Лекции по методике преподавания психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Авторские лекции по предмету "методика преподавания психологии"
В лекция содержаться выдержки из авторитетной литературы. Материал хорошо переработан, легкодоступен для понимания, не требует обязательного прочтения дополнительной литературы.

Файлы: 1 файл

Lektsii_po_MPPP.docx

— 560.67 Кб (Скачать файл)

3) индивидуальную (курсовые, контрольные, дипломные работы, индивидуальные  задания).

Средства обучения – все то, что способствует улучшению качества обучения.

К ним относят:

1) наглядные пособия: таблицы, графики, схемы, рисунки, изображения;

2) технические средства (аудио- и видеоаппаратура, компьютер);

3) печатные методические  пособия.

 

Источник: Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии

Согласно теории развивающего обучения,  содержанием развивающего обучения являются теоретические знания, методом - организация совместной учебной деятельности (прежде всего, имеется в виду организация решения учебных задач), а продуктом такого обучения является развитие главных психологических новообразований.

 

Источник: Зимняя И.А. Педагогическая психология. § 3. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997. - 480с.

Развивающее обучение.  Система Л.В. Занкова.  Л.В. Занков критически оценивалт неправомерное, с его точки зрения, облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения и однообразные повторения. В то же время и сам учебный материал характеризовался им  «скудостью теоретических знаний, их поверхностным характером, подчинением привитию навыков». Развивающее обучение, по Л.В. Занкову, направлено, прежде всего, на преодоление этих недостатков обучения.

В системе развивающего обучения, по Л.В. Занкову, заложены следующие принципы:

— принцип обучения на высоком уровне трудности (его реализация предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений (содержание этого принципа может быть соотнесено с  проблемностью в обучении));

— принцип ведущей роли теоретических знаний (согласно которому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее, важна, чем отработка навыков (содержание этого принципа может быть соотнесено со значимостью понимания общего принципа действия));

— принцип осознания школьниками собственного учения (направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения (содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции));

— принцип работы над развитием всех учащихся (должны быть учтены индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех, ибо «развитие есть следствие обучения» (содержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образовательного процесса)).

Отличительными чертами системы Л.В. Занкова являются:

  • направленность на высокое общее развитие школьников (это стержневая характеристика системы);
  • высокий уровень трудности, на котором ведется обучение;
  • быстрый темп прохождения учебного материала, резкое повышение удельного веса теоретических знаний.

Система обучения Занкова развивает мышление, эмоциональную сферу учащихся, учит понимать и выявлять общий смысл, основное содержание читаемого.

Развивающее обучение по системе В.В. Давыдова. В общем теоретическом контексте работ Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина  В.В. Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым теоретическим, а само такое обучение — развивающим. При этом В.В. Давыдов опирается на то, что ведущая значимость обучения в умственном развитии выражается, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний (Д.Б. Эльконин), производным от которого являются методы (или способы) организации обучения.

По Давыдову В.В. развивающее обучение в учебной деятельности на основе усвоения содержания учебных предметов должно разрабатываться в соответствии с ее структурой и особенностями.

Развивающее обучение действительно представляет собой управление учителем психическим развитием ученика, обладая потенциальными возможностями и перспективами широкого внедрения в практику обучения.

Таким образом, развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развитие обучения (Л.С. Выготский).

Итак, соотношение обучения и развития является одним из стержневых вопросов науки.

Взаимосвязь обучения и развития столь неразрывна и органична, что невозможно говорить об одном, не учитывая другого, поскольку всякое обучение обеспечивает психическое развитие человека как субъекта деятельности, как личности.

Все методы, формы и средства обучения избираются в соответствии со спецификой учебного предмета и отдельной темы.

В центре всех исследований развивающего обучения заключен вопрос об условиях эффективности усвоения знаний в процессе обучения.

Основными составляющими теории развивающего обучения являются:

  • содержание (теоретические знания)
  • метод (организация совместной учебной деятельности)
  • продукт (психологические новообразования)

Сходство идей развивающего обучения, по Л.В. Занкову и В.В.Давыдову - Д.Б.Эльконину, сводится к следующему:

  • цели их — общее развитие ученика, не только познавательных процессов;
  • ученик — активный субъект учебной деятельности;
  • учитель — организатор коллективной поисковой деятельности;
  • знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство общего развития.

Различие между названными направлениями обучения заключается в том, что оно, по Л. В. Занкову, строится  от частного к общему, в то время как по Давыдову В. В. — от абстрактных понятий к конкретному.

 

Преподавание в ВУЗе  – развивающее обучение.

Источник: Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии

Вузовское обучение принципиально отличается от обучения в начальной и средней школе не только организационно, но и психологически.

