Отчет по практике в МДОБУ №2 «Солнышко» п. Медведево

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:43, отчет по практике

Описание работы

Цель:
формирование целостного представления об организации и функционировании психологической службы в системе образования.
Задачи психологической практики:
Ознакомление с современными аспектами профессиональной деятельности, с функциональными обязанностями практического психолога в дошкольном учреждении;
Ознакомление с методами диагностической, развивающей, профилактической работы практического психолога в детском саду;
Формирование умений проводить групповую и индивидуальную диагностику психического развития детей разного возраста, составлять психолого-педагогическую характеристику и психологическое заключение на ребенка;
Формирование умений проводить развивающую работу (развитие психических процессов, личности ребенка), профилактическую работу с педагогами, родителями, детьми;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………5
Описание места прохождения практики………………………………………………………………………………5
Характеристика детского дошкольного учреждения…………….…………..........................................................................7
Общие положения…………………………………………………………………9
Основные характеристики организации образовательного процесса МДОБУ…………………………………………………………………….14
Структура финансовой и хозяйственной деятельности МДОБУ…………………………………………………………………….15
Порядок управления МДОБУ…………………………………………………………………….16
Организация деятельности педагога-психолога детского сада №2 «Солнышко»……………………………………………………………………… 20
Знакомство с основными направлениями и методами работы педагога-психолога детского сада №2 «Солнышко»………………………………………………………………………23
Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………30
Взаимодействие педагога-психолога с педагогами и родителями……………..........................................................................................32
Эмпирические исследования воспитанников детского сада №2 «Солнышко»….............................................................................................................4 1
Индивидуальный план работы на время прохождения учебно-педагогической практики…………………………………………………………………………..41
Анализ психологической литературы и подбор методик для проведения диагностики детей……………………………………………………………….……………….44
Психодиагностическое обследование детей..……………………………………………………………………………… 45
Составление психологической характеристики…………………..………………………………………………..55
Психологическая характеристика .Данила Д,6 лет……………………..55
Психологическая характеристика. Дима Б,6 лет……………………......55
Конспект выступления на родительском собрании, педагогическом совете и консультация для родителей………………………………………………..…………………………57
Заключение………………………………………………………

Файлы: 1 файл

отчет по практике 1доу.docx

— 343.53 Кб (Скачать файл)

Таким образом, воспитатели под руководством педагога-психолога являются непосредственными реализаторами всех коррекционных мероприятий).

Психоконсультирование

Формирование психологической культуры и   осведомленности (компетентности) осуществляется при подготовке ряда мероприятий:

  • выступления на педагогических советах, семинарах-практикумах (в течение учебного года специалисты готовят такие выступления в рамках решения общих задач работы МДОБУ на год. Зачастую доклады и сообщения имеют психологическую направленность. Психолог при этом осуществляет индивидуальное консультирование или рекомендует необходимую психологическую литературу);
  • родительские собрания (консультирование, непосредственное участие в проведении);
  • собеседования, анкетирование.

В данном случае педагог-психолог и воспитатели взаимодействуют при подготовке и проведении анкетирования родителей как по поводу разработки вопросов анкеты, так и при разъяснении им процесса ее заполнения родителями. В этом случае воспитатель является посредником между психологом и родителями, так как именно он по просьбе психолога непосредственно взаимодействует с ними в ходе анкетирования. Помимо этого педагог-психолог контактирует с педагогами:

  • при подготовке к собеседованию, так как они зачастую испытывают необходимость в пополнении своих Психологических знаний в рамках той или иной тематики. С этой целью педагоги обращаются к психологу за индивидуальной консультацией или необходимой литературой;

проведении собеседований или анкетирования с ними (в данном случае психолог выступает в качестве инициатора данных форм деятельности, которые направлены на изучение личностных особенностей или знаний и умений педагогов, а они, в свою очередь, являются непосредственными участниками (субъектами) и дает рекомендации по планированию на следующий квартал учебного года.

Информирование по вопросам развития детей.

Педагог непосредственный организатор и участник воспитательно-образовательного процесса, и для его эффективной деятельности необходима информированность относительно актуального состояния развития воспитанников. В связи, с чем он и осуществляет взаимодействие с педагогом-психологом:

  • при знакомстве с результатами диагностики (психолог информирует о ее результатах после проведения плановой диагностики, связанной с решением общих годовых задач МДОБУ; индивидуальной углубленной диагностики по запросам воспитателей или специалиста; групповой углубленной диагностике и по запросу администрации или специалистов) проведении ПМПК. В ходе ПМПК психолог вместе с другими его членами дает информацию об уровне актуального; развития (интеллектуального, социально-эмоционального): детей «группы, риска» и их семейной ситуации. Помощь в обобщении психолого-педагогического опыта. По результатам осуществления педагогами углубленной, профилактической, коррекционной или экспериментальной работы с детьми по тому или иному направлению возникает необходимость в обобщении накопленного опыта. Все это становится наиболее актуальным:
  • при подготовке к личной аттестации педагогов, когда психолог помогает сформулировать тему, представить структуру работы, содержание пояснительной записки, консультирует по вопросам выбора литературы;
  • оформление отчетов коррекционно-развивающей или профилактической работы педагогов, её материалов.

Психопрофилактическая работа

Ее целью является профилактика проблем в развитии детей. При этом, взаимодействуя с педагогами, психолог использует следующие виды деятельности:

Построение педагогического процесса с учетом способностей и состояния здоровья детей.

 Цели данной работы  остаются такими же, как ив  случае взаимодействия: с методистом, однако изменяется ее содержание. Составляющие взаимодействия следующие: разработка и реализация профилактических  образовательных программ или  планов и отслеживание процесса  их внедрения. Основанием для  проектирования образовательных  программ любой ступени образования  является возрастно-нормативная  модель развития ребенка определенного  возраста, в которой дается характеристика  в виде последовательности ситуаций  и типов развития.

Образовательная программа, проектируется совместно педагогом-психологом и педагогами МДОБУ в начале учебного года.

Процесс проектирования включает в себя несколько этапов.

    • Мотивационный - установление эмоционального контакта между педагогом и психологом, совместное обсуждение предполагаемых результатов: и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожидании.
    • Концептуальный - раскрытие смысла и содержания предстоящей работы.

Оказание психологической помощи.

Данный вид деятельности актуален при наличии соответствующих запросов со стороны педагогов, носящих индивидуальную направленность. Выделяется ряд ситуаций, когда педагогу необходима индивидуальная консультационная помощь психолога:

  • выбор подхода в работе с детьми, имеющими поведенческие нарушения (гиперактивность, агрессивность, конфликтность, замкнутость.)
  • работа с родителями (опосредованная индивидуальная работа с детьми, проблемы в общении и др.);
  • информация о вновь прибывших из других детских учреждений детях, которые испытывают затруднения с усвоением программного материала;
  • .проблемы с адаптацией детей, вновь прибывших в МДОБУ.

При этом взаимодействие организуется по поводу обозначенных проблем и может быть направлено как на осознание педагогом особенностей своей деятельности и поиск путей ее изменения, так и на повышение психологической компетентности педагога.

Оказание помощи в планировании.

В конце каждого квартала психолог анализирует перспективное и календарное планирование педагогов, но разным направлениям развития детей. После этого они приглашаются на индивидуальную консультацию, где психолог информирует их о результатах.

Существует несколько этапов:

  • Проектный — разработка проекта образовательной программы на основании ориентировочной диагностики актуального уровня развития; ознакомление с проектом программы других участников образовательного процесса: психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса (не принимавших участия в разработке проекта программы).
  • Реализация проекта — практическая реализация образовательной программы: одновременно проводятся текущая педагогическая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях текущая психологическая диагностика для определения причин и направления разрешения затруднений.
  • Рефлексивно-диагностический — завершение процесса итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по проектированию образовательной программы перехода на следующую ступень образования (развития).

Построение и осуществление опытно-экспериментальной деятельности. Отличительными особенностями, взаимодействия педагога-психолога с педагогами в рамках данной деятельности является привнесение второго практического; момента помимо построения, непосредственного ее осуществления.

Реализация экспериментальной деятельности.

 За каждым из специалистов, в том числе и за педагогом-психологом, закреплен определенный блок  деятельности:

  • воспитатели участвуют в разработке перспективного планирования, создании предметно-развивающей среды, реализуют на практике инновационные технологии развития детей;
  • узкие специалисты, так же, как и воспитатели, осуществляют планирование деятельности, разрабатывают и внедряют в практику инновационные технологии, консультируют воспитателей по своему направлению деятельности, созданию предметно-развивающей среды, отслеживают динамику развития детей;
  • педагог-психолог ведет анализ и консультирование на стадиях планирования и внедрения, подбирает необходимую литературу для планирования, совместно с узкими специалистами разрабатывает проекты предметно-развивающей среды, участвует в оценке и проведении диагностики детей.

Разработка критериев оценки результатов экспериментальной деятельности.

Педагог-психолог консультирует специалистов по вопросам составления пакета диагностики и проводит ее первичную оценку. Анализ и обобщение результатов экспериментальной деятельности. Педагог-психолог помогает проанализировать результаты экспериментальной деятельности (по запросу педагогов), участвует в определении факторов, оказавших влияние на полученный результат.

Организация благоприятного эмоционального климата в группах.

В целях профилактики проблем во взаимоотношениях между детьми и педагогами становится необходимой организация их взаимодействия/в рамках личностно-ориентированной модели общения

Индивидуальная работа с детьми в процессе их адаптации к МДОБУ.

Одним из важных направлений в психопрофилактической работе, является осуществление адаптационных мероприятий с вновь прибывшими в МДОБУ детьми. Данная деятельность затрагивает не только педагога-психолога, но и воспитателей, в чью группу приходят эти дети.

Сопровождение процесса адаптации вновь прибывших детей.

На первом этапе психолог знакомит воспитателей с основными моментами в: организации успешного прохождения периода адаптации, разрабатывает и помещает в уголок психолога наглядную информацию по данному вопросу.

На втором этапе (в течение двух недель) осуществляется непосредственное наблюдение за проявлениями детей, вновь прибывших в МДОБУ, заполняются листы адаптации ,по мере необходимости планируется и реализуется работа с родителями или помощь воспитателю со стороны психолога по работе с детьми, адаптация которых носит затяжной, тяжелый характер.

На третьем этапе воспитатели уже самостоятельно продолжают осуществлять адаптационные мероприятия с детьми:

а) анализ взаимодействия воспитателей е ребенком (на занятиях, в группе);

б) консультирование родителей. При первичном поступлении детей в МДОБУ

психолог совместно с воспитателями групп организует консультирование

родителей по вопросу адаптации. Этот процесс может проходить в несколько стадий:

  • на основе информации, полученной от психолога, воспитатели групп консультируют родителей об особенностях адаптации детей к МДОБУ;
  • при возникновении проблем у ряда детей по запросу воспитателей психолог в индивидуальном порядке консультирует тех родителей, чьи дети тяжело привыкают к МДОБУ.

Таким образом, анализируя взаимодействие педагога-психолога с педагогами, можно отметить, что она прежде всего отличается большой включенностью обеих сторон в практическую работу, затрагивающую как детей, так и самих педагогов.

2. Эмпирические исследования воспитанников детского сада №2 «Солнышко».

В начале практики мы совместно с педагогом-психологом Роженцовой Т.В. составили индивидуальный план работы на время прохождения практики (Приложение20):

2.1.Индивидуальный  план работы на время прохождения  учебно-педагогической практики

День недели

время

Ежедневная запись работы, проводимой студентом на практике

Понедельник

20.08.2012г.

9.00-15.00

Знакомство с детским садом, с заведующей - Видякиной Татьяной Владимировной, психологом - Роженцовой Татьяной Вячеславовной. Ознакомление с помещениями детского сада: просмотр спортивного, музыкального зала, знакомство с кабинетом психолога. Ознакомление с основными видами и направлениями работы психолога в детском саду, нормативной документацией, графиком работы, оснащением кабинета психолога. Обзор психологической литературы, подбор методик для диагностического исследования детей.

Вторник

21.08.2012г.

9.00-14.00

Первая встреча с детьми разных возрастных групп. Знакомство с воспитателями и детьми старших групп «Рябинка» и «Василек». Наблюдение в игровой деятельности за детьми в группе. Обзор психологической литературы, подбор методик для диагностики детей. Ознакомление с планом работы воспитателя с целью выбора времени для проведения исследования. Занятие с психологом, проведение с детьми психодиагностики по методике: «лесенка» в старших группах «Рябинка» и «Василек».

Среда

22.08.2012г.

9.00-14.00

Приветствие с детьми и воспитателями старшей группы «Рябинка». Наблюдение за детьми на занятиях труда. Аппликация на тему «Осенний вальс». Прогулка на улице с детьми. Проведение психодиагностики по методике: «нарисуй себя» в старшей группе «Рябинка».

Четверг

23.08.2012г.

9.00-14.00

Приветствие с детьми и воспитателями. Просмотр занятий в музыкальном зале. Наблюдение за игровой деятельностью, за выполнением порученных заданий. Просмотр физкультурного занятия в спортивном зале. Проведение психодиагностики в старшей группе «Василек» по методике: «нарисуй себя». Анализ и обработка результатов исследования детей.  Прогулка с детьми.

Пятница

24.08.2012г.

9.00-14.00

Встреча с детьми. Контакт с детьми, беседы с детьми на интересующие их темы. Наблюдение за детьми в старшей группе «Рябинка». Просмотр занятий по рисованию, игровая и свободная деятельность. Составление психологической характеристики на ребенка. Наблюдение за взаимодействием воспитателя с детьми. Заполнение документации.

Понедельник

27.08.2012г.

8.00-13.00

Приветствие с детьми. Подготовка к тесту «два домика» социометрия для дошкольников. Прогулка с детьми  на улице. Анализ и обработка результатов теста. Посещение занятия по физической культуре.

Вторник

28.08.2012г.

8.00-13.00

Встреча с детьми. Приветствие. Обзор психологической литературы, подготовка методического и дидактического материала для проведения теста. Посещение занятия в музыкальном зале. Проведение теста «два домика» для детей старшей группы «Василек». Прогулка на улице с группой.

Среда

29.08.2012г.

8.00-13.00

Приветствие с детьми. Посещение занятия в спортивном зале. Наблюдение за детьми в свободной игровой деятельности. Прогулка на улице с детьми. Проведение теста на определение эмоционального уровня самооценки А.В.Захарова в средних группах «Рябинка » и «Василек».

Четверг

30.08.2012г.

8.00-13.00

Встреча с детьми. Наблюдение за детьми. Игровая деятельность. Прогулка на улице, подвижные игры с детьми. Заполнение документации. 

Пятница

31.08.2012г.

8.00-13.00

Встреча с детьми. Свободная игровая деятельность. Посещение музыкального занятия. Прогулка на свежем воздухе с группой. Заполнение документации. Обзор психологической литературы.

Понедельник

3.09.2012г.

8.00-15.00

Встреча с детьми. Приветствие.  Обзор психологической литературы, подбор статей на тему: «Агрессивный ребенок». Просмотр занятий в старшей группе «Рябинка». Игровая деятельность с детьми в группе и на прогулке. Заполнение документации. Помощь воспитателям в изготовлении дидактического материала. Консультирование родителей на тему: «Как повысить самооценку вашего ребенка?».

Вторник

4.09.2012г.

8.00-14.00

Встреча с детьми. Приветствие. Просмотр занятий по музыке в музыкальном зале в старшей группе «Василек». Подготовка материалов к выступлению на родительском собрании. Игровая деятельность с детьми в группе и на прогулке. Обзор психологической литературы. Заполнение документации. 

Среда

5.09.2012г.

8.00-14.00

Встреча с детьми. Просмотр библиотеки психолога. Оформление протоколов исследования детей. Выступление на родительском собрании на тему: «Характер ребенка зависит от Вас»в старшей группе «Василек» Наблюдение за детьми в группе. Подвижные игры с детьми  на свежем воздухе.

Четверг

6.09.2012г.

9.00-14.00

Встреча с детьми. Игровая деятельность с детьми на прогулке. Посещение физкультурного занятия в спортивном зале. Заполнение документации. 

Пятница

7.09.2012г.

8.00-14.00

Встреча с детьми. Игровая деятельность с детьми в группе и на прогулке в старшей группе «Рябинка». Подведение итогов практики.

День недели

время

Ежедневная запись работы, проводимой студентом на практике


 

 

 

 

 

2.2. Анализ психологической  литературы и подбор методик  для проведения диагностики детей.

Ознакомившись с библиотекой психологической литературы психолога (Приложение 11), для диагностики детей мы выделили 4 методики:

    • Изучение самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка», В.Г.Щур (Приложение 13);
    • Методика «Нарисуй себя» А.М.Прихожан, З.Василяускайте. (Приложение14);
    • Методика социометрия для дошкольников, тест «Два домика» (Приложение15);
    • Методика определения эмоционального уровня самооценки, А.В.Захарова Приложение 16);

.

ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже -  еще хуже, а на самой нижней ступеньке - самые плохие ребята. На какую ступеньку ты себя поставишь? Почему?

Далее ребёнку предлагается оценить свои личностные качества, такие как доброта; умственные качества; сила; смелость; здоровье; внешность; волевые качества. Обследуемым предлагалось на изображении лестницы в семь ступеней отметить фишками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки).

Обработка результатов по данной методике: номер ступеньки соответствует количеству баллов. Чем меньше номер ступеньки, тем выше уровень самооценки.

 

  1. Методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан, З. Василяускайте. Данная методика является проективной методикой изучения личности детей старшего дошкольного возраста. Методика основана на предложении детям нарисовать три рисунка определенными цветными карандашами. На первой странице – отмечается имя, возраст ребенка, пол; на второй – необходимо нарисовать «плохого мальчика» или «плохую девочку» черным и коричневым карандашами; на третьем – «хорошего мальчика» или «хорошую девочку» синим и красным карандашами, на четвертой – себя, «Я», всеми цветами, предложенными за все исследование. Данная методика основана на изучении самооценки и общего эмоционального отношения к себе детей старшего дошкольного возраста.

Обработка и анализ результатов по данной методике: каждый рисунок по 4-х балльной шкале.

1балл ставится тогда, когда ребёнок использует цвета, которыми рисовал (а) плохого мальчика (девочку)

2 балла – в большей  степени преобладают цвета, которыми  рисовал(а) плохого мальчика. (девочку).

3 балла – в рисунке  в большей степени преобладают  цвета, которыми рисовал (а) хорошего мальчика (девочку).

4 балла – ребёнок использует  только те цвета, которыми рисовал(а) хорошего мальчика (девочку)

Информация о работе Отчет по практике в МДОБУ №2 «Солнышко» п. Медведево