Особенности мотивов учения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:43, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности мотивов учения у подростков и наметить возможные пути формирования у них учебно-познавательной мотивации в процессе обучения.
Исследовательская гипотеза: у большинства подростков в качестве ведущих мотивов учения выступают такие узколичные мотивы, как мотивация благополучия, престижная мотивация и мотивация избегания неприятностей. Только у незначительной части учащихся подросткового возраста сформированы учебно-познавательные мотивы (мотивация содержанием и процессом учения).
Объект исследования – мотивационная сфера подростков.
Предмет исследования – особенности мотивов учения у учащихся подросткового возраста.

Содержание работы

Введе-ние………………………………………………………………………….3
Глава 1. Мотивы учения как научная и психолого-педагогическая про-блема……………………………………………………………………………...7-37
1.1. Основные научные подходы к изучению мотивации учения в отече-ственной и зарубежной психоло-гии…………………………………………….……7
1.2. Виды мотивов учения, их общая характеристика…………………..….18
1.3. Возрастные особенности мотивации учения школьников…………….26
Выводы по первой главе………………………………………………………..35
Глава 2. Эмпирическое выявление особенностей мотивов учения в подростковом возрасте………………………………………………………..…..38-59
2.1. Описание процедуры и методик исследования……………………….…38
2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов……………………..….46
Выводы по второй главе………………………………………….……………58
Глава 3. Основные пути формирования у учащихся учебно-познавательных мотивов в процессе обучения……………………………60-81
3.1. Психологические основы формирования положительной мотивации учения……………………………………………………………………………….60
3.2. Формирование интереса к учению в учебной деятельности (рекомендации педагогам)………………………………………………………………….…..70
Выводы по третьей гла-ве………………………………………………...……..80
Заключение. …………………………………………………..………………..82
Библиографический список. ………………………………..……...………..84
Приложения

Файлы: 1 файл

ВКР по мотивам учения.doc

— 603.00 Кб (Скачать файл)

31. Леонтьев Д.А. Общее представление о мотивации человека // Психология в вузе. 2004. № 1.

32. Лидерс А.Г. подростковый возраст как возраст психологической соизмеримости со взрослостью // Психолог в школе. 2001. № 1-2. С. 3-10.

33. Липкина А.И. Психологический анализ труда, вложенного в учение // Вопросы психологии. 1983. № 6. С. 35-42.

34. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. – СПб.: Питер, 2009.

35. Мальцева О.А. Особенности взаимодействия психолога с субъектами образования // Психология и школа. 2007. № 4. С. 111-128.

36. Мальцева О.А. Особенности взаимодействия психолога с субъектами образования // Психология и школа. 2007. № 4. С. 111-128.

37. Маслоу Абрахам. Мотивация и личность. -3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.

38. Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 47-59.

39. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте/А.К. Маркова.- М.: Просвещение, 1983.- 96 с.

40. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения/А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. –192 с.

41. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. – 114 с.             

42. Матюхина М.В. Особенности мотивации уче­ния младших школьников // Вопросы психологии. 1985. №1. С. 43-49.

43. Матюхина, М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников/М.В. Матюхина. - Волгоград, 1993. – 72 с.

44. Меске, Г.К. К диагностике мотивационных компонентов успешной учебной деятельности/ Г.К. Меске //Вопросы психологии. 1984. № 4. С.110. 

45. Метод проектов // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. -М., 1993. - С. 567.

46. Милъман В.Э. Внутренняя и внешняя моти­вация учебной деятельности // Вопросы психол. 1987. № 5. С. 129-138.

47. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров / Под ред. Е.С. Полат. - М., 1999.

48. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. - 460 с.

49. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 448 с.

50. Патяева Е.Ю. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопреде­ляемое учение // Современная психология мотивации. – М.: Смысл, 2002. С. 289-313.

51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 2. – 328 с.

52. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/Г.К. Селевко - М., 1998. – С.256.

53. Трост Г. Возможность предсказания выдающихся успехов в школе, уни­верситете, на работе // Иностранная психология.  1999. № 11. С. 19-29.

54. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 672 с.

55. Феоктистова, С.В. Обеспечение успешной адаптации учащихся при переходе в среднее звено/С.В. Феоктистова, С.В. Дмитриева// Психология и школа. - 2003. -  № 4. - С.52-61.

56. Феоктистова С.В., Дмитриева С.В. Об обеспечении успешной адаптации учащихся при переходе в среднее звено // Психология и школа. 2003. № 4. С. 52-61. 

57. Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Мотивация учения // Педагогическая психология: хрестоматия. – СПб.: Питер

58. Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. - СПб.: Питер, 2003.

59. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. 2-е изд.- СПб.: Питер ; - М.: Смысл, 2003. – 576 с.

60. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. - СПб.: Речь, 2001.

61. Хон Р.А. Педагогическая психология. Принципы обучения. - М.: Деловая книга, 2002.

62. Хухлаева,О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции/О.В. Хухлаева. - М., 2001.

63. Целуйко, В.М. Психологические основы педагогического общения/В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС, 2007. – 242 с.

64. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 19-34.

65. Чечель,И. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула/И. Чечель//Директор школы.  1998. № 3. С.175.

66. Чечель,И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов/И. Чечель // Директор школы.  1998. № 4. С.80.

67. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 116-132.

68. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. – М.: Логос, 2001.

69. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся /Г.И. Щукина. – М.: Педагогика,1988. – 208 с.

70. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии /Н.Е. Щуркова. - М., 1998.

71. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

1. Беседы с учащимися

Цель: выявить степень осознанности отношения учащихся к школе и учению.

Форма проведения – индивидуальная. Ответы могут записываться на диктофон или экспериментатор в процессе проведения беседы делает для себя пометки, которые затем «расшифровывает».

Примерные вопросы для проведения беседы

8.       Для чего человек учится? Что вас заставляет учиться?

9.       С желанием ты ходишь в школу или нет? Почему?

10.   Какие уроки (предметы) тебе больше всего нравятся? Почему?

11.   Какие из учебных предметов тебе не нравятся? Почему?

12.   Если бы уроки передавались по телевизору, и можно было бы учиться дома, стали бы вы ходить в школу?

13.   Если бы тебе сказали, что в школу ходить не надо, ты обрадовался бы или огорчился? Почему? Что бы ты стал делать?

14.   Если бы тебе предложили учиться во время каникул, обрадовался бы ты или огорчился? Почему?

Обработка результатов. Ответы на эти вопросы можно обработать качественно или количественно, оценивая каждый из них в баллах. Например, на первый вопрос могут быть разные ответы: 1) «с большим удовольствием» и дается обоснование «почему» - 3 балла; 2) «нравится ходить в школу» без обоснования «почему» - 2 балла; 3) «без особого желания» – 1 балл; 4) «хожу в школу по принуждению родителей» - 0 баллов.

Аналогичным образом оцениваются ответы и на все остальные вопросы.

 

 

 

 

 

2. «Анкета-рейтинг» М.В. Матюхиной

Цель: Выявить ведущие мотивы учения учащихся.

Методика проводится фронтально. Испытуемым на отдельных бланках предлагается 12 утверждений, характеризующих мотивы их учения (см. Приложение 1). Индивидуально учащийся должен оценить каждый мотив определенным баллом в соответствии с субъективной значимостью для него этого мотива. Перед началом исследования учащимся дается следующая инструкция: «Укажи, какие из ниже названных причин побуждают тебя учиться. побуждающую причину оцени соответствующим баллом (будь при этом искренен). Если причина имеет очень большое значение в твоем учении, поставь балл «5»; если имеет значение – балл «4»; если имеет небольшое значение – балл «3»; если почти не имеет значения – балл «2»; если совсем не имеет значения – балл «1».

Обработка полученных данных проводится по следующей схеме:

Мотивация

№№

утвержден.

Индивид. баллы

Средний балл

по группе

Широкая социальная

1,7

 

 

Узкая социальная

1.Мотивация благополучия

2, 9

 

 

2.Престижная

3, 8

 

 

3.Мотивация избегания

4, 10

 

 

Познавательная

1.Мотивация содержанием

5, 11

 

 

2.Мотивация процессом

6, 12

 

 

 

Полученные  по выборке результаты классифицируются в соответствии с тремя основными группами мотивов: 1) широкие социальные; 2) узкие социальные (позиционные) и 3) познавательные мотивы. Определяется средний показатель по каждому виду мотивации в группе.

С учетом особенностей возрастного развития подростков с ними проводился более усложненный вариант методики М.В. Матюхиной (см. вопросы в Приложении 1а).

 

 

 

3. «Мотивы учения» М.В. Матюхиной

Цель: исследование соотношения различных мотивов в системе учебной мотивации учащегося.

Материал: перечень мотивов (каждый написан на отдельной карточке).

Исследование проводится несколькими сериями.

Первая серия. Учащимся дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Предлагается разложить карточки на 5 групп: в одну группу отложить все карточки с мотивами, которые имеют очень важное значение для учения. Во вторую – имеют значение, в третью – имеют небольшое значение, в четвертую – имеют очень малое значение, в пятую – совсем не имеют значения.

Вторая серия. Из этих же карточек надо отобрать только 7, на которых написаны побуждения, которые, по мнению испытуемого, особенно важны.

Третья серия. Из тех же карточек отложить только три, на которых написаны особенно важные для учащегося побуждения.

Первая серия дает большой простор для выбора. Многие учащиеся в этом случае говорят, что для них все важно, что все имеет значение. Не исключено, что большинство карточек может оказаться в группе «имеют очень важное значение». Вторая серия ставит учащегося перед необходимостью более строгого отбора. Ребенок вынужден ограничить выбор. Это заставляет его лучше осознавать свои побуждения. Третья серия требует еще более глубокого осознания своего отношения к учению.

При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или в трех сериях у учащегося наблюдались одинаковые ответы. Например, если учащийся в двух сериях (в первой и второй, или второй и третьей, или первой и третьей) в качестве наиболее значимой выбирает карточку, на которой написано «люблю решать задачи разными способами», то это рассматривается как указание на мотив. Если такого совпадения нет, выбор считается случайным и не учитывается.

Ключ. Суждения 1-3 направлены на выявление мотивов долга и ответственности, 4-6 – самоопределения и самосовершенствования, 7-9 – мотивации благополучия, 10-12 – престижной мотивации, 13-15 – мотивации избегания неприятностей, 16-18 – мотивации содержанием, 19-21 – мотивации процессом. Если обратиться к классификации Л.И. Божович, то суждения 1-15 направлены на выяснение социальных мотивов, а 16-21 – на выяснение мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.

 

4. «Лесенка побуждений» Н.В. Елфимовой

Цель: выявить соотношение социальных и познавательных мотивов учения учащегося.

Процедура проведения. Методика проводится как индивидуально, так и фронтально. Каждому учащемуся выдается перечень мотивов, разделенный на две группы: социальные и познавательные.

Инструкция испытуемому. «Твоему вниманию предлагается две группы утверждений, с помощью которых описываются побуждения к учению. В каждой группе необходимо проранжировать описанные побуждения, поставив их в последовательности субъективной значимости для тебя: на первом месте - самое главное побуждение, на втором – менее значимое и т.д.».

Познавательные мотивы:

1) я учусь для того, чтобы все знать;

2) я учусь потому, что мне нравится про­цесс учения;

3) я учусь для того, чтобы получать хоро­шие оценки;

4) я учусь для того, чтобы научиться само­му решать задачи.

Социальные мотивы:

1) я учусь для того, чтобы быть полезным людям;

2) я учусь для того, чтобы учитель был до­волен моими успехами;

3) я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей;

4) я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Обработка и оценка результатов. При обработке результатов выделяются мотивы, которые занимают первые четыре места в иерархии. При этом обращается внимание, какие из них (социальные или познавательные) превалируют.

5. Диагностический прием «Многоступенчатый выбор» Т.А. Матис (модифицирован нами)

Цель: выявить особенности мотивационных установок учащихся в учебной деятельности.

Процедура проведения. Методика проводится индивидуально. Перед началом работы учащемуся дается следующая инструкция: «1) выбери для себя наиболее интересный предмет; 2) в конверте этого учебного предмета выбери одно из заданий (среди них имеются конверты с репродуктивными заданиями на применение знаний в знакомой ситуации, на применение знаний в незнакомой ситуации, на применение знаний в новой ситуации на основе частичной переработки способа решения, на применение знаний в новой ситуации на основе поиска новых способов решения) и реши его; 3) в конверте с заданиями на поиск нового способа решения выбери одно из нескольких заданий (там имеются задания на поиск одного варианта нового способа и поиск нескольких вариантов нового способа); 4) из последних двух конвертов выбери задания, наиболее трудные для тебя, наиболее легкие для тебя, наиболее понравившиеся тебе; 5) из наиболее понравившихся тебе заданий выбери те, за которые учитель положительно оценит тебя; 6) придумай сам по два задания на поиск нового способа работы из числа наиболее трудных для тебя, наиболее легких для тебя, наиболее понравившихся тебе».

Информация о работе Особенности мотивов учения в подростковом возрасте