Студент поднимается в своей учебной деятельности на новую, более высокую ступень — от обучения под руководством и контролем учителя переходит к самостоятельному освоению научной картины мира, овладевает методом обучения и самообучения. Преподаватель  помогает ему развернуть свой творческий потенциал, ставя перед ним учебные задачи, требующие для своего решения исследовательского подхода.

Умение самостоятельно учиться, находя нужные для деятельности знания, и представляет собой плод развивающего обучения, когда студент не только много узнает, но и развивается как профессионал, как личность активная, ищущая, творческая. Значимым   условием развития  является  усвоение  содержания учебного материала. Усвоение должно быть на развитие мышления. Следовательно, методическая задача — это отбор теоретического материала. Содержание этого материала может быть изложено в лекции,  вынесено на семинарское занятие, или отработано на практических и лабораторных занятиях.

Основные характеристики теоретических знаний:

  1. теоретические знания возникают не на основе внешнего наблюдения, а путем анализа роли и функции некоторого особого внутреннего отношения внутри целостной системы, которое (отношение) служит вместе с тем генетически исходной основой всех проявлений данной системы;
  2. теоретическое знание, возникая на основе анализа реально существующих внутренних связей и отношений предметов и явлений, открывает генетически исходное отношение целостной системы как ее всеобщее основание и сущность;
  3. теоретические знания отражают внутренние отношения и связи предметов, недоступные непосредственному восприятию и представлению субъекта, т. е. выходят за пределы чувственного познания.

Процедура формирования понятия складывается из следующих действий преподавателя, выполняемых совместно со студентами:

1) выделение существенных  признаков понятия из определения 

2) подведение под понятие  различных предметов и явлений 

3) выведение следствий 

  1. связь теоретических знаний с общественной практикой.

Установление  студентом связи теоретических знаний с практикой достигается посредством следующих педагогических действий:

  1. иллюстрация теоретического положения каким-нибудь практическим примером для лучшего уяснения его жизненного смысла
  2. путем показа данного теоретического положения как результата получения научного вывода из анализа фактов действительности
  3. действием практического приложения данной теории к анализу и оценке актуального жизненного факта или всем известного явления психики.

Таким образом, главное в содержании развивающего обучения — это теоретические знания, а их усвоение студентами требует такой методики, которая учитывает основные особенности, отличающие их от обыденных, житейских знаний, а также научных знаний, называемых эмпирическими.

Учебная деятельность студента вуза построена таким образом, что  не преподаватель, а он сам делает себя специалистом высшей квалификации. Преподаватель помогает студенту выработать соответствующие умения учиться самостоятельно.

Студент учится мыслить теоретически, вникая в сущность наблюдаемых явлений, устанавливая их внутренние связи и отношения. Важнейшая задача преподавания науки - дать студенту понять и усвоить значение теоретического знания для практики.

Значимое условие развивающего обучения — это организация совместной деятельности обучающего и обучаемых, поскольку теоретические знания лучше усваиваются, когда помощь преподавателя проявляется в форме его участия в коллективной дискуссии.

Одна из важнейших особенностей развивающего обучения - это ориентация на результат — формирование главных психологических новообразований, прежде всего умственного развития обучаемых, способности творчески подходить к научным и практическим проблемам. Обучение, ориентирующееся на конечный продукт в виде главных психологических новообразований, есть развивающее обучение.

Итак, развивающее обучение — это главным образом теоретические знания, которые посредством активных методов обеспечивают развитие интеллекта, умственных способностей студентов.

И, наконец, преподавание психологии в вузе не должно быть ни чем иным как развивающим обучением.

 

Общая классификация методов обучения

Источник: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА (Учебное пособие). Москва—Новосибирск. ИНФРА-М—НГАЭиУ, 2000г.

Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к истине.

Классификация методов обучения по источнику получения знаний, где выделяют:

  • словесные методы (источник — устное или печатное слово);
  • наглядные методы (источник — наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
  • практические методы.
  1. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память и чувства. К словесным методам относят:
  • лекцию,
  • рассказ,
  • беседу,
  • дискуссию,
  • работу с книгой.

В вузе работа с книгой и учебником — важнейший метод обучения. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

  • конспектирование — краткое изложение прочитанного; составление плана текста;
  • тезирование — краткое изложение основных мыслей прочитанного;
  • цитирование — дословная выдержка из текста;
  • аннотирование — краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;
  • рецензирование — формулирование краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному;
  • составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного;
  • составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по теме;
  • составление матрицы идей — сравнительных характеристик однородных предметов и явлений в трудах разных авторов.
  1. Наглядные методы подразделяются на:
    • методы иллюстраций (показ иллюстративных пособий)
    • методы демонстраций (приборов, опытов, технических установок, кинофильмов).

Информация о работе Лекции по методике преподавания психологии