Лекции по методике преподавания психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Авторские лекции по предмету "методика преподавания психологии"
В лекция содержаться выдержки из авторитетной литературы. Материал хорошо переработан, легкодоступен для понимания, не требует обязательного прочтения дополнительной литературы.

Файлы: 1 файл

Lektsii_po_MPPP.docx

— 560.67 Кб (Скачать файл)

Вопросы-задачи должны составляться так, чтобы ориентировать студентов на размышления над основными проблемами науки:

  • во-первых, на познание общих закономерностей психической деятельности;
  • во-вторых, на понимание их применительно к реальным проявлениям психики в жизненных ситуациях;
  • в-третьих, на историческую логику процесса их познания в науке.

Возрастная и педагогическая психология. Так как мы имеем дело с прикладными науками, то серьезное внимание должно быть уделено методам и приемам практического обучения посредством проведения семинаров-практикумов, семинаров-дискуссий, «деловых игр», «мозговой атаки», «круглых столов» и применения других активных методов, стимулирующих собственные самостоятельные мыслительные и практические действия студентов. Лекции и различные формы практических занятий с применением названных активных методов должны обеспечить творческое усвоение теоретических и практических проблем возрастной и педагогической психологии всеми студентами – будущими педагогами. Чтобы запрограммировать учебные действия студентов, ориентировать их мышление на основные вопросы изучаемых курсов, нужно составить серию учебных задач (заданий с вопросами, требующими активного мышления).

Социальная психология. В методическом плане будет целесообразным экскурс в историю науки, что положительно скажется на мотивации учебной деятельности студентов и будет способствовать сознательному отношению к изучению науки.

Для самостоятельной работы студентам можно предложить следующие учебные задания, обсуждение которых можно проводить на семинарских и практических занятиях, для чего включать их в планы и сценарии дискуссий, «круглых столов», «деловых игр», «социально-психологических тренингов» и т.д. Некоторые из вопросов и задач, вероятно, потребуют от преподавателя предварительного разъяснения в лекции.

Медицинская психология. В Содержание деятельности практического психолога по применению знаний в области медицинской психологии входит:

  1. изучение психических состояний людей подведомственной организации, учреждения, территории; выявление и диагностика нервно-психических заболеваний психогенного (или соматогенного) происхождения;
  2. проведение психотерапевтических, психокоррекционных мероприятий с нервно-психическими больными, направление их, в случае необходимости, в лечебные учреждения на консультацию к психиатру и другим специалистам;
  3. организация психогигиенической, психоконсультативной и психопрофилактической службы и пропаганда ее работы среди населения, а также проведение медикопсихологического просвещения;
  4. использование психофармакологических средств, выписанных врачом, для лечения больных, страдающих неврозами разной формы, психогенными психозами, а также психопатоподоб-ными состояниями при пониженной трудоспособности;
  5. выявление запущенных форм неврозов и других психогенных заболеваний и организация медицинского контроля, на правление на лечение амбулаторно или в стационаре.

 

Особенности преподавания основных направлений

теоретической (1) и  прикладной (2) психологии

Источник: Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М., 2009

 

(1) История психологии: Понимание логики и истории развития науки помогает студентам проникнуться чувством оптимизма и уверенности в своих возможностях в овладении научными психологическими знаниями не только по литературным источникам, но и приходить к новым научным или практическим выводам в собственных исследованиях хотя бы в узких, прикладных областях научной психологии или в конкретных сферах практической психологии.

Существенное значение имеет последовательность преподавания двух теоретических дисциплин – общей психологии и истории психологии. Иногда история преподается раньше, иногда наоборот, а нередко они идут параллельно.

Для лучшего понимания исторической логики развития психологической мысли студенту постоянно нужно обращаться к современным теориям общей психологии, понять причины несостоятельности тех или иных теорий, взглядов, концепций, которых придерживались психологи прошлого.

 Вопросы в задачах  ставятся так, чтобы, изучая историю  психологии, студент обращался к  современной теории и, наоборот, изучая общую психологию или  другую современную отрасль психологии, сопоставил ее положения с  тем, как они зарождались и  развивались в истории науки.

Это поможет студенту понять смысл изучения не только современной, остро актуальной психологической теории, но и древней и ближней истории ее развития, понять объективную общественную востребованность каждой новой идеи, возникшей в истории науки и продвигавшей человечество вперед в объяснении психического.

Общая психология: Основной целью преподавания данного предмета является усвоение студентами общих закономерностей функционирования психики. Знание общепсихологической теории должно лечь в основу изучения ими конкретных прикладных отраслей психологии, в частности возрастной, педагогической, социальной и др.

Преподаватель, читая лекции по намеченным блокам, может на каждый из них отводить разное количество часов, смотря по тому, на чем он хочет сделать акцент. На семинарских, практических и лабораторных занятиях должны отрабатываться те вопросы, которые лектор запланировал. Но при этом в отличие от лекций, носящих теоретический характер, они нацеливают на формирование у студентов умения использовать теоретические знания на практике для исследования и преобразования психологических фактов и тем самым научить их психологически грамотно ориентироваться в практических ситуациях.

Итак, усвоение современных достижений психологической науки позволяет студенту сознательно подходить ко всему тому, что предшествовало им, какие взгляды и теории возникали и почему, в какой мере они способствовали научному прогрессу.

(2) Возрастная и педагогическая психология:  Эти две прикладные отрасли психологии представляют собой применение общепсихологической теории для объяснения возрастного развития в детские годы (это наиболее исследованный отрезок жизни человека) и психологических условий эффективности обучения и воспитания человека.

Если ведется ее преподавание как единой учебной дисциплины с возрастной психологией, то методика строится на показе взаимосвязи процесса обучения и воспитания с процессом развития психики. Если преподавание ведется раздельно, то возрастная психология, конечно, будет целиком и полностью излагаться как наука о возрастном развитии психики не только в детстве, но и в юношеском, молодом, зрелом возрасте, в старости и позже.

В ракурсе возрастной психологии соотношение развития и обучения может быть рассмотрено со следующих точек зрения:

а) независимость развития и обучения друг от друга;

б) зависимость обучения от развития;

в) зависимость развития от обучения.

         В методике преподавания возрастной и педагогической психологии очень важно оттенить психологический аспект обучения и воспитания, показывая его отличие от педагогического. Нужно постоянно подчеркивать, что если педагогика отвечает на вопросы «как обучать» и «как воспитывать», то психология, опираясь на закономерности психического развития человека, объясняет, «почему обучать и воспитывать нужно именно так», т.е. научно обосновывает приемы и методы педагогики.

Социальная психология: Что можно посоветовать студенту и преподавателю?

Во-первых, разнообразие мнений, толкований, объяснений одних и тех же явлений, разные подходы к их классификации ни в коем случае не должны его смущать.

Во-вторых, в методическом отношении будет полезно, если преподаватель перечислит имеющиеся в научной литературе разные точки зрения со своими комментариями, что станет для студента ключом для серьезной и увлекательной работы по анализу проблемы.

В-третьих, в учебных заданиях студенту будут даны и такие задачи, для решения которых нужно разобраться в нескольких точках зрения на одну и ту же проблему.

Медицинская психология: Теоретическое содержание медицинской психологии составляют те отрасли психологической науки, которые изучают аномальные состояния психики (патопсихология, нейропсихология, специальная психология), а также некоторые отрасли медицины (психиатрия, неврология и нейрохирургия), изучающие психосоматические проявления различных болезней, психологические последствия травм и болезненных поражений структуры мозга, исцеляющий эффект психологических воздействий на больного.

Прикладной аспект медицинской психологии заключается в использовании научных психологических и медицинских знаний для диагностики, лечения и предупреждения (профилактики) заболеваний нервно-психического характера.

Итак, возрастная и педагогическая, социальная и медицинская  психология как прикладные отрасли психологической науки служат как для объяснения конкретных психологических фактов в области своей научной компетенции,  так и для их преобразования. Это означает, что студентам нужно овладеть методами научного исследования фактов с целью их объяснения.

 

Особенности преподавания практической психологии

Источник: Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии

Практическая психология отчасти остается искусством, отчасти опирается на прикладную психологию как систему практически ориентированных научных знаний.

Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. Методы практической психологии направлены не на изучение, а на оказание  психологической помощи.

Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений (как в научной психологии). В этом состоит одно из достоинств практической психологии.

 В практической психологии  используются такие методы, как психотерапия, психологическое консультирование, психокоррекция, психотренинг.

Практические психологи работают с конкретными случаями. Результаты их работы всегда представляют определенную практическую ценность. Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-либо концепцию, разработанную систему способов и приемов работы с определенным типом проблем.

В отличие от ученых,  практические психологи обнаруживают большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно описывать их на основе примеров из своего профессионального опыта.

 

Знания научной(1) и практической(2) психологии  как основа учебного курса

Источник: Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии

(1) Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире и механизмах поведения людей.

Она опирается на эмпирические научные факты, т. е. факты, получаемые опытным путем. В связи с этим фактический, эмпирический материал должен быть важной составной частью учебного курса психологии (лекций, семинаров, практических занятий), поскольку он обеспечивает научную доказательность излагаемого материала.

Научная психология отличается обобщенным характером знаний, поскольку направлена на поиск общих закономерностей психических явлений. Отсюда становится понятным, что обобщенные психологические понятия и теории составляют значительную часть содержания курса психологии.

Научной психологии свойственна системность. Она стремится к систематическому описанию всего мира психических явлений человека, его личности или какой-либо сферы его психической жизни. Отсюда вытекает принцип системности в преподавании психологии (учебная дисциплина должна быть построена логически последовательно, рассматривать разные теоретические подходы к проблеме).

По причине обобщенности знаний научной психологии она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности, стресс и др. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения между ними. Терминология психолога обычно стандартизирована. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

(2) Главная цель практической психологии — разработка способов психологической помощи людям. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем.

Методы практической психологии направлены не на изучение, а именно на психологическую помощь. В этом ее принципиальное отличие от научной психологии. К основным методам практической психологии чаще всего относят:

  • психодиагностику,
  • психотерапию и психокоррекцию,
  • психологическое консультирование,
  • развивающую психологическую работу.

 

Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений (как в научной психологии).

Особенностями знаний в сфере практической психологии являются конкретность и практичность. Практические психологи работают с конкретными случаями, на которые они опираются при формировании и изложении своего профессионального опыта и соответствующих психологических знаний и умений.

Психологические знания обобщаются и систематизируются, что является основой для формирования соответствующей концепции практической психологической работы.

Информация о работе Лекции по методике преподавания психологии