Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:22, дипломная работа
Целью данной работы является теоретическое изучение методов арт-терапии и исследование, возможности использования арт-терапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: применение метода изотерапии в детско-родительских группах способствует повышению самооценки дошкольников и позволяет корректировать проблемные межличностные отношения в семье.
Введение 4
Глава 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
1.1 История развития и принципы современной арт-терапии
1.2 Изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками
1.3. Особенности изо-терапевтических методик в детско-родительских группах.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Библиография
2. Кооперация.
Если вы получили высокие значения (9 баллов) по этому показателю, можно предположить вашу заинтересованность делами и планами ребенка. Вы стараетесь во всем помогать ему, проявляете сочувствие. Высоко оцениваете интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытываете чувство гордости за него. Поощряете инициативу и самостоятельность ребенка, стараетесь быть с ним на равных. Доверяете ребенку, стараетесь встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Низкие значения (8 баллов и ниже) говорят о недостаточной выраженности такого типа отношения.
3. Симбиоз.
При высоких значениях (4 балла
и выше) по этому показателю
можно считать, что вы
Низкие значения (2 балла и ниже) по этому показателю говорят о наличии межличностной дистанции в общении с ребенком, которая совершенно необходима в любом взаимодействии между людьми.
4.
Авторитарная
При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю в вашем отношении к ребенку просматривается авторитаризм. Авторитарные родители обычно требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявление своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянных успехов. Такие родители хорошо знают своего ребенка, его привычки, мысли, чувства.
Низкие значения (2 балла и ниже)
являются показателями
5. Маленький неудачник.
При высоких значениях (2 балла
и выше) по этому показателю
в вашем отношении, скорее
При низких значениях (0 баллов)
подобные стремления бывают
Ключи:
Положительные ответы.
1. Принятие – отвержение: 3, 4, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
2. Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. Маленький
неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Контрольный эксперимент. Использовались методики:
а)
методика самооценки «Лесенка» автор
Щур;
2.3. Результаты исследования и
их анализ
1 этап. Констатирующее диагностическое обследование. Анализ и интерпретация результатов.
На основании данных протокола в начале исследования был определена самооценка каждого ребенка по методике самооценки «Лесенка». Автор теста: Щур. Номер ступеньки означал количество баллов:
1- 2 ступеньки – 1 -2 балла. – Низкий уровень самооценки;
3 ступенька – 3 балла. – Средний уровень самооценки;
4-5 ступеньки -4-5 баллов. - Высокий уровень самооценки.
Результаты представлены в таблице приложения 1. На основании этих данных была составлена обобщающая таблица 2.
Таблица 2
Уровень самооценки дошкольников по результатам методики «Лесенка». Автор теста: Щур.
(N=60)
Уровень самооценки | № ступеньки | Кол-во выборов | Процент % | ||
Низкий | 1 | 12 | 18 | 20 | 30 |
2 | 6 | 10 | |||
Средний | 3 | 21 | 21 | 35 | 35 |
Высокий | 4 | 13 | 21 | 21, 6 | 35 |
5 | 8 | 13,4 | |||
Всего | 5 | 60 | 60 | 100 | 100 |
В результате в процессе диагностического тестирования все дошкольники (60 человек) были подразделены на 3 группы с разным уровнем самооценки:
С целью выявления информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям были проанализированы две следующие методики: методика Рене Жиля и тест Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи». На основании анализа ответов детей были выделены значимые члены семьи для каждого мальчика и девочки. Результаты были обобщены и представлены в таблице 3.
Таблица 3
Значимый человек в семье для детей старшего дошкольного возраста, с учётом уровня самооценки
(Методика
самооценки «Лесенка»;
(N=60)
Уровень самооценки/значимый человек | Всего |
I. Низкая самооценка | 18 |
|
4 |
|
8 |
|
5 |
|
1 |
II. Средняя самооценка | 21 |
|
4 |
|
6 |
|
4 |
|
2 |
|
4 |
|
1 |
III. Высокая самооценка | 21 |
|
12 |
|
6 |
|
3 |
Всего: | 60 |
Анализ данных таблицы позволил сделать следующие выводы:
Дети с низкой самооценкой выбрали в качестве значимого для себя игрушки (8 человек), некоторые предпочитают проводить время в одиночестве (4 человека), или считают значимым человеком сверстника (5 человек). Один ребенок выбрал бабушку.
Следовательно, дети из этой группы не чувствуют во внутрисемейном общении защищенности, доверия и любви, реагируя на это растущей тревогой и растерянностью и низкой самооценкой.
Вероятно, семья для этих детей (18 человек) является источником внутренних конфликтов - поэтому дети и выбирают для общения тех, с кем психологически комфортно.
Дети со средней самооценкой, в качестве значимого человека выбрали мать и отца -4 человека, мать – 6 человек, отца- 2 человека, брата, сестру -4 человека, бабушек и дедушек.
Данная группа детей тоже имеет проблемы во внутрисемейной коммуникации, но в отличие от первой группы дети не замыкаются в себе, не выбирают игрушки или одиночество.
Дети с высоким уровнем самооценки чаще всего значимым для себя человеком признавали и мать и отца (12 человек), либо всех членов семьи (6 человек), либо мать (3).
Проведённый анализ каждого из рисунков старших дошкольников по методике «Кинетический рисунок семьи (КРС)» позволил так же выявить следующие обобщённые установки - образы:
1.опора,
2.изоляция,
3.сотрудничество,
4.независимость.
1.Опора. К данной группе было отнесено -21 человек. Установка опора диагностировалась в случаях, когда изображенные фигуры были соразмерны, адекватно прорисованы соответственно полу. Нет явных предпочтений в детализации того или иного родителя, изображенные родителя держат друг друга за руки, что символизирует спаянность, единение, фигуры как бы опираются друг на друга и находят в этом союзе поддержку и т.д.
Детали обобщённой установки – опора её, узловые моменты присутствовали в рисунках детей с высоким уровнем детско-родительских отношений. При этом дети изображали полностью всех членов семьи, не искажая её реального состава. В рисунках присутствовало большое количество деталей, декорировании, использовании разнообразных цветов.
Пример:
Сагалакова Т. помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях.
Пример:
На рисунке Колесниковой О. изображена вся семья возле воды. На лицах взрослых и ребёнка – улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно.
Такие
рисунки свидетельствуют о
2. Изоляция. К данной группе было отнесено -17 человек. Противоположная установка – изоляция была представлена рисунками, на которых кто-то из родителей либо сам ребёнок отвернулся от родителей, либо оба и ребёнок и родители смотрят в разные стороны, стоят спиной друг к другу, либо один смотрит в спину другому. Это говорит о наличии отвержения, конфликта в семье. В таких случаях дети искажали реальный состав своей семьи, не включали себя в состав семьи - что свидетельствовало об отсутствии чувства общности с родителями.
Пример:
Рассмотрим, в качестве примера рисунок Перепёлкина Л. Мальчик изобразил только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную позицию: руки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей. Как выяснилось позже родители в разводе из за алкоголизма отца.
3. Сотрудничество. К данной группе было отнесено -11 человек. Фигуры ребёнка и одного из родителей нарисованы занятыми какой-либо совместной деятельностью, при этом существует дистанция между ребенком и родителем. Обращалось внимание на характер деятельности и диспозиции фигур.
4.Независимость. К данной группе было отнесено -11 человек. Изображение человеческих фигур (родителей, себя) в анфас, на расстоянии друг от друга, в рисунке нет четкой эмоциональной выраженности. Между фигурами родителей и ребёнка существует дистанция, или они просто стоят рядом, но не взаимодействуют друг с другом. Такие рисунки были связаны с возможным наличие проблем у ребёнка в семье, нереализованностью в отношениях с родителями.
Информация о работе Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии