Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:22, дипломная работа
Целью данной работы является теоретическое изучение методов арт-терапии и исследование, возможности использования арт-терапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: применение метода изотерапии в детско-родительских группах способствует повышению самооценки дошкольников и позволяет корректировать проблемные межличностные отношения в семье.
Введение 4
Глава 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
1.1 История развития и принципы современной арт-терапии
1.2 Изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками
1.3. Особенности изо-терапевтических методик в детско-родительских группах.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Библиография
4.
Свободный рисунок. Данный вид
работы обычно предлагался в
тех случаях, когда члены
5. Ритуал завершения занятия — «Колодец».
Занятие 5.
(Данное
занятие разработано на основе
методики вербальных и
Цель: выявить и оценить семейные альянсы (коалиции) и вклад каждого члена семьи в создание совместного рисунка.
Материалы: фломастеры, белая и цветная бумага, клей.
1.
Создание совместной
В процессе совместной работы члены семьи не могут разговаривать, но могут общаться с помощью жестов и знаков. Когда подгруппы почувствуют, что рисунок создан, они должны подать сигнал. Затем они переходит к представлению своего рисунка и обмену впечатлениями. Кроме того, каждая подгруппа должна дать работе название.
2.
Создание совместной
3.
Создание совместной
Вопросы для диагностической работы психолога:
1. Кто первым стал рисовать, что этому предшествовало?
2.
В каком порядке работали
3. Чьи идеи находили поддержку, а чьи — нет?
4. Какова была степень вовлеченности в работу у разных членов семьи?
5. Кто работал на ограниченном пространстве общего рисунка, то есть в основном на своей территории, а кто вторгался на территории других, рисовал на всем пространстве?
6. Кто пытался «вытеснить» других, например, рисуя поверх их рисунков?
7.
Кто стремился помочь другим,
проявлял инициативу в
8. Работали ли члены семьи по очереди или одновременно, формировали ли они подгруппы?
9.
Если в процессе работы
10.
Где располагаются изображения,
11.
Сколько места занимают
12.
Какова символическая нагрузка
изображений, созданных
13. Кто проявлял независимость, а кто был зависим от других?
14. Кто проявлял инициативу? Кто следовал за инициативой других?
15.
Возникали ли в процессе
16. Какие эмоции были проявлены в ходе работы?
17.
Носило ли взаимодействие
1.
«Разогрев» всех членов семьи.
Им предлагается создать на
листе бумаги изображение
Затем члены семьи должны взять рисунки в руки и показать их друг другу. При этом автору рисунка могут задаваться вопросы. На данный вид работы отводится 15 минут.
2.
Семейный совместный рисунок,
создаваемый на большом листе
бумаги, расположенном на стене.
Членам семьи предлагается
а) каждый выбирает фломастер одного цвета и работает им на протяжении всего процесса создания семейного рисунка;
б) члены семьи рисуют по очереди;
в) разговаривать нельзя.
Когда рисунок создан, члены семьи делятся впечатлениями друг с другом и подбирают для рисунка название.
3. Ритуал завершения занятия — «Колодец».
Занятие 6.
Цель: развитие чувства сплоченности (в группе, между родителями и детьми).
1.
Приветствие. Все участники
2. Обсуждение домашнего задания.
3.
Музыкотерапия: «Выбрать для
4.
Упражнение «Оркестр». Все
Ведущий говорит: «А сейчас в течение нескольких минут мы с вами будем участниками оркестра. Каждый имеет возможность использовать свой инструмент для создания спонтанной композиции. Вы сами почувствуете, когда ей придет время закончиться». Обсуждение упражнения.
5.
Изотерапия: «Изобразить на листке
бумаги, используя любые
6.
Обмен впечатлениями от
7.
Объяснение домашнего задания:
«Дома вместе с родителями
организовать подобный "Оркестр"
и нарисовать ощущения от
8. Ритуал завершения занятия — «Колодец».
Занятие 7.
Цель: развитие способности осознавать и выражать свои чувства и ощущения, снятие страха и формирование умения выражать свои чувства перед собственными детьми (родителями), освобождение от неосознаваемых подавленных эмоций.
1. Приветствие. Группа садится в круг. Инструкция: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему, и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание надень».
2. Обсуждение домашнего задания.
3. Просмотр слайд-фильма (специально подобранные слайды с видами природы, зверей, насекомых с музыкальным сопровождением). Слайд-фильм призван пробудить подавленные эмоции, и ведущий должен быть готов к работе, связанной с их отреагированием (спонтанным выражением и освобождением от давления, которое они оказывают на психику), что приводит к глубокому психотерапевтическому эффекту. Обсуждение ощущений и чувств, возникших при просмотре слайд-фильма.
4. Изотерапия. «Изобразить на листе бумаги любого формата, что особенно запомнилось во время просмотра». Обсуждение этого упражнения.
5.
Обмен впечатлениями от
6. Объяснение домашнего задания: в течение трех дней представлять себя фотографом и мысленно запечатлеть три самых поразительных момента, таким образом, как бы сделать три слайда.
7. Ритуал завершения занятия — «Колодец».
Занятие 6
Цель: расширение представлений участников о самих себе и своих детях (родителях) как о талантливых, уникальных, способных к внутреннему росту личностях.
1.
Приветствие. Группа садится в
круг. Инструкция: «Пусть каждый
из вас подумает над тем,
какое качество он больше
2. Обсуждение домашнего задания.
3.
Упражнение «Полянка». Все
4.
Танцедвигательная терапия.
5.
Обмен впечатлениями от
6. Объяснение домашнего задания: нарисовать свои впечатления от упражнения «Полянка».
7. Ритуал завершения занятия — «Колодец».
3анятие 7.
Цель: развитие способности выражать свои истинные чувства, коррекция неадекватной «Я-концепции», развитие самооценки дошкольников.
1. Приветствие. Группа садится в круг. Инструкция: «Сейчас у каждого из вас будет полторы минуты для того, чтобы обратиться к группе. Цель обращения — помочь каждому отвлечься от проблем, не относящихся к нашей работе, сосредоточиться на ситуации "здесь и теперь", полностью включиться в работу группы».
2. Обсуждение домашнего задания.
3.
Психогимнастическое
4.
Изотерапия. Задание нарисовать
свой «Автопортрет». Все
5.
Танцедвигательная терапия.
Информация о работе Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии