Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:22, дипломная работа
Целью данной работы является теоретическое изучение методов арт-терапии и исследование, возможности использования арт-терапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: применение метода изотерапии в детско-родительских группах способствует повышению самооценки дошкольников и позволяет корректировать проблемные межличностные отношения в семье.
Введение 4
Глава 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
1.1 История развития и принципы современной арт-терапии
1.2 Изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками
1.3. Особенности изо-терапевтических методик в детско-родительских группах.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Библиография
2.Практические занятия в родительской группе. Практические занятия родителями проводились по 30 мин. часа, 2—3 раза в неделю и ставили своей целью не только конкретизацию теоретических положений, но и закрепление навыков и умений адекватной межличностной коммуникации.
Арт-терапевтическая работа предполагала большой набор различных изобразительных средств, поэтому в процессе работы были использованы следующие материалы:
1) краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
2)
для создания коллажей или
объемных композиций
3) природные материалы — кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;
4) для лепки — глина, пластилин, дерево, специальное тесто;
5) бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;
6)
кисти разных размеров, губки
для закрашивания больших
Тематика практических занятий в родительских группах
12 занятий
1. «Семейный портрет». Реалистическое, символическое, абстрактное изображение членов семьи.
2. «Совместное действие». Изображение членов семьи в процессе совместной деятельности.
3. «Отношения детей и родителей». Группа делится по парам, изображающим игру родителей и детей. Сначала один из партнеров, изображая «родителя», создает рисунок для другого, изображающего «ребенка». Затем «ребенок» руководит действиями «родителя», создающего рисунок для «ребенка».
4. «Семейные темы». Нарисуйте себя с каким-либо членом вашей семьи или нарисуйте какое-нибудь семейное событие (свадьбу, рождение ребенка, праздник и т. д.).
5. «Эмоциональные портреты». Партнеры (члены семьи) рисуют портреты друг друга в определенном эмоциональном состоянии. Затем передают рисунки друг другу для исправления. Каждый делает свое изображение таким, каким он хотел бы себя видеть.
6. «Текущий момент». Члены семьи изображают семейную ситуацию в настоящий момент, а затем то, какой они хотели бы ее видеть.
7. «Наиболее важные вещи». Каждый член семьи рисует то, что наиболее важно для него в настоящий момент. Затем рисунки совместно обсуждаются.
8. «Семейные проблемы». Каждый член семьи изображает какую-нибудь семейную проблему (например, алкоголизм, заболевание, безработица и т. д.) и то, как она влияет на его жизнь.
9. «Неполная семья». Каждый член семьи изображает на рисунке или коллаже положительные и отрицательные моменты, связанные с неполной семьей.
10. «Совместный
семейный рисунок». Вся семья рисует что-нибудь
на большом листе бумаги или создает композицию
с использованием других материалов. Иногда
этому предшествует обсуждение темы работы.
Она завершается обсуждением динамики
процесса создания совместной композиции,
в которой анализируются семейные роли
и отношения.
3. Занятия с детско-родительской группой (12 занятий).
Занятие 1
Цель: установление контактов между семьями, развитие коммуникативных навыков.
Участники занятий садятся в круг и в дальнейшем все обсуждения происходят в кругу.
1.
Процедура первого знакомства: «Написать
на карточке свое имя и
2.
Психогимнастическое
Цель: повышение активности членов группы, придание занятию игровой формы.
Для проведения упражнения один из участников группы, а лучше, если это будет тренер, встанет в центре круга, тогда освободится один стул, необходимый для проведения упражнения. Задача участника группы, около которого с правой стороны окажется свободный стул, — хлопнуть по этому стулу и назвать имя любого участника группы, исключая стоящего в центре человека, приглашая его сесть на этот стул. Тот участник, чье имя произнесено, должен встать со своего стула и пересесть на тот стул, куда его пригласили.
Соответственно, освободится его стул, и другой участник группы, около кого справа окажется свободный стул, должен пригласить другого участника группы. И так далее. Задача стоящего в центре круга, в случае заминки, занять свободный стул. В этом случае ведущим становится тот участник, который не успел быстро среагировать, хлопнуть по стулу и пригласить участника группы.
3.
Психогимнастическое
4.
Психогимнастическое
5.
Обсуждение чувств, возникших в
процессе трех
6. Обсуждение правил группы.
7.
Обсуждение дня занятий.
8.
Объяснение домашнего задания:
в течение трех дней обращать
особое внимание на окружающий
мир — на природу, на
9.
Ритуал завершения занятия —
«Колодец».
Занятие 2.
(Данное
занятие разработано на основе
изо-терапевтической методики
Цель: Исследование семейного пространства, защитных механизмов, границ и степени близости родственников в пределах семейной системы.
Материалы: цветные карандаши, акварельные краски и ручки с черными чернилами.
Задания:
1. Вспомнить какое*либо событие, случившееся в их жизни, когда им было от 3 до 12 лет, представить и ощутить атмосферу и пространство, в котором оно происходило (например, ощущалось ли это пространство как комфортное или некомфортное, свободное или стесненное и т. д.).
2.
Нарисовать символический
3. Изобразить систему условных обозначений для членов семьи, включив ее в карту семьи в качестве ее легенды.
4. Вспомнить событие, которое повлекло за собой более или менее существенные изменения в жизни семьи, случившееся, когда им было от 3 до 12 лет (смерть, развод, повторное замужество или женитьба родителя, усыновление), особое внимание обратить на его эмоциональную атмосферу. Для данного события также необходимо создать карту и придумать для него легенду.
5.
Последним этапом при
6.
Ритуал завершения занятия —
«Колодец».
Занятие 3. (Данное занятие разработано на основе изо-методики семейной оценочной процедуры Ханны Квятковски)
Цель:
Данное задание позволяет увидеть,
как члены семьи
Все шесть рисунков должны быть созданы в ходе одного занятия. После создания каждого рисунка членам семьи предлагается поделиться своими впечатлениями, связанными с восприятием рисунков друг друга.
Материалы: цветные карандаши, простые карандаши, цветные ручки.
Задания:
1.
Свободный рисунок: каждый
2. Рисунок с изображением семьи: каждый член семьи должен нарисовать свою семью, включая всех ее членов, в том числе, себя. Фигуры членов семьи должны изображаться по возможности целиком.
3.
Абстрактный портрет семьи.
4.
Рисунок на основе каракулей:
членам семьи предлагается
5.
Совместное создание каракулей.
После выполнения задания арт - терапевт переходит к сравнению индивидуальных каракулей с рисунком, который создан совместно.
6.
Свободный рисунок. Второй
7. Ритуал завершения занятия — «Колодец».
Занятие 4.
(Данное
занятие разработано на основе арт-методики
семейных портретов и фресок Джудит Рубин)
Цель: данная техника способствует налаживанию более тесной коммуникации между членами семьи
Материалы: цветные карандаши, простые карандаши, цветные ручки, цветная бумага, картон, листы ватмана (один на каждую семью). фломастеры, клей.
Задания:
1.
Рисование каракулей. Она
2.
Семейный портрет:
3. Семейная фреска. Большой лист бумаги крепится к стене, и члены семьи рисуют на нем совместно какую*либо композицию на свой выбор. Прежде всего, они должны договориться, что будут рисовать.
Информация о работе Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии