Проявление эмоций в семейных отношениях у младших подростков с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:56, дипломная работа

Описание работы

Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей «родитель-ребёнок с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка. Система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
Цель исследования: выявление особенностей эмоций младших школьников с ЗПР в детско-родительских отношениях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 - 6
1. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ……………………….7
1.1. Определение понятия «Эмоции»……………………………………..7 - 18
1.2.Особенности проявления эмоций у подростков………..................19 - 26
1.3.Психологические проблемы задержки психического развития…...26 - 34
1.4. Особенности эмоций у подростков с задержкой психического развития……………………………………………………………………....35 - 38
1.5. Роль семьи в становлении личности………………………………..38 - 50
1. 6. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности детей с задержкой психического развития…………………………………51 - 54
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………55
2.1. Характеристика обследованных групп детей младшего подросткового возраста………………………………………………………………………........55
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ…………………………………..55 -.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,……………………………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Nikitina_Galina_ot_26_05_10.doc

— 2.40 Мб (Скачать файл)

Эмоции влияют на восприятие, память, мышление, поведение человека. Установлено, что эмоции лежат в основе социальных связей и являются немаловажными составляющими темперамента и личности. Многочисленные исследования, направленные на изучение влияния эмоций на физическое самочувствие человека, показали, что позитивные эмоции таят в себе целительные силы не только в плане здоровья, но и в смысле повышения эффективности интеллектуальной, трудовой, творческой деятельности.  
В то время как негативные эмоции не только подрывают физическое  
и душевное здоровье, но и пагубным образом влияют на личностное развитие, межличностные отношения и взаимодействия с другими людьми.  
К основным функциям и характеристикам эмоций в современном понимании относятся:

 «Настроение - более или менее устойчивое, продолжительное,  
без определённой интенции эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания» (Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., 2009, c.392). Настроение влияет в различной степени на все психические процессы, протекающие в данный отрезок  
жизни человека. Характеризуется эмоциональным тоном  
(положительным - жизнерадостное или отрицательным - грустное, подавленное), а также различной динамикой. Относительно устойчивое настроение возникает в результате удовлетворения или неудовлетворения существенных запросов и устремлений человека. Среди факторов, определяющих индивидуальные различия людей в отношении быстроты смены настроения, важное место занимают характеристики темперамента.

 «Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека  
к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи  
с его потребностями и мотивами» (Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., 2009, с.736). В отличие от  эмоций  и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в воспринимаемой действительности явления, имеющие для человека стабильную мотивационную значимость. Одно и тоже чувство может проявляться в разных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Исторически чувства формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий.  
В онтогенезе чувства проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. В содержании доминирующих чувств человека выражаются его мировоззренческие установки, направленность, т.е. важнейшие характеристики его личности.

«Чувства исключительной силы стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на единую цель, называются страстью» (Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., 2009, c.736). Наиболее распространённая классификация чувств выделяет их отдельные подвиды в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами чувств: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические, родительские  
и др. По степени обобщённости предметного содержания чувства подразделяются на конкретные, обобщённые и абстрактные. Отсутствие исчерпывающей классификации чувств объясняется их большим разнообразием, а также исторической изменчивостью.

 «Аффекты (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) - сильные, бурно протекающие эмоциональные переживания, например, гнев или ужас» (Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., 2009, c.58). Аффект возникает в критических условиях, при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход  
из опасной ситуации. Одно из существенных проявлений аффекта  
состоит в том, что он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.».  
Его отличительными чертами являются ситуативность, обобщённость, большая интенсивность и малая продолжительность. Существует связь между аффектом и интеллектом. "Всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта" (Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., 2009, c.58). Развитие мышления и эмоций берёт начало из единого корня - аффективного действия младенца. Дальнейшее развитие аффекта идет: 1) по пути дифференциации эмоциональной сферы сознания,  
с последующей дифференциацией в рамках самой этой сферы;  
2) в направлении изменения характера динамических процессов.  
И то, и другое напрямую связано с развитием мышления. В аффекте резко меняется внимание, снижается его переключаемость, и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые связаны с переживанием.  
У человека аффекты могут вызываться не только факторами, затрагивающими его физическое существование и связанными с его биологическими потребностями и инстинктами, но и нарушением его социальных отношений. Травмирующие человека аффективные следы при определённых условиях могут полностью вытесняться из сознания. Иногда аффекты возникают  
в результате повторения ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное состояние. Содержание и характер аффектов человека могут изменяться  
под влиянием воспитания.

«Стрессы - состояние психического напряжения, возникающее  
у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах» (Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., 2009, c..640). Понятие стресс было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома.  
Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное  
влияние на деятельность, вплоть до её полной дезорганизации.

К функциям эмоций относятся: отражательно-оценочная, переключающая, подкрепляющая, компенсаторная (замещающая), побудительная, дезорганизующая, предвосхищающая, экспрессивная, функция «аварийного» разрешения ситуации, функция синтезирующей основы образа, целостности отражения, функция активации  
и мобилизации организма (Шалимова Г.А., 2006).

Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщённости. По мнению Ч.Дарвина (1872г.) эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Таким образом, эмоцию следует понимать как реакцию  
в критические и катастрофические минуты поведения, как точки неравновесия, как итог и результат поведения, во всякую минуту непосредственно диктующий формы дальнейшего поведения.

Не поддаваться эмоциям и их контролировать, человеку помогает воля. «Воля – это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия,  
т.е. свои непосредственные желания и стремления» (Мещеряков Б.Г.,  
Зинченко В.П., 2009, c.96). Это очень важное и сложное свойство личности, которое является действенной стороной сознания человека, благодаря которому психическая деятельность влияет на деятельность практическую. Согласно теории И.П. Павлова (1951), только человек обладает возможностями волевого торможения своей деятельности. В отличие  
от животных человек может осознавать свои эмоции и чувства и вызвавшие их причины. Если человек может мобилизовать свои физические  
и моральные силы на борьбу с трудностями, то он обладает высокоразвитой, сильной волей. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Волевое поведение предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех  
или иных действий, то есть овладение собственным поведением. Умение владеть своим поведением - важное качество зрелого, взрослого человека.  
«Мы только тогда можем говорить о формировании личности, - писал  
Л.С. Выготский (1983, с. 225), - когда имеется налицо овладение собственным поведением». Воля предполагает борьбу мотивов, самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы.

Патология воли чаще всего выражается в нарушении регуляции поведения человека. Это может проявляться или в нарушении критичности,  
или в спонтанности поведения (Зейгарник Б.В., 1986). Следует отметить,  
что воля неразрывно связана с характером человека и играет значительную роль в процессе формирования личности. Считается, что характер совместно  
с интеллектом является основой волевых процессов (Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., 2009, c.96).  К основным волевым качествам человека можно отнести: целеустремлённость, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность и исполнительность.

  В младенчестве проявление эмоций заключается в комплексе оживления. Развитие воли у ребёнка начинается с приобретения способности управлять своими движениями, что совершается в окружении взрослых  
и под их руководством (Рубинштейн С.Л., 1989). На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая  
их от окружающих предметов, его реакции на людей становятся эмоционально окрашенными. На улыбку матери младенец реагирует также улыбкой и активностью движений. В дальнейшем, комплекс оживления демонстрируется ребёнком всякий раз, когда у него появляется потребность  
в общении с взрослым. К трём - четырём месяцам дети своим поведением отчётливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать  
и общаться со знакомыми им людьми. В возрасте около восьми месяцев ребёнок проявляет состояние видимого беспокойства, если попадает, например, в незнакомую обстановку, либо оказывается среди чужих людей. Боязнь незнакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начиная  
с восьмимесячного возраста и до конца первого года жизни. Наивысшего уровня эта тенденция возникновения страха достигает примерно  
к 14 -18 месяцам, а затем постепенно уменьшается. Первое проявление воли связано с кризисом первого года. В этот период у ребёнка возникают первые акты протеста, противопоставления себя другим, так называемые гипобулические реакции, в которых не дифференцируется воля и аффект (Выготский Л.С., 1991), которые особенно выявляются, когда ребёнку  
в чём–то отказано (кричит, падает на пол, отталкивает взрослых и т.д.).  Основным симптомом кризиса 3-ех лет является нарушение единства аффекта и действия. "Ребёнок не действует непосредственно под влиянием аффекта,  
а поступает наперекор своей тенденции" (Выготский Л.С., 1983, с.369).  
По мере того, как наглядно-действенное мышление ребенка уступает место образному мышлению, развивается и аффективная сторона сознания.  
Это находит отражение, прежде всего в обобщении внутренних процессов,  
что составляет один из существенных аспектов изменений в дошкольном возрасте. В этот период происходит обобщение чувств: возникает аффективное образование, относящееся к единичному аффекту как понятие  
к единичному восприятию. В младенческом возрасте ребёнок обособляется от взрослых, настаивает на своей самости. К трём годам появляются личные действия и осознание себя как отдельного активного субъекта.  
Поведение ребёнка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношением с другими людьми. Появляются поступки с проявлением «Я» ребёнка. Он начинает понимать,  
что не всегда можно делать то, что хочется. Это значит, что дети способны к самоограничению. В то же время делать выбор (например, между двумя игрушками) им ещё трудно (Ильин В.П., 2000, с.124). Дошкольный возраст, по мнению А.Н. Леонтьева (1975, с.304) - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Формируется самосознание, развиваются тесно связанные между собой эмоциональная  
и мотивационная сферы. Действия ребёнка строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь  
в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребёнка. Ещё до того, как дошкольник начнёт действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий  
и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. В дошкольном возрасте ребёнок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами и другие. Начинает складываться мотивационная система ребёнка, мотивы приобретают относительную устойчивость. Всё это ведёт  
к появлению волевых усилий для достижения поставленной цели.

В переходном возрасте могут появиться своеволие, своенравие.  
Это связано с тенденцией к самостоятельности: подросток хочет всё делать  
и решать сам. Иногда это ведёт к конфликтам с взрослыми. У некоторых подростков конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о протесте. Кризис проявляется и в обесценивании требований взрослого - обесценивается то, что раньше было дорого и привычно. Кризис переходного периода протекает значительно легче, если уже в этом возрасте  
у школьника возникают относительно постоянные личностные интересы  
или какие-либо другие устойчивые мотивы поведения. Наконец,  
в подростковом возрасте формирование мышления в понятиях приводит  
к более глубокому познанию и упорядочиванию мира собственных переживаний. Подросток постепенно  осознаёт границы собственной взрослости, которые заданы степенью самостоятельности и ответственности. Оценивает родительскую любовь и заботу, судя по тому интересу, количеству времени, которое они готовы ему уделить, по степени их готовности  
и желанию быть рядом с ребёнком и при необходимости оказать помощь. Огромное значение для подростка имеет то положение, которое он занимает  
в коллективе сверстников. Когда он учился в младших классах, коллектив  
в его жизни присутствовал, но ни отношения в нём, ни «общественное мнение» ещё не имели для ребёнка того решающего значения, которое они приобретают теперь. Раньше во всем главенствовал взрослый. Дети хотели получить, прежде всего, его одобрение, подражали ему в своем поведении.  
А для подростка именно законы коллективной жизни являются теми нравственными правилами, подчиняться которым он всячески стремится.  
Но, так как требования сверстников и взрослых часто расходятся,  
то приходится делать выбор, а всякий выбор, как известно, - важнейшая составляющая волевого поведения. 

У подростков много новых разнообразных интересов, выходящих далеко за пределы школы и обучения. Они начинают увлекаться спортом, техникой, различными видами искусства, возникает интерес к другому полу, тяга к развлечениям, к времяпрепровождению в компании сверстников.  
Все это, в какой-то степени, отвлекает подростков от выполнения  
их основных обязанностей и создает дополнительные трудности в смысле управления своим поведением (Ильин В.П., 2000).

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребёнок подражает, и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом  
от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так,  
что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию  
у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением  
и эмоциями позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. Прежде чем ребёнок научится контролировать свои эмоции, он должен научиться их осознавать и определять (отличать друг от друга). Для этого детям необходимо научиться свои эмоции проговаривать и обсуждать. Родители должны внимательно слушать ребенка и выяснить все причины,  
из-за которых у него возникло такое эмоциональное состояние.  Помощь, оказанная ребёнку в обсуждении его чувств и эмоций, может способствовать тому, что в дальнейшем ему будет намного легче решать различные проблемы. Такое обучение не только содействует лучшему управлению своими эмоциями, но и поможет в будущем устанавливать хорошие взаимоотношения с людьми. Научившись распознавать и обсуждать чувства, ребёнок будет лучше справляться с ними. Дети не склонны контролировать сильные эмоции, даже если они их распознают. Родителям важно научить своих детей контролировать свои эмоции. У каждого человека свои способы справиться с собой, и родителям может быть сложно, повлиять  
на то, как их ребёнок выражает свои эмоции. Родители должны бороться,  
с искушением переделать ребёнка по своему образцу, нельзя ожидать  
что способ подавления эмоций у ребенка будет совпадать с их собственным. Исследуя вместе с ребёнком различные варианты поведения, родители сохраняют его самоуважение и помогают лучше контролировать себя. Когда родители перестают подгонять детей под определённые рамки, когда они внимательно прислушиваются к проявлениям и словам ребёнка, они обнаруживают, что дети удивительно открыты для самооценки, и осознания возможности изменения способа выражения своих эмоций. Когда дети верят  
в то, что родители действительно слышат и понимают их чувства, даже самые болезненные проблемы становятся разрешимыми. Родители должны проявлять такт и спокойствие, давая возможность детям выражать свои чувства и эмоции.

Информация о работе Проявление эмоций в семейных отношениях у младших подростков с задержкой психического развития