Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:22, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое изучение методов арт-терапии и исследование, возможности использования арт-терапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: применение метода изотерапии в детско-родительских группах способствует повышению самооценки дошкольников и позволяет корректировать проблемные межличностные отношения в семье.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
1.1 История развития и принципы современной арт-терапии
1.2 Изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками
1.3. Особенности изо-терапевтических методик в детско-родительских группах.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

арт-терапия младшие школьники.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

 

   в) Тест «Кинетический рисунок семьи (КРС)» (авторы: Р. Берне, С. Кауфман)

     Цель: исследование межличностных отношений  в семье (глазами ребёнка); анализ уровня взаимопонимания в семье, выявление особенностей внутрисемейных отношений в семье, определение  удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка. 

     Инструкция:

   Тест  КРС состоит из двух частей:

   1) рисование своей семьи;

   2) беседа после рисования.

   Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.

   Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать и переосмыслять семейные отношения.

   Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию по-своему.

   Процедура:

   «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы  ее члены были чем-либо заняты».

   На  все уточняющие вопросы следует  отвечать: «Можешь рисовать, как хочешь».

   Во  время рисования записывайте  все спонтанные высказывания ребенка, следите за его мимикой, жестами, а также фиксируйте последовательность рисования. После того как рисунок  закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме: Вспомни, как часто мама, папа, бабушка и т.д. использует подобные фразы и выражения. Каким тоном говорит: кричит, ругается, улыбается, «говорит по -доброму»:

    1. Ты у меня молодец (помощник, защитник, радость моя и т.д.)
    2. Я уже тысячу раз тебе говорил(а)...
    3. Ты стал таким невыносимым (грубым, ленивым, невнимательным и т.д.)
    4. Давай с тобой вместе поиграем (почитаем, поболтаем и т.д.)
    5. Сколько раз тебе можно повторять….
    6. Какой ты у меня замечательный (умный, добрый, красивый и т.д.)
    7. Неужели это так трудно сделать?!
    8. Я горжусь тобой (твоими успехами, знаниями, достижениями)
    9. Не приставай ко мне, мне некогда.
    10. Я переживаю, когда у тебя проблемы (неприятности, когда ты болеешь и т.д.)
    11. Неужели тебе непонятно, что…
    12. Я тебя накажу….(скажу папе, чтобы он тебя наказал)
    13. Ты наказан….

     Интерпретация:

     Формативными  особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании  отдельных членов семьи, красочность  изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.

         Содержательными характеристиками  рисунка являются: изображение деятельности  членов семьи, их взаимное расположение  по отношению друг к другу  и к ребёнку, присутствие или  отсутствие членов семьи и  самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

         Анализ результатов рисунков  осуществлялся по следующим показателям:

       1.Наличие беспокойства у детей  об отношении к ним взрослых.

       2.Эмоциональное напряжение и  дистанция.

       3.Дискомфорт.

       4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.

         На основании этих показателей  выявлялись уровни влияния семейных  отношений  на ребёнка:

    • К высокому уровню детско-родительских отношений были отнесены рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей;  изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.
    • Средний уровень детско-родительских отношений - отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).
    • Низкий уровень детско-родительских отношений - наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.

         Наличие враждебности по отношению  к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.

       Кроме этого  автором работы, выделялись следующие  обобщённые  установки - образы: опора, изоляция, сотрудничество,  независимость.

     опора - дети изображали полностью всех членов семьи, не искажая её реального состава. В рисунках присутствовало большое количество деталей, декорировании, использовании разнообразных цветов.

     изоляция - на которых кто-то из  родителей либо сам ребёнок отвернулся от родителей, либо оба и ребёнок и родители  смотрят в разные стороны, стоят спиной друг к другу, либо один смотрит в спину другому.

     сотрудничество- - фигуры  ребёнка и одного из родителей нарисованы занятыми какой-либо совместной деятельностью.

     Независимость - изображение человеческих фигур (родителей, себя) в анфас, на расстоянии друг от друга, в рисунке нет четкой эмоциональной выраженности.

     г) Тест для родителей. Авторы: Я.А.Варга, В.В.Столин.

     «Внимательно  прочтите предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, и в случае согласия сделайте соответствующую отметку в бланке ответов. Подсчитай количество баллов и сравните с ключом в конце задания».

Вопросы

1. Я  всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я  считаю своим долгом знать  всё, что думает мой ребенок.

3. Я  уважаю своего ребенка.

4. Мне  кажется, что поведение моего  ребенка значительно отклоняется  от нормы.

5. Нужно  подольше держать ребенка в  стороне от реальных жизненных  проблем, если они его травмируют.

6. Я  испытываю к ребенку расположение.

7. Хорошие  родители ограждают своего ребенка  от трудностей жизни.

8. Мой  ребенок часто неприятен мне.

9. Я  всегда стараюсь помочь моему  ребенку.

10. Бывают  случаи, когда издевательское отношение  к ребенку приносит ему большую  пользу.

11. Я  испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой  ребенок ничего не добьётся  в жизни.

13. Мне  кажется, что дети потешаются  над моим ребенком.

14. Мой  ребенок часто совершает такие  поступки, которые, кроме презрения,  ничего не стоят.

15. Для  своего возраста мой ребенок немножко взрослый.

16. Мой  ребенок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой  ребенок впитывает в себя всё  дурное, как губка.

18. Моего  ребенка трудно научить хорошим  манерам при всём старании.

19. Ребенка  следует держать в жёстких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я  люблю, когда друзья моего ребенка  приходят к нам в дом.

21. Я  принимаю участие в своём ребенке.

22. К  моему ребенку липнет всё дурное.

23. Мой  ребенок не добьётся успеха  в жизни.

24. Когда  в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребенок немножко не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я  жалею своего ребенка.

26. Когда  я сравниваю своего ребенка  со сверстниками, они кажутся  мне взрослее и по поведению,  и по суждениям.

27. Я  с удовольствием провожу с  ребенком всё своё свободное  время.

28. Я  часто жалею о том, что мой  ребенок растёт и взрослеет,  и с нежностью вспоминаю его  маленьким.

29. Я  часто ловлю себя на враждебном  отношении к ребенку.

30. Я  мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители  должны приспосабливаться к ребенку,  а не только требовать этого  от него.

32. Я  стараюсь выполнять все просьбы  моего ребенка.

33. При  принятии семейных решений следует  учитывать мнение ребенка.

34. Я  очень интересуюсь жизнью своего  ребенка.

35. В  конфликте с ребенком я часто  могу ошибаться.

36. Дети  рано узнают, что родители могут  ошибаться.

37. Я  всегда считаюсь с ребенком.

38. Я  испытываю к ребенку дружеские  чувства.

39. Основные причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно  нормально отдохнуть, если проводить  отпуск с ребенком.

41. Самое  главное, чтобы у ребенка было  спокойное и беззаботное детство,  всё остальное – приложится.

42. Иногда  мне кажется, что мой ребенок ни на что хорошее.

43. Я  разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой  ребенок может вывести из себя  кого угодно.

45. Я  понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой  ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание  ребенка – сплошная нервотрёпка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я  не доверяю своему ребенку.

50. За  строгое воспитание дети благодарят  потом.

51. Иногда  мне кажется, что я ненавижу  своего ребенка.

52. В  моём ребенке больше недостатков,  чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой  ребенок не в состоянии что-нибудь  сделать самостоятельно, а если  и сделает, то обязательно не  так.

55. Мой  ребенок вырастет не приспособленным  к жизни.

56. Мой  ребенок нравится мне таким,  какой он есть.

57. Я  тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко  я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок  не должен иметь секретов от  родителей.

60. Я  невысокого мнения о способностях  моего ребенка и не скрываю  этого от него.

61. Очень  желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

   Подсчитайте количество положительных  ответов по каждому показателю  и обратитесь к следующим описаниям.

     Интерпретация:

   Авторы теста (Я.А.Варга, В.В.Столин) выделяют 5 типов отношения родителя  к своему ребенку:

  • принятие – отвержение,
  • кооперация,
  • симбиоз,
  • авторитарная гиперсоциализация,
  • маленький неудачник.

     1. Принятие – отвержение.

        Если вы получили высокие значения (11 баллов и выше) по этому показателю, можно сказать, что ваш ребенок  нравится вам таким, какой он  есть. Вы уважаете, индивидуальность ребенка, симпатизируете ему. Стремитесь проводить с ним много времени, одобряете его интересы и планы.

        Если вы получили низкие значения (9 баллов и ниже) по этому показателю, то, скорее всего, считаете своего  ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Вам кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Часто испытываете к ребенку злость, досаду, раздражение обиду. Не доверяете ему, и не уважаете его.

Информация о работе Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии