Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:22, дипломная работа
Целью данной работы является теоретическое изучение методов арт-терапии и исследование, возможности использования арт-терапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: применение метода изотерапии в детско-родительских группах способствует повышению самооценки дошкольников и позволяет корректировать проблемные межличностные отношения в семье.
Введение 4
Глава 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
1.1 История развития и принципы современной арт-терапии
1.2 Изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками
1.3. Особенности изо-терапевтических методик в детско-родительских группах.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Библиография
Содержание
Введение
Глава 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
1.1 История развития и принципы современной арт-терапии
1.2 Изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками
1.3. Особенности изо-терапевтических методик в детско-родительских группах.
Глава 2. Экспериментальное исследование, возможности использования арт-терапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена, прежде всего, тем, что в последние годы все больший интерес в нашей стране и за рубежом вызывает применение коррекционных методов арт–терапии в дошкольном образовательном процессе.
В определенной мере это вызвано тем, что применяемые в образовательных и медицинских учреждениях методы лечения, коррекции и профилактики психических расстройств и нарушений адаптации у детей, приобретают все более системно -ориентированный характер, включают в процесс оказания помощи детям их родственников, учитывают семейный контекст и разные иные факторы социальной и культурной среды.
Методы
арт-терапии связывают
При этом в качестве воздействия на эмоционально-аффективную сферу дошкольника особенно эффективна групповая арт-терапия, как наиболее доступная, соответствующая возрастным особенностям детского контингента.
Детско-родительские арт-группы ориентированные на сотрудничество, позволяют не только гармонизировать детско-семейные отношения, но и позволяют в процессе групповой арт-терапии, приобрести дошкольнику знания, умения, навыки необходимые для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду.
Проблему сами поставьте!!!!!!!! В связи с этим исследование методов арт-терапии в психокоррекционной работе с дошкольниками является актуальной и практически значимой проблемой, что и обусловило выбор представленной работы. НЕТ ПРОБЛЕМЫ
Объект исследования – коррекционная арт –терапия для детей.
Предмет исследования – методы арт- терапии в психокоррекционной работе с дошкольниками.
Целью данной работы является теоретическое изучение методов арт-терапии и исследование, возможности использования арт-терапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: применение метода изотерапии в детско-родительских группах способствует повышению самооценки дошкольников и позволяет корректировать проблемные межличностные отношения в семье.
Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1) На основе теоретического изучения психолого-педагогической литературы изучить возможности использования арт-терапии в коррекционной работе с детьми дошкольниками.
2) Провести диагностику уровня самооценки и характера семейных отношений.
3) Разработать программу коррекционной работы с детьми и родителями
4) Провести контрольное обследование после коррекционной работы.
5) Сделать анализ результатов и сформулировать выводы.
База исследования. Организованное исследование было проведено на базе детского сада №12, Одинцовский р-н, Лесной Городок п/о, ВНИИССОК пос., и детского сада «Росинка» в микрорайоне «Гусарская Баллада», ВНИИССОК , в исследовании приняло участие 60 детей и их родители.
Методы исследования:
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Была выявлена историческая динамика понятия «групповой арт-терапии» с начала ХХ в. до наших дней, и определено его современное звучание. Выявлены преимущества изо-терапии и определены основные диагностические и коррекционные задачи изо-терапии в детско-родительских группах при работе с дошкольниками.
2. Была разработана и апробирована психолого-коррекционная программа для дошкольников и их родителей, основанная на методе изотерапии. Программа позволяет проводить коррекцию нарушенных межличностных отношений между родителями и детьми в процессе групповых занятий и повышает самооценку детей.
Практическая значимость проведенного исследования, складывающаяся из значимости его результатов и используемых методик, заключается в следующем:
1. Разработанная психолого-коррекционная арт-программа может иметь более широкую сферу применения и использоваться для коррекции отдельных видов личностных нарушений у других групп детей. Возможно ее применение в практике семейного консультирования не только для данной выборки, но и в работе с родителями детей, имеющих иные нарушения.
2. Материалы исследования могут быть использованы в практике работы психологов детского сада при составлении арт-упражнений и изотерапевтических комплексов, а также в подготовке и повышении квалификации специалистов дошкольного профиля в педагогических вузах, колледжах.
.
1. Подходы к изучению педагогических основ арт-терапии в работе психолога
1.1 История развития и принципы современной арт-терапии
Практика использования изобразительного творчества в лечении больных и коррекции поведения относится к началу XX в. Форма групповой арт-терапевтической работы на базе художественных студий, обязана своим появлением врачам –психотерапевтам.
Впервые опыт использования художественного творчества в преодолении недугов и ускорении процессов восстановления и реабилитации был описан в книге А. Хилла «Изобразительное искусство против болезни». Именно он, по мнению многих ученых (Копытин А. И., 2007; Красный Ю.Е.,2009; Лебедева Л. Д., 2008; Рудестам К.,2007), ввел в европейскую науку и практику термин «арт-терапия» по отношению к изобразительному искусству как средству лечебного воздействия.
В книге «Изобразительное искусство против болезни» А.Хилл писал: «Побуждая больного человека выражать свои переживания в визуальной форме, можно «вылечить» его душевные раны, …что приводит к снижению тревоги и напряжения и формированию более оптимистического взгляда на мир» (Копытин А. И., 2007, 11 с.).
Исследуя в своей работе историю становления групповых форм арттерапии, председатель РОО «Арт-терапевтической ассоциация» А. И. Копытин отметил, большую роль в развитии арт-терапии, в 40-50 годы ХХ века Эдварда Адамсона (Копытин А. И., 2008, 33 с.).
Не имея, также как и А. Хилл, клинической подготовки, Э. Адамсон не пытался интерпретировать работы больных и не проявлял никакого интереса ни к их психологическим проблемам, ни к историям их болезни. Он старался не вмешиваться в творческий процесс пациентов, но его фасилитировать (Копытин А. И., 2008, 33 с.).
Как отмечает Э.Г. Эйдемиллер (Эйдемиллер Э.Г.,2005,15 с.): «Адамсон создавал в студии особую арт-психотерапевтическую атмосферу, которая помогала больным погрузиться в свой мир, выступая при этом как наблюдатель».
В истории развития первых форм групповой арт-терапии большая роль принадлежит так же Ирене и Джилберту Чампернон (Пурнис Н. Е., 2008, 66 с.). В отличие от А. Хилла и Э Адамсона, И. Чампернон получила психотерапевтическое образование, но тоже была последовательницей идей К. Юнга, и основное внимание уделяла индивидуальности пациента. (Киселева М.В., 2009,6 с.)
Идеи К. Юнга, по мнению многих исследователей (Лебедева Л. Д., 2001; Лебедева Л. Д., 2006; Пролкс Л.,2006; Нифонтова О. В., 2008; Красный Ю.Е., 2009) вообще являлись основополагающими для того периода развитии арт-терапии. Суть идей К. Юнг заключалась в следующем: после выявления основных внутрипсихических конфликтов и выражения их через искусство, художественную деятельность, пациент сможет самостоятельно регулировать свою психическую деятельность, раскрывая скрытые возможности (Юнг К.Г., 2001, 56 с.).
Арт-терапия, по К. Юнгу, – это метод лечебного воздействия на психически больного «через включение его в изобразительную деятельность» (Юнг К.Г., 2001, 56 с.).
Использовал в своей психотерапевтической практике идеи К. Юнга и Лео Навратил – австрийский исследователь, создатель «Дома художников» (Лебедева Л. Д., 2008, 12 с.). Особый подход Лео Навратила был связан с активной формой общения между пациентами на основе изобразительного искусства. Лео Навратил, как И. Чампернон, и делал акцент на индивидуальном характере творчестве пациентов (Лебедева Л. Д., 2008, 19 с.).
В рамках рассматриваемой темы интересен подход к групповым формам арт-терапии Ф. Чизека. Ф. Чизека верил, что каждый ребенок обладает способностью к изобразительному творчеству, и побуждал посещавших его занятия детей «к свободному самовыражению» (Копытин А. И., 2005.16 с.). Основной задачей художественного педагога, по мнению Ф. Чизека, являлось создание в благоприятной для творчества атмосферы, установление теплых отношений и «убеждении детей в безусловной значимости их работы» (Копытин А. И., 2005.17 с.).
С точки зрения Ф. Чизека, арт-терапевт предоставляет посетителям студии помещение и материалы, отличается безоценочной позицией и убежден в том, что каждый пациент обладает способностью к созданию визуальных образов, что помогает ему развиваться посредством творческого акта. Психотерапевт «сопровождает» пациента в процессе занятий изобразительным творчеством и «старается никак не направлять его деятельность» (Копытин А. И., 2005.17 с.).
Подобный подход к художественному образованию был характерен и для Г. Рида или В. Ловенфельда (Копытин А. И., Свистовская Е. Е.,2007, 14 с.). Г. Рида или В. Ловенфельда рассматривали занятия детей изобразительным творчеством как инструмент развития их эмоциональной сферы, мышления и естественной креативности.
Ф. Чизек имел многочисленных последователей. Существенно повлияли его взгляды, по мнению А. И Копытина и Е. Е. Свистовской (Копытин А. И., Свистовская Е. Е.,2007, 15 с.), на деятельность Маргарет Наумбург, которая одной из первых начала развивать арт-терапию в США.
Другой последовательницей Ф. Чизека являлась Марион Ричардсон в Великобритании. В своей работе с детьми она начала использовать технику рисования с закрытыми глазами, полагая, что это помогает им установить контакт со своим внутренним миром и «способствует спонтанному творческому самовыражению» (Копытин А. И., Свистовская Е. Е.,2007, 15 с.).
За весь дальнейший период развития истории групповой арт-терапии и возможности художественного творчества в психотерапевтической практике изучали такие авторы как: Р. Пикфорд, В. Оклендер, М. Е. Бурно, Д. Винникотт, Б. Маллон (Бетенски М., 2007; Оклендер В., 2007; Бурно М. Е., 2008; Винникотт Д., 2007; Маллон Б.,2008.), и др.
Информация о работе Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии