Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:22, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое изучение методов арт-терапии и исследование, возможности использования арт-терапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: применение метода изотерапии в детско-родительских группах способствует повышению самооценки дошкольников и позволяет корректировать проблемные межличностные отношения в семье.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
1.1 История развития и принципы современной арт-терапии
1.2 Изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками
1.3. Особенности изо-терапевтических методик в детско-родительских группах.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

арт-терапия младшие школьники.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

     4. Свободный рисунок. Данный вид  работы обычно предлагался в  тех случаях, когда члены семьи  справлялись с другими видами деятельности. При создании свободного рисунка члены семьи могли использовать любые изобразительные средства.

     5. Ритуал завершения занятия —  «Колодец».

     Занятие 5.

     (Данное  занятие разработано на основе  методики вербальных и невербальных  семейных изо-заданий Хелен Ландгартен)

     Цель: выявить и оценить семейные альянсы (коалиции) и вклад каждого члена  семьи в создание совместного  рисунка.

     Материалы: фломастеры, белая и цветная бумага, клей.

     1. Создание совместной изобразительной  работы подгруппами в отсутствие словесного контакта. Вначале члены семьи должны сформировать две подгруппы, а затем каждая из них создает рисунок на отдельном листе бумаги. Каждый член семьи должен выбрать мелок определенного цвета, которым он пользуется на протяжении всего процесса работы. Этим мелком больше никто пользоваться не может.

     В процессе совместной работы члены семьи  не могут разговаривать, но могут  общаться с помощью жестов и знаков. Когда подгруппы почувствуют, что  рисунок создан, они должны подать сигнал. Затем они переходит к представлению своего рисунка и обмену впечатлениями. Кроме того, каждая подгруппа должна дать работе название.

     2. Создание совместной изобразительной  работы всей семьей в отсутствие  словесного контакта. Данное задание  аналогично предыдущему, но отличается от него тем, что совместный рисунок создается на одном листе бумаги всеми членами семьи. После того как рисунок будет создан, члены семьи переходят к его обсуждению и выбору для него названия.

     3. Создание совместной изобразительной  работы всей семьей с возможностью словесного контакта. Члены семьи могут разговаривать друг с другом и свободно выбирать любые изобразительные материалы. Работая совместно, они должны создать рисунок или пластическую композицию. При этом каждый использует фломастер или пластилин одного цвета, которым другие пользоваться не могут.

     Вопросы для диагностической работы психолога:

     1. Кто первым стал рисовать, что  этому предшествовало?

     2. В каком порядке работали остальные  члены семьи?

     3. Чьи идеи находили поддержку,  а чьи — нет?

     4. Какова была степень вовлеченности в работу у разных членов семьи?

     5. Кто работал на ограниченном  пространстве общего рисунка,  то есть в основном на своей  территории, а кто вторгался на  территории других, рисовал на  всем пространстве?

     6. Кто пытался «вытеснить» других, например, рисуя поверх их рисунков?

     7. Кто стремился помочь другим, проявлял инициативу в налаживании  сотрудничества и взаимодействия, а кто избегал контактов и  работал обособленно?

     8. Работали ли члены семьи по  очереди или одновременно, формировали ли они подгруппы?

     9. Если в процессе работы происходили  изменения общего характера изображения,  то с чьими инициативами это  было связано?

     10. Где располагаются изображения,  создаваемые разными членами  семьи (в центре, в углах, по  всему пространству и т. д.)?

     11. Сколько места занимают изображения,  созданные разными членами семьи?

     12. Какова символическая нагрузка  изображений, созданных разными  членами семьи?

     13. Кто проявлял независимость, а  кто был зависим от других?

     14. Кто проявлял инициативу? Кто следовал за инициативой других?

     15. Возникали ли в процессе работы  конфликты и как они решались?

     16. Какие эмоции были проявлены  в ходе работы?

     17. Носило ли взаимодействие членов  семьи в процессе работы хаотичный  или организованный характер; насколько  проявлялась тенденция к индивидуализму?

     1. «Разогрев» всех членов семьи.  Им предлагается создать на  листе бумаги изображение своих  инициалов, а затем украсить  их по своему усмотрению.

     Затем члены семьи должны взять рисунки  в руки и показать их друг другу. При этом автору рисунка могут задаваться вопросы. На данный вид работы отводится  15 минут.

     2. Семейный совместный рисунок,  создаваемый на большом листе  бумаги, расположенном на стене.  Членам семьи предлагается вместе  создать рисунок любого характера.  Во время работы они должны соблюдать три правила:

     а) каждый выбирает фломастер одного цвета  и работает им на протяжении всего  процесса создания семейного рисунка;

     б) члены семьи рисуют по очереди;

     в) разговаривать нельзя.

     Когда рисунок создан, члены семьи делятся впечатлениями друг с другом и подбирают для рисунка название.

     3. Ритуал завершения занятия —  «Колодец».

     Занятие 6.

     Цель: развитие чувства сплоченности (в  группе, между родителями и детьми).

     1. Приветствие. Все участники группы  садятся в круг. Психогимнастическое упражнение. По счету ведущего, на счет три все одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, «выбрасывают» пальцы; это упражнение выполняется до тех пор, пока все участники группы не «выбросят» одинаковое число пальцев. Обсуждение упражнения.

     2. Обсуждение домашнего задания.

     3. Музыкотерапия: «Выбрать для себя  любой из имеющихся музыкальных  инструментов, познакомиться с ним,  попробовать на нем поиграть. Объяснить, почему выбран именно  этот инструмент».

     4. Упражнение «Оркестр». Все участники группы закрывают глаза. У каждого в руках понравившийся ему музыкальный инструмент.

     Ведущий говорит: «А сейчас в течение нескольких минут мы с вами будем участниками  оркестра. Каждый имеет возможность  использовать свой инструмент для создания спонтанной композиции. Вы сами почувствуете, когда ей придет время закончиться». Обсуждение упражнения.

     5. Изотерапия: «Изобразить на листке  бумаги, используя любые художественные  материалы, чувства, которые возникали  в процессе упражнения «Оркестр».  Обсуждение упражнения.

     6. Обмен впечатлениями от занятия.

     7. Объяснение домашнего задания:  «Дома вместе с родителями  организовать подобный "Оркестр"  и нарисовать ощущения от этого  упражнения».

     8. Ритуал завершения занятия —  «Колодец».

     Занятие 7.

     Цель: развитие способности осознавать и выражать свои чувства и ощущения, снятие страха и формирование умения выражать свои чувства перед собственными детьми (родителями), освобождение от неосознаваемых подавленных эмоций.

     1. Приветствие. Группа садится в  круг. Инструкция: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему, и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание надень».

     2. Обсуждение домашнего задания.

     3. Просмотр слайд-фильма (специально  подобранные слайды с видами  природы, зверей, насекомых с музыкальным  сопровождением). Слайд-фильм призван пробудить подавленные эмоции, и ведущий должен быть готов к работе, связанной с их отреагированием (спонтанным выражением и освобождением от давления, которое они оказывают на психику), что приводит к глубокому психотерапевтическому эффекту. Обсуждение ощущений и чувств, возникших при просмотре слайд-фильма.

     4. Изотерапия. «Изобразить на листе  бумаги любого формата, что  особенно запомнилось во время  просмотра». Обсуждение этого упражнения.

     5. Обмен впечатлениями от занятия.

     6. Объяснение домашнего задания: в течение трех дней представлять себя фотографом и мысленно запечатлеть три самых поразительных момента, таким образом, как бы сделать три слайда.

     7. Ритуал завершения занятия —  «Колодец».

     Занятие 6

     Цель: расширение представлений участников о самих себе и своих детях (родителях) как о талантливых, уникальных, способных к внутреннему росту личностях.

     1. Приветствие. Группа садится в  круг. Инструкция: «Пусть каждый  из вас подумает над тем,  какое качество он больше всего  ценит в людях. После того как вы сделаете свой выбор, придумайте (или вспомните) короткий рассказ, историю, притчу, которые несли бы информацию о выбранном вами качестве. Услышав ваш рассказ (историю, притчу), остальные участники группы должны понять, о каком качестве идет речь».

     2. Обсуждение домашнего задания.

     3. Упражнение «Полянка». Все участники  группы сидят в кругу, по  очереди представляют себя на  полянке в лесу в виде любого  объекта и сообщают об этом  другим участникам. Так происходит  до тех пор, пока все участники группы не остановятся на каком-то одном персонаже. После этого все члены группы встают и начинают изображать своих персонажей. Когда все закончат «представлять», начинается обсуждение этого упражнения.

     4. Танцедвигательная терапия. Группа  выстраивается в ряд. Звучит музыка, и участники начинают двигаться. Причем первый участник становится ведущим, а остальные — ведомыми. В качестве ведущего участник группы спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар. Остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через некоторое время первый участник переходит в конец ряда и становится ведомым.

     5. Обмен впечатлениями от занятия.

     6. Объяснение домашнего задания:  нарисовать свои впечатления от упражнения «Полянка».

     7. Ритуал завершения занятия —  «Колодец».

     3анятие 7.

     Цель: развитие способности выражать свои истинные чувства, коррекция неадекватной «Я-концепции», развитие самооценки дошкольников.

     1. Приветствие. Группа садится в  круг. Инструкция: «Сейчас у каждого из вас будет полторы минуты для того, чтобы обратиться к группе. Цель обращения — помочь каждому отвлечься от проблем, не относящихся к нашей работе, сосредоточиться на ситуации "здесь и теперь", полностью включиться в работу группы».

     2. Обсуждение домашнего задания.

     3. Психогимнастическое упражнение  «Путаница». Инструкция: «Давайте встанем  поближе друг к другу, образуем  более тесный круг и все  протянем руки к середине круга.  По моей команде все одновременно  возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась одна чья-то рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три». После того как все руки соединены попарно, участникам группы предлагается «распутаться», не разнимая рук. После завершения проводится обсуждение задания.

     4. Изотерапия. Задание нарисовать  свой «Автопортрет». Все участники  группы берут лист бумаги форматом  А4 в не ведущую руку (левая  для правшей, правая для левшей), берут фломастер, закрывают глаза и, не отрывая руки от л иста бумаги, рисуют свой портрет. Затем, когда контуры готовы, участники группы открывают глаза, и теперь их задача — довести до готовности свою работу (необходимо закрасить фломастерами разного цвета замкнутые пространства внутри портрета, получившиеся в процессе рисования). Обсуждение задания.

     5. Танцедвигательная терапия. Группа  встает в круг. Один из участников  выходит в центр круга и  танцует сначала танец «Какой  я есть на самом деле», а  затем — танец «Каким бы я хотел быть». По окончании следующий участник выходит в центр круга. Обсуждение задания проводится по следующей схеме:

Информация о работе Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии