Особенности мотивов учения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:43, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности мотивов учения у подростков и наметить возможные пути формирования у них учебно-познавательной мотивации в процессе обучения.
Исследовательская гипотеза: у большинства подростков в качестве ведущих мотивов учения выступают такие узколичные мотивы, как мотивация благополучия, престижная мотивация и мотивация избегания неприятностей. Только у незначительной части учащихся подросткового возраста сформированы учебно-познавательные мотивы (мотивация содержанием и процессом учения).
Объект исследования – мотивационная сфера подростков.
Предмет исследования – особенности мотивов учения у учащихся подросткового возраста.

Содержание работы

Введе-ние………………………………………………………………………….3
Глава 1. Мотивы учения как научная и психолого-педагогическая про-блема……………………………………………………………………………...7-37
1.1. Основные научные подходы к изучению мотивации учения в отече-ственной и зарубежной психоло-гии…………………………………………….……7
1.2. Виды мотивов учения, их общая характеристика…………………..….18
1.3. Возрастные особенности мотивации учения школьников…………….26
Выводы по первой главе………………………………………………………..35
Глава 2. Эмпирическое выявление особенностей мотивов учения в подростковом возрасте………………………………………………………..…..38-59
2.1. Описание процедуры и методик исследования……………………….…38
2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов……………………..….46
Выводы по второй главе………………………………………….……………58
Глава 3. Основные пути формирования у учащихся учебно-познавательных мотивов в процессе обучения……………………………60-81
3.1. Психологические основы формирования положительной мотивации учения……………………………………………………………………………….60
3.2. Формирование интереса к учению в учебной деятельности (рекомендации педагогам)………………………………………………………………….…..70
Выводы по третьей гла-ве………………………………………………...……..80
Заключение. …………………………………………………..………………..82
Библиографический список. ………………………………..……...………..84
Приложения

Файлы: 1 файл

ВКР по мотивам учения.doc

— 603.00 Кб (Скачать файл)

 

Данные таблицы дают нам основание для следующего заключения. У младших школьников в качестве ведущих выступают мотивы благополучия (72%) и избегания (64%). Все остальные группы учебных мотивов – слабо дифференцированы. Степень их выраженности по общей выборке испытуемых составляет от 36% до 40%. Такой низкий показатель может свидетельствовать о том, что учащиеся изучают почти все учебные дисциплины под руководством одного учителя, авторитет которого в начальной школе очень высок, поэтому его мнение о статусе учащегося пока еще является определяющим. Сверстники в данном случае еще не имеют должного значения в оценке статусного положения того или иного учащегося в классном коллективе. Особое внимание следует обратить на учебно-познавательные мотивы: мотивацию содержанием и процессом учения. Если мотивация содержанием является довольно значимой для 40% учащихся, то процессуальная сторона учебной деятельности и познания является привлекательной лишь для 8%. Это свидетельствует о том, что уровень самостоятельности в принятии и решении поставленных перед учащимися задач пока еще не сформирован до такой степени, что им интересно мыслить, рассуждать, искать наиболее оптимальные варианты решения тех или иных проблем, в том числе и в учебной деятельности. Видимо, еще достаточно высокой является степень ориентированности на помощь старших, в том числе и учителя.

Несколько иная картина наблюдается у этих же учащихся во время обучения их в 6-ом классе. Во-первых, возрастает роль престижной мотивации (у 76% испытуемых), что может являться свидетельством возрастания роли сверстников в оценке их личности вообще и учебных успехов в частности. Во-вторых, по сравнению с начальной школой несколько снижается мотивация содержанием (36% по сравнению с 40% в начальной школе), но зато значительно возрастает мотивация процессом (24 %, что в 3 раза выше, чем в период обучения в начальной школе). На этом фоне довольно высокой остается мотивация избегания (56% по выборке), что свидетельствует о некоторой социально-психологической незрелости учащихся на этом этапе школьного обучения, проявляющейся в желании избежать неприятностей в процессе оценивания учителем их учебные успехи и достижения.

Особого внимания заслуживают мотивы учения в период обучения учащихся в 8-ом классе. Здесь отчетливо выступаю изменения по целому ряду учебной мотивации. В частности, довольно значимой является мотивация благополучия (88%), которая снова возрастает по сравнению с периодом обучения в 6-ом классе и достигает почти такого же показателя, как в 4-ом классе. Высокие показатели (80%) также по престижной мотивации и мотивации избегания. Подобное состояние этих видов учебных мотивов можно объяснить особенностями возрастного развития подростков, для которых очень важно занять достойное место в кругу сверстников и получить одобрение с их стороны. Видимо, ориентация на мнение и оценку одноклассников побуждает подростков уделять больше внимания именно этим видам мотивов учения. Показателен и тот факт, что значительно возрастает (по сравнению с начальной школой и обучением в 6-ом классе) учебно-познавательная мотивация. Например, показатели по мотивации содержанием значительно выше, чем на обоих предыдущих этапах обучения, а мотивация процессом превышает аналогичные показатели в начальной школе в 5 раз (8% в начальной школе и 40% в восьмом классе). На основании вышеизложенного можно заключить, что в качестве ведущих для подростков выступают следующие группы мотивов: 1) мотивация благополучия; 2) престижная мотивация и мотивация избегания; 3) широкая социальная мотивация, обусловленная ориентацией на общественное мнение, долгом и ответственностью; 4) познавательные мотивы. В категории последних особое внимание уделяется процессуальной стороне учения, т.е. учащимся нравится мыслить, думать, рассуждать, самостоятельно решать сложные задачи, что свидетельствует об их стремлении не только к самостоятельности, но и к самосовершенствованию.

Так как нашей основной задачей было выявление особенностей мотивов учения подростков, мы посчитали необходимым провести иерархизацию их учебной мотивации и сравнить эти данные с аналогичными показателями на  более ранних ступенях школьного обучения. Результаты сравнения представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3.

Иерархия мотивов учения (в %)

Мотивация учения

4-й класс

6-ой класс

8-ой класс

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

1. Мотивация благополучия

18

72

8

32

22

88

2. Мотивация избегания

16

64

14

56

19

76

3. Престижная мотивация

9

36

19

76

20

80

4. Широкие социальные мотивы

9

36

12

48

16

80

5.  Мотивация содержанием

10

40

9

36

12

48

6. Мотивация процессом

2

8

6

24

10

40

 

На первом месте у восьмиклассников – мотивация благополучия (88%), такое же место она занимает и в начальной школе. Что касается шестиклассников, этот вид учебных мотивов находится лишь на пятом месте (32% по выборке).  Второе место занимают престижная и широкая социальная мотивация (80%), что свидетельствует об ориентированности подростков на общественную оценку и общественное одобрение, желании занять достойное место в социуме благодаря своим учебным успехам. Эти же мотивы мало проявлялись в начальной школе и немного выше – в среднем звене: в шестом классе престижная мотивация близка к той, которая выявлена в восьмом классе (76% и 80% соответственно)  Достаточно высокой остается мотивация избегания, которая занимает третье место (76% по выборке). Следует заметить, что показатели по этому виду учебных мотивов были высокими и на предыдущих ступенях школьного обучения: 64% в начальной школе и 56% в младшем подростничестве.

Таким образом, подростки довольно большее предпочтение отдают социальным мотивам, что показывает их ориентировку на общественное мнение, сюда же относятся и мотивы самоопределения, как ориентации их на будущую деятельность, дальнейшее образование, что вполне понятно и объяснимо. Собственно-учебные и узколичные мотивы имеют практически равнозначные позиции для этой возрастной группы. Мотивы самоопределения имеют большое значение для подростка. Он понимает, что должен хорошо учиться, что знания ему нужны для будущего; формирование самооценки, чувства взрослости активизируют мотивы самоутверждения. Такие мотивационные установки подростков  важны для успешного обучения.

Следующим этапом нашей диагностической работы было выявление соотношения социальных и познавательных мотивов, результаты которой представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Соотношение социальных и познавательных мотивов (в %)

Социальные мотивы

4-й класс

6-ой класс

8-ой класс

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

1. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям

6

24%

6

24%

7

28%

2. Я учусь для того, чтобы учитель был до­волен моими успехами

19

76%

13

52%

6

24%

3. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей

22

88%

11

44%

6

24%

4. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи

12

48%

16

64%

22

88%

Познавательные мотивы

1. Я учусь для того, чтобы все знать

20

80%

18

72%

13

52%

2. Я учусь потому, что мне нравится про­цесс учения

7

28%

2

8%

15

60%

3. Я учусь для того, чтобы получать хоро­шие оценки

24

96%

18

72%

7

28%

4. Я учусь для того, чтобы научиться само­му решать задачи

8

32%

12

48%

24

96%

 

