Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:54, курс лекций
Авторские лекции по предмету "методика преподавания психологии"
В лекция содержаться выдержки из авторитетной литературы. Материал хорошо переработан, легкодоступен для понимания, не требует обязательного прочтения дополнительной литературы.
Роль и место психологии
на современном этапе развития системы обучения и воспитания
Источник: Н. Ю. Стоюхина. Методика Преподавания Психологии: история, теория, практика: Учебное Пособие.
Рассматривая психологию как науку о человеке, изучая его в целостном единстве биологического, социального, духовного, можно определить центральное место психологического образования в образовании вообще.
Психологическое образование задает условно целевые направления:
Компоненты «психологической культуры»:
Школьное психологическое образование должно предусматривать не только психологическую грамотность выпускников, но и развитие их психологической, внутренней культуры.
Психологическая культура – это психологические знания, оплодотворенные общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству личного достоинства как своего, так и другого человека.
Специфика учебных задач по психологии
Источник: Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии
Учебные задачи представляют собой конкретизацию целей обучения, необходимую для подбора соответствующих методов и приемов. С их помощью определяется, чему именно должны научиться учащиеся, операционализируется усваиваемое содержание.
Интересный и конструктивный подход к классификации учебных задач был предложен Д. А. Толлингеровой; применительно к обучению психологии этот подход был пересмотрен В. Я. Ляудис .
Учебные задачи делятся на шесть групп согласно когнитивным характеристикам:
Данная таксономия может быть
продуктивно использована для
типологии учебных задач по
психологии. В. Я. Ляудис предложила
расширить некоторые группы
Так, описания могут иметь форму повествования, форму проекции логических взаимосвязей, могут создаваться с использованием метафор и других приемов художественного мышления. Объяснения могут строиться с использованием аппарата понятийного логического мышления (интерпретация символов, использование символических аналогов — притча, миф, художественный образ).
Пятая группа задач была дополнена новыми подгруппами, связанными со спецификой психологии как учебного предмета.
В. Я. Ляудис дополнила таксономию Толлингеровой еще одной шестой группой - рефлексивные задачи. Эти задачи обеспечивают переход к метапознавательной деятельности, т. е. к осознанному использованию собственных приемов построения эвристик, алгоритмов, способов анализа открытых задач. Особенность 6-й группы задач состоит в том, что для их решения необходимо создать особую ситуацию учебного взаимодействия. Такая ситуация характеризуется тем, что учащиеся ставятся перед необходимостью осознания и выделения собственных способов когнитивных действий и сознательной разработки когнитивных стратегий решения всех типов проблем.
Таким образом, от установки предметного знания учащиеся переходят к установке на выявление способов собственной мыслительной деятельности. Перечисленные задачи решаются при помощи различных методов обучения.
Цели преподавания психологии в ВУЗе
Источник: Н. Ю. Стоюхина. Методика Преподавания Психологии: история, теория, практика: Учебное Пособие.
Изучение студентами любой науки подчинено одной цели – научиться подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам с научных позиций, т. е. со знанием дела, изученного всесторонне. Применительно к психологии это означает, что студенту ее нужно изучать с целью получения научной ориентировки в психологии человека, чтобы понимать и объяснять особенности ее проявлений в действиях, поступках, поведении реальных людей и на этой основе научиться правильно взаимодействовать с ними в повседневной практике.
Цель изучения студентом психологии и цель преподавания сходятся в конце обучения студента в результате: в формировании у студента умения практически руководствоваться научными психологическими знаниями при реальном взаимодействии с другими людьми, что, в свою очередь, как раз и предполагает формирование умения мыслить психологически.
Ставя перед
собой цель преподавания тех
или иных тем и разделов, необходимо
учитывать особенности
Таким
образом, общей целью изучения
психологии учащимися (студентами)
является формирование у них
умения психологически мыслить,
применяя свои психологические
знания для научного
С точки зрения профессионально
1) студенты непсихологических
специальностей, которые получают
специальное психологическое
2) студенты-психологи, получающие
профессиональное
Конкретные цели изучения психологии студентами непсихологических(1) и психологических(2) специальностей.
(1) Психологические знания
нужны специалисту любой
По мнению Е.А. Климова, психологическая подготовленность – это, прежде всего, ясные представления о специфической реальности, сопровождаемые положительным аффективным тоном, связанные с не насыщаемым интересом к ней и с готовностью напрямую контактировать с ней в межличностном общении.
(2) Общая цель – научиться
психологически мыслить, естественно,
относится к ним в еще большей
степени, чем к студентам-непсихологам.
Без умения психологически
Студент-психолог, готовящийся к фундаментальным исследованиям: его задача – развивать науку дальше, владеть методологией и методикой научных исследований, уверенно ориентироваться в современном состоянии отечественной и зарубежной теоретической психологии, знать проблемы, исследования которых требуют интересы дальнейшего развития науки. Конкретная цель – научиться практически применять научные знания, уметь психологически мыслить, научиться применять психологическую теорию не для преобразования, а для объяснения психических явлений, ранее не объясненных.
Конкретная цель подготовки психолога, специализирующегося на прикладной психологии – формирование психологического склада мышления для анализа, оценки и объяснения психических явлений в избранной отрасли психологии, освоения ими психотехнических приемов и способов применения научных положений данной отрасли психологии к позитивному изменению психического в человеке.
Изучая психологию, каждый студент независимо от его будущей профессии должен научиться мыслить психологически при анализе и оценке человеческих действий и поступков, при выявлении особенностей характера и способностей, темперамента и других свойств личности, социально-психологических явлений в обществе, коллективе, личном общении с другими людьми и т. д.
Итак, действенность методики преподавания зависит в первую очередь от ясной осознанности цели преподавания и подчинения ей всей совокупности методических приемов.
Методические особенности преподавания теоретической психологии.
Источник: Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М., 2009.
Преподавание теоретической (общей) психологии и ее прикладных отраслей имеет свои особенности не только со стороны содержания, но и методики. Рассмотрим некоторые особенности преподавания.
При изучении истории психологии студентам важно усвоить логику развития науки во времени, т.е. какие общественные потребности ее породили и как она помогла удовлетворить их.
Основная забота преподавателя в области методики преподавания истории психологии может быть выражена примерно в такой формуле: от проблемного изложения лекции – через программирование самостоятельной работы студентов – к творческой дискуссии на семинарском занятии.
Словом, лекции по истории психологии нужно стремиться превратить в разговор о современности на основе ретроспективного анализа пройденного ею пути, приведшего к нынешнему ее состоянию.
Требования к лекции:
Итак, история психологической науки прослеживает и объясняет ее ход со времен древности до наших дней, позволяет глубже понять современные теории и гипотезы, учит подходить к ним исторически.
Общая психология. Изучение общей психологии имеет методологическое значение для усвоения других учебных курсов психологического цикла, так как без знания общего невозможно разобраться в частном. Отсюда следует, что при чтении лекций и организации самостоятельной работы с литературой нужно каждое новое для студента научное положение не только соотносить с наблюдаемыми в жизни психологическими явлениями, но и сравнивать с тем, как они объяснялись ранее и какое объяснение получили в современной общей психологии. Как на лекциях, так и на других занятиях преподаватель стремится применять активные методы обучения и ставит цель – научить студентов мыслить психологическими категориями, анализируя научные и практические проблемы. Этой цели он может достигать с помощью проблемных вопросов и задач, которые он использует как в лекциях (для проблемного изложения), так и в качестве учебного задания студентам для самостоятельной работы и практических (семинарских, лабораторных) занятий.
Информация о работе Лекции по методике преподавания психологии