Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:22, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое изучение методов арт-терапии и исследование, возможности использования арт-терапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: применение метода изотерапии в детско-родительских группах способствует повышению самооценки дошкольников и позволяет корректировать проблемные межличностные отношения в семье.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
1.1 История развития и принципы современной арт-терапии
1.2 Изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками
1.3. Особенности изо-терапевтических методик в детско-родительских группах.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

арт-терапия младшие школьники.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

     Изо-методика семейной оценочной процедуры Ханны Квятковски. Х. Квятковску нередко считают прародительницей семейной арт-терапии. Ее карьера арт-терапевта началась, когда она устроилась на работу в Национальный институт психического здоровья США (Квятковски Х.,2010, 6 с.). Именно там она стала впервые применять изобразительные средства в работе с семьями.

     Сама Х. Квятковски (Квятковски Х.,2010, 7 с.) отмечает, что «арт-терапия в качестве основного метода лечебно-коррекционного воздействия на семью связана с применение инновационных изобразительных техник с целыми семьями».

     Семейная  диагностическая процедура Х. Квятковска связана с использованием листа бумаги, набора масляной пастели и карандашей (Квятковски Х.,2010, 8 с.). В ходе совместной работы члены семьи должны создать два рисунка на свободную тему и четыре рисунка согласно заданной инструкции. Все шесть рисунков должны быть созданы в ходе одного занятия. После создания каждого рисунка членам семьи предлагается поделиться своими впечатлениями, связанными с восприятием рисунков друг друга.

     Арт-методика семейных портретов и фресок Джудит Рубин. Д. Рубин проводила семейную арт-терапию, начиная с 1963 г (Рубин Д., 2009, 4 с.) При этом она опиралась на широкий набор разных теоретических подходов в семейной психотерапии, а также на психодинамические концепции и теорию привязанностей.

     Она предлагала своим клиентам различные задания, связанные с изобразительной деятельностью — как индивидуальной, так и совместной. Среди используемых ею техник можно назвать следующие: рисование каракулей; семейный портрет; семейная фреска; свободный рисунок (Рубин Д., 2009, 4 с.).

     Методика  вербальных и невербальных семейных изо-заданий Хелен Ландгартен. Х. Ландгартен начала свою арт-терапевтическую карьеру в 1967 г. в амбулаторном психиатрическом центре в Лос-Анджелесе, штат Калифорния (Ландгартен Х., 2001, 33 с.) . В то время центр являлся одним из лидеров в развитии семейной психотерапии. Вскоре арт-терапия обнаружила свои неоспоримые достоинства в работе с семьями.

     Наблюдения  за совместной изобразительной работой членов семьи позволили Х. Ландгартен получить важную информацию о семейной динамике. Большинству семей задания, связанные с применением изобразительных средств, кажутся безопасными. Зачастую данные, полученные с применением изобразительных средств во время первых бесед с членами семьи, служат основой для разработки плана вмешательства.

     Одним из достижений Х. Ландгартен является разработка оригинальной диагностической процедуры, которая внешне напоминает игру, но обеспечивает всестороннюю оценку взаимоотношений и поведения членов семьи. Ее применение требует наличия таких изобразительных средств, как: фломастеры, белая и цветная бумага, клей, — и предполагает выполнение членами семьи трех заданий (Ландгартен Х., 2001, 34 с.):

     1. Создание совместной изобразительной работы подгруппами в отсутствие словесного контакта.

     2. Создание совместной изобразительной  работы всей семьей в отсутствие словесного контакта

     3. Создание совместной изобразительной работы всей семьей с возможностью словесного контакта.

     Во  время сеансов арт-терапевт должен также комментировать положительные аспекты семейных отношений, а именно (Ландгартен Х., 2001, 34 с.):

    • стремление к сотрудничеству, внимание друг к другу, сопереживание;
    • уважение позиции другого, адекватное проявление лидерских тенденций, проявление чувства юмора;
    • использование эффективных стратегий преодоления сложных ситуаций;

     Свои  теоретические позиции в работе с семьями и парами Х. Ландгартен характеризовала как в наибольшей степени связанные со «структурной семейной психотерапией» (Ландгартен Х., 2001, 36 с.). Она считала свой подход преимущественно директивным, полагая, что он отвечает ее индивидуальным психологическим особенностям, позволяет клиентам почувствовать себя в безопасности и способствует формированию доверия в психотерапевтических отношениях.

     Техники семейной изо-терапии  при работе с дошкольниками  Мексин Джунге. М. Джунге училась арт-терапии у Х. Ландгартен и по ее приглашению в 1974 г. начала заниматься преподавательской деятельностью (Джунге М., 2009, 6 с.). Несколько позже она увлеклась семейной психотерапией, разработала свой подход, характеризуя его как системно-ориентированный. Вплоть до настоящего времени она проводит консультации по семейной арт-терапии. Она также разработала свою оценочную методику для работы с семьями, взяв за основу разработки Х. Ландгартен (Джунге М., 2009, 9 с.). Первая встреча с семьей у нее проводится исключительно в форме интервью, а вторая встреча связана с использованием изобразительных средств.

     Структура данного сеанса следующая (Джунге М., 2009, 11 с.):

       1. «Разогрев» всех членов семьи.

     2. Семейный совместный рисунок,  создаваемый на большом листе  бумаги, расположенном на стене.

     Таким образом, в данной части работы были проанализированы следующие методики арт–терапии в детско-родительских группах:

    • Дидактическая детско-родительская изо-методика Люсиль Пролкс.
    • Изо-терапевтическая методика семейных пейзажей Дорис Аррингтон.
    • Изо-методика семейной оценочной процедуры Ханны Квятковски
    • Арт-методика семейных портретов и фресок Джудит Рубин
    • Методика вербальных и невербальных семейных изо-заданий Хелен Ландгартен.
    • Техники семейной изо-терапии при работе с дошкольниками Мексин Джунге.

     Были  выявлены особенности каждой из рассматриваемых  методик, цели и задачи. Анализ данных методик послужил основой для разработки практических занятий в детско-родительских группах.

     Проведенный теоретический обзор литературы выявил существующие подходы к решению изучаемого вопроса, и поэтому целью экспериментального исследования являлось - изучение влияние психолого-коррекционной программы, основанной на методе изотерапии, на межличностные отношения между родителями и детьми старшего дошкольного возраста.   

 

     Глава 2. Экспериментальное  исследование, возможности использования  арт-терапии в коррекционной  работе со старшими дошкольниками

     2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования

     Целью исследования являлось - исследование, возможности использования арт-терапии  в коррекционной  работе со старшими дошкольниками.

     Гипотеза  исследования: применение метода изотерапии в детско-родительских группах способствует повышению самооценки дошкольников и позволяет корректировать проблемные межличностные отношения в семье.

     Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

     1) Выполнить констатирующую диагностику;

     2) Разработка коррекционной программы;

     3)  Апробирование коррекционной программы;

     4) Выполнить  контрольное диагностирующее обследование после апробации программы;

     5)  Провести анализ результатов

     6)  Сформировать выводы 

2.2 Методики  исследования  

     Испытуемые. Общий объем выборки - 60 человек,  из них 28 мальчиков и 32 девочек старшего дошкольного возраста.  А так же родители детей (не только родители, но и бабушки, дедушки)  – 60 человек. Преимущество выбора данного объекта исследования заключается в том, что данная выборка позволила изучить результаты арт-коррекционной работы в реально существующих детских коллективах,  с двух сторон: «оценка ребенка -  оценка родителей».

Используемые  методики:

  • Методика самооценки «Лесенка». Автор теста: Щур. (Щетинина А.М.,2000,88 с).
  • Проективная методика «Картинки» Рене Жиля (Москвина Л., М. 2007, 14 с.). Форма проведения тестирования – индивидуальная с детьми.
  • Тест Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи» (Истратова О., 2009, 18 с.).  Форма проведения тестирования – индивидуальная с детьми.
  • Тест для родителей. Авторы теста: Я.А.Варга, В.В.Столин (Широкова Г. А., Истратова О. Н., Эксакусто Т. В.; 2010, 15 с.). Форма проведения тестирования – групповая с родителями.
  • Применялся так же метод математической статистики:   t- критерий Стьюдента (критерий на различия) (Кобзарь А. И., 2006. 816 с).

Аппаратура. Исследование проводилось без специальной аппаратуры.

Афанасьев 31 с. Цитата: Процедура  проведения эксперимента. Характеризуется  процесс проведения эксперимента. Указываются  последовательность и условия проведения используемых методик, предлагаемые инструкции и т.п.  ниже точно по тексту..есть вопросы?

Описание методик составить по плану указанному в методичке Ануфриева!!!!!!!!!!!!

1 Название Автор  ссылка. Цель теста.

2. Инструкция

3 процедура

4ключи

5.Интерпретация

Вот это откуда

  взято? стр?

Процедура проведения эксперимента. Исследование проходило в 3 этапа:

  1. этап. Констатирующее диагностическое обследование.
  2. этап. Разработка коррекционной программы.
  3. этап. Контрольный эксперимент.

     Последовательность  и условия проведения используемых методик  в процессе проведения эксперимента было следующим:

1 этап. Констатирующее диагностическое обследование. Использовались последовательно методики:

     а) Методика самооценки «Лесенка» автор  Щур;

     б) Методика «Картинки» Рене Жиля;

     в) Тест «Кинетический рисунок семьи (КРС)». Авторы: Р. Берне, С. Кауфман;

     г) Тест для родителей. Авторы: Я.А.Варга, В.В.Столин.

2 этап. Разработка  коррекционной программы.

3 этап.    Контрольный  эксперимент. Использовались методики:

     а) методика самооценки «Лесенка» автор  Щур;  

Констатирующее  диагностическое  обследование:

     а) Методика самооценки «Лесенка» автор Щур.

     Цель: диагностика уровня самооценки дошкольника.

     Инструкция:

     Методика  используется в модифицированном варианте - вместо 10 берем 5 ступенек. Ребенку  предлагается лесенка из 5 ступенек разного цвета, адекватного оценке. Лесенка может быть нарисована на листе бумаги, плоскостная, вы резанная из картона или плотной бумаги, объемная. Испытуемому предлагается фигурка ребенка (мальчика или девочки) - плоская или объемная.

     Процедура:

     Экспериментатор говорит: «Это как будто бы ты. Хорошо? А вот лесенка, и на ней разные ступеньки. Поставь, пожалуйста, себя на одну из них. Но учти, что вот эта, самая нижняя - черная ступенька - для детей, которые часто ведут себя плохо; коричневая - вторая ступенька - для детей, иногда совершающих плохие поступки; третья - синяя ступенька - принимает детей, которые поступают хорошо; а пятая, красного цвета, - самая верхняя ступенька - для самых замечательных детей, которые всегда поступают очень хорошо! Выбери ту ступеньку, на которую ты можешь поставить себя». Воспитатель-экспериментатор кратко повторяет значение ступенек.

     Интерпретация: Принято считать, что самооценка ребенка соответствует тому уровню, на которую он себя поставил: 1-2 ступеньки - низкий, 3 - средний, 4-5 - высокий уровень. Результаты каждого ребенка фиксируются в протоколе.

     б) методика «Картинки» Рене Жиля;

     Цель  методики - исследовать межличностные  отношения ребенка, его социальную приспособленность и взаимоотношения  с окружающими.

Информация о работе Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии