Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:43, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности мотивов учения у подростков и наметить возможные пути формирования у них учебно-познавательной мотивации в процессе обучения.
Исследовательская гипотеза: у большинства подростков в качестве ведущих мотивов учения выступают такие узколичные мотивы, как мотивация благополучия, престижная мотивация и мотивация избегания неприятностей. Только у незначительной части учащихся подросткового возраста сформированы учебно-познавательные мотивы (мотивация содержанием и процессом учения).
Объект исследования – мотивационная сфера подростков.
Предмет исследования – особенности мотивов учения у учащихся подросткового возраста.
Введе-ние………………………………………………………………………….3
Глава 1. Мотивы учения как научная и психолого-педагогическая про-блема……………………………………………………………………………...7-37
1.1. Основные научные подходы к изучению мотивации учения в отече-ственной и зарубежной психоло-гии…………………………………………….……7
1.2. Виды мотивов учения, их общая характеристика…………………..….18
1.3. Возрастные особенности мотивации учения школьников…………….26
Выводы по первой главе………………………………………………………..35
Глава 2. Эмпирическое выявление особенностей мотивов учения в подростковом возрасте………………………………………………………..…..38-59
2.1. Описание процедуры и методик исследования……………………….…38
2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов……………………..….46
Выводы по второй главе………………………………………….……………58
Глава 3. Основные пути формирования у учащихся учебно-познавательных мотивов в процессе обучения……………………………60-81
3.1. Психологические основы формирования положительной мотивации учения……………………………………………………………………………….60
3.2. Формирование интереса к учению в учебной деятельности (рекомендации педагогам)………………………………………………………………….…..70
Выводы по третьей гла-ве………………………………………………...……..80
Заключение. …………………………………………………..………………..82
Библиографический список. ………………………………..……...………..84
Приложения
Таблица 1.1
Сравнение деятельности учения при различной мотивации
Параметры деятельности | Мотивация | |
Позитивная | Негативная | |
Характеристика целей | «Хочу» | «Должен» или «необходимо» |
Побудительность целей | Привлекающие, позитивные | Отталкивающие, негативные |
Тенденция к уклонению | Отсутствует или слабо выражена и непродолжительна | Сильная, частая и устойчивая |
«Барьеры» | Не нужны | Необходимы |
Темп | Оживленный, быстрый | Медленный, вялый |
Длительность | Значительная | Незначительная |
Отвлекаемость | Слабая | Сильная |
Разнообразие фантазии | Значительное | Незначительное |
Интеллектуальная гибкость | Доступность и легкость перехода от одних мыслительных действий к другим | Неподвижность, ригидность мышления |
Когнитивная организация | Продуманная, осмысленная | Механическая |
Наблюдательность | Высокая | Низкая |
Эмоциональная окраска и настроение | Удовлетворение, позитивный настрой | Неудовлетворенность, удрученность |
Потребность в усилиях | Небольшая, учение воспринимается как не требующее особых усилий | Большая, учение требует больших усилий и быстро утомляет |
Тип педагогической ситуации | «Влечение к цели» | «Оказание давления»* и «барьеры»** |
Примечание: Понятия «барьеры» и «давление» были введены в 30-х гг. К. Левином в его теории поля, затем применительно к ситуации учения они были уточнены В. Метагером (1962). «Барьеры» - это ограничители свободы действий человека в ситуации учения (например, наказание или угроза такового). «Давление» означает в данном контексте авторитарные педагогические воздействия, вынуждающие учащегося стремиться к цели учения.
Американский психолог У. Глассер в своих работах, среди которых особое место занимает книга «Школа без неудачников» (1991), стремился как можно глубже исследовать проблему удовлетворения глубинных психологических запросов ребенка в условиях учебной среды. Он считал, что нужно преобразовывать саму «экологию школы», чтобы те, для кого она, собственно, предназначается, не чувствовали себя в ней «лишними людьми», превращаясь в инертную массу немотивированных, равнодушных к учению детей и подростков, которых душевная лень, скука, неприятие со стороны взрослых и бьющая через край физическая энергия объективно влекут в тупики асоциального поведения [Глассер, 1991, с.9].
Таким образом, отечественные исследования проблемы мотивации учения рассматривались в тесной взаимосвязи со структурой деятельности и сознания личности учащегося. Что касается исследований зарубежных авторов, то здесь можно заметить гораздо больший плюрализм взглядов и точек зрения применительно к психологии мотивации вообще и мотивам учения в частности. Вместе с тем можно заметить, что и отечественная, и зарубежная психологическая наука исходит из представлений об изначальной активности человека как субъекта поведения и учения. А это значит, что мотивацию учения нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как, например, навыкам чистописания, нельзя мотивации и научиться, как таблице умножения, ее можно лишь стимулировать, развивать и повышать. Но для этого необходимо знать виды учебных мотивов и особенности их проявления в том или ином возрасте школьного обучения.
1.2. ВИДЫ МОТИВОВ УЧЕНИЯ, ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Мотив как внутреннее побуждение человека к деятельности, то, ради чего он совершает ту или иную деятельность, имеет непосредственное отношение и к такой ее важной форме, как учение. Важность проблемы отношения учащихся к содержанию и процессу усвоения знаний связана с необходимостью формирования у них внутренней заинтересованности в своей учебной деятельности, т.е. непосредственно связана с учебной мотивацией.
Мотив учения – это направленность учащегося на различные стороны учебной деятельности, связанная с его внутренним отношением к ней [Маркова, 1990]. Под отношением к учению понимается сложное мотивационное образование, структура которого обусловлена системой учебных мотивов учащегося, а уровень определяется эмоциональным выражением доминирующих в этой системе мотивов [Кулагина, 2005, с.125].
А.Н. Леонтьев (1972) различает мотивы и мотивировку. Мотивировка – это объяснение действий; но это объяснение не всегда содержит в себе указания на действительный мотив. Истинный мотив может и не отразиться в мотивировке.
Учебная деятельность является полимотивированной, так как активность обучаемого имеет различные источники. Принято выделять три вида источников активности:
внутренние;
внешние;
личные.
К внутренним источникам учебной мотивации относятся познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям).
Внешние источники учебной мотивации определяются условиями жизнедеятельности обучаемого, к которой относятся требования, ожидания и возможности. Требования связаны с необходимостью соблюдения социальных норм поведения, общения и деятельности. Ожидания характеризуют отношение общества к учению как к норме поведения, которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности, связанные с осуществлением учебной деятельности. Возможности - это объективные условия, которые необходимы для развертывания учебной деятельности (наличие школы, учебников, библиотеки и т.д.).
Личные источники. Среди названных источников активности, мотивирующих учебную деятельность, особое место занимают личные источники. К их числу относятся интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы и другие, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности.
Взаимодействие внутренних, внешних и личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источников приводит к переструктурированию системы учебных мотивов или их деформации.
На основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов:
социальные (осознание социальной значимости учения, понимание личностно-развивающего значения учения, потребность в развитии мировоззрения и миропонимания и др.);
познавательные (интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности и др.);
личностные (чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, подражание референтным соученикам, стремление к персонализации или транслированию и эстафированию личностных свойств и др.).
М.В. Матюхина (1994) выделяет две основные группы мотивов:
I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
1) мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.
2) мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.
II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
1. Широкие социальные мотивы:
мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;
мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);
2. Узколичные мотивы:
стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия);
желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация).
3. Отрицательные мотивы:
стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей) [Матюхина, 1994, с. 15-16].
По мнению А.К. Марковой (1990) к видам учебных мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.
К познавательным мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного.
К социальным – такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц. Они являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации.
Еще более обусловлены внешними моментами такие мотивы, как:
учеба как вынужденное поведение;
процесс учебы как привычное функционирование;
учеба ради лидерства и престижа;
стремление оказаться в центре внимания.
Эти мотивы могут оказывать и заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач.
Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации учения.
По мнению А.К. Марковой, и познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни.
1. Уровни познавательных мотивов:
широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями);
учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний);
мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).
2. Уровни социальных мотивов:
широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения);
узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию) в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).
Следует иметь в виду, что разные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные – в самостоятельных действиях по поиску решения, в вопросах, задаваемых учителю по поводу разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю с предложениями рациональной организации учебного процесса, в реальных действиях самообразования.
Широкие социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником своего долга и ответственности; позиционные мотивы – в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи товарищам; мотивы социального сотрудничества - в стремлении к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее осуществления. Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает к тем или иным действиям, выстроить мотивы по степени значимости. Реально действующие мотивы выражаются в успеваемости и посещаемости, в развернутости учебной деятельности и формах ухода от нее, в выполнении дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной или пониженной сложности и т.д.
Информация о работе Особенности мотивов учения в подростковом возрасте