Проявление эмоций в семейных отношениях у младших подростков с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:56, дипломная работа

Описание работы

Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей «родитель-ребёнок с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка. Система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
Цель исследования: выявление особенностей эмоций младших школьников с ЗПР в детско-родительских отношениях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 - 6
1. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ……………………….7
1.1. Определение понятия «Эмоции»……………………………………..7 - 18
1.2.Особенности проявления эмоций у подростков………..................19 - 26
1.3.Психологические проблемы задержки психического развития…...26 - 34
1.4. Особенности эмоций у подростков с задержкой психического развития……………………………………………………………………....35 - 38
1.5. Роль семьи в становлении личности………………………………..38 - 50
1. 6. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности детей с задержкой психического развития…………………………………51 - 54
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………55
2.1. Характеристика обследованных групп детей младшего подросткового возраста………………………………………………………………………........55
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ…………………………………..55 -.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,……………………………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Nikitina_Galina_ot_26_05_10.doc

— 2.40 Мб (Скачать файл)

 

 


 


Институт специальной педагогики и психологии

Кафедра специальной психологии

 

 

 

 

 

 

ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 
У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

 

Дипломная работа

 

 

 

Выполнена:

студенткой группы № 271/С

заочного отделения

Никитиной Галиной Анатольевной

 

Научный руководитель:

канд. психол. наук,

старший преподаватель

Ишинова Вера Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2010

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 - 6

1. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ……………………….7

    1.1. Определение понятия  «Эмоции»……………………………………..7 - 18

    1.2.Особенности проявления эмоций у подростков………..................19 - 26

    1.3.Психологические проблемы задержки психического развития…...26 - 34

    1.4. Особенности эмоций у подростков с задержкой психического       развития……………………………………………………………………....35 - 38

    1.5. Роль семьи в становлении личности………………………………..38 - 50

    1. 6. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности детей с задержкой психического развития…………………………………51 - 54

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………55

    2.1. Характеристика обследованных  групп детей младшего подросткового  возраста………………………………………………………………………........55

3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ…………………………………..55 -.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ,……………………………………………………………...

 ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. За последние годы среди  учащихся различных школ наблюдается рост увеличения детей с отклонениями  
в развитии (В.М. Волошин, Б.А. Казаковцев, Ю.С. Шевченко, А.А. Северный, 2001; Т.Б. Дмитриева, 2001; Л.В. Кузнецова, 2002; Б.П. Пузанов,  
1999; У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева, 2002). Количественно группа детей  
с задержкой психического развития (ЗПР) является самой большой  
по сравнению с любой другой детской группой с патологией в развитии.  
В настоящее время во всех регионах Российской Федерации функционирует система коррекционно-развивающего обучения для детей данной категории.  
Её задачами является профилактика и преодоление стойкой неуспеваемости  
и школьной дезадаптации, охрана психического здоровья детей, создание условий для развития личности детей, психокоррекция имеющихся отклонений. Психолого-педагогическое изучение возможностей психического развития детей с ЗПР, по мнению В.И. Лубовского  (1972, с.10), «важнейшей  
своей целью должно иметь не только установление факта отставания  
в развитии, но и раскрытие своеобразия проявлений этого отставания».  Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при сохранении  
и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Появление эмоциональных расстройств, нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в жизни ребёнка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей, воспитание  
в детском доме, родительская жестокость или непоследовательность в системе  
наказаний - это далеко не полный перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику.

 Значимость семьи становится  особенно важной при формировании личности ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей «родитель-ребёнок с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка. Система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития. В одних случаях ЗПР усугубляется, что может быть вызвано неблагоприятным социальным статусом семьи. В других случаях ЗПР  
может быть компенсирована благодаря влиянию семьи. Как правило,  
это встречается в благополучных семьях, где родители развивают  
и активизируют различные стороны интеллектуальной и эмоциональной сферы ребёнка. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье,  
он сохраняет в течение всей последующей жизни. Роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна - люди рождаются уже с присущими им чертами характера. Но семья может  помочь  ребёнку искоренить свои недостатки и пороки. Роль эмоциональных связей  
и отношение в семье продолжают оказывать свое влияние на протяжении  
всей жизни. Для каждого ребёнка, в том числе и подростка, важны отношения привязанности, т.к. семья обеспечивает чувство безопасности, гарантируя безопасность ребёнка с внешним миром, освоение новых способов  
его исследования и реагирования.

По мнению авторов А.Н. Леонтьева (1983), В.В. Лебединского (1990),  
Л.И. Божович (1968) незрелость эмоциональной сферы  детей  
с ЗПР обуславливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Изучение особенностей проявления эмоций ребёнка  
с ЗПР, позволяет правильно реагировать на его поступки, выбирать соответствующие методы коррекционной помощи. Это и послужило основанием для выбора темы исследования и его проведения.

 

Цель исследования: выявление особенностей эмоций младших школьников

с ЗПР в детско-родительских отношениях.

 

Согласно поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить научную психологическую литературу по проблемам развития

   и проявления эмоций в структуре личности.

2. Изучить особенности эмоциональных  проявлений  в семейных отношениях

   у младших подростков с ЗПР и младших подростков с нормальным

    психическим развитием.

3. Исследовать особенности внутрисемейных отношений младших

     подростков с ЗПР в сравнении с их нормально развивающимися

     сверстниками.

4. Изучить гендерные различия  особенностей проявления эмоций  младших 

    подростков с ЗПР и  младших подростков с нормальным психическим

     развитием.

5. Сделать корреляционный анализ  исследуемых признаков у младших

     подростков с ЗПР  в сравнении с младшими подростками  нормального

     психического развития.

 

Предметом исследования являются  специфика проявления эмоций, агрессивности,  межличностных отношений, особенности семейного воспитания у   младших подростков с ЗПР в сравнении с младшими подростками с нормальным психическим развитием.

 

Объект исследования -  младшие подростки с ЗПР и младшие подростки  
с нормальным психическим развитием.

 

Гипотеза: проявление эмоций в семейных отношениях у младших подростков с ЗПР отличается от наблюдаемых у нормально развивающихся сверстников, вследствие свойственного детям с ЗПР недоразвития эмоциональной сферы  
и особенностей семейного воспитания.

 

В процессе исследования применялись следующие методы и методики: беседа, наблюдение, изучение школьной документации, методы математической статистики, «Диагностика агрессивности» Басса-Дарки, проективная методика – «Рисунок семьи», методика «Фильм – тест» Рене Жиля.

 

Практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что полученные результаты позволили доказать важность влияния семейных отношений на формирование и проявление эмоций подростков. Полученные результаты имеют значение для организации и определения содержания коррекционно-развивающей работы с подростками с задержкой психического развития. Результаты проведённого исследования могут быть использованы педагогами и психологами в диагностической и коррекционной работе  
с детьми  их родителями. Выявленные особенности могут помочь членам семьи правильно относиться и адекватно воспринимать ребёнка с особыми психологическими и образовательными проблемами.

 

Новизна и научная значимость исследования заключается в выявлении факторов, влияющих на формирование и проявление эмоций подростков,  
в семейных отношениях. Исследование помогает полнее и объективнее представить картину детско-родительских отношений, что раскрывает новые возможности для понимания и коррекции нарушений эмоциональной сферы подростков с задержкой психического развития.

Достоверность исследования обеспечивается теоретико-методологическим обоснованием эмпирического исследования с использованием валидных психодиагностических методик, соответствующих целям и задачам исследования и адекватным выбором математико-статистических методов анализа полученных данных.

 

 

1. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

1.1. Определение понятия «эмоций».

