Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:22, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое изучение методов арт-терапии и исследование, возможности использования арт-терапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: применение метода изотерапии в детско-родительских группах способствует повышению самооценки дошкольников и позволяет корректировать проблемные межличностные отношения в семье.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
1.1 История развития и принципы современной арт-терапии
1.2 Изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками
1.3. Особенности изо-терапевтических методик в детско-родительских группах.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

арт-терапия младшие школьники.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

     2.Практические  занятия  в родительской группе. Практические занятия  родителями  проводились по 30 мин. часа, 2—3 раза в неделю и ставили своей целью не только конкретизацию теоретических положений, но и закрепление навыков и умений адекватной межличностной коммуникации.

     Арт-терапевтическая работа предполагала большой набор различных изобразительных средств, поэтому в процессе работы были использованы следующие материалы:

     1) краски, карандаши, восковые мелки,  пастель;

     2) для создания коллажей или  объемных композиций использовались  журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль;

     3) природные материалы — кора, листья  и семена растений, цветы, перышки,  ветки, мох, камешки;

     4) для лепки — глина, пластилин, дерево, специальное тесто;

     5) бумага для рисования разных  форматов и оттенков, картон;

     6) кисти разных размеров, губки  для закрашивания больших пространств,  ножницы, нитки, разные типы  клеев, скотч. 

     Тематика  практических занятий в родительских группах

     12 занятий

     1. «Семейный портрет». Реалистическое, символическое, абстрактное изображение членов семьи.

    • Изобразите членов семьи в виде животных или предметов.
    • Изобразите членов семьи и составьте диалоги между ними.
    • Подберите иллюстрации из журналов, напоминающие о семье и отношениях между ее членами.
    • Создайте трехмерное изображение членов семьи.

     2. «Совместное действие». Изображение членов семьи в процессе совместной деятельности.

    • Изобразите себя в той роли, которую вы играете в семье.
    • Изобразите план вашей квартиры или дома, дополненный изображениями членов вашей семьи, занимающихся каким-либо делом.

     3. «Отношения детей и родителей». Группа делится по парам, изображающим игру родителей и детей. Сначала один из партнеров, изображая «родителя», создает рисунок для другого, изображающего «ребенка». Затем «ребенок» руководит действиями «родителя», создающего рисунок для «ребенка».

     4. «Семейные темы». Нарисуйте себя с каким-либо членом вашей семьи или нарисуйте какое-нибудь семейное событие (свадьбу, рождение ребенка, праздник и т. д.).

     5. «Эмоциональные портреты». Партнеры (члены семьи) рисуют портреты друг друга в определенном эмоциональном состоянии. Затем передают рисунки друг другу для исправления. Каждый делает свое изображение таким, каким он хотел бы себя видеть.

     6. «Текущий момент». Члены семьи изображают семейную ситуацию в настоящий момент, а затем то, какой они хотели бы ее видеть.

     7. «Наиболее важные вещи». Каждый член семьи рисует то, что наиболее важно для него в настоящий момент. Затем рисунки совместно обсуждаются.

     8. «Семейные проблемы». Каждый член семьи изображает какую-нибудь семейную проблему (например, алкоголизм, заболевание, безработица и т. д.) и то, как она влияет на его жизнь.

     9. «Неполная семья». Каждый член семьи изображает на рисунке или коллаже положительные и отрицательные моменты, связанные с неполной семьей.

     10. «Совместный семейный рисунок». Вся семья рисует что-нибудь на большом листе бумаги или создает композицию с использованием других материалов. Иногда этому предшествует обсуждение темы работы. Она завершается обсуждением динамики процесса создания совместной композиции, в которой анализируются семейные роли и отношения. 

     3. Занятия с детско-родительской  группой (12 занятий).

     Занятие 1

     Цель: установление контактов между семьями, развитие коммуникативных навыков.

     Участники занятий садятся в круг и в  дальнейшем все обсуждения происходят в кругу.

     1. Процедура первого знакомства: «Написать  на карточке свое имя и изобразить  свой символ; представиться, пояснить  свой символ и выразить цель посещения занятий и ожидание от занятий»;

     2. Психогимнастическое упражнение  «Свободный стул». 

     Цель: повышение активности членов группы, придание занятию игровой формы.

     Для проведения упражнения один из участников группы, а лучше, если это будет  тренер, встанет в центре круга, тогда освободится один стул, необходимый для проведения упражнения. Задача участника группы, около которого с правой стороны окажется свободный стул, — хлопнуть по этому стулу и назвать имя любого участника группы, исключая стоящего в центре человека, приглашая его сесть на этот стул. Тот участник, чье имя произнесено, должен встать со своего стула и пересесть на тот стул, куда его пригласили.

     Соответственно, освободится его стул, и другой участник группы, около кого справа окажется свободный стул, должен пригласить другого участника группы. И так далее. Задача стоящего в центре круга, в случае заминки, занять свободный стул. В этом случае ведущим становится тот участник, который не успел быстро среагировать, хлопнуть по стулу и пригласить участника группы.

     3. Психогимнастическое упражнение  «Поменяйтесь местами...» (см. занятие  № 1 с родителями — Знакомство).

