Лекции по методике преподавания психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Авторские лекции по предмету "методика преподавания психологии"
В лекция содержаться выдержки из авторитетной литературы. Материал хорошо переработан, легкодоступен для понимания, не требует обязательного прочтения дополнительной литературы.

Файлы: 1 файл

Lektsii_po_MPPP.docx

— 560.67 Кб (Скачать файл)
  • Предметные или специальные – собственно закономерности, факты данной изучаемой науки.
  • Логические – логические операции и приемы мышления, являющиеся общими для всех.
  • Психологические – умение планировать собственную деятельность, контролировать ее ход, оценивать результат и эффективность.

Роль и место психологии

на современном этапе развития системы обучения и воспитания

Источник: Н. Ю. Стоюхина. Методика Преподавания Психологии: история, теория, практика: Учебное Пособие.

Рассматривая психологию как науку о человеке, изучая его в целостном единстве биологического, социального, духовного, можно определить центральное место психологического образования в образовании вообще.

Психологическое образование задает условно целевые направления:

  • развитие базисной психологической культуры;
  • поддержка и развитие психологического и духовно-нравственного здоровья;
  • помощь в самоопределении.

Компоненты «психологической культуры»:

  • когнитивный – знания о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека, знания правил и норм в сфере общения, знание и понимание себя и окружающих;
  • операционально-деятельностный – от владения элементами психологического познания и элементарных умений саморегуляции и взаимодействия с другими людьми до творческого создания личных психологических техник посредством перестройки субъективного жизненного опыта;
  • мотивационно-ценностный – интерес к субъективному миру, стремление к самопознанию и саморазвитию, ценностное отношение к человеку, жизнетворчество.

Школьное психологическое образование должно предусматривать не только психологическую грамотность выпускников, но и развитие их психологической, внутренней культуры.

Психологическая культура – это психологические знания, оплодотворенные общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству личного достоинства как своего, так и другого человека.

Специфика учебных задач по психологии

Источник: Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии

Учебные задачи представляют собой конкретизацию целей обучения, необходимую для подбора соответствующих методов и приемов. С их помощью определяется, чему именно должны научиться учащиеся, операционализируется усваиваемое содержание.

Интересный и конструктивный подход к классификации учебных задач был предложен Д. А. Толлингеровой; применительно к обучению психологии этот подход был пересмотрен В. Я. Ляудис .

Учебные задачи делятся на шесть групп согласно когнитивным характеристикам:

  1. первую группу составляют задачи, требующие воспроизведения знаний;
  2. вторую — задачи, требующие простых мыслительных действий (описание и систематизация фактов);
  3. третью — задачи на сложные мыслительные операции (аргументация, объяснение);
  4. четвертую — задачи, предполагающие порождение определенных речевых высказываний для выражения продуктивного мыслительного акта (реферат, сочинение, оригинальный научный текст);
  5. пятую — задачи на продуктивное мышление (решение проблем);
  6. шестую — рефлексивные задачи.

          Данная таксономия может быть  продуктивно использована для  типологии учебных задач по  психологии. В. Я. Ляудис предложила  расширить некоторые группы задач  применительно к преподаванию  психологии, в частности 4-ю и 5-ю  группы. Задачи 4-й группы интересны  тем, что в них объединяются  репродуктивные и продуктивные  формы мыслительной деятельности. В этой связи можно выделить  разные типы психологических  описаний и объяснений.

Так, описания могут иметь форму повествования, форму проекции логических взаимосвязей, могут создаваться с использованием метафор и других приемов художественного мышления. Объяснения могут строиться с использованием аппарата понятийного логического мышления (интерпретация символов, использование символических аналогов — притча, миф, художественный образ).

Пятая группа задач была дополнена новыми подгруппами, связанными со спецификой психологии как учебного предмета.

В. Я. Ляудис дополнила таксономию Толлингеровой еще одной шестой группой - рефлексивные задачи. Эти задачи обеспечивают переход к метапознавательной деятельности, т. е. к осознанному использованию собственных приемов построения эвристик, алгоритмов, способов анализа открытых задач. Особенность 6-й группы задач состоит в том, что для их решения необходимо создать особую ситуацию учебного взаимодействия. Такая ситуация характеризуется тем, что учащиеся ставятся перед необходимостью осознания и выделения собственных способов когнитивных действий и сознательной разработки когнитивных стратегий решения всех типов проблем.

Таким образом,  от установки предметного знания учащиеся переходят к установке на выявление способов собственной мыслительной деятельности. Перечисленные задачи решаются при помощи различных методов обучения.

Цели преподавания психологии в ВУЗе

Источник: Н. Ю. Стоюхина. Методика Преподавания Психологии: история, теория, практика: Учебное Пособие.

Изучение студентами любой науки подчинено одной цели – научиться подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам с научных позиций, т. е. со знанием дела, изученного всесторонне. Применительно к психологии это означает, что студенту ее нужно изучать с целью получения научной ориентировки в психологии человека, чтобы понимать и объяснять особенности ее проявлений в действиях, поступках, поведении реальных людей и на этой основе научиться правильно взаимодействовать с ними в повседневной практике.

Цель изучения студентом психологии и цель преподавания сходятся в конце обучения студента в результате: в формировании у студента умения практически руководствоваться научными психологическими знаниями при реальном взаимодействии с другими людьми, что, в свою очередь, как раз и предполагает формирование умения мыслить психологически.

    Ставя перед  собой цель преподавания тех  или иных тем и разделов, необходимо  учитывать особенности различных  отраслей науки.

    Таким  образом, общей целью изучения  психологии учащимися (студентами) является формирование у них  умения психологически мыслить, применяя свои психологические  знания для научного объяснения  фактов и явлений психики, а  также для преобразования психики  человека в интересах развития  его личности (обучения и воспитания, формирования коллектива, психологической  коррекции отклоняющегося поведения  или психотерапевтического лечения  нервно-психических расстройств ).

    С точки зрения профессиональной ориентации студентов, они подразделяются на  две группы:

1) студенты непсихологических  специальностей, которые получают  специальное психологическое образование;

2) студенты-психологи, получающие  профессиональное психологическое  образование. Для той и другой  группы общая цель изучения  психологии одна и та же, а  что касается конкретных целей, то они разные.

 

Конкретные цели изучения психологии студентами непсихологических(1) и психологических(2) специальностей.

(1) Психологические знания  нужны специалисту любой профессии  для:

  • психологической грамотности, поскольку ему приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимание, обучать, руководить);
  • регулирования собственного внутреннего мира и самосовершенствования на научной основе.

По мнению Е.А. Климова, психологическая подготовленность – это, прежде всего, ясные представления о специфической реальности, сопровождаемые положительным аффективным тоном, связанные с не насыщаемым интересом к ней и с готовностью напрямую контактировать с ней в межличностном общении.

(2) Общая цель – научиться  психологически мыслить, естественно, относится к ним в еще большей  степени, чем к студентам-непсихологам. Без умения психологически мыслить  психолог не состоится как  специалист.

Студент-психолог, готовящийся к фундаментальным исследованиям: его задача – развивать науку дальше, владеть методологией и методикой научных исследований, уверенно ориентироваться в современном состоянии отечественной и зарубежной теоретической психологии, знать проблемы, исследования которых требуют интересы дальнейшего развития науки. Конкретная цель – научиться практически применять научные знания, уметь психологически мыслить, научиться применять психологическую теорию не для преобразования, а для объяснения психических явлений, ранее не объясненных.

Конкретная цель подготовки психолога, специализирующегося на прикладной психологии – формирование психологического склада мышления для анализа, оценки и объяснения психических явлений в избранной отрасли психологии, освоения ими психотехнических приемов и способов применения научных положений данной отрасли психологии к позитивному изменению психического в человеке.

Изучая психологию, каждый студент независимо от его будущей профессии должен научиться мыслить психологически при анализе и оценке человеческих действий и поступков, при выявлении особенностей характера и способностей, темперамента и других свойств личности, социально-психологических явлений в обществе, коллективе, личном общении с другими людьми и т. д.

Итак, действенность методики преподавания зависит в первую очередь от ясной осознанности цели преподавания и подчинения ей всей совокупности методических приемов.

 

 Методические особенности преподавания теоретической психологии.

Источник: Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М., 2009.

Преподавание теоретической (общей) психологии и ее прикладных отраслей имеет свои особенности не только со стороны содержания, но и методики. Рассмотрим некоторые особенности преподавания.

При изучении истории психологии студентам важно усвоить логику развития науки во времени, т.е. какие общественные потребности ее породили и как она помогла удовлетворить их.

Основная забота преподавателя в области методики преподавания истории психологии может быть выражена примерно в такой формуле: от проблемного изложения лекции – через программирование самостоятельной работы студентов – к творческой дискуссии на семинарском занятии.

Словом, лекции по истории психологии нужно стремиться превратить в разговор о современности на основе ретроспективного анализа пройденного ею пути, приведшего к нынешнему ее состоянию.

Требования к лекции:

  • Во-первых, содержание лекции нужно стремиться скомпоновать так, чтобы в сжатой форме и строго логично были изложены основные вехи и этапы в истории психологии. Важно, чтобы студент видел в этих вехах ступеньки, ведущие вверх, к прогрессу науки.
  • Во-вторых, изложение исторической (хронологической) последовательности событий, связанных со значительными научными открытиями, нужно построить так, чтобы были видны логика их вызревания на базе предшествующих научных данных и объективная подоплека их появления именно в этот исторический момент.
  • В-третьих, излагая историю психологии как определенную череду событий в развитии науки в логической и временной связях, преподавателю нельзя не помнить об изменении научного содержания основных понятий (или категорий, как предельно широких понятий данной науки), хотя термины могут сохраняться прежние.
  • В-четвертых, было бы очень хорошо, если бы преподавателю удавалось каждое значительное событие в науке, приведшее когда-то к принципиально новому выводу, показать в связи с современными взглядами на данную проблему.

Итак, история психологической науки прослеживает и объясняет ее ход со времен древности до наших дней, позволяет глубже понять современные теории и гипотезы, учит подходить к ним исторически.

Общая психология. Изучение общей психологии имеет методологическое значение для усвоения других учебных курсов психологического цикла, так как без знания общего невозможно разобраться в частном. Отсюда следует, что при чтении лекций и организации самостоятельной работы с литературой нужно каждое новое для студента научное положение не только соотносить с наблюдаемыми в жизни психологическими явлениями, но и сравнивать с тем, как они объяснялись ранее и какое объяснение получили в современной общей психологии. Как на лекциях, так и на других занятиях преподаватель стремится применять активные методы обучения и ставит цель – научить студентов мыслить психологическими категориями, анализируя научные и практические проблемы. Этой цели он может достигать с помощью проблемных вопросов и задач, которые он использует как в лекциях (для проблемного изложения), так и в качестве учебного задания студентам для самостоятельной работы и практических (семинарских, лабораторных) занятий.

Информация о работе Лекции по методике преподавания психологии