Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:43, отчет по практике
Цель:
формирование целостного представления об организации и функционировании психологической службы в системе образования.
Задачи психологической практики:
Ознакомление с современными аспектами профессиональной деятельности, с функциональными обязанностями практического психолога в дошкольном учреждении;
Ознакомление с методами диагностической, развивающей, профилактической работы практического психолога в детском саду;
Формирование умений проводить групповую и индивидуальную диагностику психического развития детей разного возраста, составлять психолого-педагогическую характеристику и психологическое заключение на ребенка;
Формирование умений проводить развивающую работу (развитие психических процессов, личности ребенка), профилактическую работу с педагогами, родителями, детьми;
Введение………………………………………………………………………………………5
Описание места прохождения практики………………………………………………………………………………5
Характеристика детского дошкольного учреждения…………….…………..........................................................................7
Общие положения…………………………………………………………………9
Основные характеристики организации образовательного процесса МДОБУ…………………………………………………………………….14
Структура финансовой и хозяйственной деятельности МДОБУ…………………………………………………………………….15
Порядок управления МДОБУ…………………………………………………………………….16
Организация деятельности педагога-психолога детского сада №2 «Солнышко»……………………………………………………………………… 20
Знакомство с основными направлениями и методами работы педагога-психолога детского сада №2 «Солнышко»………………………………………………………………………23
Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………30
Взаимодействие педагога-психолога с педагогами и родителями……………..........................................................................................32
Эмпирические исследования воспитанников детского сада №2 «Солнышко»….............................................................................................................4 1
Индивидуальный план работы на время прохождения учебно-педагогической практики…………………………………………………………………………..41
Анализ психологической литературы и подбор методик для проведения диагностики детей……………………………………………………………….……………….44
Психодиагностическое обследование детей..……………………………………………………………………………… 45
Составление психологической характеристики…………………..………………………………………………..55
Психологическая характеристика .Данила Д,6 лет……………………..55
Психологическая характеристика. Дима Б,6 лет……………………......55
Конспект выступления на родительском собрании, педагогическом совете и консультация для родителей………………………………………………..…………………………57
Заключение………………………………………………………
Таким образом, воспитатели под руководством педагога-психолога являются непосредственными реализаторами всех коррекционных мероприятий).
Психоконсультирование
Формирование психологической культуры и осведомленности (компетентности) осуществляется при подготовке ряда мероприятий:
В данном случае педагог-психолог и воспитатели взаимодействуют при подготовке и проведении анкетирования родителей как по поводу разработки вопросов анкеты, так и при разъяснении им процесса ее заполнения родителями. В этом случае воспитатель является посредником между психологом и родителями, так как именно он по просьбе психолога непосредственно взаимодействует с ними в ходе анкетирования. Помимо этого педагог-психолог контактирует с педагогами:
проведении собеседований или анкетирования с ними (в данном случае психолог выступает в качестве инициатора данных форм деятельности, которые направлены на изучение личностных особенностей или знаний и умений педагогов, а они, в свою очередь, являются непосредственными участниками (субъектами) и дает рекомендации по планированию на следующий квартал учебного года.
Информирование по вопросам развития детей.
Педагог непосредственный организатор и участник воспитательно-образовательного процесса, и для его эффективной деятельности необходима информированность относительно актуального состояния развития воспитанников. В связи, с чем он и осуществляет взаимодействие с педагогом-психологом:
Психопрофилактическая работа
Ее целью является профилактика проблем в развитии детей. При этом, взаимодействуя с педагогами, психолог использует следующие виды деятельности:
Построение педагогического процесса с учетом способностей и состояния здоровья детей.
Цели данной работы
остаются такими же, как ив
случае взаимодействия: с методистом,
однако изменяется ее
Образовательная программа, проектируется совместно педагогом-психологом и педагогами МДОБУ в начале учебного года.
Процесс проектирования включает в себя несколько этапов.
Оказание психологической помощи.
Данный вид деятельности актуален при наличии соответствующих запросов со стороны педагогов, носящих индивидуальную направленность. Выделяется ряд ситуаций, когда педагогу необходима индивидуальная консультационная помощь психолога:
При этом взаимодействие организуется по поводу обозначенных проблем и может быть направлено как на осознание педагогом особенностей своей деятельности и поиск путей ее изменения, так и на повышение психологической компетентности педагога.
Оказание помощи в планировании.
В конце каждого квартала психолог анализирует перспективное и календарное планирование педагогов, но разным направлениям развития детей. После этого они приглашаются на индивидуальную консультацию, где психолог информирует их о результатах.
