Особенности мотивов учения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:43, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности мотивов учения у подростков и наметить возможные пути формирования у них учебно-познавательной мотивации в процессе обучения.
Исследовательская гипотеза: у большинства подростков в качестве ведущих мотивов учения выступают такие узколичные мотивы, как мотивация благополучия, престижная мотивация и мотивация избегания неприятностей. Только у незначительной части учащихся подросткового возраста сформированы учебно-познавательные мотивы (мотивация содержанием и процессом учения).
Объект исследования – мотивационная сфера подростков.
Предмет исследования – особенности мотивов учения у учащихся подросткового возраста.

Содержание работы

Введе-ние………………………………………………………………………….3
Глава 1. Мотивы учения как научная и психолого-педагогическая про-блема……………………………………………………………………………...7-37
1.1. Основные научные подходы к изучению мотивации учения в отече-ственной и зарубежной психоло-гии…………………………………………….……7
1.2. Виды мотивов учения, их общая характеристика…………………..….18
1.3. Возрастные особенности мотивации учения школьников…………….26
Выводы по первой главе………………………………………………………..35
Глава 2. Эмпирическое выявление особенностей мотивов учения в подростковом возрасте………………………………………………………..…..38-59
2.1. Описание процедуры и методик исследования……………………….…38
2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов……………………..….46
Выводы по второй главе………………………………………….……………58
Глава 3. Основные пути формирования у учащихся учебно-познавательных мотивов в процессе обучения……………………………60-81
3.1. Психологические основы формирования положительной мотивации учения……………………………………………………………………………….60
3.2. Формирование интереса к учению в учебной деятельности (рекомендации педагогам)………………………………………………………………….…..70
Выводы по третьей гла-ве………………………………………………...……..80
Заключение. …………………………………………………..………………..82
Библиографический список. ………………………………..……...………..84
Приложения

Файлы: 1 файл

ВКР по мотивам учения.doc

— 603.00 Кб (Скачать файл)

6.     Метод проектов – это не «ежедневные» технологии. При их использовании требуется предварительное выделение тем, вопросов, разделов программы конкретного курса. Таких достаточно крупных проектов по каждому предмету может быть в течение года 2 – 3.

7.     Проект требует тщательной подготовки, и проведение его занимает 5 – 6 уроков. Причем защита проектов предусматривает, как правило, сдвоенный урок.

8.     Учащиеся сами выдвигают исследовательскую гипотезу и должны подтвердить свою точку зрения аргументами, доказательствами, фактами.

«Алгоритм» проектной деятельности

1. Учитель предлагает учащимся ту или иную ситуацию в любом удобном для него, но достаточно наглядном виде, содержащую приготовленную (задуманную) в скрытом виде проблему, которую школьники должны «уловить» и сформулировать.

2. Самостоятельный выбор способов решения проблемы. Задача учащихся – дать как можно больше аргументированных гипотез (Метод «мозговой атаки»).

3. Количество отобранных учителем гипотез – это задуманное им количество групп, каждая из которых будет самостоятельно доказывать свою гипотезу.

4. Обсуждение возможных методов исследования и необходимых источников информации. Основная поисковая деятельность учащихся осуществляется во внеурочное время, а затем на одном из занятий должна быть организована защита проектов (по гипотезам).

5. Каждая группа сама избирает форму презентации и оформления результатов своей деятельности. Проекты могут быть чисто информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми.

6. Результаты выполненных проектов должны быть материализованы, т.е. оформлены для визуального восприятия. Это могут быть видеофильмы, альбомы, бортжурналы «путешествий», компьютерные газеты, альманахи и т.п.

                           Обучение в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве (в малых группах) позволяет создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Главная идея обучения в сотрудничестве – не просто что-то выполнять вместе, а учиться вместе.

Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по технологии обучения в сотрудничестве становится исходной, элементарной частицей коллективной самостоятельной работы. А ее результат, с одной стороны, влияет на результат групповой и коллективной работы, а с другой, - вбирает в себя результаты работы других членов группы.

Таким образом, наряду с включением учащихся в разные виды деятельности совершенно необходима работа по воспитанию его нравственного сознания, по усвоению им социальных эталонов, норм, идеалов, смысла учения. Поэтому воспитание мотивации учебной деятельности – комплексная задача педагога. В целом, психологически обоснованный путь формирования мотивации учения  школьников может состоять в следующем:

      учитель определяет задачи формирования мотивации в школьном возрасте с учетом его перспектив, ориентируясь «на зону ближайшего развития»;

      выясняет состояние мотивации учения у школьников;

      организует виды активной деятельности учащихся, осуществляет широкую воспитательную работу, включает их в специально созданные педагогические ситуации, организует выполнение заданий, направленных на осознание своей мотивационной сферы, тренировку приемов целеполагания;

      активно использует новые педагогические технологии, направленные на повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие у них умения работать в сообществе сверстников и брать на себя ответственность за совместное решение задач, поставленных учителем или самими школьниками.

Выводы по главе 3

1. Формирование мотивации учения школьников и активизация их творческого потенциала должны осуществляться с учетом их исходного уровня готовности к решению учебно-познавательных задач. Можно выделить два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации: «снизу вверх» и «сверху вниз» [Л.М. Фридман].

2. В процессе преподавания любой дисциплины учитель не может довольствоваться только наличным уровнем мотивации, ибо это означало бы исходить только из уровня актуального развития школьника и не ориентироваться на зону его ближайшего развития. Поэтому необходима специальная работа по формированию учебно-познавательной мотивации с учетом тех психологических требований, которым она должна удовлетворять.

3. Для мобилизации резервов мотивации в школьном возрасте необходимо организовать включение подростков в активные виды деятельности  (учебную, исследовательскую, общественно полезную) и виды социальных взаимодействий их с другими людьми (учителями, одноклассниками, руководителями научных сообществ и др.).

4. Применение современных методов обучения совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой школьник участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы – интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания учащихся. Проблемное обучение сопровождается ситуациями свободного выбора заданий, атмосферой дискуссий, что повышает мотивацию престижности обучения, мотивацию стремления к компетентности.

5. В рамках гуманистической парадигмы современного школьного образования предполагается практиковать такие педагогические условия, которые будут способствовать рефлексивному освоению учащимся мира культуры, показывать пути его самореализации в образовательном процессе, а затем и в профессиональной деятельности. Один из вариантов решения этой проблемы может быть связан с обучением школьников с использованием проектных образовательных технологий (обучение в сотрудничестве), что выступает в качестве своеобразной модели будущей профессиональной деятельности, когда им придется соизмерять свои возможности с возможностями других и на основе этого успешно справляться с  производственными трудностями. Обучение через учебное сотрудничество позволяет вовлечь каждого учащегося в активный познавательный творческий поиск и соединять в единое целое академический и прагматический аспекты усваиваемых знаний, что обязательно скажется на позитивной направленности мотивации их учения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением учебной деятельности, спосо­бами самостоятельного перехода от одного вида действия к другому (от ориентировочных учебных действий к исполнительным и затем контрольно-оценочным), что является важной основой самоорганизации учебной деятельности.

Учебные действия объединяются в приемы,  методы,  в крупные блоки деятельности. Отдельные действия  и операции  свертываются,   переходят  в  умственный  план,  что позволяет быстрее осуществлять учебную деятельность.

Существенно развивается умение находить и сопостав­лять несколько способов решения одной задачи, поиск не­стандартных способов решения, что переводит учебную деятельность с репродуктивного на продуктивный уровень. Происходит становление прогнозирующих, планирую­щих форм контрольно-оценочных действий. Это дает воз­можность корректировать учебную работу до начала ее выполнения.

В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. Существенно укрепляются не только широкие познавательные мотивы, но и учебно-познавательные, для которых характерен интерес к способам приобретения знаний. Мотивы самообразования в этом возрасте подни­маются на следующий уровень, наблюдается активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления. Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуются со­циальные мотивы учения. Широкие социальные мотивы обогащаются представлениями о нравственных ценностях общества, становятся более осознанными в связи с ростом самосознания подростка в целом. Принципиальные качест­венные сдвиги возникают и в так называемых позиционных мотивах учения; при этом существенно усиливается мотив поиска контактов и сотрудничества с другим человеком, овладения рациональными способами этого сотрудничества в учебном труде.

К концу подросткового возраста  может наблюдаться устойчивое доминирование какого-либо мотива. Осознание подростком соподчинения, сравнительной значимости мо­тивов означает, что в этом возрасте складывается осознан­ная система, иерархия мотивов. Существенно развиваются процессы целеполагания в учении. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей, причем не только в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели, за­кладывается умение ставить и перспективные цели, связан­ные с приближающимся этапом социального и профессио­нального самоопределения.

На основе проведенного эмпирического исследования учебной мотивации подростков нам удалось подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что в качестве ведущих выступают такие мотивы, как благополучие, избегание неприятностей и желание занять достойное место среди сверстников (мотивация престижа), и лишь у незначительной части учащихся на первый план выходят познавательные мотивы.

Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены. Однако мы не можем считать свою работу полностью завершенной. Считаем, что имеет смысл проследить динамику мотивов учения на протяжении всего периода школьного обучения, сравнить ведущие мотивы учения у учащихся разных возрастных групп и на этой основе разработать более содержательную рекомендательную часть для педагогов и родителей по формированию у современных детей положительного отношения к учению и устойчивых познавательных интересов.

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1.      Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии.  1985. № 6. С. 38-45.

2.      Агеева, И.А. Коррекционные техники в школе/ И.А. Агеева. - СПб., 2005.

3.      Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей/ А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. -  М., 2005.

4.      Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976.

5.      Бахурина Е.С., Прутьянова О.А. Учебная мотивация и социально-психологическая адаптация учащихся профильных десятых классов // Психология и школа. 2005. № 2. С. 24-33.

6.      Бедерханова, В. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых/ В. Бедерханова// Развитие личности.  2000. № 1. С. 24 – 36.

7.      Безрукова, В. Образовательные технологии: ориентиры для выбора //В. Безрукова// Директор школы.  2000. № 1. С. 25.

8.      Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М.: Педагоги­ка, 1972.

9.      Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию/ В.Б. Бондаревский -  М., 1985. – 144 с.

10. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990. –

11. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. — М, 1967. -  360 с

12. Гордеева Т.О. Мотивации достижения: теории, исследования, про­блемы // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002.-С. 47-102.

13. Гордеева Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности, или мотивация обучения: пять условий успеха // Психология в вузе. 2005. № 4.

14. Гордеева Т.О. Мотивация достижения. Учебно.-метод, пособие. – М.: Смысл, 2005.

15. Грецов А.Г., Жукова Е.В. Динамика развития учебной мотивации младших школьников // Психология и школа. 2001. № 1-2. С. 160-175.

16. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мо­тивации учения у дошкольников и младших школьников. М.: Изд-во МГУ, 1991.

17. Елфимова Н.В. Исследование структуры мотивационного компонента деятельности // Вопр. психол. 1988. №4. С. 82-87.

18. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

19. Елфимова Л.А. Влияние учителя на формирование мотивов учебной деятельности // Формирование мотивации учебной деятельности учащихся.- Новосибирск, 1985.- С. 115-121.

20. Железовский Б.Е., Гуськов А.С. Статистический подход к психолого-педагогической проблеме мотивации учения на этапе констатирующего педагогического эксперимента // Материалы XV страховских чтений / Под ред. Проф. В.И. Страхова. – Саратов: Научная книга, 2006. С. 287-307.

21. Зайцев С. В. Индивидуальная избирательность младших школьников в учебном процессе // Психолого-педагогические условия станов­ления индивидуальных стратегий обучения школьников / Под ред. И.С. Якиманской. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2007.

22. Зайцев С. В. Личностно ориентированное обу­чение младших школьников // Директор шко­лы. 2005. № 3. С. 56-65.

23. Зайцев С.В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 54-63.

24. Зюзя, А.А. Развитие индивидуальных познавательных стилей школьников/ А.А.Зюзя, А.А. Ткаченко// Психология и школа.  2003. № 4. С.32-43.

25. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004.- 509 с.

26. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Учебное пособие для студентов высшего и среднего учебного заведения/В.П. Кащенко. – 4-е изд., стереотип. - М.; Академия, 2006.- С.301. 

27. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 992 с.

28. Круглова, Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе/Н.Ф. Круглова. - СПб., 2004.

29. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 480 с.

30. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1975. - 300 с.

Информация о работе Особенности мотивов учения в подростковом возрасте