, и в несколько большем количестве. «Шёл в магазин за мылом, а купил ещё и три шампуня,  пять разноцветных  мочалок  в  виде морских ежей, семь полотенец и канистру пены для ванны  –  может и перебор, но пусть будет, в хозяйстве пригодится!»

Истинные (неразумные).  Они покупают всё, что под руку подвернётся.

 

Терапевтические функции мира вещей

Человек, как правило, не замечает порабощения вещами, поскольку им охотно принимается их регуляторно-компенсаторная функция. Помимо удовлетворения потребностей бытовые вещи, а также деньги, постоянно и циклически-контролируемо обеспечивают переживание своего существования человеком, играя регуляторно-терапевтическую роль. Система вещей гомологична системе привычек (наглядно-автоматизированному компоненту характера). Этому способствует дискретность, классифицируемость, неограниченная повторяемость и заменяемость вещей.

Мир человека, социальный мир в отличии от вещного характеризуется целостностью и неповторимостью, уникальностью и единичностью. Он предъявляет к человеку свои требования, он сложен и конфликтен, он нормативен и противоречив.

Окруженность и обладание вещами необходимы, как сновидения, ибо обеспечивают необходимый механизм психологической защиты. Терапевтическая функция вещей состоит в их способности заменять, отрицать реальность, обеспечивая бегство от нее. По выражению Ж.Бодрийяра, вещь получает ту психическую нагрузку, которую должны были взять на себя отношения с людьми, — но именно такой ценой вещи и приобретают свою огромную регулятивную силу . То, что не удается на межличностном уровне, берут на себя вещи. Так, например, достоинства вещи возвышают, но не ограничивают личность, поэтому обладание вещами, деньгами повышает самооценку.

Отношения между людьми осуществляются в сфере уникальности и конфликтности. Поэтому отношения в мире людей— источник страха, неуверенности. А сосуществованию многих вещей в жизни человека не мешают их различия, вещи покорно слагаются в сознании. При общении с внещным миром возможно объединить их абсолютную единичность и безграничную серийность.

Для иллюстрации властной функции вещи, обладающей мощным регуляторно-терапевтическим воздействием, используем такую вещь, как телевизор. Помимо того, что это промежуточное явление, представляющее собой и техническое бытовое устройство, и некий динамический концентрат социальной среды, телевизор обеспечивает упрощенную коммуникацию, односторонне суррогатное общение, не требующее напряжения, внимания к партнеру и переживания того, как тебя воспринимают. Поэтому он может использоваться не только как источник информации, способ отдыха и разрядки, но стать и своего рода наркотиком.

Еще более порабощающим нередко оказывается компьютер, заменяя человеку адекватное общение и деятельность, предлагая ему суррогатные формы жизнедеятельности, вовлекая в виртуальную реальность и сужая реальное социальное пространство.

Избирательность и самоконтроль, использование различных способов отстройки от власти рынка и вещей, суть которого состоит в основном в активном и творческом взаимодействии с окружающим миром, помогают нейтрализовать негативные последствия экспансии мира вещей в мир социальный и духовный.

Очевидно, что с помощью вещей, денег можно управлять поведением и деятельностью людей, что делает экономико-психологическое знание ответственным перед обществом. Проблема связи материального и духовного в человеке стара, как мир, и опять нова в период кризиса из-за опасности избыточного влияния мира вещей на человека. Проблемы психологии взаимосвязи человека с миром вещей, управления им через рекламу и методы продажи нуждаются в дальнейшем осмыслении, поскольку соотечественники, освободившись от власти дефицита и все больше вливаясь в общество потребления, переживают определенные сложности и деформации в отношениях с многообразным рынком. Особенно чувствительно к манипулированию и внешнему управлению своим экономическим поведением молодое поколение.

 

Психологические аспекты менеджмента в виртуальных организациях

Виртуальный  бизнес  –  это  дыхание  нового  времени,  и  у  каждого появились возможности для реализации собственных способностей.

Виртуальные  организации  это  –  оксюморон,  (др.-греч.  οξύμωρον –«острая глупость») –  стилистическая фигура  или  стилистическая ошибка – сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого).С  психологической  точки  зрения,  оксюморон  представляет  собой способ разрешения необъяснимой ситуации.

Удобства  метода  дистанционной работы  для  сотрудников и  организаций  практически  очевидны:  для  сотрудника  –  нет  необходимости  тратить время, силы и средства на дорогу, появляется возможность работать в выбранной компании (или нескольких компаниях) независимо от расстояния до места жительства;  для организации  –  снижение затрат на содержание офиса и неограниченные возможности найма сотрудников.

Говоря о мотивационных  аспектах  виртуальных организаций можно выделить следующие:

Разнообразие  –  работа  должна  требовать  использование  различных знаний и навыков, поэтому задания должны различаться между собой.

Законченность  –  работа  должна  представлять  завершенный  цикл действия, приводить к видимому результату.

Значимость  –  работа должна показывать, как результат ее выполнения влияет на жизнь и благосостояние других людей.

Автономность – работа должна обеспечить необходимую свободу и независимость в действиях при ее выполнении.

Обратная  связь  от работы  –  работа  должна  обеспечивать  сотрудника ясной и понятной информацией об уровне ее выполнения. Перечисленные  характеристики  оказывают  активирующее  воздействие  на  персонал и являются естественными стимулами.

По мере замены дорогостоящего, энергоемкого транспорта дешевыми электронными коммуникациями, по мере увеличения доли интеллектуального  труда,  доли  творческого  начала значительная  часть  экономической активности будет осуществляться на дому.  При современном уровне технического развития 10-15% всего объема промышленного производства можно  было  бы  выпускать в  домашних  условиях. Уже  сейчас  многие фирмы разрешают своим служащим работать на дому, и число сторонников надомной работы постоянно растет.

Возникающая модель будущего жилища, оборудованная видео- и телекоммуникационными  системами  и  пригодная  для  активной  деятельности получила название «электронный коттедж».

 «Электронные  коттеджи»  оказывают  существенное  воздействие  на экономику.

Во-первых, надомная система работы стимулирует совокупности таких отраслей как электроника и коммуникации.

Во-вторых,  если  индивиды  подходят  к  своему  собственному  электронному терминалу и оборудованию, приобретенному, возможно в кредит,  то  они  реально  становятся  независимыми  рабочими,  что  означает рост собственности.

В-третьих, между надомными работниками возможно возникновение всех форм организационных объединений  –  корпораций, семейных предприятий, кооперативов.

Электронные  коттеджи  оказывают  психологическое  воздействие.

Надомный труд имеет важное значение для преодоления негативного психологического воздействия на человека, со стороны ряда проблем индустриального  общества,  таких  как  боязнь  потерять  работу,  монотонность труда, игнорирование личности и т.д.

Наряду  с  позитивными  аспектами  использования  концепции  «электронного коттеджа» можно наблюдать и негативные последствия.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Экономическая психология"