Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:56, дипломная работа
Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей «родитель-ребёнок с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка. Система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
Цель исследования: выявление особенностей эмоций младших школьников с ЗПР в детско-родительских отношениях.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 - 6
1. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ……………………….7
1.1. Определение понятия «Эмоции»……………………………………..7 - 18
1.2.Особенности проявления эмоций у подростков………..................19 - 26
1.3.Психологические проблемы задержки психического развития…...26 - 34
1.4. Особенности эмоций у подростков с задержкой психического развития……………………………………………………………………....35 - 38
1.5. Роль семьи в становлении личности………………………………..38 - 50
1. 6. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности детей с задержкой психического развития…………………………………51 - 54
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………55
2.1. Характеристика обследованных групп детей младшего подросткового возраста………………………………………………………………………........55
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ…………………………………..55 -.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,……………………………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
Эмоции влияют на восприятие, память, мышление,
поведение человека. Установлено, что
эмоции лежат в основе социальных связей
и являются немаловажными составляющими
темперамента и личности. Многочисленные
исследования, направленные на изучение
влияния эмоций на физическое самочувствие
человека, показали, что позитивные эмоции
таят в себе целительные силы не только
в плане здоровья, но и в смысле повышения
эффективности интеллектуальной, трудовой,
творческой деятельности.
В то время как негативные эмоции не только
подрывают физическое
и душевное здоровье, но и пагубным образом
влияют на личностное развитие, межличностные
отношения и взаимодействия с другими
людьми.
К основным функциям и характеристикам
эмоций в современном понимании относятся:
«Настроение - более или менее устойчивое, продолжительное,
без определённой интенции эмоциональное
состояние человека, окрашивающее в течение
некоторого времени все его переживания»
(Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., 2009, c.392). Настроение
влияет в различной степени на все психические
процессы, протекающие в данный отрезок
жизни человека. Характеризуется эмоциональным
тоном
(положительным - жизнерадостное или отрицательным
- грустное, подавленное), а также различной
динамикой. Относительно устойчивое настроение
возникает в результате удовлетворения
или неудовлетворения существенных запросов
и устремлений человека. Среди факторов,
определяющих индивидуальные различия
людей в отношении быстроты смены настроения,
важное место занимают характеристики
темперамента.
«Чувства - устойчивые эмоциональные
отношения человека
к явлениям действительности, отражающие
значение этих явлений в связи
с его потребностями и мотивами» (Мещеряков
Б.Г., Зинченко В.П., 2009, с.736). В отличие от
эмоций и аффектов, связанных с конкретными
ситуациями, чувства выделяют в воспринимаемой
действительности явления, имеющие для
человека стабильную мотивационную значимость.
Одно и тоже чувство может проявляться
в разных эмоциях. Это обусловлено сложностью
явлений, многогранностью и множественностью
их связей друг с другом. Исторически чувства
формируются в процессе общественного
развития человека и изменяются в зависимости
от конкретных социальных условий.
В онтогенезе чувства проявляются позже,
чем собственно эмоции; они формируются
по мере развития индивидуального сознания
под влиянием воспитательных воздействий
семьи, школы, искусства. В содержании
доминирующих чувств человека выражаются
его мировоззренческие установки, направленность,
т.е. важнейшие характеристики его личности.
«Чувства исключительной силы стойкости,
длительности, выражающиеся в направленности
помыслов и сил на единую цель, называются страстью» (Мещеряков
Б.Г., Зинченко В.П., 2009, c.736). Наиболее распространённая
классификация чувств выделяет их отдельные
подвиды в соответствии с конкретными
областями деятельности и сферами социальных
явлений, становящихся объектами чувств:
моральные, эстетические, интеллектуальные,
практические, родительские
и др. По степени обобщённости предметного
содержания чувства подразделяются на
конкретные, обобщённые и абстрактные.
Отсутствие исчерпывающей классификации
чувств объясняется их большим разнообразием,
а также исторической изменчивостью.
«Аффекты (от лат. affectus –
душевное волнение, страсть) - сильные,
бурно протекающие эмоциональные переживания,
например, гнев или ужас» (Мещеряков Б.Г.,
Зинченко В.П., 2009, c.58). Аффект возникает
в критических условиях, при неспособности
субъекта найти быстрый и разумный выход
из опасной ситуации. Одно из существенных
проявлений аффекта
состоит в том, что он, «навязывая субъекту
стереотипные действия, представляет
собой определенный закрепившийся в эволюции
способ «аварийного» разрешения ситуаций:
бегство, оцепенение, агрессию и т.п.».
Его отличительными чертами являются
ситуативность, обобщённость, большая
интенсивность и малая продолжительность.
Существует связь между аффектом и интеллектом.
"Всякой ступени в развитии мышления
соответствует своя ступень в развитии
аффекта" (Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.,
2009, c.58). Развитие мышления и эмоций берёт
начало из единого корня - аффективного
действия младенца. Дальнейшее развитие
аффекта идет: 1) по пути дифференциации
эмоциональной сферы сознания,
с последующей дифференциацией в рамках
самой этой сферы;
2) в направлении изменения характера динамических
процессов.
И то, и другое напрямую связано с развитием
мышления. В аффекте резко меняется внимание,
снижается его переключаемость, и в поле
восприятия удерживаются только те объекты,
которые связаны с переживанием.
У человека аффекты могут вызываться не
только факторами, затрагивающими его
физическое существование и связанными
с его биологическими потребностями и
инстинктами, но и нарушением его социальных
отношений. Травмирующие человека аффективные
следы при определённых условиях могут
полностью вытесняться из сознания. Иногда
аффекты возникают
в результате повторения ситуаций, вызывающих
то или иное отрицательное состояние.
Содержание и характер аффектов человека
могут изменяться
под влиянием воспитания.
«Стрессы - состояние психического напряжения,
возникающее
у человека в процессе деятельности в
наиболее сложных, трудных условиях, как
в повседневной жизни, так и при особых
обстоятельствах» (Мещеряков Б.Г., Зинченко
В.П., 2009, c..640). Понятие стресс было введено
канадским физиологом Г. Селье (1936) при
описании адаптационного синдрома.
Стресс может оказывать как положительное,
так и отрицательное
влияние на деятельность, вплоть до её
полной дезорганизации.
К функциям эмоций относятся: отражательно-оценочная,
переключающая, подкрепляющая, компенсаторная
(замещающая), побудительная, дезорганизующая,
предвосхищающая, экспрессивная, функция
«аварийного» разрешения ситуации, функция
синтезирующей основы образа, целостности
отражения, функция активации
и мобилизации организма (Шалимова Г.А.,
2006).
Все эмоциональные проявления характеризуются
направленностью (положительной или отрицательной),
степенью напряжения и уровнем обобщённости.
По мнению Ч.Дарвина (1872г.) эмоции возникли
в процессе эволюции как средство, при
помощи которого живые существа устанавливают
значимость тех или иных условий для удовлетворения
актуальных для них потребностей. Таким
образом, эмоцию следует понимать как
реакцию
в критические и катастрофические минуты
поведения, как точки неравновесия, как
итог и результат поведения, во всякую
минуту непосредственно диктующий формы
дальнейшего поведения.
Не поддаваться эмоциям и их контролировать,
человеку помогает воля. «Воля – это способность человека действовать
в направлении сознательно поставленной
цели, преодолевая при этом внутренние
препятствия,
т.е. свои непосредственные желания и стремления»
(Мещеряков Б.Г.,
Зинченко В.П., 2009, c.96). Это очень важное
и сложное свойство личности, которое
является действенной стороной сознания
человека, благодаря которому психическая
деятельность влияет на деятельность
практическую. Согласно теории И.П. Павлова
(1951), только человек обладает возможностями
волевого торможения своей деятельности. В отличие
от животных человек может осознавать
свои эмоции и чувства и вызвавшие их причины.
Если человек может мобилизовать свои
физические
и моральные силы на борьбу с трудностями,
то он обладает высокоразвитой, сильной
волей. На высших уровнях своего проявления
воля предполагает опору на духовные цели
и нравственные ценности, на убеждения
и идеалы.
Волевое
поведение предполагает целенаправленность,
самоконтроль поведения, возможность
воздерживаться в случае необходимости
от тех
или иных действий, то есть овладение собственным
поведением. Умение владеть своим поведением
- важное качество зрелого, взрослого человека.
«Мы только тогда можем говорить о формировании
личности, - писал
Л.С. Выготский (1983, с. 225), - когда имеется
налицо овладение собственным поведением». Воля предполагает борьбу мотивов, самоограничение,
сдерживание некоторых достаточно сильных
влечений, сознательное подчинение их
другим, более значимым и важным целям,
умение подавлять непосредственно возникающие
в данной ситуации желания и импульсы.
Патология воли чаще всего выражается в нарушении
регуляции поведения человека. Это может
проявляться или в нарушении критичности,
или в спонтанности поведения (Зейгарник
Б.В., 1986). Следует отметить,
что воля неразрывно связана с характером
человека и играет значительную роль в
процессе формирования личности. Считается,
что характер совместно
с интеллектом является основой волевых
процессов (Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.,
2009, c.96). К основным волевым качествам
человека можно отнести: целеустремлённость,
самостоятельность, решительность, настойчивость,
энергичность, инициативность и исполнительность.
