Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:43, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности мотивов учения у подростков и наметить возможные пути формирования у них учебно-познавательной мотивации в процессе обучения.
Исследовательская гипотеза: у большинства подростков в качестве ведущих мотивов учения выступают такие узколичные мотивы, как мотивация благополучия, престижная мотивация и мотивация избегания неприятностей. Только у незначительной части учащихся подросткового возраста сформированы учебно-познавательные мотивы (мотивация содержанием и процессом учения).
Объект исследования – мотивационная сфера подростков.
Предмет исследования – особенности мотивов учения у учащихся подросткового возраста.
Введе-ние………………………………………………………………………….3
Глава 1. Мотивы учения как научная и психолого-педагогическая про-блема……………………………………………………………………………...7-37
1.1. Основные научные подходы к изучению мотивации учения в отече-ственной и зарубежной психоло-гии…………………………………………….……7
1.2. Виды мотивов учения, их общая характеристика…………………..….18
1.3. Возрастные особенности мотивации учения школьников…………….26
Выводы по первой главе………………………………………………………..35
Глава 2. Эмпирическое выявление особенностей мотивов учения в подростковом возрасте………………………………………………………..…..38-59
2.1. Описание процедуры и методик исследования……………………….…38
2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов……………………..….46
Выводы по второй главе………………………………………….……………58
Глава 3. Основные пути формирования у учащихся учебно-познавательных мотивов в процессе обучения……………………………60-81
3.1. Психологические основы формирования положительной мотивации учения……………………………………………………………………………….60
3.2. Формирование интереса к учению в учебной деятельности (рекомендации педагогам)………………………………………………………………….…..70
Выводы по третьей гла-ве………………………………………………...……..80
Заключение. …………………………………………………..………………..82
Библиографический список. ………………………………..……...………..84
Приложения
Возрастная категория учащихся | Преобладающие мотивы учения | |||||
Избегание неприятностей, наказания | Интерес к внешним результатам | Мотивы совершенствования способов сотрудничества с другими людьми в учебно-познавательной деятельности | Мотивы самообразования | Учебно-познавательные мотивы как интерес к способам добывания знаний | Познавательный интерес к отдельным предметам и внешним результатам (отметкам) | |
4-ый класс | 0, 764 | 0, 685 | 0, 321 | 0, 311 | 0, 446 | 0, 299 |
6-ой класс | 0, 675 | 0, 578 | 0, 447 | 0, 267 | 0, 567 | 0, 321 |
8-ой класс | 0, 345 | 0, 421 | 0, 765 | 0, 753 | 0, 678 | 0, 689 |
Таким образом, результаты корреляционного анализа показали, что младший школьный возраст имеет положительные корреляционные связи с такими мотивами как избегание неприятностей, наказания, интерес к внешним результатам, подростковый возраст характеризуется положительными связями с такими мотивами как мотивы совершенствования способов сотрудничества с другими людьми в учебно-познавательной деятельности, мотивы самообразования, учебно-познавательные мотивы как интерес к способам добывания знаний, познавательный интерес к отдельным предметам и внешним результатам (отметкам).
Анализ результатов проведенного исследования позволяет отметить, что с возрастом учебная мотивация учащихся претерпевает серьезные изменения: если в начальной школе мотивы самообразования отсутствовали вообще, то в подростковом возрасте они проявляются почти у половины учащихся. Параллельно с этим важную роль в процессе учения приобретают учебно-познавательные мотивы и мотивы совершенствования способов сотрудничества с другими людьми в учебно-познавательной деятельности. Это свидетельствует о том, что в учебной мотивации подростков тесно переплетены два компонента: учебно-познавательные мотивы и мотивы социальные, которые по своей значимости почти равноценны (первые выявлены у 64%, а вторые – у 48% испытуемых). Но на этом фоне пока еще значительное место занимают мотивы, связанные с избирательным отношением к отдельным учебным предметам и ориентация на внешние результаты учения (отметки), а также мотивация избегания неприятностей в сочетании с отрицательным отношением к учению, что свидетельствует о необходимости проведения с подростками специальной работы по формированию у них положительного отношения к учению и развития учебно-познавательных мотивов, мотивов самообразования и самосовершенствования.
Выводы по главе 2
Результаты проведенного нами эмпирического исследования по выявлению особенностей мотивов учения в подростковом возрасте показали:
1. Можно выделить мотивы учения, значимые для учащихся в младшем школьном и подростковом возрасте: образование, желание приносить пользу людям, обществу, будущая профессия, дальнейшая учеба. Ведущим в начальной школе является мотив получения образования. В среднем звене ни один из выделенных мотивов не может считаться ведущим, благодаря достаточно равномерному распределению учащихся по выделенным группам мотивов, однако и для подростков мотив получения образования занимает первое место среди всех остальных. Снижение роли этого мотива к 8-му классу происходит за счет появления новых, отсутствующих в начальной школе мотивов самосовершенствования и интереса к учению, придающих новый смысл школьным занятиям.
2. Во время обучения в 8-ом классе значимую роль стали приобретать статусно-позиционные мотивы, заключающиеся в самоутверждении, в стремлении учащихся за счет хорошей учебы занять достойное и значимое место среди обучаемых, усовершенствовать способы сотрудничества с другими людьми в процессе учебно-познавательной деятельности.
3. Для многих подростков в качестве преобладающих являются учебно-познавательные мотивы, под которыми подразумевается стремление расширить за счет учебы свой кругозор, удовлетворить свой познавательный интерес. Причем важное значение стало уделяться способам добывания знаний, а также самообразованию и самосовершенствованию, что свидетельствует о возрастании социальной и психологической зрелости подростков (по сравнению их с младшим школьным возрастом и переходным периодом из начальной в среднюю школу).
4. Наряду с положительными моментами, касающимися мотивов учения подростков, следует выделить и высокий процент тех, для кого мотивация учения сводится к стремлению избежать неприятностей, заслужить одобрение родителей или учителей, получить хорошую отметку и т.п. Нередко такие мотивы учения сочетаются либо с отрицательным, либо с пассивным отношением к учению. Это свидетельствует о том, что в подростковом возрасте (а также на всех предыдущих этапах школьного обучения) с учащимися необходимо проводить специальную работу по формированию у них положительного и положительно-творческого отношения к учению и развитию познавательного интереса не только в области изучаемых дисциплин, но в сфере познания в целом.
ГЛАВА 3 ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ
У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
3.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ
Формирование мотивации учения школьников и активизация их творческого потенциала должны осуществляться с учетом исходного уровня готовности к решению учебно-познавательных задач, что очень важно для осуществления индивидуальной работы с каждым из них. С этой целью учителю можно вести специальный «оценочный лист», в котором будут отражены уровни мотивации и умения учиться к началу учебного года (четверти) и по окончании определенного отрезка учебного времени. Подобного рода оценочные листы целесообразно вести применительно к тем учащимся, которые обнаруживают недостаточный уровень предметной подготовки и испытывают затруднения в процессе усвоения учебного материала. К сожалению, не все школьники, обучающиеся в среднем звене, обладают умением организовать свое учебное время, не владеют навыками самостоятельной работы, что приводит к снижению учебно-познавательной мотивации. И задача учителя в такой ситуации – помочь подростку справиться с возникшей проблемой.
Исходный уровень состояния мотивации учения школьников и ход ее формирования могут отражаться в виде сводной карты, в которой будут отражены уровни отношения к учению и особенности проявления на каждом уровне эмоционально-познавательных, мотивационных и целевых характеристик личности. Подобные сводные карты для класса целесообразно составлять всем учителям, ведущим занятия с неуспевающими школьниками.
В процессе преподавания любой дисциплины учитель не может довольствоваться только наличным уровнем мотивации, ибо это означало бы исходить только из уровня актуального развития школьника и не ориентироваться на зону его ближайшего развития. Поэтому необходима специальная работа по формированию учебно-познавательной мотивации с учетом тех психологических требований, которым она должна удовлетворять.
Как отмечают А. К. Маркова с соавторами (1983), мотивация, определяемая главным образом новой социальной ролью ребенка (был «просто ребенок», а теперь школьник), не может поддерживать в течение долгого времени его учебную работу и постепенно теряет свое значение. А. К. Маркова отмечает, что учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
содержание учебного материала;
организация учебной деятельности;
коллективные формы учебной деятельности;
оценка учебной деятельности;
Содержание учебного материала. Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде информации. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а следовательно не побуждает к учебной деятельности. Поэтому давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у школьников данного возраста потребности.
Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, в тренировке различных функций, в том числе и психических – памяти, мышления, воображения, потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, потребность в рефлексии самооценке и др. Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны. Важно показать, что имеющийся у каждого учащегося жизненный опыт часто обманчив, противоречит научно установленным фактам.
Организация учебной деятельности. А. К. Маркова и соавторы отмечают, «что изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного» [Маркова, 1990, с.141].
Мотивационный этап – это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Этот этап состоит из трех учебных действий.
1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приемов: а) постановкой перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему; б) рассказом о теоретической и практической значимости предлагаемой темы; в) рассказом о том, как решалась эта проблема в истории науки.
2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке.
3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом создается установка на необходимость подготовки к изучению материала.
Операционально-познавательный этап. На этом этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием. Роль данного этапа в создании и поддержании мотивации к учебной деятельности будет зависеть от того, ясна ли учащимся необходимость данной информации, осознают ли они связь между частными учебными задачами и основной, выступают ли эти задачи как целостная структура, т. е. понимают ли они предложенный учебный материал. Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности на данном этапе могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности («понравилось») и достигнутого результата. Поэтому важно не рассуждать об учебе, ее важности и пользе, а добиваться, чтобы учащийся начинал действовать.
Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приведет к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем. Следовательно, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости.
Коллективная (групповая) форма деятельности. Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся, так как они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.
Информация о работе Особенности мотивов учения в подростковом возрасте