Отчет по практике в МДОБУ №2 «Солнышко» п. Медведево

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:43, отчет по практике

Описание работы

Цель:
формирование целостного представления об организации и функционировании психологической службы в системе образования.
Задачи психологической практики:
Ознакомление с современными аспектами профессиональной деятельности, с функциональными обязанностями практического психолога в дошкольном учреждении;
Ознакомление с методами диагностической, развивающей, профилактической работы практического психолога в детском саду;
Формирование умений проводить групповую и индивидуальную диагностику психического развития детей разного возраста, составлять психолого-педагогическую характеристику и психологическое заключение на ребенка;
Формирование умений проводить развивающую работу (развитие психических процессов, личности ребенка), профилактическую работу с педагогами, родителями, детьми;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………5
Описание места прохождения практики………………………………………………………………………………5
Характеристика детского дошкольного учреждения…………….…………..........................................................................7
Общие положения…………………………………………………………………9
Основные характеристики организации образовательного процесса МДОБУ…………………………………………………………………….14
Структура финансовой и хозяйственной деятельности МДОБУ…………………………………………………………………….15
Порядок управления МДОБУ…………………………………………………………………….16
Организация деятельности педагога-психолога детского сада №2 «Солнышко»……………………………………………………………………… 20
Знакомство с основными направлениями и методами работы педагога-психолога детского сада №2 «Солнышко»………………………………………………………………………23
Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………30
Взаимодействие педагога-психолога с педагогами и родителями……………..........................................................................................32
Эмпирические исследования воспитанников детского сада №2 «Солнышко»….............................................................................................................4 1
Индивидуальный план работы на время прохождения учебно-педагогической практики…………………………………………………………………………..41
Анализ психологической литературы и подбор методик для проведения диагностики детей……………………………………………………………….……………….44
Психодиагностическое обследование детей..……………………………………………………………………………… 45
Составление психологической характеристики…………………..………………………………………………..55
Психологическая характеристика .Данила Д,6 лет……………………..55
Психологическая характеристика. Дима Б,6 лет……………………......55
Конспект выступления на родительском собрании, педагогическом совете и консультация для родителей………………………………………………..…………………………57
Заключение………………………………………………………

Файлы: 1 файл

отчет по практике 1доу.docx

— 343.53 Кб (Скачать файл)

-Журнал учета индивидуальных  и групповых консультаций и  диагностических обследований (Приложение5-6);

-Аналитический и статистический  отчет педагога-психолога;

-Протокол диагностического  обследования (Приложение7-8);

-Карты психологического  обследования детей и бланки  для регистрации результатов  обследования (Приложение 8);

-Паспорт кабинета педагога-психолога (Приложение 9).

 

1.3.Знакомство с основными направлениями и методами работы педагога-психолога детского сада №2 «Солнышко».

Дошкольное детство - это период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека.

Специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.

Профессиональная деятельность психолога направлена на сохранение психического здоровья и социального благополучия детей. Основой является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение.

Задачи, выдвигаемые для реализации данной цели:

-Способствование становлению  базовых свойств личности: самооценки  и образа «Я», нравственных ценностей, смыслов и установок, социально-психологических ценностей в системе отношений с другими людьми, помочь ребенку поверить в свои силы, научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, обучать детей этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми.

-Формирование  коммуникативных навыков: устанавливать  и поддерживать контакт, кооперироваться  и сотрудничать.

-Реализация поставленной  цели ведется по основным направлениям  деятельности педагога-психолога.

-Психодиагностическая  работа.

Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям правильно строить с ним педагогическое общение, проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствие развития возрастным нормативам, например:

-проведение дифференциальной  диагностики различных отклонений  в психическом развитии (совместно  со специалистами соответствующего  профиля);

-проведение психологической  диагностики на определение психологической  готовности к школе.

В работе последовательно используются такие виды диагностик, как скрининговая диагностика, которая проводится с группой детей и направлена на выделение детей «группы риска». Углубленная психологическая диагностика проводится индивидуально или в малых группах с детьми, имеющих какие-либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, то есть в специальной психологической помощи.

Дважды в год: в начале учебного года (первичное) и в конце учебного года (вторичное) осуществляется психодиагностическое исследование готовности к школьному обучению детей 6-7 лет, посещающих детский сад №2 по методикам Ю.З.Гильбух, А.Н.Корнева, А.Л.Венгер, А.М.Игнатенко, Г.А.Урунтаевой, С.Г.Якобсон, А.И.Захарова, Р.Тэммл и др.

Результаты итоговых диагностик по определению готовности к школьному обучению выпускников детского сада заносятся в диагностические карты.

Применяется система психологических рисуночных тестов для составления на их основе «психологических портретов» детей и взрослых («Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Автопортрет», тематическое рисование « Мое настроение», «Страхи» и пр.), социометрические игры «Секрет» (Урунтаева Г.А.), «Два дома» в группах дошкольного возраста.

Психопрофилактическая работа:

-работа по  созданию благоприятного психологического  климата в учреждении (способствование  улучшению форм общения педагогов  с детьми; консультирование педагогов  и других работников учреждения  по широкому кругу профессиональных  и личностных проблем;

-психологическое просвещение  родителей по вопросам, касающихся  возрастной психологии, семейного  воспитания.

Просвещение родителей по вопросу психологической готовности к школьному обучению, индивидуальное консультирование, анкетирование родителей позволяет добиться тесного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения при подготовке ребенка к школьной жизни.

В рамках повышения психологической и педагогической компетентности педагогов в 2012-2013учебном году проведены:

-семинары-практикумы с  использование новейших достижений  психологической науки по проблемам  педагогического общения: «Самоанализ  опыта общения с родителями», «Особенности общения воспитателей  с детьми», « Детская агрессивность».

-тематические консультации: «Баланс без арбитра», «Леворукий ребенок и его проблемы», «Плохие слова», «Дети и деньги», «Гиперактивный ребенок», «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста», «Принципы изучения психики ребенка».

-выступления на педсоветах: «Психологическое здоровье и безопасность», «Значение сказкотерапии в развитие ребенка», «Преемственность дошкольного и начального образования».

-семинары-лекции: «Детские  страхи», «Конфликты и пути их разрешения», «О взаимоотношениях сиблингов в семье».

Экспертно-проектировочная деятельность: диагностика отношения родителей и педагогов к дошкольному учреждению и др.

Развивающая и психокоррекционная работа с детьми, направленная на активное воздействие на личность и индивидуальность ребенка.

По результатам первичной диагностики совместно с воспитателями и родителями проводится работа по развитию внимания, зрительной памяти, мелкой моторике рук, мышления, произвольности, речи.

Большой раздел работы посвящен проблемам общения. На занятиях проигрываются различные ситуации отношений между детьми, между взрослым и ребенком.

Проводятся занятия с детьми старшего дошкольного возраста направленные на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, сплочения группы по программе А.Ивашовой «Сотрудничество», по программе «Общение». Цель занятий - научить ребенка осознанно воспринимать свои эмоции, понимать эмоциональное состояния других люд 2.й, знакомит с системой органов чувств человека, развивает коммуникативные способности детей, обращает внимание ребенка на невербальную сторону общения, знакомит с такими понятиями как мимика, жесты, интонация, . походка, телодвижения, позволяя лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего возраста Н.П.Слободяник «Я учусь владеть собой» - направленная на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

Программа С.В.Крюковой «Давайте жить дружно!»:

-адаптация детей  к условиям дошкольного учреждения;

-создание чувства  принадлежности к группе, положительного

эмоционального фона;

-развитие коммуникативных  навыков, умения понимать свое  эмоциональное состояние, распознавать  чувства других людей.

Программа помощи детям с личностными и поведенческими проблемами (Васильева Н.Л., Афанасьева Е.И.), направленная на:

  • психологическую помощь детям в решении проблем в общении,
  • коррекционную работу по сглаживанию психоповеденческих проблем.

Другие программы, направленные на создание и поддержание у ребенка

нормального психологического самочувствия, повышение эффективности его обучения, на устранение проблем в межличностном общении.

Консультативная работа: повышение психологической культуры педагогов, родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, чтением лекций.

Консультирование воспитателей по результатам готовности детей к школе и индивидуальные рекомендации помогают оказать поддержку и внимание детям.

В старших и подготовительных группах индивидуально на каждого ребенка заполняется карты «индивидуального развития» с целью отслеживания особенностей развития и планирования коррекционно-развивающей работы.

Для родителей проводятся тематические консультации в рамках семинаров, лекториев, круглых столов по проблемам личностного развития детей, возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Тематика встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: «Детские страхи», «Тревожные дети», «Адаптация детей в ДОУ», «Кризис трех лет», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Развитие речи первых лет жизни», «Детский онанизм», «Половое воспитание», «Сказка в жизни ребенка», «Возрастные особенности детей», «Как облегчить адаптацию ребенка к школе».

В каждой группе создана папка - «Психолог — родителям», с тематическими консультациями. В частности, для родителей предлагаются несложные методы диагностики развития и игры для детей, а также основные нормативы развития детей (познавательная сфера, двигательная сфера).

Система игр, с которой знакомятся родители, учитывает возрастные особенности. Эти игры одновременно и определяют степень развития психологических качеств, и помогают развить их. Здесь еще не существует жестких норм для каждой игры, например, выполнить это задание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого один раз или несколько.

Главное - есть ли у ребенка интерес к данной деятельности. Даже, если не все задания он выполняет с первого раза, а каждый день делает пусть маленький, но шаг вперед, самостоятельно или с помощью родителей все равно это значит, что процесс развития идет.

Таким образом, для сохранения психологического здоровья и социального благополучия детей необходимо включение в работу всего коллектива ДОУ, активное участие родителей, отбор диагностических методов и развивающих упражнений, адекватных особенностям детей дошкольного возраста.

 Составление  и реализация программы коррекционно-развивающей  работы в детском саду.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а также обеспечивает возможность непрерывного развития в течение всей жизни.

Из этого следует, что психологически здоровый ребенок - веселый, активный, самостоятельный и доброжелательный, помогающий и любознательный, инициативный и уверенный в себе, открытый и сопереживающий.

В качестве критериев психологического здоровья детей выступают:

-адекватный возрасту  уровень эмоционально - волевой и  познавательной сфер личности;

-способность планирования  своей деятельности;

-позитивный образ Я - концепции;

-возможность саморегуляции психических состояний;

-самокритичность;

-самостоятельность;

-способность к рефлексии, эмпатии;

-сформированность навыков общения.

Результатом психологического здоровья детей является здоровая личность.

Сценка показателей психологического здоровья проводится посредством

диагностических методик, методов наблюдения за детьми в различных

видах деятельности, проективных рисуночных методик (рисуночный тест

«Я в детском саду», «Рисунок семьи», карта наблюдений Д. Скотта «Секрет» Т.А.Репина и др.).

В соответствии с этим, в программе присутствуют мероприятия дня работы с детьми и их родителями, с педагогами и администрацией МДОБУ.

В занятиях с детьми, на основе структуры психологического здоровья выделены следующие направления:

-аксиологическое, которое предполагает формирование  умения принимать самого себя  и других людей, при этом адекватно  воспринимая свои и чужие достоинства  и недостатки;

-инструментальное - требует формирования умения  осознавать свои чувства, причины  поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть  формирования личностной рефлексии;

-потребностно - мотивационное направление содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте;

-развивающее - предполагает  для дошкольников адекватное  ролевое развитие, а также формирование  эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.

Информация о работе Отчет по практике в МДОБУ №2 «Солнышко» п. Медведево