Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:22, дипломная работа
Целью данной работы является теоретическое изучение методов арт-терапии и исследование, возможности использования арт-терапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: применение метода изотерапии в детско-родительских группах способствует повышению самооценки дошкольников и позволяет корректировать проблемные межличностные отношения в семье.
Введение 4
Глава 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
1.1 История развития и принципы современной арт-терапии
1.2 Изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками
1.3. Особенности изо-терапевтических методик в детско-родительских группах.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Библиография
Преимущества изо-терапии в детско-родительских группах в работе с дошкольниками, по сравнению с другими формами психологической помощи отмечают многие исследователи (Воробьева Д. И.,2008; Копытин А.И.,2005; Киселева М.В., 2009; Кузьмина Е. Р., 2008; Кудаева И.А.,2007).
Во-первых, по мнению А.И. Копытина, изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками ориентирована преимущественно на невербальное общение, что делает ее особенно ценной в тех случаях, когда наблюдаются затруднения в словесном описании эмоциональных переживаний (Копытин А.И.,2005,16 с.). В большей степени это характерно для семей с нарушенной жизнедеятельностью, особенно в случае сложных и деликатных проблем.
Во-вторых, творческая деятельность дошкольников и их родителей в процессе изо-терапии сама по себе является «мощным средством сближения людей» (Кузьмина Е. Р., 2008, 2 с.). Это особенно ценно в ситуациях нарушения семейной интеграции — взаимного отчуждения, затруднений в налаживании контактов.
В-третьих, изо-терапия в детско-родительских группах, по результатам многих исследователей (Копытин А.И.,2005; Лебедева Л. Д.,2008; Киселева М.В.,2008) вызывает у дошкольников и взрослых только положительные эмоции, способствуя преодолению апатии, подавленности, безынициативности, помогает сформировать более активную жизненную позицию, что так необходимо в работе с семьями, испытывающими социальное напряжение.
В-четвертых, изобразительную деятельность ребенка невозможно рассматривать в отрыве от его потребностей в общении и укреплении значимых для него внешних связей. Изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации ребенка, позволяя ему восполнить дефицит общения и «построить более гармоничные отношения с внешним миром» (Рогозина Е.Д., 2010, 11 с.).
Присутствие
рядом психотерапевта в ходе занятий
ребенка изобразительной
Кроме того, изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками, дает возможность социально приемлемого выхода агрессивности и других негативных чувств, позволяет проанализировать мысли и чувства и постепенно развивать «способность к саморегуляции» (Копытин А.И.,2005,17 с.).
Благодаря своему невербальному характеру средства визуальной экспрессии в процессе изо-терапии в детско-родительских группах, позволяют членам семьи дошкольников перестроить свои отношения и использовать «альтернативные способы взаимодействия» (Кузьмина Н.И.,2007, 7 с.).
Применение таких средств делает многие ранее не осознаваемые или отрицаемые аспекты функционирования семейной системы «более наглядными и понятными для членов семьи детей дошкольного возраста» (Кутейникова Е.Е.,2007, 61 с.).
Кроме того, применение невербальных средств самовыражения в изо-терапии в детско-родительских группах «уравнивает» возможности дошкольников и взрослых, позволяет детям более активно проявлять себя во время сеансов и «способствует получению членами семьи нового опыта взаимодействия друг с другом» (Лебедева Л. Д.,2008, 18 с.).
Рисование
развивает чувственно-
Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой (Кузьмина Н.И.,2007, 7 с.).
Художественное изобразительное творчество дошкольника свидетельствует, по мнению М. Ю. Алексеевой, об изначальном синкретизме человеческой психики, что и объясняет высокую художественную ценность детских рисунков (Алексеева М. Ю., 2007, 11 с.).
В них выражены непосредственность и свежесть мировосприятия, его наивность и эмоциональность, искренность самовыражения и свободная игра фантазии, сознание своего права на любую, по словам Д. И. Воробьевой: «деформацию жизненно-реальных форм, размеров пропорций, ассоциативный характер постижения мира, яркая метафоричность и безмерный гиперболизм творчества» (Воробьева Д. И., 2008, 17 с.).
Диагностика изо-терапии в детско-родительских группах при работе с дошкольниками основана на выполнении членами семьи различных заданий, в основном, изобразительного характера. Эти задания могут быть также дополнены игровой и постановочной деятельностью, совместным музицированием, а также техниками связанных «с созданием и восприятием устных и письменных повествований» (Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А.,2008, 41 с.).
Диагностика и оценка, как правило, проводятся в ходе первого сеанса изо-терапии. Примерами диагностических техник могут служить:
Некоторые из этих техник связаны с созданием членами семьи индивидуальных работ, другие выполняются совместно. При этом условия совместной деятельности могут варьироваться: в некоторых случаях членам семьи дошкольников предлагается сначала обсудить, как они представляют себе предмет изображения (например, то, что они считают семейной проблемой) и возможные способы его передачи на рисунке.
Коррекционные техники при работе с дошкольниками могут включать (Копытин А.И.,2005; Лебедева Л. Д.,2008): парное рисование направленное на то, чтобы разбить триангуляции; создание индивидуальных рисунков с их последующей интеграцией в общий рисунок или совместное рисование на основе предварительного распределения ролей и функций; выражение чувств, связанных с семейными отношениями, посредством рисования и иных форм творческого самовыражения.
Из различных вариантов групповой изо-терапии (студийной, аналитической, тематической) для детско-родительских групп при работе с дошкольниками более всего подходит форма тематически ориентированной группы, в которой всех участников объединяет какая-либо «единая проблематика» (Копытин А.И., Свистовская Е.Е.,2006, 250 с.).
Ценная информация, касающаяся ролей членов семьи и особенностей их взаимодействия, может быть получена «благодаря наблюдению за процессом обсуждения» ((Копытин А.И., Свистовская Е.Е.,2006, 251 с.).
Иногда членов семьи просят сразу же начать рисовать и воздержаться от разговора, что может являться дополнительным фактором, способствующим более яркому проявлению особенностей взаимодействия между членами семьи и перестройке их отношений.
Таким образом, в данной части работы, было выявлено, что изо-терапия в детско-родительских группах при работе с дошкольниками, является разновидностью групповой арт–терапии и сочетает арт-терапию с семейной психотерапией. Изотерапия использует процесс создания изображений дошкольниками в качестве инструмента реализации целей. Это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству, а психокоррекционные занятия.
Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии при работе с дошкольниками эффективны в качестве воздействия на эмоционально-аффективную сферу ребенка, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе дошкольника.
Преимуществами изо-терапии в детско-родительских группах при работе с дошкольниками являются следующие факторы: невербальный характер средств, общее творчество, положительные эмоции испытуемых, возможность социально приемлемого выплеска негативной энергии.
Определены основные диагностические и коррекционные задачи изо-терапии в детско-родительских группах при работе с дошкольниками - это: осознание причинно-следственных связей в отношениях и реакциях членов семьи; выявление и коррекция дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия, и др.
В
процессе изо-терапии в детско-родительских
группах при работе с дошкольниками проявляются
и оцениваются как слабые (проблемные),
так и сильные (ресурсные) аспекты опыта
семьи.
1.3.
Особенности изо-
На основе теоретического анализа авторских изо-терапевтических методик в детско-родительских группах при работе с дошкольниками, в данной части работы, автором была предпринята попытка обобщения накопленного методического материала с целью его дальнейшего практического применения.
Дидактическая детско-родительская изо-методика Люсиль Пролкс. Большой интерес представляет модель групповой диадической детско -родительской изо-терапии, предложенная канадским арт-терапевтом Л. Пролкс (Пролкс Л., 2006).
Данная модель рассчитана на совместную работу родителей и дошкольников. Л. Пролкс показывает возможность проведения изо-терапевтических занятий с детьми, находящимися на том этапе психического развития, когда их изобразительные навыки еще слабо развиты.
В то же время, Л. Пролкс считает, что творческое взаимодействие ребенка и родителей может быть реализовано в самых разных формах, обеспечивая укрепление и коррекцию детско-родительских отношений.
Программа детско-родительской диадической арт-терапии включает серию групповых занятий с участием не более десяти человек. При этом формируются пять диад «родитель — ребенок». Каждое занятие рассчитано на полтора часа и имеет характерную структуру, включающую: приветствие и изо-терапевтические занятия за столом, свободную игру детей с одновременным обсуждением процесса и результатов арт -терапевтического занятия с родителями и т.д (Пролкс Л., 2006, 88 с.).
Программа способствует коррекции и укреплению эмоциональных связей между родителями и детьми и создает богатые возможности для развития комплекса умений как у детей, так и у родителей.
Она предполагает поэтапное освоение различных действий с предметами и изобразительными материалами, причем их использование в ходе занятий тесно связано с коммуникативными процессами разного уровня (в детско-родительских диадах и в группе в целом) и подчинено задачам взаимодействия детей со своими сверстниками и взрослыми (Пролкс Л., 2006, 88 с.).
Большое значение для успешной реализации программы имеет инструктирование родителей, призванное помочь им осознать важность «свободы творческих проявлений и самостоятельности ребенка» (Пролкс Л., 2006, 88 с.).
Изо-терапевтическая методика семейных пейзажей Дорис Аррингтон. Д. Аррингтон более 30 лет занималась арт-терапевтической практикой и преподавательской деятельностью. В своей работе с семьями она пыталась использовать некоторые данные психологической теории привязанностей и нейропсихологии (Васина Е., Барыбина А., 2009, 17 с.). Одной из техник, разработанных ею, является техника создания семейного пейзажа, «позволяющая исследовать границы семьи детей дошкольного возраста и ее членов» (Васина Е., Барыбина А., 2009, 18 с.).
При создании семейного пейзажа членам семьи предлагается воспользоваться такими материалами, как цветные карандаши, акварельные краски и ручки с черными чернилами.
Арт-методика семейной терапии Янис Хошино. В последние годы американский арт*терапевт Я. Хошино, работая на базе Антиохского университета в г. Сиетле (шт. Вашингтон), адаптировала ряд техник семейной психотерапии к условиям арт -терапевтической работы (Хошино Я.,2010, 2 с.).
Одной из таких техник является изображение генограммы. Я. Хошино (Хошино Я.,2010, 17 с.) предлагает создавать генограммы с использованием самых разных изобразительных средств и объектов (предметов, принадлежащих членам семьи, фотографий и т. п.).
В некоторых случаях основой для создания генограммы может служить тот или иной символический образ (например, дерево). Если при этом используются трехмерные объекты и материалы (природные и техногенные), то генограмма может представлять собой подобие инсталляции или предметной скульптуры (ассамбляжа). В некоторых случаях задание по созданию семейного дерева может даваться для выполнения на дом (Хошино Я.,2010, 17 с.).
Информация о работе Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии