Лекции по методике преподавания психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Авторские лекции по предмету "методика преподавания психологии"
В лекция содержаться выдержки из авторитетной литературы. Материал хорошо переработан, легкодоступен для понимания, не требует обязательного прочтения дополнительной литературы.

Файлы: 1 файл

Lektsii_po_MPPP.docx

— 560.67 Кб (Скачать файл)

Внедрение новых технических средств (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов.

  1. Основное назначение данной группы методов — получение информации на основании практических действий. Некоторые ученые относят к этой группе методов дидактические игры. Их основными структурными элементами являются:
    • моделируемый объект учебной деятельности;
    • совместная деятельность участников игры;
    • правила игры;
    • принятие решения в изменяющихся условиях;
    • эффективность применяемого решения.

Технология игры — это технология проблемного обучения. В ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, так как информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.

 

      Ю. Бабанский  на основе целостного подхода к процессу обучения выделяет три группы методов:

  1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
    • словесные, наглядные и практические;
    • индуктивные и дедуктивные;
    • репродуктивные и проблемно-поисковые;
    • методы самостоятельной работы;
  1. методы стимулирования и мотивации:
    • интерес к учению,
    • чувства долга и ответственности в учении;
  1. методы контроля и самоконтроля:
  • устные,
  • письменные,
  • лабораторно-практические.

 

Источник: О.С. Гребенюк. Общая педагогика: Курс лекций / Калинингр. ун-т. Калининград,1996

Система методов М.И. Махмутова включает методы проблемно - развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

 

Источник: интернет ресурс // Классификация методов обучения (Лернер И.Я.,Скаткин М.Н.)

Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы:

• Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный, метод. Суть этого метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сюда относятся такие приемы, как рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация.

• Репродуктивный метод. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму. Используется для приобретения учащимися умений и навыков.

• Проблемное изложение изучаемого материала. При работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способом и приемом научного мышления, образцом культуры развертывания познавательных действий.

• Частично-поисковый (эвристический) метод. Суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

• Исследовательский метод. В этом случае учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы. Этот метод призван обеспечить развитие у учащихся способностей творческого применения знаний. При этом они овладевают методами научного познания и накапливают опыт исследовательской, творческой деятельности.

 

Источник: Голант Е. Я. Методы обучения в советской школе. - М., 1957.

Е.Я. Голант предложил классификацию по уровню активности учащихся. Он разделил все методы обучения на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельность:

  • к пассивным он отнес те методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация)
  • к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся (работа с книгой, лабораторный метод).

Итак, метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Он характеризуется тремя признаками: целями обучения, способами усвоения содержания обучения и характером взаимодействия субъектов обучения (преподавателя и учащихся).

Эффективность метода зависит не только от вышеуказанных особенностей, но и от специфики учебного предмета и методов самой науки. Однако методы обучения не следует отождествлять с методами науки и практики. В отличие от методов науки,  методы обучения отражают еще и логику изложения знаний и способ усвоения их учащимися.

 

Специфика задач высшего образования

в условиях научно-технического прогресса (НТП)

Источник: Научно-техническая революция и общественный прогресс, М., 1969

Широкое использование современных информационных и коммуникационных систем и других видов научно-технических разработок в различных отраслях экономики послужило причиной возникновения многих новых трудностей в сфере занятости. Это поставило ряд серьезных проблем. Решение таких проблем первым делом зависит от развития образования в соответствии с ростом научно-технических разработок. Именно образование предоставляет возможность получения и понимания информации об изменениях количественных и качественных параметров спроса, тем самым позволяя быть востребованными в качестве профессиональных работников при любых изменениях и нововведениях в общественной деятельности.

Система образования предоставляет возможность интеллектуального роста личности, в свою очередь интеллектуальный рост способствует формированию новых качеств работника, таких как чувство ответственности, заинтересованность в результатах труда.

Под воздействием НТП происходит изменение функций работника, изменяется его роль в общественной жизни, управлении производством. И здесь стоит затронуть вопрос о непосредственной зависимости социума от технологий, которые были привнесены научно-техническим прогрессом. Данные технологии настолько прочно вошли во все сферы человеческой деятельности, что люди уже не могут представить свое существование и функционирование без них. В подобной зависимости от применения новейших технологий проявляется негативное воздействие НТП на современное образование. Происходит разделение образовательного сообщества на две части: на тех, кто умеет применять современные технологии и пользоваться электронными ресурсами в образовательных и учебных целях, и на тех, кто обладает минимальными навыками в этой области и затрудняется эксплуатировать подобные ресурсы. Последние не имеют возможности полностью реализоваться в социуме, поскольку под влиянием НТП он становится все более электронным. Преодоление этого разрыва кроется в более тщательном обучении специалистов тому, как в сочетании с ментальными знаниями грамотно использовать технологические новшества для достижения качественных результатов.

Когда использование ментальных знаний происходит во взаимодействии с научно-техническими инновациями, тогда интеллект может порождать эти технологии и использовать их в соответствии с возникающими нуждами и потребностями для достижения более качественного и эффективного результата.

Итак, изменение содержания труда, постепенно происходящее в различных сферах общества под влиянием НТП, значительно трансформирует требования к трудовым ресурсам. Наряду с увеличением объема обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодической переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда. НТП предъявляет всё возрастающие требования к профессиональным знаниям, квалификации, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников, повышает роль моральных стимулов и личной ответственности в труде. Именно система образования обучает быстрому реагированию на изменения и инновации.

Основные тенденции в перестройке целей,

содержания и методов обучения в высшей школе. Проектирование содержания образования.

Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-64165.html

Изучение соотношения цели и средств в учебном процессе является одним из необходимых условий достижения соответствия учебной и обучающей деятельности с требованиями общества к высшему образованию.

Совершенствование учебного процесса качественно изменяет средства обучения, формы, методы и содержание учебных предметов. Все это в свою очередь влияет на цели высшего образования.

Цели и средства в образовании взаимосвязаны и в своей функциональной связи встречают различные противоречия. Но в этих противоречиях средства и их применение совершенствуются на основе оптимального достижения цели.

Существенным элементом учебного процесса высшей школы является определенность цели. Если цель хорошо определена, то она в свою очередь направляет развитие и выбор средств. Учебный процесс характеризуется значительной гибкостью применения средств и методов обучения, для достижения той или иной цели. При решении одних и тех же задач могут применяться различные средства, однако выбор их не может быть случайным. Этот выбор требует обоснования путем определения качественной значимости средств в достижении цели, как общей, так и частной, в условиях решения каждой задачи.

Таксономия Блума:

Знание конкретного материала, фактов, определений.

Понимание, интерпретация, экстраполяция, объяснение.

Применение для решения  задач, прежде учебных, дидактических.

Анализ, синтез, оценка.

Задачи, требующие воспроизведения знаний.

Задачи, требующие простых описательных ситуаций.

Сложные мыслительные операции.

Обобщение знаний.

Самостоятельное решение проблем.

Рефлексия собственной деятельности.

Модель Талызиной:

  • 1-ая группа задач – задачи века – должны решать все специалисты вне зависимости от профессии и страны. Организация деятельности с точки зрения ее коллективного характера. Постоянное повышение квалификации.
  • 2-ая групп задач – решение задач, специфических для данной страны.
  • 3-я  группа задач – решение собственно профессиональных задач:

а) исследовательские

б) практические

в) педагогические

Содержание образования является одним из основных предметов исследования в системе учебного процесса высшей школы.

Проектирование содержания образования.

  • Уровень общих теоретических представлений о том социальном опыте, который должен быть усвоен. Фиксируется в учебном плане (перечень предметов с количеством часов, распределение их по семестрам).
  • Уровень учебного предмета. Определенность целей, функций. Фиксируется в учебной программе. Представляет собой педагогические отработанные знания, т. е. отбор инвариантности знания и отбор средств его усвоения.
  • Уровень учебного материала. Конкретная форма, реализующаяся в учебных пособиях, учебниках.

Требования к учебнику.

  • Отражение в учебнике всех компонентов содержания образования.
  • Систематичность и системность.
  • Представленность содержания совместно с материалом усвоения.
  • Организация зрительного представления материала.

     В отечественных  трудах учебная деятельность  рассматривается как подготовительная  к трудовой.  Вместе с тем,  что учебная деятельность –  это самоценная продуктивная  деятельность, имеющая творческий  характер. Учение связано не только  с содержанием социального опыта, обязательно включает в себя  процесс самоорганизации личности, ее личностный рост.

Талызина и сотрудники работают над внедрением метода поэтапного формирования знания. Поиск инвариантного знания – выделение в каждой области такого знания, которое наиболее обобщено, устойчиво. Чем менее формализовано это знание, тем труднее выделить это знание.

Виды инвариант: 

Информация о работе Лекции по методике преподавания психологии