В младенчестве проявление эмоций заключается
в комплексе оживления. Развитие воли
у ребёнка начинается с приобретения способности
управлять своими движениями, что совершается
в окружении взрослых
и под их руководством (Рубинштейн С.Л.,
1989). На втором месяце жизни младенец особым
образом реагирует на людей, выделяя и
отличая
их от окружающих предметов, его реакции
на людей становятся эмоционально окрашенными.
На улыбку матери младенец реагирует также
улыбкой и активностью движений. В дальнейшем,
комплекс оживления демонстрируется ребёнком
всякий раз, когда у него появляется потребность
в общении с взрослым. К трём - четырём
месяцам дети своим поведением отчётливо
показывают, что они предпочитают видеть,
слышать
и общаться со знакомыми им людьми. В возрасте
около восьми месяцев ребёнок проявляет
состояние видимого беспокойства, если
попадает, например, в незнакомую обстановку,
либо оказывается среди чужих людей. Боязнь
незнакомого окружения довольно быстро
прогрессирует, начиная
с восьмимесячного возраста и до конца
первого года жизни. Наивысшего уровня
эта тенденция возникновения страха достигает
примерно
к 14 -18 месяцам, а затем постепенно уменьшается.
Первое проявление воли связано с кризисом
первого года. В этот период у ребёнка
возникают первые акты протеста, противопоставления
себя другим, так называемые гипобулические
реакции, в которых не дифференцируется
воля и аффект (Выготский Л.С., 1991), которые
особенно выявляются, когда ребёнку
в чём–то отказано (кричит, падает на пол,
отталкивает взрослых и т.д.). Основным
симптомом кризиса 3-ех лет является нарушение
единства аффекта и действия. "Ребёнок
не действует непосредственно под влиянием
аффекта,
а поступает наперекор своей тенденции"
(Выготский Л.С., 1983, с.369).
По мере того, как наглядно-действенное
мышление ребенка уступает место образному
мышлению, развивается и аффективная сторона
сознания.
Это находит отражение, прежде всего в
обобщении внутренних процессов,
что составляет один из существенных аспектов
изменений в дошкольном возрасте. В этот
период происходит обобщение чувств: возникает
аффективное образование, относящееся
к единичному аффекту как понятие
к единичному восприятию. В младенческом
возрасте ребёнок обособляется от взрослых,
настаивает на своей самости. К трём годам
появляются личные действия и осознание
себя как отдельного активного субъекта.
Поведение ребёнка начинает мотивироваться
не только содержанием ситуации, в которую
он погружен, но и отношением с другими
людьми. Появляются поступки с проявлением
«Я» ребёнка. Он начинает понимать,
что не всегда можно делать то, что хочется.
Это значит, что дети способны к самоограничению.
В то же время делать выбор (например, между
двумя игрушками) им ещё трудно (Ильин
В.П., 2000, с.124). Дошкольный возраст, по мнению
А.Н. Леонтьева (1975, с.304) - это «период первоначального
фактического склада личности». Именно
в это время происходит становление основных
личностных механизмов и образований.
Формируется самосознание, развиваются
тесно связанные между собой эмоциональная
и мотивационная сферы. Действия ребёнка
строятся на основе представлений о предмете,
о желательном результате, о возможности
его достичь
в ближайшем будущем. Эмоции, связанные
с представлением, позволяют предвосхищать
результаты действий ребёнка. Ещё до того,
как дошкольник начнёт действовать, у
него появляется эмоциональный образ,
отражающий
и будущий результат, и его оценку со стороны
взрослых. Если он предвидит результат,
не отвечающий принятым нормам воспитания,
у него возникает тревожность - эмоциональное
состояние, способное затормозить нежелательные
для окружающих действия. Предвосхищение
полезного результата действий и вызванной
им высокой оценки со стороны взрослых
связано с положительными эмоциями, дополнительно
стимулирующими поведение. В дошкольном
возрасте ребёнок включается в новые системы
отношений, новые виды деятельности. Появляются
и новые мотивы, связанные с формирующейся
самооценкой, самолюбием, мотивы достижения
успеха, соревнования, мотивы, связанные
с усваивающимися моральными нормами
и другие. Начинает складываться мотивационная
система ребёнка, мотивы приобретают относительную
устойчивость. Всё это ведёт
к появлению волевых усилий для достижения
поставленной цели.
В переходном возрасте могут появиться
своеволие, своенравие.
Это связано с тенденцией к самостоятельности:
подросток хочет всё делать
и решать сам. Иногда это ведёт к конфликтам
с взрослыми. У некоторых подростков конфликты
с родителями становятся регулярными.
В этих случаях говорят о протесте. Кризис
проявляется и в обесценивании требований
взрослого - обесценивается то, что раньше
было дорого и привычно. Кризис переходного периода протекает
значительно легче, если уже в этом возрасте
у школьника возникают относительно постоянные
личностные интересы
или какие-либо другие устойчивые мотивы
поведения. Наконец,
в подростковом возрасте формирование
мышления в понятиях приводит
к более глубокому познанию и упорядочиванию
мира собственных переживаний. Подросток постепенно осознаёт границы
собственной взрослости, которые заданы
степенью самостоятельности и ответственности.
Оценивает родительскую любовь и заботу,
судя по тому интересу, количеству времени,
которое они готовы ему уделить, по степени
их готовности
и желанию быть рядом с ребёнком и при
необходимости оказать помощь. Огромное
значение для подростка имеет то положение,
которое он занимает
в коллективе сверстников. Когда он учился
в младших классах, коллектив
в его жизни присутствовал, но ни отношения
в нём, ни «общественное мнение» ещё не
имели для ребёнка того решающего значения,
которое они приобретают теперь. Раньше
во всем главенствовал взрослый. Дети
хотели получить, прежде всего, его одобрение,
подражали ему в своем поведении.
А для подростка именно законы коллективной
жизни являются теми нравственными правилами,
подчиняться которым он всячески стремится.
Но, так как требования сверстников и взрослых
часто расходятся,
то приходится делать выбор, а всякий выбор,
как известно, - важнейшая составляющая
волевого поведения.
У подростков много новых разнообразных
интересов, выходящих далеко за пределы школы и обучения. Они начинают
увлекаться спортом, техникой, различными
видами искусства, возникает интерес к
другому полу, тяга к развлечениям, к времяпрепровождению
в компании сверстников.
Все это, в какой-то степени, отвлекает
подростков от выполнения
их основных обязанностей и создает дополнительные
трудности в смысле управления своим поведением
(Ильин В.П., 2000).
В жизни каждого человека родители играют
большую и ответственную роль. Они дают
первые образцы поведения. Ребёнок подражает, и стремится быть
похожим на мать и отца. Когда родители
понимают, что во многом
от них самих зависит формирование личности
ребенка, то они ведут себя так,
что все их поступки и поведение в целом
способствуют формированию
у ребёнка тех качеств и такого понимания
человеческих ценностей, которые они хотят
ему передать. Такой процесс воспитания
можно считать вполне сознательным, так
как постоянный контроль над своим поведением
и эмоциями позволяет воспитывать детей
в наиболее благоприятных условиях, способствующих
их всестороннему и гармоничному развитию. Прежде чем ребёнок научится контролировать
свои эмоции, он должен научиться их осознавать
и определять (отличать друг от друга).
Для этого детям необходимо научиться
свои эмоции проговаривать и обсуждать. Родители должны внимательно слушать
ребенка и выяснить все причины,
из-за которых у него возникло такое эмоциональное
состояние. Помощь, оказанная ребёнку
в обсуждении его чувств и эмоций, может
способствовать тому, что в дальнейшем
ему будет намного легче решать различные
проблемы. Такое обучение не только содействует
лучшему управлению своими эмоциями, но
и поможет в будущем устанавливать хорошие
взаимоотношения с людьми. Научившись распознавать и обсуждать
чувства, ребёнок будет лучше справляться
с ними. Дети не склонны контролировать
сильные эмоции, даже если они их распознают.
Родителям важно научить своих детей
контролировать свои эмоции. У каждого человека свои способы справиться
с собой, и родителям может быть сложно,
повлиять
на то, как их ребёнок выражает свои эмоции.
Родители должны бороться,
с искушением переделать ребёнка по своему
образцу, нельзя ожидать
что способ подавления эмоций у ребенка
будет совпадать с их собственным. Исследуя
вместе с ребёнком различные варианты
поведения, родители сохраняют его самоуважение
и помогают лучше контролировать себя.
Когда родители перестают подгонять детей
под определённые рамки, когда они внимательно
прислушиваются к проявлениям и словам
ребёнка, они обнаруживают, что дети удивительно
открыты для самооценки, и осознания возможности
изменения способа выражения своих эмоций.
Когда дети верят
в то, что родители действительно слышат
и понимают их чувства, даже самые болезненные
проблемы становятся разрешимыми. Родители
должны проявлять такт и спокойствие,
давая возможность детям выражать свои
чувства и эмоции.