Лекции по методике преподавания психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Авторские лекции по предмету "методика преподавания психологии"
В лекция содержаться выдержки из авторитетной литературы. Материал хорошо переработан, легкодоступен для понимания, не требует обязательного прочтения дополнительной литературы.

Файлы: 1 файл

Lektsii_po_MPPP.docx

— 560.67 Кб (Скачать файл)

Раздел 1. Введение.

Тема 1. Предмет, цели и задачи курса  методики преподавания психологии.

Лекция №1.

Лекция № 2.

Содержание

Теория обучения и преподавания в вузе. Понятие теории обучения в психологии. Развивающее обучение. Преподавание в вузе — развивающее обучение. Общая классификация методов обучения. Специфика задач высшего образования в условиях научно-технического прогресса. Основные тенденции в перестройке целей, содержания, методов обучения в высшей школе. Роль и место психологии на современном этапе развития системы обучения и воспитания. Специфика учебных задач по психологии. Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина и ее место в системе педагогических дисциплин. Общая характеристика предмета и цели курса методики преподавания психологии: проектирование и совершенствование процесса обучения психологии как научная основа профессиональной деятельности будущих педагогов. Цели преподавания психологии в вузе (общая цель изучения психологии; конкретные цели изучения психологии студентами непсихологических и психологических специальностей). Методические особенности преподавания теоретической психологии. Методические особенности преподавания прикладной психологии. Особенности преподавания основных направлений теоретической и прикладной психологии. Особенности преподавания практической психологии. Знания научной и практической психологии как основа учебного курса.

Предмет, цели и задачи методики преподавания психологии (МПП)

Источник: Методика преподавания психологии: Учебно-методический комплекс по специальности 030301 – «Психология». – М.: РУИ, 2008. – 25 с.

Методика преподавания психологии – научно-прикладная дисциплина, направленная на изучение и использование в практике преподавания психологии методических средств и способов взаимодействия преподавателя и обучаемых в процессе учебного занятия. Методика преподавания психологии относится к числу педагогических дисциплин, опирается на психологические законы обучения и воспитания.

Источник: Методика преподавания психологии: Учебно-методический комплекс по специальности 030301 – «Психология». – М.: РУИ, 2008. – 25 с.

Методика преподавания психологии изучает историю, принципы и специфику преподавания психологии: структуру и содержание, цели, задачи, тематику занятий, систему психологического образования, правовое и нормативное обеспечение образовательной деятельности и статус психологии.

Источник: Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии

Цели преподавания психологии как дисциплины и деятельности психологов:

1. Поиск новых психологических  знаний.

2. Применение психологических  знаний для решения практических  проблем.

3. Передача психологических  знаний.

На достижение первой цели направлена научная психология, второй — прикладная и практическая психология, третьей — методика преподавания психологии, которая рассматривается как методика обучения психологическим знаниям и умениям, методика психологического просвещения и обучения практическим психологическим учениям (по Карандашеву В.Н.).

 

Источник: Якубовская Л.П. Методика преподавания психологии. Учебное пособие.

Целью обучения психологии является познание человека и способов эффективного с ним взаимодействия. Поэтому основой методики преподавания психологии являются психологические теории учения, учебной деятельности и развивающего обучения, которые раскрывают механизмы формирования творческого мышления обучаемых, эффективности усвоения знаний, а также активные методы обучения, реализующие положения этих теорий в педагогической практике.

Курс «Методика преподавания психологии» рассматривает различные формы проведения занятий. Особое внимание уделяется использованию активных методов обучения, направленных на формирование у студентов теоретического профессионального мышления психологического склада, умения творчески применять психологические знания в практической деятельности. 

Итак, методика преподавания психологии – это наука о том, как учить студентов, и о том, как заинтересовать учебой, увлечь ею и научить учиться самостоятельно и творчески. Решение учебных задач, поиск и нахождение ответов на проблемные вопросы, преследующие учебные цели, учат студентов применять теорию психологии к жизненным реалиям. Главная цель курса: повышение качества преподавания психологии в различных сферах деятельности психолога.

 

 

 

Источник: Методика преподавания психологии: Учебно-методический комплекс по специальности 030301 – «Психология». – М.: РУИ, 2008. – 25 с.

Методика преподавания психологии – это отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения психологии.

Предметом методики преподавания психологии являются – методы, формы и средства обучения психологии, их специфика и особенности применения в процессе учебных занятий.

Общая задача МПП – овладение психолого-педагогическим, методологическим и общекультурным содержанием, необходимым для преподавания «Психологии» в различных учебных заведениях.

 

Источник: Якубовская Л.П. Методика преподавания психологии. Учебное пособие.

Общей целью изучения психологии является формирование у обучаемых умения психологически мыслить, применять свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразования психики человека в интересах развития его личности: – обучения и воспитания, формирования коллектива, психологической коррекции отклоняющегося поведения, психотерапевтического лечения нервно-психологических расстройств и т.д.

 

Источник: Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии

Цели и задачи преподавания психологии определяются, с одной стороны, содержанием научно-психологических знаний, а с другой стороны, типом образовательной программы, в рамках которой эти знания преподаются.

В. Я. Ляудис полагает, что «цель обучения психологии — теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности».

