Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:43, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности мотивов учения у подростков и наметить возможные пути формирования у них учебно-познавательной мотивации в процессе обучения.
Исследовательская гипотеза: у большинства подростков в качестве ведущих мотивов учения выступают такие узколичные мотивы, как мотивация благополучия, престижная мотивация и мотивация избегания неприятностей. Только у незначительной части учащихся подросткового возраста сформированы учебно-познавательные мотивы (мотивация содержанием и процессом учения).
Объект исследования – мотивационная сфера подростков.
Предмет исследования – особенности мотивов учения у учащихся подросткового возраста.
Введе-ние………………………………………………………………………….3
Глава 1. Мотивы учения как научная и психолого-педагогическая про-блема……………………………………………………………………………...7-37
1.1. Основные научные подходы к изучению мотивации учения в отече-ственной и зарубежной психоло-гии…………………………………………….……7
1.2. Виды мотивов учения, их общая характеристика…………………..….18
1.3. Возрастные особенности мотивации учения школьников…………….26
Выводы по первой главе………………………………………………………..35
Глава 2. Эмпирическое выявление особенностей мотивов учения в подростковом возрасте………………………………………………………..…..38-59
2.1. Описание процедуры и методик исследования……………………….…38
2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов……………………..….46
Выводы по второй главе………………………………………….……………58
Глава 3. Основные пути формирования у учащихся учебно-познавательных мотивов в процессе обучения……………………………60-81
3.1. Психологические основы формирования положительной мотивации учения……………………………………………………………………………….60
3.2. Формирование интереса к учению в учебной деятельности (рекомендации педагогам)………………………………………………………………….…..70
Выводы по третьей гла-ве………………………………………………...……..80
Заключение. …………………………………………………..………………..82
Библиографический список. ………………………………..……...………..84
Приложения
Завершала экспериментальную часть работы серия вопросов, на которые предлагалось ответить учащимся:
1. Какой из учебных предметов (математика, русский язык, природоведение) нравится тебе больше всего? Почему?
2. Какие задания вызвали у тебя наибольший интерес? Почему?
3. Какие задания показались тебе наиболее трудными? Почему?
4. Какие задания показались тебе наиболее легкими? Почему?
5. Как ты выбирал(а) задание? О чем ты думал (а), когда выбирал (а) себе задание?
Многоступенчатый выбор позволяет сравнивать характер предпочтений учащегося, «прицельно» выявлять изменение этих предпочтений в разных ситуациях.
Оценка результатов данной методики осуществляется как путем подсчета количества человек, выбравших тот или иной вариант выполнения задания, так и качественного анализа ответов, полученных при дополнительной беседе на основе серии специально составленных для этого вопросов.
6. Диагностическая проба «Выбор в ситуации конфликта между познавательными и социальными мотивами» Х. Хекхаузена
Цель: выявить соотношение мотивов достижения и мотивов общения с другим человеком.
Процедура проведения. Учащемуся предлагается выбрать партнера для совместного выполнения задания. Им может стать друг испытуемого, не проявивший способностей к выполнению данного задания, либо неприятный испытуемому человек, но хорошо справляющийся с этим заданием. Выбор отражает предпочтение познавательного мотива (мотив достижения) либо социального (мотив желательности общения – аффилиации).
Другой вариант задания: две группы учащихся в разных комнатах выполняют задания. Испытуемый приводит одного из своих друзей, который оказывается в ходе работы не в одной группе с ним, а в другой, члены которой соревнуются между собой в выполнении познавательного задания (решении задачи). Выясняется (через записку), что товарищ испытуемого не справляется со своей работой и просит друга работать медленнее. Испытуемый должен сделать выбор либо в пользу мотива достижения, либо в пользу общения с другим человеком.
Обработка результатов проводится по аналогии с предыдущей методикой.
Полученные по каждой методике, а также по комплексу подобранных диагностических процедур данные заносились в таблицы, а затем анализировались и сравнивались между собой с целью выявления тех особенностей мотивации учения, которая присуща подросткам. Результаты этой работы представлены в следующем параграфе данной главы.
3
Информация о работе Особенности мотивов учения в подростковом возрасте