Существует несколько этапов:
Построение и осуществление опытно-экспериментальной деятельности. Отличительными особенностями, взаимодействия педагога-психолога с педагогами в рамках данной деятельности является привнесение второго практического; момента помимо построения, непосредственного ее осуществления.
Реализация экспериментальной деятельности.
За каждым из специалистов,
в том числе и за педагогом-
Разработка критериев оценки результатов экспериментальной деятельности.
Педагог-психолог консультирует специалистов по вопросам составления пакета диагностики и проводит ее первичную оценку. Анализ и обобщение результатов экспериментальной деятельности. Педагог-психолог помогает проанализировать результаты экспериментальной деятельности (по запросу педагогов), участвует в определении факторов, оказавших влияние на полученный результат.
Организация благоприятного эмоционального климата в группах.
В целях профилактики проблем во взаимоотношениях между детьми и педагогами становится необходимой организация их взаимодействия/в рамках личностно-ориентированной модели общения
Индивидуальная работа с детьми в процессе их адаптации к МДОБУ.
Одним из важных направлений в психопрофилактической работе, является осуществление адаптационных мероприятий с вновь прибывшими в МДОБУ детьми. Данная деятельность затрагивает не только педагога-психолога, но и воспитателей, в чью группу приходят эти дети.
Сопровождение процесса адаптации вновь прибывших детей.
На первом этапе психолог знакомит воспитателей с основными моментами в: организации успешного прохождения периода адаптации, разрабатывает и помещает в уголок психолога наглядную информацию по данному вопросу.
На втором этапе (в течение двух недель) осуществляется непосредственное наблюдение за проявлениями детей, вновь прибывших в МДОБУ, заполняются листы адаптации ,по мере необходимости планируется и реализуется работа с родителями или помощь воспитателю со стороны психолога по работе с детьми, адаптация которых носит затяжной, тяжелый характер.
На третьем этапе воспитатели уже самостоятельно продолжают осуществлять адаптационные мероприятия с детьми:
а) анализ взаимодействия воспитателей е ребенком (на занятиях, в группе);
б) консультирование родителей. При первичном поступлении детей в МДОБУ
психолог совместно с воспитателями групп организует консультирование
родителей по вопросу адаптации. Этот процесс может проходить в несколько стадий:
Таким образом, анализируя взаимодействие педагога-психолога с педагогами, можно отметить, что она прежде всего отличается большой включенностью обеих сторон в практическую работу, затрагивающую как детей, так и самих педагогов.
2. Эмпирические исследования воспитанников детского сада №2 «Солнышко».
В начале практики мы совместно с педагогом-психологом Роженцовой Т.В. составили индивидуальный план работы на время прохождения практики (Приложение20):
День недели |
время |
Ежедневная запись работы, проводимой студентом на практике |
Понедельник 20.08.2012г. |
9.00-15.00 |
Знакомство с детским садом, с заведующей - Видякиной Татьяной Владимировной, психологом - Роженцовой Татьяной Вячеславовной. Ознакомление с помещениями детского сада: просмотр спортивного, музыкального зала, знакомство с кабинетом психолога. Ознакомление с основными видами и направлениями работы психолога в детском саду, нормативной документацией, графиком работы, оснащением кабинета психолога. Обзор психологической литературы, подбор методик для диагностического исследования детей. |
Вторник 21.08.2012г. |
9.00-14.00 |
Первая встреча с детьми разных возрастных групп. Знакомство с воспитателями и детьми старших групп «Рябинка» и «Василек». Наблюдение в игровой деятельности за детьми в группе. Обзор психологической литературы, подбор методик для диагностики детей. Ознакомление с планом работы воспитателя с целью выбора времени для проведения исследования. Занятие с психологом, проведение с детьми психодиагностики по методике: «лесенка» в старших группах «Рябинка» и «Василек». |
Среда 22.08.2012г. |
9.00-14.00 |
Приветствие с детьми и воспитателями старшей группы «Рябинка». Наблюдение за детьми на занятиях труда. Аппликация на тему «Осенний вальс». Прогулка на улице с детьми. Проведение психодиагностики по методике: «нарисуй себя» в старшей группе «Рябинка». |
Четверг 23.08.2012г. |
9.00-14.00 |
Приветствие с детьми и воспитателями. Просмотр занятий в музыкальном зале. Наблюдение за игровой деятельностью, за выполнением порученных заданий. Просмотр физкультурного занятия в спортивном зале. Проведение психодиагностики в старшей группе «Василек» по методике: «нарисуй себя». Анализ и обработка результатов исследования детей. Прогулка с детьми. |
