Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:22, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое изучение методов арт-терапии и исследование, возможности использования арт-терапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: применение метода изотерапии в детско-родительских группах способствует повышению самооценки дошкольников и позволяет корректировать проблемные межличностные отношения в семье.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
1.1 История развития и принципы современной арт-терапии
1.2 Изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками
1.3. Особенности изо-терапевтических методик в детско-родительских группах.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

арт-терапия младшие школьники.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

     Преимущества  изо-терапии в детско-родительских группах в работе с дошкольниками, по сравнению с другими формами психологической помощи отмечают многие исследователи (Воробьева Д. И.,2008; Копытин А.И.,2005; Киселева М.В., 2009; Кузьмина Е. Р., 2008; Кудаева И.А.,2007).

     Во-первых, по мнению А.И. Копытина, изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками ориентирована преимущественно на невербальное общение, что делает ее особенно ценной в тех случаях, когда наблюдаются затруднения в словесном описании эмоциональных переживаний (Копытин А.И.,2005,16 с.). В большей степени это характерно для семей с нарушенной жизнедеятельностью, особенно в случае сложных и деликатных проблем.

     Во-вторых, творческая деятельность дошкольников и их родителей в процессе изо-терапии сама по себе является «мощным средством сближения людей» (Кузьмина Е. Р., 2008, 2 с.). Это особенно ценно в ситуациях нарушения семейной интеграции — взаимного отчуждения, затруднений в налаживании контактов.

     В-третьих, изо-терапия в детско-родительских группах, по результатам многих исследователей (Копытин А.И.,2005; Лебедева Л. Д.,2008; Киселева М.В.,2008)  вызывает у дошкольников и взрослых только положительные эмоции, способствуя преодолению апатии, подавленности, безынициативности, помогает сформировать более активную жизненную позицию, что так необходимо в работе с семьями, испытывающими социальное напряжение.

     В-четвертых, изобразительную деятельность ребенка  невозможно рассматривать в отрыве от его потребностей в общении  и укреплении значимых для него внешних  связей. Изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации ребенка, позволяя ему восполнить дефицит общения и «построить более гармоничные отношения с внешним миром» (Рогозина Е.Д., 2010, 11 с.).

     Присутствие рядом психотерапевта в ходе занятий  ребенка изобразительной деятельностью позволяет раскрыть ее коммуникативный потенциал и служит удовлетворению его потребностей в общении и коррекции нарушенных отношений.

     Кроме того, изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками, дает возможность социально приемлемого выхода агрессивности и других негативных чувств, позволяет проанализировать мысли и чувства и постепенно развивать «способность к саморегуляции» (Копытин А.И.,2005,17 с.).

     Благодаря своему невербальному характеру  средства визуальной экспрессии в процессе изо-терапии в детско-родительских группах, позволяют членам семьи дошкольников перестроить свои отношения и использовать «альтернативные способы взаимодействия» (Кузьмина Н.И.,2007, 7 с.).

     Применение  таких средств делает многие ранее  не осознаваемые или отрицаемые аспекты функционирования семейной системы «более наглядными и понятными для членов семьи детей дошкольного возраста» (Кутейникова Е.Е.,2007, 61 с.).

     Кроме того, применение невербальных средств  самовыражения в изо-терапии в детско-родительских группах «уравнивает» возможности дошкольников и взрослых, позволяет детям более активно проявлять себя во время сеансов и «способствует получению членами семьи нового опыта взаимодействия друг с другом» (Лебедева Л. Д.,2008, 18 с.).

     Рисование развивает чувственно-двигательную координацию дошкольников, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению Людмилы Дмитриевны Лебедевой, рисование участвует «в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление дошкольников» (Лебедева Л. Д.,2008, 18 с.), связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

     Будучи  напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой (Кузьмина Н.И.,2007, 7 с.).

     Художественное  изобразительное творчество дошкольника свидетельствует, по мнению М. Ю. Алексеевой, об изначальном синкретизме человеческой психики, что и объясняет высокую художественную ценность детских рисунков (Алексеева М. Ю., 2007, 11 с.).

     В них выражены непосредственность и  свежесть мировосприятия, его наивность  и эмоциональность, искренность самовыражения и свободная игра фантазии, сознание своего права на любую, по словам Д. И. Воробьевой: «деформацию жизненно-реальных форм, размеров пропорций, ассоциативный характер постижения мира, яркая метафоричность и безмерный гиперболизм творчества» (Воробьева Д. И., 2008, 17 с.).

     Диагностика изо-терапии в детско-родительских группах при работе с дошкольниками основана на выполнении членами семьи различных заданий, в основном, изобразительного характера. Эти задания могут быть также дополнены игровой и постановочной деятельностью, совместным музицированием, а также техниками связанных «с созданием и восприятием устных и письменных повествований» (Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А.,2008, 41 с.).

     Диагностика и оценка, как правило, проводятся в ходе первого сеанса изо-терапии. Примерами диагностических техник могут служить:

    • изображение дома с находящимися в нем членами семьи, занимающимися какими*либо делами; изображение значимых семейных событий — приятных или неприятных (семейных праздников, совместного отдыха и пр.) (Кузьмина Е. Р.,2008, 2 с.).
    • изображение проблемных ситуаций (семейный конфликт, болезнь одного из членов семьи и т. п.); изображение того, что представляется в жизни семьи наиболее важным (Лебедева Л. Д., 2008, 18 с.);
    • изображение «жизненного пути» семьи, когда членам семьи предлагается нарисовать основные вехи развития семьи, наиболее важные события в семейной жизни (Лебедева Л. Д., 2001, 15 с.).

     Некоторые из этих техник связаны с созданием членами семьи индивидуальных работ, другие выполняются совместно. При этом условия совместной деятельности могут варьироваться: в некоторых случаях членам семьи дошкольников предлагается сначала обсудить, как они представляют себе предмет изображения (например, то, что они считают семейной проблемой) и возможные способы его передачи на рисунке.

     Коррекционные техники при работе с дошкольниками могут включать (Копытин А.И.,2005; Лебедева Л. Д.,2008): парное рисование направленное на то, чтобы разбить триангуляции; создание индивидуальных рисунков с их последующей интеграцией в общий рисунок или совместное рисование на основе предварительного распределения ролей и функций; выражение чувств, связанных с семейными отношениями, посредством рисования и иных форм творческого самовыражения.

     Из  различных вариантов групповой  изо-терапии (студийной, аналитической, тематической) для детско-родительских групп при работе с дошкольниками более всего подходит форма тематически ориентированной группы, в которой всех участников объединяет какая-либо «единая проблематика» (Копытин А.И., Свистовская Е.Е.,2006, 250 с.).

     Ценная информация, касающаяся ролей членов семьи и особенностей их взаимодействия, может быть получена «благодаря наблюдению за процессом обсуждения» ((Копытин А.И., Свистовская Е.Е.,2006, 251 с.).

     Иногда  членов семьи просят сразу же начать рисовать и воздержаться от разговора, что может являться дополнительным фактором, способствующим более яркому проявлению особенностей взаимодействия между членами семьи и перестройке их отношений.

     Таким образом, в данной части работы, было выявлено, что изо-терапия в детско-родительских группах при работе с дошкольниками, является разновидностью групповой арт–терапии и сочетает арт-терапию с семейной психотерапией. Изотерапия использует процесс создания изображений дошкольниками в качестве инструмента реализации целей. Это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству, а психокоррекционные занятия.

     Психокоррекционные  занятия с использованием изотерапии при работе с дошкольниками эффективны в качестве воздействия на эмоционально-аффективную сферу ребенка, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе дошкольника.

     Преимуществами изо-терапии в детско-родительских группах при работе с дошкольниками являются следующие факторы: невербальный характер средств, общее творчество, положительные эмоции испытуемых, возможность социально приемлемого выплеска негативной энергии.

     Определены основные диагностические и коррекционные задачи изо-терапии в детско-родительских группах при работе с дошкольниками - это: осознание причинно-следственных связей в отношениях и реакциях членов семьи; выявление и коррекция дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия, и др.

     В процессе изо-терапии в детско-родительских группах при работе с дошкольниками проявляются и оцениваются как слабые (проблемные), так и сильные (ресурсные) аспекты опыта семьи.   

     1.3. Особенности изо-терапевтических методик в детско-родительских группах

     На  основе теоретического анализа авторских изо-терапевтических методик в детско-родительских группах при работе с дошкольниками, в данной части работы, автором была предпринята попытка обобщения накопленного методического материала с целью его дальнейшего практического применения.

     Дидактическая детско-родительская изо-методика Люсиль Пролкс. Большой интерес представляет модель групповой диадической детско -родительской изо-терапии, предложенная канадским арт-терапевтом Л. Пролкс (Пролкс Л., 2006).

     Данная  модель рассчитана на совместную работу родителей и дошкольников. Л. Пролкс показывает возможность проведения изо-терапевтических занятий с детьми, находящимися на том этапе психического развития, когда их изобразительные навыки еще слабо развиты.

     В то же время, Л. Пролкс считает, что творческое взаимодействие ребенка и родителей  может быть реализовано в самых  разных формах, обеспечивая укрепление и коррекцию детско-родительских отношений.

     Программа детско-родительской диадической арт-терапии включает серию групповых занятий с участием не более десяти человек. При этом формируются пять диад «родитель — ребенок». Каждое занятие рассчитано на полтора часа и имеет характерную структуру, включающую: приветствие и изо-терапевтические занятия за столом, свободную игру детей с одновременным обсуждением процесса и результатов арт -терапевтического занятия с родителями и т.д (Пролкс Л., 2006, 88 с.).

     Программа способствует коррекции и укреплению эмоциональных связей между родителями и детьми и создает богатые возможности для развития комплекса умений как у детей, так и у родителей.

     Она предполагает поэтапное освоение различных  действий с предметами и изобразительными материалами, причем их использование в ходе занятий тесно связано с коммуникативными процессами разного уровня (в детско-родительских диадах и в группе в целом) и подчинено задачам взаимодействия детей со своими сверстниками и взрослыми (Пролкс Л., 2006, 88 с.).

     Большое значение для успешной реализации программы имеет инструктирование родителей, призванное помочь им осознать важность «свободы творческих проявлений и самостоятельности ребенка» (Пролкс Л., 2006, 88 с.).

     Изо-терапевтическая  методика семейных пейзажей Дорис Аррингтон. Д. Аррингтон более 30 лет занималась арт-терапевтической практикой и преподавательской деятельностью. В своей работе с семьями она пыталась использовать некоторые данные психологической теории привязанностей и нейропсихологии (Васина Е., Барыбина А., 2009, 17 с.). Одной из техник, разработанных ею, является техника создания семейного пейзажа, «позволяющая исследовать границы семьи детей дошкольного возраста и ее членов» (Васина Е., Барыбина А., 2009, 18 с.).

     При создании семейного пейзажа членам семьи предлагается воспользоваться такими материалами, как цветные карандаши, акварельные краски и ручки с черными чернилами.

     Арт-методика семейной терапии Янис Хошино. В последние годы американский арт*терапевт Я. Хошино, работая на базе Антиохского университета в г. Сиетле (шт. Вашингтон), адаптировала ряд техник семейной психотерапии к условиям арт -терапевтической работы (Хошино Я.,2010, 2 с.).

     Одной из таких техник является изображение  генограммы. Я. Хошино (Хошино Я.,2010, 17 с.) предлагает создавать генограммы с использованием самых разных изобразительных средств и объектов (предметов, принадлежащих членам семьи, фотографий и т. п.).

     В некоторых случаях основой для создания генограммы может служить тот или иной символический образ (например, дерево). Если при этом используются трехмерные объекты и материалы (природные и техногенные), то генограмма может представлять собой подобие инсталляции или предметной скульптуры (ассамбляжа). В некоторых случаях задание по созданию семейного дерева может даваться для выполнения на дом (Хошино Я.,2010, 17 с.).

Информация о работе Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии