Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:43, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности мотивов учения у подростков и наметить возможные пути формирования у них учебно-познавательной мотивации в процессе обучения.
Исследовательская гипотеза: у большинства подростков в качестве ведущих мотивов учения выступают такие узколичные мотивы, как мотивация благополучия, престижная мотивация и мотивация избегания неприятностей. Только у незначительной части учащихся подросткового возраста сформированы учебно-познавательные мотивы (мотивация содержанием и процессом учения).
Объект исследования – мотивационная сфера подростков.
Предмет исследования – особенности мотивов учения у учащихся подросткового возраста.
Введе-ние………………………………………………………………………….3
Глава 1. Мотивы учения как научная и психолого-педагогическая про-блема……………………………………………………………………………...7-37
1.1. Основные научные подходы к изучению мотивации учения в отече-ственной и зарубежной психоло-гии…………………………………………….……7
1.2. Виды мотивов учения, их общая характеристика…………………..….18
1.3. Возрастные особенности мотивации учения школьников…………….26
Выводы по первой главе………………………………………………………..35
Глава 2. Эмпирическое выявление особенностей мотивов учения в подростковом возрасте………………………………………………………..…..38-59
2.1. Описание процедуры и методик исследования……………………….…38
2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов……………………..….46
Выводы по второй главе………………………………………….……………58
Глава 3. Основные пути формирования у учащихся учебно-познавательных мотивов в процессе обучения……………………………60-81
3.1. Психологические основы формирования положительной мотивации учения……………………………………………………………………………….60
3.2. Формирование интереса к учению в учебной деятельности (рекомендации педагогам)………………………………………………………………….…..70
Выводы по третьей гла-ве………………………………………………...……..80
Заключение. …………………………………………………..………………..82
Библиографический список. ………………………………..……...………..84
Приложения
Данные таблицы дают нам основание для следующего заключения. У младших школьников в качестве ведущих выступают мотивы благополучия (72%) и избегания (64%). Все остальные группы учебных мотивов – слабо дифференцированы. Степень их выраженности по общей выборке испытуемых составляет от 36% до 40%. Такой низкий показатель может свидетельствовать о том, что учащиеся изучают почти все учебные дисциплины под руководством одного учителя, авторитет которого в начальной школе очень высок, поэтому его мнение о статусе учащегося пока еще является определяющим. Сверстники в данном случае еще не имеют должного значения в оценке статусного положения того или иного учащегося в классном коллективе. Особое внимание следует обратить на учебно-познавательные мотивы: мотивацию содержанием и процессом учения. Если мотивация содержанием является довольно значимой для 40% учащихся, то процессуальная сторона учебной деятельности и познания является привлекательной лишь для 8%. Это свидетельствует о том, что уровень самостоятельности в принятии и решении поставленных перед учащимися задач пока еще не сформирован до такой степени, что им интересно мыслить, рассуждать, искать наиболее оптимальные варианты решения тех или иных проблем, в том числе и в учебной деятельности. Видимо, еще достаточно высокой является степень ориентированности на помощь старших, в том числе и учителя.
Несколько иная картина наблюдается у этих же учащихся во время обучения их в 6-ом классе. Во-первых, возрастает роль престижной мотивации (у 76% испытуемых), что может являться свидетельством возрастания роли сверстников в оценке их личности вообще и учебных успехов в частности. Во-вторых, по сравнению с начальной школой несколько снижается мотивация содержанием (36% по сравнению с 40% в начальной школе), но зато значительно возрастает мотивация процессом (24 %, что в 3 раза выше, чем в период обучения в начальной школе). На этом фоне довольно высокой остается мотивация избегания (56% по выборке), что свидетельствует о некоторой социально-психологической незрелости учащихся на этом этапе школьного обучения, проявляющейся в желании избежать неприятностей в процессе оценивания учителем их учебные успехи и достижения.
Особого внимания заслуживают мотивы учения в период обучения учащихся в 8-ом классе. Здесь отчетливо выступаю изменения по целому ряду учебной мотивации. В частности, довольно значимой является мотивация благополучия (88%), которая снова возрастает по сравнению с периодом обучения в 6-ом классе и достигает почти такого же показателя, как в 4-ом классе. Высокие показатели (80%) также по престижной мотивации и мотивации избегания. Подобное состояние этих видов учебных мотивов можно объяснить особенностями возрастного развития подростков, для которых очень важно занять достойное место в кругу сверстников и получить одобрение с их стороны. Видимо, ориентация на мнение и оценку одноклассников побуждает подростков уделять больше внимания именно этим видам мотивов учения. Показателен и тот факт, что значительно возрастает (по сравнению с начальной школой и обучением в 6-ом классе) учебно-познавательная мотивация. Например, показатели по мотивации содержанием значительно выше, чем на обоих предыдущих этапах обучения, а мотивация процессом превышает аналогичные показатели в начальной школе в 5 раз (8% в начальной школе и 40% в восьмом классе). На основании вышеизложенного можно заключить, что в качестве ведущих для подростков выступают следующие группы мотивов: 1) мотивация благополучия; 2) престижная мотивация и мотивация избегания; 3) широкая социальная мотивация, обусловленная ориентацией на общественное мнение, долгом и ответственностью; 4) познавательные мотивы. В категории последних особое внимание уделяется процессуальной стороне учения, т.е. учащимся нравится мыслить, думать, рассуждать, самостоятельно решать сложные задачи, что свидетельствует об их стремлении не только к самостоятельности, но и к самосовершенствованию.
Так как нашей основной задачей было выявление особенностей мотивов учения подростков, мы посчитали необходимым провести иерархизацию их учебной мотивации и сравнить эти данные с аналогичными показателями на более ранних ступенях школьного обучения. Результаты сравнения представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Иерархия мотивов учения (в %)
Мотивация учения | 4-й класс | 6-ой класс | 8-ой класс | |||
Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | |
1. Мотивация благополучия | 18 | 72 | 8 | 32 | 22 | 88 |
2. Мотивация избегания | 16 | 64 | 14 | 56 | 19 | 76 |
3. Престижная мотивация | 9 | 36 | 19 | 76 | 20 | 80 |
4. Широкие социальные мотивы | 9 | 36 | 12 | 48 | 16 | 80 |
5. Мотивация содержанием | 10 | 40 | 9 | 36 | 12 | 48 |
6. Мотивация процессом | 2 | 8 | 6 | 24 | 10 | 40 |
На первом месте у восьмиклассников – мотивация благополучия (88%), такое же место она занимает и в начальной школе. Что касается шестиклассников, этот вид учебных мотивов находится лишь на пятом месте (32% по выборке). Второе место занимают престижная и широкая социальная мотивация (80%), что свидетельствует об ориентированности подростков на общественную оценку и общественное одобрение, желании занять достойное место в социуме благодаря своим учебным успехам. Эти же мотивы мало проявлялись в начальной школе и немного выше – в среднем звене: в шестом классе престижная мотивация близка к той, которая выявлена в восьмом классе (76% и 80% соответственно) Достаточно высокой остается мотивация избегания, которая занимает третье место (76% по выборке). Следует заметить, что показатели по этому виду учебных мотивов были высокими и на предыдущих ступенях школьного обучения: 64% в начальной школе и 56% в младшем подростничестве.
Таким образом, подростки довольно большее предпочтение отдают социальным мотивам, что показывает их ориентировку на общественное мнение, сюда же относятся и мотивы самоопределения, как ориентации их на будущую деятельность, дальнейшее образование, что вполне понятно и объяснимо. Собственно-учебные и узколичные мотивы имеют практически равнозначные позиции для этой возрастной группы. Мотивы самоопределения имеют большое значение для подростка. Он понимает, что должен хорошо учиться, что знания ему нужны для будущего; формирование самооценки, чувства взрослости активизируют мотивы самоутверждения. Такие мотивационные установки подростков важны для успешного обучения.
Следующим этапом нашей диагностической работы было выявление соотношения социальных и познавательных мотивов, результаты которой представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Соотношение социальных и познавательных мотивов (в %)
Социальные мотивы | 4-й класс | 6-ой класс | 8-ой класс | ||||
Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | ||
1. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям | 6 | 24% | 6 | 24% | 7 | 28% | |
2. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами | 19 | 76% | 13 | 52% | 6 | 24% | |
3. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей | 22 | 88% | 11 | 44% | 6 | 24% | |
4. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи | 12 | 48% | 16 | 64% | 22 | 88% | |
Познавательные мотивы | |||||||
1. Я учусь для того, чтобы все знать | 20 | 80% | 18 | 72% | 13 | 52% | |
2. Я учусь потому, что мне нравится процесс учения | 7 | 28% | 2 | 8% | 15 | 60% | |
3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки | 24 | 96% | 18 | 72% | 7 | 28% | |
4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи | 8 | 32% | 12 | 48% | 24 | 96% |
Обращает на себя внимание тот факт, что для подростка первостепенное значение занимает мотивация, связанная с самосовершенствованием (96%) и желание заслужить уважение сверстников (88%). Как свидетельствует данные таблицы, мнение учителя и родителей отходит на второй план. Для младших школьников стремление радовать родителей своими учебными успехами (88%) и вызывать удовлетворение учителя (76%) являются определяющими в мотивации учения. У них же можно заметить некоторое противоречие в познавательной мотивации: с одной стороны, довольно высоким является «знаниевый» показатель (80%), а с другой – очень высокая ориентированность на хорошие оценки (96%). Наряду с мотивами самоутверждения и самосовершенствования у подростков довольно высокие показатели по мотивации процессом учения (60%), чего не наблюдалось на предыдущих ступенях обучения. Таким образом, в подростковом возрасте среди познавательных определяющими являются мотивы, связанные с процессом познания, и мотивы самосовершенствования, а среди социальных – мотивы позиционные (желание получить признание у товарищей). И в то же время у подростков отсутствует такой широко представленный в начальной школе мотив, как «хочу все знать» (на него сослались 80% младших школьников). Подросток уже более трезво оценивает, что он может усвоить и зачем ему это нужно, поэтому абстрактная формулировка «Учусь, чтобы все знать» его уже не устраивает: он понимает, что все знать невозможно, тем более в условиях школьного обучения, поэтому этот показатель в восьмом классе обнаружен лишь у 52% учащихся.
Как известно, результаты в любом виде деятельности во многом зависят от отношения человека к этой деятельности. Не является исключением в этом плане и учение. Мы попытались выявить, как менялось отношение к учению у учащихся от четвертого по восьмой класс и как это отражалось на их учебной мотивации. Данные параметры изучались нами на основе методик Т. Матис и Х. Хекхаузена. Результаты этого исследования представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Отношение к учению и преобладающие мотивы учения (в %)
Тип отношения к учению | Преобладающие мотивы | 4-й класс | 6-ой класс | 8-ой класс | |||
Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | ||
1.Отрицательное отношение | Избегание неприятностей, наказания | 6 | 24 | 12 | 48 | 9 | 36 |
2.Нейтральное (пассивное) отношение | Интерес к внешним результатам | 18 | 72 | 8 | 32 | 7 | 28 |
3. Положительно-ситуативное отношение | Познавательный интерес к отдельным предметам и внешним результатам (отметкам) | 16 | 64 | 19 | 76 | 10 | 40 |
4. Положительное осознанное отношение | Учебно-познавательные мотивы как интерес к способам добывания знаний | 2 | 8 | 6 | 24 | 16 | 64 |
5. Положительное творческое отношение | Мотивы самообразования | - | - | 2 | 8 | 10 | 40 |
6. Положительное личностное, ответственно-действенное отношение | Мотивы совершенствования способов сотрудничества с другими людьми в учебно-познавательной деятельности | 1 | 4 | 7 | 28 | 12 | 48 |
Данные таблицы позволяют нам сделать следующие выводы. У подростков, по сравнению с младшим школьным возрастом, на первый план выходят учебно-познавательные мотивы как интерес к добыванию знаний (это было выявлено у 64% испытуемых), при этом этот вид учебной мотивации сочетается у них с положительным осознанным отношением к учению. У них же более отчетливо, чем на других этапах возрастного развития, проявляется положительное ответственно-действенное отношение к учению в сочетании с мотивами совершенствования способов сотрудничества с другими людьми в учебно-познавательной деятельности (48% учащихся). Показатели по этому же параметру в младшем школьном возрасте равнялись 4%, несколько выше были в шестом классе (28%) и значительно возросли к восьмому классу. Это свидетельствует о том, что в подростковом возрасте учащиеся более осознанно и активно относятся к процессу учения и стремятся к продуктивному сотрудничеству в учебной деятельности. Следует заметить, что почти половина испытуемых (40%) отличается творческим отношением к учению, что проявляется в виде преобладающего значения в их учении мотивов самообразования, чего не наблюдается в начальной школе вообще, а в шестом классе было выявлено только у 8% испытуемых (у 2-х человек из 25).
Однако на этом фоне довольно заметной является доля учащихся с положительно-ситуативным отношением к учению и проявлением познавательного интереса лишь к отдельным предметам и ориентацией на внешние результаты (отметку). С одной стороны, для подросткового возраста характерно избирательное отношение к учебным дисциплинам, проявляющееся в их разделении на интересные и неинтересные, что особенно ярко проявилось во время обучения в шестом классе (76% испытуемых). С другой стороны, эта тенденция продолжает сохраняться и на более поздней ступени обучения (в 8-ом классе), что может свидетельствовать о недостаточной сформированности у подростков положительно осознанного отношения к учению и познавательного интереса к содержанию образования и процессу добывания знаний.
Следующий этап эмпирического исследования был направлен на выявление корреляционной зависимости возраста учащихся и спектра их познавательных мотивов.
Вычисление коэффициента корреляции Ч.Спирмена проводилось по формуле:
где - сумма квадратов разностей рангов, а - число парных наблюдений.
В результате выявления корреляционной зависимости возраста учащихся и особенностей их учебной мотивации были получены следующие результаты (Табл. 7).
Таблица 2.7
Корреляция зависимости возрастных особенностей учащихся и преобладающих мотивов учения
Информация о работе Особенности мотивов учения в подростковом возрасте