 

Источник: Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии

Цели и задачи преподавания психологии должны включать в себя:

  1. обучение фундаментальным психологическим знаниям;
  2. обучение прикладным психологическим знаниям;
  3. обучение научно-исследовательским умениям;
  4. обучением практическим психологическим умениям в применении психологических знаний для решения практических задач;
  5. обучение умениям психологического просвещения и обучения психологическим знаниям других людей;
  6. формирование психологической культуры.

 

Источник: Методика преподавания психологии: Учебно-методический комплекс по специальности 030301 – «Психология». – М.: РУИ, 2008. – 25 с.

Основными задачами курса в области профессиональных умений являются:

  • формирование представлений студентов о специфике методики преподавания психологии как гуманитарной дисциплины;
  • формирование системы знаний о целях и содержании обучения психологии в вузе, о подготовке проведения лекций, семинаров, практикумов и характере взаимоотношений преподавателя со студентами на всех этапах усвоения знаний, навыков и умений;
  • формирование навыков разработки методических, дидактических и иных психолого-педагогических материалов, необходимых для преподавания «Психологии»;
  • овладение различными формами учебных занятий и методикой их проведения.

Основными задачами курса в области развития личности студентов являются:

  • развитие у студентов психологической культуры личности, накопление опыта личностно-ориентированного обучения;
  • развитие самосознания и самоорганизации личности;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • развитие психолого-педагогического творческого мышления, наблюдательности, внимания, памяти и педагогического такта;
  • стимулирование творческого самовыражение студентов.

 

Источник: В. С. Герасимова. Методика преподавания психологии. Курс лекций Ось-89.

Задачи курса:

1) дать студентам-психологам  знания о специфике преподавания  психологии;

2) сформировать у них  навыки и умения управления  педагогическим процессом;

3) способствовать развитию  у студентов педагогических способностей;

4) развивать потребность  в просвещенческой деятельности  и умение эффективно организовывать  ее;

5) помочь студентам в  овладении приемами профессионального  самообразования и самовоспитания;

6) способствовать познанию  и развитию личности студентов  в контексте выбранной ими  профессии.

Таким образом, 

  • цель курса: повышение качества преподавания психологии в различных сферах деятельности психолога.
  • цель МПП – формирование у студентов знаний методологии, теории и практики преподавания психологии в учебных заведениях, формирование представлений об особенностях педагогической деятельности преподавателя психологии;
  • учебная дисциплина ориентирована на формирование и развитие у студентов совокупности специальных знаний, практических умений и навыков, личностных качеств, норм и опыта профессионального поведения, обеспечивающих успешность деятельности в качестве преподавателя психологии;
  • в методике преподавания учебной дисциплины главное место занимает активное обучение, актуализирующее творческие возможности и способности студентов;
  • преподавание дисциплины осуществляется в форме лекций, семинаров, практических занятий, групповых и индивидуальных консультаций, а также самостоятельной работы студентов;
  • основными формами занятий со студентами являются лекции, семинары и практические занятия, проводимые с использованием элементов педагогических, ролевых и деловых игр, психологических тренингов, решения психологических задач, анализа педагогических ситуаций.

 

Теория обучения и преподавания в ВУЗе

Понятие теории обучения в психологии. Развивающее обучение.

Источник: Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии

Теория обучения — это раздел педагогической психологии, теоретически и экспериментально изучающий психологические условия эффективности взаимодействия учителя (преподавателя) и учащегося (студента).

Обучение — процесс двусторонний, включающий как деятельность учащегося, так и деятельность преподавателя. Таким образом, теория обучения может рассматриваться как система научных принципов, обобщающих и объясняющих практический опыт и закономерности успешного взаимодействия преподавателя и студента, учителя и ученика в процессе обучения.

С точки зрения деятельностного подхода обучение необходимо понимать как две взаимосвязанные и взаимообусловленные деятельности — обучающую и учебную. Содержание этих деятельностей различно:

  • учебная деятельность направлена на то, чтобы ее субъект стал в конечном итоге специалистом высшей квалификации;
  • обучающая деятельность преподавателя призвана обеспечивать наиболее рациональные пути преобразования студента в квалифицированного специалиста.

Теория обучения. Психологическая теория обучения была впервые сформулирована Л.С. Выготским как проблема соотношения обучения и развития, где ведущая роль была признана за обучением. Обучение должно идти впереди развития, вести его за собой.

Основные положения теории обучения:

  • Безрезультативно то обучение, которое опирается только на наличный уровень развития учащегося.
  • Если развитие психики человека зависит от обучения и следует за ним, то его методы и приемы должны ориентироваться на общее умственное (психологическое) развитие личности, а не просто на усвоение научных знаний по изучаемым дисциплинам (так называемых дисциплинарных знаний).

Источник: В. С. Герасимова. Методика преподавания психологии. Курс лекций Ось-89.

Формы обучения. Под формой обучения понимают то или иное построение, организацию учебного процесса, деятельности учителя и учащегося.

Выделяют формы обучения:

1) фронтальную (в такой  форме проводятся лекции, особенно  в вузе, просмотры кинофильмов  и т.д.);

2) групповую (эта форма  используется для проведения  семинаров, практических занятий, для  организации учебных игр, тренингов, упражнений в парах и др.);

Информация о работе Лекции по методике преподавания психологии