Обращает на себя внимание тот факт, что для подростка первостепенное значение занимает мотивация, связанная с самосовершенствованием (96%) и желание заслужить уважение сверстников (88%). Как свидетельствует данные таблицы, мнение учителя и родителей отходит на второй план. Для младших школьников стремление радовать родителей своими учебными успехами (88%) и вызывать удовлетворение учителя (76%) являются определяющими в мотивации учения. У них же можно заметить некоторое противоречие в познавательной мотивации: с одной стороны, довольно высоким является «знаниевый» показатель (80%), а с другой – очень высокая ориентированность на хорошие оценки (96%). Наряду с мотивами самоутверждения и самосовершенствования у подростков довольно высокие показатели по мотивации процессом учения (60%), чего не наблюдалось на предыдущих ступенях обучения. Таким образом, в подростковом возрасте среди познавательных определяющими являются мотивы, связанные с процессом познания, и мотивы самосовершенствования, а среди социальных – мотивы позиционные (желание получить признание у товарищей). И в то же время у подростков отсутствует такой широко представленный в начальной школе мотив, как «хочу все знать» (на него сослались 80% младших школьников). Подросток уже более трезво оценивает, что он может усвоить и зачем ему это нужно, поэтому абстрактная формулировка «Учусь, чтобы все знать» его уже не устраивает: он понимает, что все знать невозможно, тем более в условиях школьного обучения, поэтому этот показатель в восьмом классе обнаружен лишь у 52% учащихся.

Как известно, результаты в любом виде деятельности во многом зависят от отношения человека к этой деятельности. Не является исключением в этом плане и учение. Мы попытались выявить, как менялось отношение к учению у учащихся от четвертого по восьмой класс и как это отражалось на их учебной мотивации. Данные параметры изучались нами на основе методик Т. Матис и Х. Хекхаузена. Результаты этого исследования представлены в таблице 2.5.

 

 

Таблица 2.5

Отношение к учению и преобладающие мотивы учения  (в %)

Тип отношения к учению

Преобладающие

мотивы

4-й класс

6-ой класс

8-ой класс

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

1.Отрицательное отношение

Избегание неприятностей, наказания

6

24

12

48

9

36

2.Нейтральное (пассивное) отношение

Интерес к внешним результатам

18

72

8

32

7

28

3. Положительно-ситуативное отношение

Познавательный интерес к отдельным предметам и внешним результатам (отметкам)

16

64

19

76

10

40

4. Положительное осознанное отношение

Учебно-познавательные мотивы как интерес к способам добывания знаний

2

8

6

24

16

64

5. Положительное творческое отношение

Мотивы самообразования

-

-

2

8

10

40

6. Положительное личностное, ответственно-действенное отношение

Мотивы совершенствования способов сотрудничества с другими людьми в учебно-познавательной деятельности

1

4

7

28

12

48

 

Данные таблицы позволяют нам сделать следующие выводы. У подростков, по сравнению с младшим школьным возрастом, на первый план выходят учебно-познавательные мотивы как интерес к добыванию знаний (это было выявлено у 64% испытуемых), при этом этот вид учебной мотивации сочетается у них с положительным осознанным отношением к учению. У них же более отчетливо, чем на других этапах возрастного развития, проявляется положительное ответственно-действенное отношение к учению в сочетании с мотивами совершенствования способов сотрудничества с другими людьми в учебно-познавательной деятельности (48% учащихся). Показатели по этому же параметру в младшем школьном возрасте равнялись 4%, несколько выше были в шестом классе (28%) и значительно возросли к восьмому классу. Это свидетельствует о том, что в подростковом возрасте учащиеся более осознанно и активно относятся к процессу учения и стремятся к продуктивному сотрудничеству в учебной деятельности. Следует заметить, что почти половина испытуемых (40%) отличается творческим отношением к учению, что проявляется в виде преобладающего значения в их учении мотивов самообразования, чего не наблюдается в начальной школе вообще, а в шестом классе было выявлено только у 8% испытуемых (у 2-х человек из 25).

Однако на этом фоне довольно заметной является доля учащихся с положительно-ситуативным отношением к учению и проявлением познавательного интереса лишь к отдельным предметам и ориентацией на внешние результаты (отметку). С одной стороны, для подросткового возраста характерно избирательное отношение к учебным дисциплинам, проявляющееся в их разделении на интересные и неинтересные, что особенно ярко проявилось во время обучения в шестом классе (76% испытуемых). С другой стороны, эта тенденция продолжает сохраняться и на более поздней ступени обучения (в 8-ом классе), что может свидетельствовать о недостаточной сформированности у подростков положительно осознанного отношения к учению и познавательного интереса к содержанию образования и процессу добывания знаний.

Следующий этап эмпирического исследования был направлен на выявление корреляционной зависимости возраста учащихся и спектра их познавательных мотивов.

Вычисление коэффициента корреляции Ч.Спирмена проводилось по формуле:

где - сумма квадратов разностей рангов, а  - число парных наблюдений.

В результате выявления корреляционной зависимости возраста учащихся и особенностей их учебной мотивации были получены следующие результаты (Табл. 7).

Таблица 2.7

Корреляция зависимости возрастных особенностей учащихся и преобладающих мотивов учения

Информация о работе Особенности мотивов учения в подростковом возрасте