Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:22, дипломная работа
Целью данной работы является теоретическое изучение методов арт-терапии и исследование, возможности использования арт-терапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: применение метода изотерапии в детско-родительских группах способствует повышению самооценки дошкольников и позволяет корректировать проблемные межличностные отношения в семье.
Введение 4
Глава 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
1.1 История развития и принципы современной арт-терапии
1.2 Изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками
1.3. Особенности изо-терапевтических методик в детско-родительских группах.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Библиография
в) Тест «Кинетический рисунок семьи (КРС)» (авторы: Р. Берне, С. Кауфман)
Цель: исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка); анализ уровня взаимопонимания в семье, выявление особенностей внутрисемейных отношений в семье, определение удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.
Инструкция:
Тест КРС состоит из двух частей:
1) рисование своей семьи;
2) беседа после рисования.
Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.
Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать и переосмыслять семейные отношения.
Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию по-своему.
Процедура:
«Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты».
На все уточняющие вопросы следует отвечать: «Можешь рисовать, как хочешь».
Во время рисования записывайте все спонтанные высказывания ребенка, следите за его мимикой, жестами, а также фиксируйте последовательность рисования. После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме: Вспомни, как часто мама, папа, бабушка и т.д. использует подобные фразы и выражения. Каким тоном говорит: кричит, ругается, улыбается, «говорит по -доброму»:
Интерпретация:
Формативными
особенностями считается
Содержательными
Анализ результатов рисунков
осуществлялся по следующим
1.Наличие беспокойства у
2.Эмоциональное напряжение и дистанция.
3.Дискомфорт.
4.Наличие враждебности по
На основании этих показателей
выявлялись уровни влияния
Наличие враждебности по
Кроме этого автором работы,
выделялись следующие
опора - дети изображали полностью всех членов семьи, не искажая её реального состава. В рисунках присутствовало большое количество деталей, декорировании, использовании разнообразных цветов.
изоляция - на которых кто-то из родителей либо сам ребёнок отвернулся от родителей, либо оба и ребёнок и родители смотрят в разные стороны, стоят спиной друг к другу, либо один смотрит в спину другому.
сотрудничество- - фигуры ребёнка и одного из родителей нарисованы занятыми какой-либо совместной деятельностью.
Независимость - изображение человеческих фигур (родителей, себя) в анфас, на расстоянии друг от друга, в рисунке нет четкой эмоциональной выраженности.
г) Тест для родителей. Авторы: Я.А.Варга, В.В.Столин.
«Внимательно прочтите предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, и в случае согласия сделайте соответствующую отметку в бланке ответов. Подсчитай количество баллов и сравните с ключом в конце задания».
Вопросы
1. Я
всегда сочувствую своему
2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне
кажется, что поведение моего
ребенка значительно
5. Нужно
подольше держать ребенка в
стороне от реальных жизненных
проблем, если они его
6. Я испытываю к ребенку расположение.
7. Хорошие
родители ограждают своего
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь моему ребенку.
10. Бывают
случаи, когда издевательское
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьётся в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко взрослый.
16. Мой
ребенок ведёт себя плохо
17. Мой ребенок впитывает в себя всё дурное, как губка.
18. Моего
ребенка трудно научить
19. Ребенка следует держать в жёстких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я
люблю, когда друзья моего
21. Я
принимаю участие в своём
22. К
моему ребенку липнет всё
23. Мой ребенок не добьётся успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребенок немножко не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком всё своё свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я
часто ловлю себя на
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители
должны приспосабливаться к
32. Я
стараюсь выполнять все
33. При
принятии семейных решений
34. Я
очень интересуюсь жизнью
35. В конфликте с ребенком я часто могу ошибаться.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основные причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно
нормально отдохнуть, если
41. Самое
главное, чтобы у ребенка было
спокойное и беззаботное
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок ни на что хорошее.
43. Я
разделяю увлечения своего
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я
понимаю огорчения своего
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание
ребенка – сплошная
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За
строгое воспитание дети
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В
моём ребенке больше
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой
ребенок не в состоянии что-
55. Мой
ребенок вырастет не
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я
невысокого мнения о
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Подсчитайте количество
Интерпретация:
Авторы теста (Я.А.Варга, В.В.
1. Принятие – отвержение.
Если вы получили высокие
Если вы получили низкие
Информация о работе Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии