Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:22, дипломная работа
Целью данной работы является теоретическое изучение методов арт-терапии и исследование, возможности использования арт-терапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: применение метода изотерапии в детско-родительских группах способствует повышению самооценки дошкольников и позволяет корректировать проблемные межличностные отношения в семье.
Введение 4
Глава 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
1.1 История развития и принципы современной арт-терапии
1.2 Изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками
1.3. Особенности изо-терапевтических методик в детско-родительских группах.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Библиография
Изо-методика семейной оценочной процедуры Ханны Квятковски. Х. Квятковску нередко считают прародительницей семейной арт-терапии. Ее карьера арт-терапевта началась, когда она устроилась на работу в Национальный институт психического здоровья США (Квятковски Х.,2010, 6 с.). Именно там она стала впервые применять изобразительные средства в работе с семьями.
Сама Х. Квятковски (Квятковски Х.,2010, 7 с.) отмечает, что «арт-терапия в качестве основного метода лечебно-коррекционного воздействия на семью связана с применение инновационных изобразительных техник с целыми семьями».
Семейная диагностическая процедура Х. Квятковска связана с использованием листа бумаги, набора масляной пастели и карандашей (Квятковски Х.,2010, 8 с.). В ходе совместной работы члены семьи должны создать два рисунка на свободную тему и четыре рисунка согласно заданной инструкции. Все шесть рисунков должны быть созданы в ходе одного занятия. После создания каждого рисунка членам семьи предлагается поделиться своими впечатлениями, связанными с восприятием рисунков друг друга.
Арт-методика семейных портретов и фресок Джудит Рубин. Д. Рубин проводила семейную арт-терапию, начиная с 1963 г (Рубин Д., 2009, 4 с.) При этом она опиралась на широкий набор разных теоретических подходов в семейной психотерапии, а также на психодинамические концепции и теорию привязанностей.
Она предлагала своим клиентам различные задания, связанные с изобразительной деятельностью — как индивидуальной, так и совместной. Среди используемых ею техник можно назвать следующие: рисование каракулей; семейный портрет; семейная фреска; свободный рисунок (Рубин Д., 2009, 4 с.).
Методика вербальных и невербальных семейных изо-заданий Хелен Ландгартен. Х. Ландгартен начала свою арт-терапевтическую карьеру в 1967 г. в амбулаторном психиатрическом центре в Лос-Анджелесе, штат Калифорния (Ландгартен Х., 2001, 33 с.) . В то время центр являлся одним из лидеров в развитии семейной психотерапии. Вскоре арт-терапия обнаружила свои неоспоримые достоинства в работе с семьями.
Наблюдения за совместной изобразительной работой членов семьи позволили Х. Ландгартен получить важную информацию о семейной динамике. Большинству семей задания, связанные с применением изобразительных средств, кажутся безопасными. Зачастую данные, полученные с применением изобразительных средств во время первых бесед с членами семьи, служат основой для разработки плана вмешательства.
Одним из достижений Х. Ландгартен является разработка оригинальной диагностической процедуры, которая внешне напоминает игру, но обеспечивает всестороннюю оценку взаимоотношений и поведения членов семьи. Ее применение требует наличия таких изобразительных средств, как: фломастеры, белая и цветная бумага, клей, — и предполагает выполнение членами семьи трех заданий (Ландгартен Х., 2001, 34 с.):
1. Создание совместной изобразительной работы подгруппами в отсутствие словесного контакта.
2.
Создание совместной
3. Создание совместной изобразительной работы всей семьей с возможностью словесного контакта.
Во время сеансов арт-терапевт должен также комментировать положительные аспекты семейных отношений, а именно (Ландгартен Х., 2001, 34 с.):
Свои теоретические позиции в работе с семьями и парами Х. Ландгартен характеризовала как в наибольшей степени связанные со «структурной семейной психотерапией» (Ландгартен Х., 2001, 36 с.). Она считала свой подход преимущественно директивным, полагая, что он отвечает ее индивидуальным психологическим особенностям, позволяет клиентам почувствовать себя в безопасности и способствует формированию доверия в психотерапевтических отношениях.
Техники семейной изо-терапии при работе с дошкольниками Мексин Джунге. М. Джунге училась арт-терапии у Х. Ландгартен и по ее приглашению в 1974 г. начала заниматься преподавательской деятельностью (Джунге М., 2009, 6 с.). Несколько позже она увлеклась семейной психотерапией, разработала свой подход, характеризуя его как системно-ориентированный. Вплоть до настоящего времени она проводит консультации по семейной арт-терапии. Она также разработала свою оценочную методику для работы с семьями, взяв за основу разработки Х. Ландгартен (Джунге М., 2009, 9 с.). Первая встреча с семьей у нее проводится исключительно в форме интервью, а вторая встреча связана с использованием изобразительных средств.
Структура данного сеанса следующая (Джунге М., 2009, 11 с.):
1. «Разогрев» всех членов семьи.
2. Семейный совместный рисунок, создаваемый на большом листе бумаги, расположенном на стене.
Таким
образом, в данной части работы были
проанализированы следующие методики
арт–терапии в детско-
Были выявлены особенности каждой из рассматриваемых методик, цели и задачи. Анализ данных методик послужил основой для разработки практических занятий в детско-родительских группах.
Проведенный
теоретический обзор литературы выявил
существующие подходы к решению изучаемого
вопроса, и поэтому целью экспериментального
исследования являлось - изучение влияние
психолого-коррекционной программы, основанной
на методе изотерапии, на межличностные
отношения между родителями и детьми старшего
дошкольного возраста.
Глава 2. Экспериментальное исследование, возможности использования арт-терапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
Целью
исследования являлось - исследование,
возможности использования арт-
Гипотеза исследования: применение метода изотерапии в детско-родительских группах способствует повышению самооценки дошкольников и позволяет корректировать проблемные межличностные отношения в семье.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) Выполнить констатирующую диагностику;
2) Разработка коррекционной программы;
3) Апробирование коррекционной программы;
4) Выполнить контрольное диагностирующее обследование после апробации программы;
5) Провести анализ результатов
6)
Сформировать выводы
2.2 Методики
исследования
Испытуемые. Общий объем выборки - 60 человек, из них 28 мальчиков и 32 девочек старшего дошкольного возраста. А так же родители детей (не только родители, но и бабушки, дедушки) – 60 человек. Преимущество выбора данного объекта исследования заключается в том, что данная выборка позволила изучить результаты арт-коррекционной работы в реально существующих детских коллективах, с двух сторон: «оценка ребенка - оценка родителей».
Используемые методики:
Аппаратура. Исследование проводилось без специальной аппаратуры.
Афанасьев 31 с. Цитата: Процедура проведения эксперимента. Характеризуется процесс проведения эксперимента. Указываются последовательность и условия проведения используемых методик, предлагаемые инструкции и т.п. ниже точно по тексту..есть вопросы?
Описание методик составить по плану указанному в методичке Ануфриева!!!!!!!!!!!!
1 Название Автор ссылка. Цель теста.
2. Инструкция
3 процедура
4ключи
5.Интерпретация
Вот это откуда
взято? стр?
Процедура проведения эксперимента. Исследование проходило в 3 этапа:
Последовательность и условия проведения используемых методик в процессе проведения эксперимента было следующим:
1 этап. Констатирующее диагностическое обследование. Использовались последовательно методики:
а) Методика самооценки «Лесенка» автор Щур;
б) Методика «Картинки» Рене Жиля;
в) Тест «Кинетический рисунок семьи (КРС)». Авторы: Р. Берне, С. Кауфман;
г) Тест для родителей. Авторы: Я.А.Варга, В.В.Столин.
2 этап. Разработка коррекционной программы.
3 этап. Контрольный эксперимент. Использовались методики:
а)
методика самооценки «Лесенка» автор
Щур;
Констатирующее диагностическое обследование:
а) Методика самооценки «Лесенка» автор Щур.
Цель: диагностика уровня самооценки дошкольника.
Инструкция:
Методика используется в модифицированном варианте - вместо 10 берем 5 ступенек. Ребенку предлагается лесенка из 5 ступенек разного цвета, адекватного оценке. Лесенка может быть нарисована на листе бумаги, плоскостная, вы резанная из картона или плотной бумаги, объемная. Испытуемому предлагается фигурка ребенка (мальчика или девочки) - плоская или объемная.
Процедура:
Экспериментатор говорит: «Это как будто бы ты. Хорошо? А вот лесенка, и на ней разные ступеньки. Поставь, пожалуйста, себя на одну из них. Но учти, что вот эта, самая нижняя - черная ступенька - для детей, которые часто ведут себя плохо; коричневая - вторая ступенька - для детей, иногда совершающих плохие поступки; третья - синяя ступенька - принимает детей, которые поступают хорошо; а пятая, красного цвета, - самая верхняя ступенька - для самых замечательных детей, которые всегда поступают очень хорошо! Выбери ту ступеньку, на которую ты можешь поставить себя». Воспитатель-экспериментатор кратко повторяет значение ступенек.
Интерпретация: Принято считать, что самооценка ребенка соответствует тому уровню, на которую он себя поставил: 1-2 ступеньки - низкий, 3 - средний, 4-5 - высокий уровень. Результаты каждого ребенка фиксируются в протоколе.
б) методика «Картинки» Рене Жиля;
Цель
методики - исследовать межличностные
отношения ребенка, его социальную
приспособленность и
Информация о работе Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии