Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:38, курс лекций

Описание работы

Предмет, объект, основные задачи и принципы психологии как науки
Житейские и научные психологические знания. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Понятие о категориальном аппарате психологической науки. Основные категории психологии: психика, сознание, индивид, личность, индивидуальность, общение, деятельность. Психика как предмет психологии. Принципы психологии как науки: принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода. Основные задачи психологии как науки.

Файлы: 1 файл

ответы к госам.docx

— 108.95 Кб (Скачать файл)

1. Предмет, объект,  основные задачи и принципы психологии как науки

Житейские и научные  психологические знания. Классификация  психических явлений: психические  процессы, психические состояния, психические  свойства. Понятие о категориальном аппарате психологической науки. Основные категории психологии: психика, сознание, индивид, личность, индивидуальность, общение, деятельность. Психика как  предмет психологии. Принципы психологии как науки: принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода. Основные задачи психологии как науки.

Значение термина «психология». Этот термин, образованный от греческих слов psyche - душа, психика и loqos - знание, осмысление, изучение, имеет несколько значений.

Так, в первом, дословном  своем значении психология - это  знание о психике, наука, изучающая  ее. Психика есть форма активного  отображения субъектом объективной  реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром  и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Во втором, наиболее распространенном значении, слово “психология” относят и к самой психической, “душевной” жизни, выделяя тем самым  особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии - конкретного  индивида. Психология проявляется как  совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей  того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и  т.п.

Житейские и научные  психологические знания. Существуют две разных области психологического знания - научная и житейская, обыденная психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Каждый из нас имеет запас житейских психологических знаний. Первое отличие: житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Если ситуативные выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению), то житейскую мудрость это не смущает, ей нет нужды стремиться к единообразию. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям, систематизируя знания в форме логически непротиворечивых положений, аксиом и гипотез. Для этого она использует научные понятия. Особенность научных психологических понятий состоит в частом совпадении с житейскими по своей внешней форме, т.е., попросту говоря, употреблении тех же слов. Однако значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

Второе отличие житейских  психологических знаний состоит  в том, что они носят интуитивный  характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются  путем практических проб и ошибок. Научная психология базируется на опыте, который с самого начала является абстрагированным от многих деталей, понятийно  оформленным. Отличны и пути, методы познания - целенаправленного, систематического, инструментально оснащенного. Для  научного психолога удачная догадка  становится гипотезой, допускающей  экспериментальную проверку. Конечно, эксперимент возможен и в житейской  психологии, и люди часто прибегают  к этому эффективному средству получения  необходимой информации (не ожидая подходящего случая, а активно  организуя его). Однако научно-психологические  эксперименты отличаются не только большей  строгостью своих гипотез, но и условиями  проведения. В современной психологии эти условия нередко отдалены от жизненной конкретности и даже могут искажать ее. Отличаются и  результаты экспериментов: ученым нередко  приходится отказываться от собственных  обыденных представлений, “не веря своим глазам”.

Третье отличие состоит  в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена, т.к. обыденные знания не фиксируют  реальные условия, в которых они  были получены, а эти условия как  раз и являются решающими при  попытке использовать известное  другим человеком и в новой  ситуации. Поэтому так часто ошибки отцов повторяются их детьми. Собственный  опыт, соразмеренный со своими возможностями  и специфическими условиями, приходится переживать и накапливать заново.

Иное дело - опыт научной  психологии. Хотя он и не столь обширен  как житейский, зато содержит информацию об условиях, необходимых и достаточных  для воспроизведения тех или  иных явлений. Полученные знания упорядочены  в научных теориях и передаются путем усвоения обобщенных, логически  связанных положений, которые служат основанием для выдвижения новых  гипотез.

Четвертое различие состоит  в том, что научная психология располагает обширным, разнообразным  и подчас уникальным фактическим  материалом, недоступным во всем своем  объеме ни одному носителю житейской  психологии. Материал этот накапливается  и осмысливается, в том числе  в специальных отраслях психологической  науки.В них, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами  и болезнями психики, с необычными условиями труда - условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного  голода и т.п. - психолог не только расширят круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями.

Итак, научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений. По сравнению с психологией житейской (донаучной) она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

Классификация психических  явлений: психические процессы, психические  состояния, психические свойства. Классификация психических явлений

Все психические явления  делятся на три группы:  
1) психические процессы;  
2) психические состояния;  
3) психические свойства личности.

Психический процесс - это  акт психической деятельности, имеющим  свой объект отражения и свою регуляционную  функцию.

Психическое отражение - это  формирование образа тех условий, в  которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы - это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные  и волевые.

Вся психическая деятельность человека - это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние - это  временное своеобразие психической  деятельности, определяемое ее содержанием  и отношением человека к этому  содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией  всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические  состояния проявляются в общей  организованности психики.

Психическое состояние - это  общий функциональный уровень психической  активности в зависимости от условий  деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут  быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния  подразделяются на четыре вида:  
 
Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).  
Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация).  
Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).  
Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в р Психические свойства личности - типичные для данного человека особенности его психики.

К психическим свойствам  личности относятся:

1) темперамент; 2) направленность; 3) способности и 4) характер.

Личность - индивид, включенный в общественные отношения, это социальное качество человека, тогда как индивид - это отдельный представитель  биологического рода homo sapiens (таковым  является новорожденный).

Каждая личность имеет  неповторимые сочетания психических  особенностей - психический склад; это  и составляет ее индивидуальность.

Понятие "человек" более  широкое, чем понятие "личность". Оно включает в себя и понятие "индивид", и понятие "личность".

Психические процессы, состояния  и свойства человека - это единое проявление его психики (схема 1).

И исходным психическим образованием, проявляющимся и в свойствах  личности, и в различных психических  состояниях, являются психические процессы.

Все психические состояния  подразделяются на четыре вида:

  • 1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).
  • 2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния -стресс, аффект, фрустрация).
  • 3. Волевые состояния -инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).
  • 4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

азличных уровнях внимательности).

Понятие о категориальном аппарате психологической науки.

Категориальный аппарат  представляет собой систему понятий, воспроизводящих разные стороны  изучаемого наукой объекта. В используемых специальной психологией категориях можно выделить две большие группы. Первая из них - это общепсихологические  понятия, отражающие родство данной дисциплины с психологической наукой в целом. В эту группу входят такие  понятия, как "психическая деятельность", "сознание", "личность", "мотив", "смысловая сфера", "образ", "значение", "операция", "интериоризация", "речевое опосредование", и  многие другие.

   Вторая группа составляет  класс специально-психологических  категорий или терминов из  смежных дисциплин. К ним относятся: "дизонтогенез", "системные  отклонения", "ретардация", "компенсация", "коррекция", "реабилитация", "интеграция", "асинхрония", "регресс", "депривация" и  т.д.

   Одним из центральных  в категориальном строю специальной  психологии является понятие  "высшие психические функции", введенное Л. С. Выготским. Сами  высшие психические функции представляют  собой сложнейшие системные образования,  характеризующиеся прижизненным  формированием, опосредованным строением  и произвольным способом регуляции.  В силу этого они обладают  высокой степенью пластичности  за счёт взаимозаменяемости входящих  в их состав элементов. Неизменным  остаются цель (задача) и конечный  результат. Средства достижения  поставленной задачи могут быть  вариативны. Пластичность высших  психических функций, как одно  из их свойств, лежит в основе  компенсаторных процессов, восстановления  нарушенных или утраченных функций  путём внутренней перестройки.

   Помимо собственного  категориального аппарата каждая  наука должна обладать также  системой объяснительных принципов,  предельно общих представлений,  использование которых позволяет  относительно непротиворечиво и  последовательно понимать и объяснять  изучаемые явления.

   Прикладные науки,  к которым относится и специальная  психология, как правило, пользуются  системой объяснительных принципов,  созданной в рамках фундаментальных  дисциплин. Поэтому сформулированные  в общей психологии принципы  являются едиными для всех  отраслей психологической науки.  При этом принципы не являются  универсальными и действуют в  пределах только одной психологической  школы, в рамках которой они  и были разработаны. Постулаты,  о которых речь пойдёт ниже, сформулированы в рамках традиций  отечественной психологической  школы и основаны на идеях  Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева,  Б. Г. Ананьева, С.Л.Рубинштейна  и др.

   Принцип отражательности  заключается в том, что все  психические явления, во всём  их многообразии, представляют собой  особую, высшую форму отражения  окружающего мира в виде образов,  понятий, переживаний. Процесс  развития психики - не что иное, как совершенствование способности  к отражению. Психика всегда  и везде остаётся субъективным  отражением объективной действительности, либо объективизированным отражением  субъективной реальности.

   С этой точки  зрения любые формы отклонений  в психическом развитии - затруднения  в процессе становления разных  сторон отражательной деятельности  психики. Эти затруднения могут  касаться развития образного  отражения, понятийного (вербально-логического), эмоционально-смыслового и т.д.  Отражение при этом может страдать  с точки зрения полноты, точности, глубины, но оно всегда остаётся  принципиально адекватным, в целом  верным, правильным.

   С. Л. Рубинштейн  так сформулировал принцип детерминизма: внешняя причина всегда действует,  преломляясь через внутреннее  условие. К категории "внутренние  условия" относится широкий  спектр явлений, начиная от  возраста, пола, особенностей ВНД  и кончая актуальным эмоциональным  состоянием, образованием, профессией  и пр. Самое простое понимание  принципа детерминизма в специальной  психологии - не бывает и не  может быть беспричинных отклонений  в развитии. Причина может быть  известна или неизвестна, но она  объективно существует. Один и  тот же фактор может приводить  к различным формам отклонений, равно как и то, что разные  причины могут приводить к  одному и тому же типу отклонения  в развитии. Характер отклонения  зависит не только от особенностей патогенного фактора, но и от возраста, силы защитных механизмов индивида и целого ряда других особенностей. Через эти внутренние условия и преломляется внешнее воздействие патогенного фактора.

Информация о работе Лекции по "Психологии"