Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:54, курс лекций
Авторские лекции по предмету "методика преподавания психологии"
В лекция содержаться выдержки из авторитетной литературы. Материал хорошо переработан, легкодоступен для понимания, не требует обязательного прочтения дополнительной литературы.
3) индивидуальную (курсовые, контрольные, дипломные работы, индивидуальные задания).
Средства обучения – все то, что способствует улучшению качества обучения.
К ним относят:
1) наглядные пособия: таблицы, графики, схемы, рисунки, изображения;
2) технические средства (аудио- и видеоаппаратура, компьютер);
3) печатные методические пособия.
Источник: Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии
Согласно теории развивающего обучения, содержанием развивающего обучения являются теоретические знания, методом - организация совместной учебной деятельности (прежде всего, имеется в виду организация решения учебных задач), а продуктом такого обучения является развитие главных психологических новообразований.
Источник: Зимняя И.А. Педагогическая психология. § 3. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997. - 480с.
Развивающее обучение. Система Л.В. Занкова. Л.В. Занков критически оценивалт неправомерное, с его точки зрения, облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения и однообразные повторения. В то же время и сам учебный материал характеризовался им «скудостью теоретических знаний, их поверхностным характером, подчинением привитию навыков». Развивающее обучение, по Л.В. Занкову, направлено, прежде всего, на преодоление этих недостатков обучения.
В системе развивающего обучения, по Л.В. Занкову, заложены следующие принципы:
— принцип обучения на высоком уровне трудности (его реализация предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений (содержание этого принципа может быть соотнесено с проблемностью в обучении));
— принцип ведущей роли теоретических знаний (согласно которому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее, важна, чем отработка навыков (содержание этого принципа может быть соотнесено со значимостью понимания общего принципа действия));
— принцип осознания школьниками собственного учения (направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения (содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции));
— принцип работы над развитием всех учащихся (должны быть учтены индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех, ибо «развитие есть следствие обучения» (содержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образовательного процесса)).
Отличительными чертами системы Л.В. Занкова являются:
Система обучения Занкова развивает мышление, эмоциональную сферу учащихся, учит понимать и выявлять общий смысл, основное содержание читаемого.
Развивающее обучение по системе В.В. Давыдова. В общем теоретическом контексте работ Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина В.В. Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым теоретическим, а само такое обучение — развивающим. При этом В.В. Давыдов опирается на то, что ведущая значимость обучения в умственном развитии выражается, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний (Д.Б. Эльконин), производным от которого являются методы (или способы) организации обучения.
По Давыдову В.В. развивающее обучение в учебной деятельности на основе усвоения содержания учебных предметов должно разрабатываться в соответствии с ее структурой и особенностями.
Развивающее обучение действительно представляет собой управление учителем психическим развитием ученика, обладая потенциальными возможностями и перспективами широкого внедрения в практику обучения.
Таким образом, развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развитие обучения (Л.С. Выготский).
Итак, соотношение обучения и развития является одним из стержневых вопросов науки.
Взаимосвязь обучения и развития столь неразрывна и органична, что невозможно говорить об одном, не учитывая другого, поскольку всякое обучение обеспечивает психическое развитие человека как субъекта деятельности, как личности.
Все методы, формы и средства обучения избираются в соответствии со спецификой учебного предмета и отдельной темы.
В центре всех исследований развивающего обучения заключен вопрос об условиях эффективности усвоения знаний в процессе обучения.
Основными составляющими теории развивающего обучения являются:
Сходство идей развивающего обучения, по Л.В. Занкову и В.В.Давыдову - Д.Б.Эльконину, сводится к следующему:
Различие между названными направлениями обучения заключается в том, что оно, по Л. В. Занкову, строится от частного к общему, в то время как по Давыдову В. В. — от абстрактных понятий к конкретному.
Вузовское обучение принципиально отличается от обучения в начальной и средней школе не только организационно, но и психологически.
Студент поднимается в своей учебной деятельности на новую, более высокую ступень — от обучения под руководством и контролем учителя переходит к самостоятельному освоению научной картины мира, овладевает методом обучения и самообучения. Преподаватель помогает ему развернуть свой творческий потенциал, ставя перед ним учебные задачи, требующие для своего решения исследовательского подхода.
Умение самостоятельно учиться, находя нужные для деятельности знания, и представляет собой плод развивающего обучения, когда студент не только много узнает, но и развивается как профессионал, как личность активная, ищущая, творческая. Значимым условием развития является усвоение содержания учебного материала. Усвоение должно быть на развитие мышления. Следовательно, методическая задача — это отбор теоретического материала. Содержание этого материала может быть изложено в лекции, вынесено на семинарское занятие, или отработано на практических и лабораторных занятиях.
Основные характеристики теоретических знаний:
Процедура формирования понятия складывается из следующих действий преподавателя, выполняемых совместно со студентами:
1) выделение существенных
признаков понятия из
2) подведение под понятие различных предметов и явлений
3) выведение следствий
Установление студентом связи теоретических знаний с практикой достигается посредством следующих педагогических действий:
Таким образом, главное в содержании развивающего обучения — это теоретические знания, а их усвоение студентами требует такой методики, которая учитывает основные особенности, отличающие их от обыденных, житейских знаний, а также научных знаний, называемых эмпирическими.
Учебная деятельность студента вуза построена таким образом, что не преподаватель, а он сам делает себя специалистом высшей квалификации. Преподаватель помогает студенту выработать соответствующие умения учиться самостоятельно.
Студент учится мыслить теоретически, вникая в сущность наблюдаемых явлений, устанавливая их внутренние связи и отношения. Важнейшая задача преподавания науки - дать студенту понять и усвоить значение теоретического знания для практики.
Значимое условие развивающего обучения — это организация совместной деятельности обучающего и обучаемых, поскольку теоретические знания лучше усваиваются, когда помощь преподавателя проявляется в форме его участия в коллективной дискуссии.
Одна из важнейших особенностей развивающего обучения - это ориентация на результат — формирование главных психологических новообразований, прежде всего умственного развития обучаемых, способности творчески подходить к научным и практическим проблемам. Обучение, ориентирующееся на конечный продукт в виде главных психологических новообразований, есть развивающее обучение.
Итак, развивающее обучение — это главным образом теоретические знания, которые посредством активных методов обеспечивают развитие интеллекта, умственных способностей студентов.
И, наконец, преподавание психологии в вузе не должно быть ни чем иным как развивающим обучением.
Общая классификация методов обучения
Источник: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА (Учебное пособие). Москва—Новосибирск. ИНФРА-М—НГАЭиУ, 2000г.
Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к истине.
Классификация методов обучения по источнику получения знаний, где выделяют:
В вузе работа с книгой и учебником — важнейший метод обучения. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:
Информация о работе Лекции по методике преподавания психологии