Пятница 24.08.2012г. |
9.00-14.00 |
Встреча с детьми. Контакт с детьми, беседы с детьми на интересующие их темы. Наблюдение за детьми в старшей группе «Рябинка». Просмотр занятий по рисованию, игровая и свободная деятельность. Составление психологической характеристики на ребенка. Наблюдение за взаимодействием воспитателя с детьми. Заполнение документации. |
Понедельник 27.08.2012г. |
8.00-13.00 |
Приветствие с детьми. Подготовка к тесту «два домика» социометрия для дошкольников. Прогулка с детьми на улице. Анализ и обработка результатов теста. Посещение занятия по физической культуре. |
Вторник 28.08.2012г. |
8.00-13.00 |
Встреча с детьми. Приветствие. Обзор психологической литературы, подготовка методического и дидактического материала для проведения теста. Посещение занятия в музыкальном зале. Проведение теста «два домика» для детей старшей группы «Василек». Прогулка на улице с группой. |
Среда 29.08.2012г. |
8.00-13.00 |
Приветствие с детьми. Посещение занятия в спортивном зале. Наблюдение за детьми в свободной игровой деятельности. Прогулка на улице с детьми. Проведение теста на определение эмоционального уровня самооценки А.В.Захарова в средних группах «Рябинка » и «Василек». |
Четверг 30.08.2012г. |
8.00-13.00 |
Встреча с детьми. Наблюдение за детьми. Игровая деятельность. Прогулка на улице, подвижные игры с детьми. Заполнение документации. |
Пятница 31.08.2012г. |
8.00-13.00 |
Встреча с детьми. Свободная игровая деятельность. Посещение музыкального занятия. Прогулка на свежем воздухе с группой. Заполнение документации. Обзор психологической литературы. |
Понедельник 3.09.2012г. |
8.00-15.00 |
Встреча с детьми. Приветствие. Обзор психологической литературы, подбор статей на тему: «Агрессивный ребенок». Просмотр занятий в старшей группе «Рябинка». Игровая деятельность с детьми в группе и на прогулке. Заполнение документации. Помощь воспитателям в изготовлении дидактического материала. Консультирование родителей на тему: «Как повысить самооценку вашего ребенка?». |
Вторник 4.09.2012г. |
8.00-14.00 |
Встреча с детьми. Приветствие. Просмотр занятий по музыке в музыкальном зале в старшей группе «Василек». Подготовка материалов к выступлению на родительском собрании. Игровая деятельность с детьми в группе и на прогулке. Обзор психологической литературы. Заполнение документации. |
Среда 5.09.2012г. |
8.00-14.00 |
Встреча с детьми. Просмотр библиотеки психолога. Оформление протоколов исследования детей. Выступление на родительском собрании на тему: «Характер ребенка зависит от Вас»в старшей группе «Василек» Наблюдение за детьми в группе. Подвижные игры с детьми на свежем воздухе. |
Четверг 6.09.2012г. |
9.00-14.00 |
Встреча с детьми. Игровая деятельность с детьми на прогулке. Посещение физкультурного занятия в спортивном зале. Заполнение документации. |
Пятница 7.09.2012г. |
8.00-14.00 |
Встреча с детьми. Игровая деятельность с детьми в группе и на прогулке в старшей группе «Рябинка». Подведение итогов практики. |
День недели |
время |
Ежедневная запись работы, проводимой студентом на практике |
2.2. Анализ психологической литературы и подбор методик для проведения диагностики детей.
Ознакомившись с библиотекой психологической литературы психолога (Приложение 11), для диагностики детей мы выделили 4 методики:
.
ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже - еще хуже, а на самой нижней ступеньке - самые плохие ребята. На какую ступеньку ты себя поставишь? Почему?
Далее ребёнку предлагается оценить свои личностные качества, такие как доброта; умственные качества; сила; смелость; здоровье; внешность; волевые качества. Обследуемым предлагалось на изображении лестницы в семь ступеней отметить фишками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки).
Обработка результатов по данной методике: номер ступеньки соответствует количеству баллов. Чем меньше номер ступеньки, тем выше уровень самооценки.
Обработка и анализ результатов по данной методике: каждый рисунок по 4-х балльной шкале.
1балл ставится тогда,
когда ребёнок использует
2 балла – в большей степени преобладают цвета, которыми рисовал(а) плохого мальчика. (девочку).
3 балла – в рисунке в большей степени преобладают цвета, которыми рисовал (а) хорошего мальчика (девочку).
4 балла – ребёнок использует только те цвета, которыми рисовал(а) хорошего мальчика (девочку)
Информация о работе Отчет по практике в МДОБУ №2 «Солнышко» п. Медведево