     4. Психогимнастическое упражнение  «Стражники». Для проведения упражнения  необходимо нечетное количество  участников. Предварительно все рассчитываются на «первый», «второй». Все вторые номера сидят на стульях, первые стоят за спинками их стульев, оставшийся без пары участник группы стоит за спинкой свободного стула (допустим, его зовут Коля). Инструкция: «Задача Коли — пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средствами, говорить ничего не надо. Все, кто сидят на стульях, очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит за спинками стульев, — удержать своих "подопечных". Сделать это можно, успев положить руку на плечо того человека, который сидит на вашем стуле, в тот момент, когда вы заметили его намерение пересесть. Руки стоящих участников упражнения до определенного времени располагаются на спинке стула». Через некоторое время тренер предлагает участникам поменяться местами.

     5. Обсуждение чувств, возникших в  процессе трех психогимнастических  упражнений. Ситуация обсуждения  используется для лучшего знакомства  участников друг с другом.

     6. Обсуждение правил группы.

     7. Обсуждение дня занятий. Получение  ведущим обратной связи от  участников о занятии.

     8. Объяснение домашнего задания:  в течение трех дней обращать  особое внимание на окружающий  мир — на природу, на отношения  между людьми, и постараться это  запомнить или записать.

     9. Ритуал завершения занятия —  «Колодец». 

     Занятие 2.

     (Данное  занятие разработано на основе  изо-терапевтической методики семейных  пейзажей Д. Аррингтон)

     Цель: Исследование семейного пространства, защитных механизмов, границ и степени  близости родственников в пределах семейной системы.

     Материалы: цветные карандаши, акварельные краски и ручки с черными чернилами.

     Задания:

     1. Вспомнить какое*либо событие, случившееся в их жизни, когда им было от 3 до 12 лет, представить и ощутить атмосферу и пространство, в котором оно происходило (например, ощущалось ли это пространство как комфортное или некомфортное, свободное или стесненное и т. д.).

     2. Нарисовать символический пейзаж, отражающий психологическую атмосферу  того события, включив в него  также символические образы членов семьи, присутствовавших в тот период, постараться передать степень их психологической близости к автору рисунка.

     3. Изобразить систему условных  обозначений для членов семьи,  включив ее в карту семьи  в качестве ее легенды.

     4. Вспомнить событие, которое повлекло за собой более или менее существенные изменения в жизни семьи, случившееся, когда им было от 3 до 12 лет (смерть, развод, повторное замужество или женитьба родителя, усыновление), особое внимание обратить на его эмоциональную атмосферу. Для данного события также необходимо создать карту и придумать для него легенду.

     5. Последним этапом при выполнении  данной техники является создание  карты, отражающей восприятие  данного события тем членом  семьи, с которым испытуемый  ощущает наименьшую эмоциональную близость.

     6. Ритуал завершения занятия —  «Колодец». 

     Занятие 3. (Данное занятие разработано на основе  изо-методики семейной оценочной процедуры Ханны Квятковски)

     Цель: Данное задание позволяет увидеть, как члены семьи взаимодействуют  друг с другом, насколько они способны работать в тесном контакте, на одном листе бумаги, и как проявляются их личные границы.

     Все шесть рисунков должны быть созданы  в ходе одного занятия. После создания каждого рисунка членам семьи  предлагается поделиться своими впечатлениями, связанными с восприятием рисунков друг друга.

     Материалы: цветные карандаши, простые карандаши, цветные ручки.

     Задания:

     1. Свободный рисунок: каждый член  семьи рисует то, что придет  ему в голову.

     2. Рисунок с изображением семьи:  каждый член семьи должен нарисовать свою семью, включая всех ее членов, в том числе, себя. Фигуры членов семьи должны изображаться по возможности целиком.

     3. Абстрактный портрет семьи. Данное  задание является наиболее сложным  для объяснения. Вначале специалист  просит членов семьи изобразить абстрактный портрет всей семьи, затем дожидается возможных вопросов тех членов, кто не понимает инструкцию.

     4. Рисунок на основе каракулей:  членам семьи предлагается каждому  нарисовать каракули, и на их  основе затем создать образ. Члены семьи могут вращать лист вокруг оси, добавлять к каракулям новые изобразительные элементы или оставить исходный рисунок без изменений.

     5. Совместное создание каракулей.  Данное задание предполагает  такое же начало, что и в  предыдущем задании. Однако, создав индивидуальные каракули, члены семьи должны затем выбрать какой -либо один рисунок и на его основе совместно создать изображение.

     После выполнения задания арт - терапевт переходит к сравнению индивидуальных каракулей с рисунком, который создан совместно.

     6. Свободный рисунок. Второй свободный  рисунок рассматривается как  наиболее важный из всех заданий,  поскольку он выявляет способность  выдерживать стресс членами семьи,  определяет их возможности сохранять  внутреннюю стабильность и переживать  изменения при переходе от первого задания к последнему.

     7. Ритуал завершения занятия —  «Колодец».

     Занятие 4.

     (Данное  занятие разработано на основе  арт-методики семейных портретов и фресок Джудит Рубин) 

     Цель: данная техника способствует налаживанию  более тесной коммуникации между членами семьи

     Материалы: цветные карандаши, простые карандаши, цветные ручки, цветная бумага, картон,  листы ватмана (один на каждую семью). фломастеры, клей.

     Задания: 

     1. Рисование каракулей. Она доступна  для выполнения даже тем детям, которые затрудняются в создании оформленного образа.

     2. Семейный портрет: реалистические  и символические портреты, варианты, связанные с применением двух  и трехмерных изобразительных  материалов.

     3. Семейная фреска. Большой лист  бумаги крепится к стене, и члены семьи рисуют на нем совместно какую*либо композицию на свой выбор. Прежде всего, они должны договориться, что будут рисовать.

Информация о работе Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии