Отчет по практике в МДОБУ №2 «Солнышко» п. Медведево

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:43, отчет по практике

Описание работы

Цель:
формирование целостного представления об организации и функционировании психологической службы в системе образования.
Задачи психологической практики:
Ознакомление с современными аспектами профессиональной деятельности, с функциональными обязанностями практического психолога в дошкольном учреждении;
Ознакомление с методами диагностической, развивающей, профилактической работы практического психолога в детском саду;
Формирование умений проводить групповую и индивидуальную диагностику психического развития детей разного возраста, составлять психолого-педагогическую характеристику и психологическое заключение на ребенка;
Формирование умений проводить развивающую работу (развитие психических процессов, личности ребенка), профилактическую работу с педагогами, родителями, детьми;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………5
Описание места прохождения практики………………………………………………………………………………5
Характеристика детского дошкольного учреждения…………….…………..........................................................................7
Общие положения…………………………………………………………………9
Основные характеристики организации образовательного процесса МДОБУ…………………………………………………………………….14
Структура финансовой и хозяйственной деятельности МДОБУ…………………………………………………………………….15
Порядок управления МДОБУ…………………………………………………………………….16
Организация деятельности педагога-психолога детского сада №2 «Солнышко»……………………………………………………………………… 20
Знакомство с основными направлениями и методами работы педагога-психолога детского сада №2 «Солнышко»………………………………………………………………………23
Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………30
Взаимодействие педагога-психолога с педагогами и родителями……………..........................................................................................32
Эмпирические исследования воспитанников детского сада №2 «Солнышко»….............................................................................................................4 1
Индивидуальный план работы на время прохождения учебно-педагогической практики…………………………………………………………………………..41
Анализ психологической литературы и подбор методик для проведения диагностики детей……………………………………………………………….……………….44
Психодиагностическое обследование детей..……………………………………………………………………………… 45
Составление психологической характеристики…………………..………………………………………………..55
Психологическая характеристика .Данила Д,6 лет……………………..55
Психологическая характеристика. Дима Б,6 лет……………………......55
Конспект выступления на родительском собрании, педагогическом совете и консультация для родителей………………………………………………..…………………………57
Заключение………………………………………………………

Файлы: 1 файл

отчет по практике 1доу.docx

— 343.53 Кб (Скачать файл)

Выделение этих компонентов позволяет определить следующие задачи психологической поддержки детей:

-обучение положительному  самоотношению и принятию других людей;

-обучение рефлексивным  умениям;

-формирование  потребности в саморазвитии, - забота об этической базе детей;

-развитие игры  у. детей (творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речи ребенка).

Формы работы с детьми: групповые и индивидуальные. Продолжительность занятия зависит от возраста детей:

-для детей 3-4 лет - 15 минут,

-для старших  дошкольников - 30 минут.

В процессе групповой работы использовались приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. В программу включены упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, с другой - позволяющих оказывать на разных детей различное воздействие. В рамках программы проведены:

-тематические  консультации с воспитателями: «Кризис  трех лет», «Детские страхи»;

-тематические  консультации с родителями: «Агрессивный  ребенок», «Влияние взаимоотношений  взрослых в семье на психическое  развитие ребенка», «Детские страхи».

 

1.4.Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а также обеспечивает возможность непрерывного развития в течение всей жизни.

Из этого следует, что психологически здоровый ребенок – веселый, активный, самостоятельный и доброжелательный, помогающий и любознательный, инициативный и уверенный в себе, открытый и сопереживающий.

 

Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов:

1.Подготовительный этап:

  • составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником (образец выписки из медицинской карты);
  • составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребёнка на основе анкетирования родителей;

-составление педагогического  анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и  бесед с воспитателями и педагогами, взаимодействующих с ребёнком;

  • составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребёнка.

2.Адаптационный этап:

  • знакомство с ребёнком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализов продуктов детского творчества.

3. Основной этап:

  • тестирование.

4. Интерпретационный этап:

  • составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных.

5.Заключительный этап:

  • констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);
  • рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме.

Правила тестирования детей дошкольного возраста:

1. Удержание единой пространственной  позиции психолога и ребёнка («глаза  в глаза»). Она обеспечивается  отсутствием доминанты роста  взрослого и организуется в  детском пространстве (детский стол  и стульчики, поза лёжа и т. д.);

2. Предоставление первоначального  свободного выбора сферы деятельности («игра», «рисунок», «общение» и т. д.) он обеспечивается созданием  поля возможностей для ребёнка;

3. Чередование сфер деятельности. Оно обеспечивается сменой видов  деятельности, на основе которых  построены тесты (общение - конструирование - движение - рисование);

4. Регламентирование временное (регламентация времени). Общее время  тестирования может длиться от 30 минут до 1 часа в зависимости  от возраста ребёнка:

5. Регламентация интеллектуальной  нагрузки. Она обеспечивается пропорциональным  соотношением (заданным количеством) интеллектуальных тестов в диагностическом  комплексе (не более трёх в  одной процедуре с чередованием: вербальных и невербальных);

6. Регламентация личностно - эмоциональной нагрузки. Она обеспечивается  пропорциональным соотношением (заданным  количеством) проективных тестов  в диагностическом комплексе (не  более трёх в одной процедуре  с чередованием средств: ассоциативных  и экспрессивных);

7. Дублирование тестов (методик) общей диагностической направленности. Оно обеспечивается использованием  различных методических средств для подтверждения результатов. Может осуществляться и дублированием диагностических методов (наблюдения, беседы);

8. Варьирование процедуры  тестирования. Оно обеспечивается  не директивными инструкциями  и сменой структурных этапов  тестирования, использованием всех  видов помощи при решении тестовых  заданий. Данное правило осуществляется  только по мере необходимости  при осложнениях адаптации к  процедуре обследования, определённых  личностно - эмоциональных особенностей  ребёнка (тревожность, аутичность.).

1.5.Взаимодействие педагога-психолога с педагогами и родителями.

В настоящее время психологические службы функционируют во всех структурах системы образования, от яслей до вузов. Особый акцент психолог МДОБУ должен делать на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.

Психодиагностика

Комплексная диагностика развития детей на разных возрастных этапах:

  • как непосредственными участниками ее проведения. Составление психолого-педагогических заключений:
  • при оформлении коллегиального заключения на психолого-медико-педагогических, консилиумах;
  • оформление документации на отдельных детей на ПМПК.

Психокоррекция

Участие в проектировании и реализации проектов предметно-развивающей среды:

  • при разработке проектов предметно-пространственной среды. Участие в разработке и реализации коррекционно-развивающих программ работы с детьми или группами:
  • при разработке и реализации комплексной, индивидуальной коррекционно-развивающей программы работы с ребенком;
  • супервизии коррекционно-развивающих программ или планов работы с группами (ой);
  • отслеживание процесса осуществления коррекционно-развивающей. работы в «проблемных» группах или с детьми «группы риска». Оказание помощи при затруднениях, связанных с особенностями развития детей или групп:
  • при реализации комплексной, индивидуальной коррекционно-развивающей программы с детьми «группы риска»;
  • осуществление групповой коррекционно-развивающей работы.

Психоконсультирование

Формирование психологической культуры и осведомленности (компетентности):

  • при подготовке к выступлениям на педагогических советах, семинарах-практикумах;
  • проведение родительских собраний;
  • подготовке и проведении собеседований, анкетирования;

- проведение консультаций психологом.

Оказание помощи в планировании.

Оказания, психологической помощи:

  • при индивидуальном обращении с запросом

Информирование по вопросам развития детей:

  • при знакомстве с результатами диагностики
  • проведение ПМПК.

Помощь в обобщении психолого-педагогического опыта.

Психопрофилактика

Построение педагогического процесса с учетом способностей и состояния здоровья детей:

-при разработке и реализации  профилактических образовательных  программ или планов и отслеживании  процесса их внедрения

Построение и осуществление опытно-экспериментальной деятельности;

  • в процессе реализации деятельности;
  • при разработке критериев оценки результатов экспериментальной деятельности.

Обучение педагогов:

  • при внедрении инновационных технологий развития детей. Анализ и обобщение результатов экспериментальной деятельности;
  • по комплексному анализу, выявлению корреляционных связей между результатами исследования.

Индивидуальная работа с детьми в процессе их адаптации к МДОБУ:

  • при консультировании родителей;
  • сопровождение процесса адаптации вновь прибывших детей;
  • анализ взаимодействия воспитателей с ребенком.

Организация благоприятного эмоционального климата в группах:

  • организация взаимодействия с детьми в рамках личностно-ориентированной модели общения.

При выполнении своих функциональных обязанностей педагог-психолог взаимодействует с педагогами (узкими специалистами и воспитателями) по следующим направлениям и формам деятельности.

Психодиагностическая работа

Цели работы, как и в случае взаимодействия с методистом, остаются прежними. Однако видоизменяется содержание прежних форм деятельности, и дополняются новые их виды.

Комплексная диагностика развития детей на разных возрастных этапах.

Этот вид деятельности в рамках психодиагностики является одним из основных в процессе организаций взаимодействия педагога-психолога с педагогами. В этом случае они сотрудничают как непосредственные участники ее проведения. При этом педагог-психолог присутствует или совместно с педагогами проводит диагностику по определенным направлениям развития детей. Совместно с музыкальными руководителями и педагогом проводится диагностика по вопросу творческого развития детей, изучение способностей и разных видах деятельности, совместно с воспитателями по вопросам эмоционально-личностного развития - особенностей поведения, эмоционально-волевой регуляции, развития коммуникативных навыков, стиля семейного воспитания детей.

Составление психолого-педагогических заключений.

Педагог-психолог совместно с педагогами МДОБУ:

- оформляет коллегиальное  заключение на психолого-медико-педагогических  консилиумах, участвуя в обсуждении  и формулировании структуры нарушений  развития детей, выработке рекомендаций  по дальнейшей работе с ними.

  • оформляет документацию на отдельных детей для ПМПК (при этом педагог-психолог оказывает помощь в составлении педагогической характеристики на ребенка воспитателям групп, педагогическом представлении специалистам.

Коррекционно-развивающая работа

 В отличие от деятельности педагога-психолога совместно с методистом, при его сотрудничестве с педагогами первоочередной задачей является помощь в разработке программ и предметно-развивающих проектов и при работе с «проблемными» детьми или группами. Взаимодействие осуществляется через следующие виды деятельности.

Участие в проектировании предметно-развивающей среды.

Для осуществления комплексного коррекционно-развивающего воздействия на детей психолог и воспитатели участвуют в разработке проектов предметно-пространственной среды, привлекая к этому педагогов по изобразительной деятельности.

Участие в разработке и реализации коррекционно - развивающих программ работы с детьми или группами.

Если с мелодистом педагог-психолог лишь в выборе парциальных программ, необходимо для решения проблем в развитии детей, то его сотрудничество с педагогами шире:

-разработка и реализация  комплексных, индивидуальных коррекционно - развивающих программ

  • супервизия коррекционно-развивающих программ или планов работы, с группами (ой)
  • отслеживание процесса осуществления коррекционно-развивающей работы в «проблемных» группах или с детьми «группы риска»

Оказание помощи при затруднениях, связанных с особенностями развития детей или группы.

В этом случае взаимодействие психолога с педагогами представляет собой:

  • составление рекомендаций,
  • участие в реализации комплексной, индивидуальной коррекционно - развивающей программы с детьми «группы риска»
  • групповая коррекционно-развивающая работа (практика показывает, что бывают ситуации, когда большая часть детей группы имеет сходные проблемы развития, причиной которых является неэффективная организация деятельности воспитателей. В этом случае именно воспитателями и осуществляется дальнейшая коррекционно-развивающая. работа, поскольку без изменения стиля их деятельности коррекционные воздействия психолога не достигают цели.

Информация о работе Отчет по практике в МДОБУ №2 «Солнышко» п. Медведево