Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:43, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности мотивов учения у подростков и наметить возможные пути формирования у них учебно-познавательной мотивации в процессе обучения.
Исследовательская гипотеза: у большинства подростков в качестве ведущих мотивов учения выступают такие узколичные мотивы, как мотивация благополучия, престижная мотивация и мотивация избегания неприятностей. Только у незначительной части учащихся подросткового возраста сформированы учебно-познавательные мотивы (мотивация содержанием и процессом учения).
Объект исследования – мотивационная сфера подростков.
Предмет исследования – особенности мотивов учения у учащихся подросткового возраста.
Введе-ние………………………………………………………………………….3
Глава 1. Мотивы учения как научная и психолого-педагогическая про-блема……………………………………………………………………………...7-37
1.1. Основные научные подходы к изучению мотивации учения в отече-ственной и зарубежной психоло-гии…………………………………………….……7
1.2. Виды мотивов учения, их общая характеристика…………………..….18
1.3. Возрастные особенности мотивации учения школьников…………….26
Выводы по первой главе………………………………………………………..35
Глава 2. Эмпирическое выявление особенностей мотивов учения в подростковом возрасте………………………………………………………..…..38-59
2.1. Описание процедуры и методик исследования……………………….…38
2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов……………………..….46
Выводы по второй главе………………………………………….……………58
Глава 3. Основные пути формирования у учащихся учебно-познавательных мотивов в процессе обучения……………………………60-81
3.1. Психологические основы формирования положительной мотивации учения……………………………………………………………………………….60
3.2. Формирование интереса к учению в учебной деятельности (рекомендации педагогам)………………………………………………………………….…..70
Выводы по третьей гла-ве………………………………………………...……..80
Заключение. …………………………………………………..………………..82
Библиографический список. ………………………………..……...………..84
Приложения
Завершала экспериментальную часть работы серия вопросов, на которые предлагалось ответить учащимся:
1. Какой из учебных предметов (математика, русский язык, природоведение) нравится тебе больше всего? Почему?
2. Какие задания вызвали у тебя наибольший интерес? Почему?
3. Какие задания показались тебе наиболее трудными? Почему?
4. Какие задания показались тебе наиболее легкими? Почему?
5. Как ты выбирал(а) задание? О чем ты думал (а), когда выбирал (а) себе задание?
Многоступенчатый выбор позволяет сравнивать характер предпочтений учащегося, «прицельно» выявлять изменение этих предпочтений в разных ситуациях.
Оценка результатов данной методики осуществляется как путем подсчета количества человек, выбравших тот или иной вариант выполнения задания, так и качественного анализа ответов, полученных при дополнительной беседе на основе серии специально составленных для этого вопросов.
6. Диагностическая проба «Выбор в ситуации конфликта между познавательными и социальными мотивами» Х. Хекхаузена
Цель: выявить соотношение мотивов достижения и мотивов общения с другим человеком.
Процедура проведения. Учащемуся предлагается выбрать партнера для совместного выполнения задания. Им может стать друг испытуемого, не проявивший способностей к выполнению данного задания, либо неприятный испытуемому человек, но хорошо справляющийся с этим заданием. Выбор отражает предпочтение познавательного мотива (мотив достижения) либо социального (мотив желательности общения – аффилиации).
Другой вариант задания: две группы учащихся в разных комнатах выполняют задания. Испытуемый приводит одного из своих друзей, который оказывается в ходе работы не в одной группе с ним, а в другой, члены которой соревнуются между собой в выполнении познавательного задания (решении задачи). Выясняется (через записку), что товарищ испытуемого не справляется со своей работой и просит друга работать медленнее. Испытуемый должен сделать выбор либо в пользу мотива достижения, либо в пользу общения с другим человеком.
Обработка результатов проводится по аналогии с предыдущей методикой.
Полученные по каждой методике, а также по комплексу подобранных диагностических процедур данные заносились в таблицы, а затем анализировались и сравнивались между собой с целью выявления тех особенностей мотивации учения, которая присуща подросткам. Результаты этой работы представлены в следующем параграфе данной главы.
2.2. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Начало диагностической работы предваряло проведение анкеты, в которую были включены вопросы, позволяющие выявить динамику мотивов учения, при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту.
Анализ полученных с помощью анкетного опросника данных позволил выделить следующие группы мотивов учения, называемых самими учащимися: 1) желание получить образование (Учусь, чтобы стать образованным человеком); 2) приносить пользу людям (Хочу стать настоящим человеком, полезным обществу); 3) будущая профессия (Хочу в будущем стать квалифицированным специалистом; Учусь, чтобы найти хорошую работу); 4) дальнейшая учеба (Хочу учиться в Х классе; Мечтаю поступить в институт, а для этого надо получить высокие баллы по ЕГЭ в школе); 5) будущая жизнь в целом (Учусь, чтобы мне в жизни было легче); 6) стремление к самосовершенствованию (Необходимо расширять свой кругозор; Хочу стать интересным человеком); 7) необходимость выполнить требования родителей (Меня родители заставляют учиться; Хожу в школу, чтобы дома не ругали); 8) интерес к самому учению (Мне интересно учиться). Результаты по каждому из видов учебных мотивов были сведены нами в таблицу 2.1.
Таблица 2.1
Распределение учащихся в зависимости от выделяемого ими мотива
учения (в %)
Мотивы | 4-й класс | 8-й класс | ||
Абс. | % | Абс. | % | |
1. Получить образование | 16 | 64 | 14 | 56 |
2. Приносить пользу обществу и людям | 12 | 48 | 11 | 44 |
3. Будущая профессия | 8 | 32 | 10 | 40 |
4. Дальнейшая учеба | 8 | 32 | 8 | 32 |
5. Будущая жизнь | 7 | 28 | - | - |
6. Самосовершенствование | - | - | 12 | 48 |
7. Требование родителей | - | - | 5 | 20 |
8. Интерес к учению | - | - | 11 | 44 |
Показательно, что для учащихся 4-го класса наиболее значим мотив учения для получения образования (на него указывают 64% испытуемых), причем речь здесь идет не о приобретении каких-либо познаний, а об общем культурном уровне современного человека. типичными в этом плане являются ответы типа6 «В наше время нельзя быть необразованным человеком». Этот мотив оказался ведущим для данного возраста. К 8-му классу роль данного мотива заметно снижается за счет появления новых мотивов. И хотя в 8-ом классе мотив образования еще не ведущий, но, тем не менее, он стоит на первом месте среди всех остальных, выдвигаемых восьмиклассниками (его выделяют 56% учащихся).
Несколько меньшее, но весьма значительное число учащихся в 4-ом и 8-ом классах указывают на такой мотив учебной деятельности, как желание приносить пользу людям, стать настоящим человеком, нужным обществу, выполнять свой человеческий долг (он занимает 48% в 4-ом и 44% в 8-ом классе).
Третье по значимости место в 4-ом классе занимает мотив приобретения будущей профессии (его указали 32% учащихся). Как выяснилось, этот мотив оказывается важным не только для восьмиклассников (40%), находящихся довольно близко к этапу выбора профессии, но и для младшего школьного возраста. Различие состоит в том, что представления в младшем школьном возрасте о будущей профессии весьма расплывчаты, учащиеся часто говорят не столько о профессии, сколько о своей деятельности в качестве образованного человека и о том, какое место они будут занимать на социальной лестнице. В 8-ом классе учащиеся высказываются уже более определенно, говоря о том, что учиться в школе необходимо для овладения в будущем выбранной профессией, иногда называют направление своего выбора (естественное, гуманитарное), появляются рассуждения о нужных для будущей специальности школьных предметах. Допускаем, что более определенные высказывания подростков о будущей специальности связаны и с тем, что на последней ступени гимназического образования введено профильное обучение. Выбрать один из предлагаемых профилей каждый учащийся должен по завершении обучения в среднем звене.