 

«Эмоции - особый класс психических процессов и состояний (человека  
и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами  
и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений  
и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности»  
(Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., 2009, с.760). Эмоции, влечения человека связаны с формированием личности и с развитием её интересов, которые возникают вследствие взаимодействия человека со всем тем, что его окружает  
в реальной жизни, и играют  важную роль в структуре личности. Человек воспринимается как личность в том случае, когда его внутренний мир полон  
чувств, переживаний и желаний. Какие бы условия не определяли жизнь человека и его деятельность, действительными они становятся лишь тогда, когда они проникают в сферу его эмоциональных переживаний. События  
и впечатления окружающей жизни находят отражение в различных  
и многообразных эмоциональных состояниях человека. Эмоции человек  
не только переживает, но и выражает внешне. Проявляются эмоции  
по - разному:  в виде мимики, пантомимики, тона голоса, ряда вегетативных явлений и биохимических изменений в организме (выделения адреналина, увеличение сахара в крови и т.д.). Наблюдение за этими телесными проявлениями эмоций помогает их изучению (Божович Л.И., 1995).

Вопросы изучения эмоциональной сферы рассматривались многими известными отечественными психологами, среди них А.В. Запорожец (1965), Н.Д. Левитов (1964), Б.М. Теплов (1961), А.В. Петровский (1986),  
Л.С. Выготский (1984), Р.С. Немов (1995), А.Н. Леонтьев (1993),  
К.К. Платонов (1984) и др.

Существует множество различных определений эмоции. Так,  
Л.И. Божович (1995, с.212) определила эмоции «как первичные формы психической жизни», указывая на их важность в становлении компенсаторных возможностей личности и взаимодействии личности  
и окружающей среды. А.Н. Леонтьев (1981) полагал, что эмоции - это «внутренний регулятор деятельности». Основные положения подхода  
Л.С. Выготского (1991) к проблеме эмоций сводятся к следующему: эмоции развиваются и, исходя из этого, каждую эмоцию следует классифицировать  
не иначе, как с точки зрения ее развития. Л.С. Выготский (1991) отмечал принцип активного участия эмоций в общем развитии сознания.  
"Всякая эмоция есть функция личности".

Важным и до конца не решённым остается вопрос классификации эмоций. В литературе советского периода способность эмоций оценивать отражаемые явления подчеркивалась П. К. Анохиным (1964),  
П.В. Смирновым (1966), С. Х. Рапопортом (1968), А. Н. Леонтьевым (1971)  
и рядом других авторов. Все эти авторы считали, что эмоции прежде имеют адаптивную функцию. Они выполняют функции оценки и побуждения.  
В эмоциях представлено целостное отношение человека к миру. Они тесно связаны с самоосознанием, личностной идентичностью и представляют собой мотивационную систему человека. Эмоциональные реакции и эмоциональное состояние человека является основной формой осознания его собственной индивидуальности. Эмоциональная реакция является безошибочным индикатором истинного отношения человека к происходящему. Следовательно, специфика эмоций и чувств как форм отражения действительности состоит в том, что явления окружающего мира отражаются не только в представлениях и понятиях, но и в форме личного переживания. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки её хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя  
и направляя её. На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций, в свое время указывал П.К.Анохин (1964). Он писал: «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного ил вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма». Благодаря вовремя возникшей эмоции, организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив ещё его тип, форму и другие частные конкретные параметры.

Чувства и эмоции являются обязательным компонентом личного отношения. В. Н. Мясищев (1960, с. 416) считал, что «без эмоции  
нет отношения, или лучше сказать: существует то, что называется безразличием и равнодушием, индеферентностью». В форме отношений эмоции и чувства включаются в регуляцию деятельности. Они связаны  
с оценкой поступков, явлений, событий. В них отражаются понятия  
о достоинстве личности, взаимоуважении, доброжелательности, а так же эмоции - эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию,  
к сочувствию. «Через аппарат эмоций, моральные требования и нормы общества трансформируются в моральные установки субъекта»  
(В.Н. Мясищев, 1960, с.326).

Информация о работе Проявление эмоций в семейных отношениях у младших подростков с задержкой психического развития