Мотив продолжения учебы практически одинаково значим на обоих возрастных этапах (по 32% в каждой выборке). В 4-ом классе учащиеся говорят в основном о продолжении учебы в старших классах и лишь изредка о поступлении в институт, а в 8-ом – о стремлении учиться в вузе, причем речь здесь идет именно о продолжении учебы, а не приобретении специальности. Обучение в вузе большинство учащихся рассматривает как продолжение учебы, безотносительно к будущей жизни (12% от выборки). Превалирующими высказываниями в этом случае являются: «Учиться в школе необходимо, чтобы поступить потом в университет; Я хочу в институт!».
Значение требований родителей в качестве мотива учения невелико как в младшем школьном, так и подростковом возрасте: он отсутствует в начальной школе и только 20% занимает в подростничестве.
Особый интерес представляют мотивы, появляющиеся или исчезающие при переходе к подростковому возрасту. Так, значительное число учащихся в 4-ом классе указывает на такой мотив учения, как будущая жизнь в целом (28%). Однако их представление о будущей жизни весьма расплывчато и не содержит в себе даже минимальной попытки конкретизации (Учусь для будущей жизни; Учусь, чтобы в будущем было легче). Наличие значительного числа подобных высказываний в младшем школьном возрасте связано с отсутствием у многих учащихся более или менее ясного представления о жизни взрослых, с отстраненностью детей этого возраста от деятельности взрослых. Мотив учения «для будущей жизни вообще» полностью отсутствует в подростковом возрасте, что объясняется наличием у учащихся более конкретных представлений о будущей жизни. Гораздо более важными в этом возрасте становятся мотивы, связанные с приобретением будущей профессии (40%), продолжением образования ради приобретения специальности (56%). Кроме того, в подростничестве появляются новые мотивы, отсутствующие в младшем школьном возрасте: мотив самосовершенствования (48%) и мотив интереса к учению (44%). Мотив самосовершенствования раскрывается как стремление повысить свой культурный уровень, желание стать интересным, «много знающим» человеком, и тесно связан, на наш взгляд, с мотивом интереса к учению. Ведь стремление расширять свой кругозор, пополнять знания невозможно без проявления интереса к изучаемым предметам. Постепенно становится очевидным, что многоплановость школьной программы предоставляет учащемуся возможность приобрести знания в различных областях. По-видимому, в основе стремления учащихся в подростковом возрасте к самосовершенствованию лежит наблюдающееся в современном обществе возрастание ценности самой личности, расширение возможности проявлять себя не только в рамках профессиональной деятельности, но и во многих других сферах. Подростки начинают осознавать, что современный человек должен быть «культурным и разносторонним», независимо от того, кем он станет.
Уточнение исследовательских данных, полученной на основе анкетного опросника, проводилось нами с помощью других диагностических процедур. В частности, для нас значимым был сравнительный анализ ведущих мотивах учения в младшем школьном и подростковом возрасте, чтобы выделить особенности учебной мотивации последних. С этой целью нами проводились две методики М.В. Матюхиной: «Анкета-рейтинг» в 4-ом классе и «Мотивы учения» в 8-ом классе. Промежуточным этапом исследования выступал период обучения этих же учащихся в 6-ом классе, поэтому в содержание анализа результатов мы включили данные, полученные нами и на этом этапе исследовательской работы. Все они представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Ведущие мотивы учения (по методикам М.В. Матюхиной) в %
Мотивация учения | 4-й класс | 6-ой класс | 8-ой класс | ||||
Абс. | % | Абс. | % | Абс. | % | ||
1. Широкие социальные мотивы | 9 | 36 | 12 | 48 | 16 | 64 | |
2. Узкие социальные мотивы | Мотивация благополучия | 18 | 72 | 8 | 32 | 22 | 88 |
Престижная мотивация | 9 | 36 | 19 | 76 | 20 | 80 | |
Мотивация избегания | 16 | 64 | 14 | 56 | 19 | 76 | |
3.Познавательные мотивы | Мотивация содержанием | 10 | 40 | 9 | 36 | 12 | 48 |
Мотивация процессом | 2 | 8 | 6 | 24 | 10 | 40 |
Информация о работе Особенности мотивов учения в подростковом возрасте