Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:22, дипломная работа
Целью данной работы является теоретическое изучение методов арт-терапии и исследование, возможности использования арт-терапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: применение метода изотерапии в детско-родительских группах способствует повышению самооценки дошкольников и позволяет корректировать проблемные межличностные отношения в семье.
Введение 4
Глава 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
1.1 История развития и принципы современной арт-терапии
1.2 Изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками
1.3. Особенности изо-терапевтических методик в детско-родительских группах.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Библиография
Инструкция:
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность – выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Помимо качественной оценки результатов, данная проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.
Психологический
материал, характеризующий систему
межличностных отношений
1)
переменные, характеризующие конкретно-
2)
переменные, характеризующие самого
ребенка и проявляющиеся в
различных отношениях: общительность,
отгороженность, стремление к доминированию,
социальная адекватность
Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков:
1) отношение к матери;
2) отношение к отцу;
3) отношение к матери и отцу как к семейной чете;
4) отношение к братьям и сестрам;
5) отношение к бабушке и дедушке;
6) отношение к другу;
7) отношение к учителю;
8) любознательность;
9) стремление к доминированию;
10) общительность;
11) отгороженность;
12) адекватность.
Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами.
Процедура (Методический, стимульный, материал к методике Р. Жиля):
|
|
|
14.Ты
на прогулке за городом.
15.Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.
16. Обозначь крестиком где ты этот раз.
17.Теперь
на этом рисунке размести
18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.
19.
Ты собираешься в дальнюю
20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.
21. С кем ты любишь играть? С товарищами твоего возраста, младше тебя, старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.
22.
Это площадка для игр.
23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.
24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.
25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать? Пожалуешься учителю? Ударишь его? Сделаешь ему замечание? Не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.
26.
Вот человек, хорошо тебе
27. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.
28.
Эти люди стоят вокруг стола,
и один из них что-то
29.Ты
и твои товарищи на прогулке,
одна женщина вам что-то
30.
Во время прогулки все
31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком где ты.
32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.
33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать? Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из ответов.
34.
Один из товарищей смеется
над твоим другом. Что сделаешь?
Будешь плакать? Пожмешь
35. Товарищ взял твою ручку без разрешения? Что сделаешь? Будешь плакать? Жаловаться? Кричать? Попытаешься отобрать? Начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.
36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру), и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать? Плакать? Продолжать играть? Ничего не скажешь? Начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.
37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
39.
Учитель вышел и доверил тебе
надзор за классом. Способен
ли ты выполнить это поручение?
40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей, в кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?
41.
В кинотеатре много пустых
мест. Твои родственники уже заняли
свои места. Обозначь
42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?
Ключи и интерпретация к методике Рене Жиля представлены в таблице 1:
Таблица 1
Ключи к методике Рене Жиля
№ шкал | Назначение шкал | Номера заданий | Общее количество заданий |
1 | Отношение к матери | 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42 | 20 |
2 | Отношение к отцу | 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 | 20 |
3 | Отношение к матери и отцу как родительской чете | 1-4, 6-8, 14, 17, 19 | 10 |
4 | Отношение к братьям и сестрам | 1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42 | 20 |
5 | Отношение к бабушке и дедушке | 1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41 | 15 |
6 | Отношение к другу (подруге) | 1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40 | 20 |
7 | Отношение к учителю (авторитетному взрослому) | 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17. 19, 26, 28-30, 32, 40 | 15 |
8 | Любознательность | 5, 22-24, 26, 28-32 | 10 |
9 | Доминантность | 20-22, 39 | 4 |
10 | Общительность | 16, 22-24 | 4 |
11 | Закрытость, отгороженность | 9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42 | 15 |
12 | Социальная адекватность поведения | 9, 25, 28, 32-38 | 10 |
Информация о работе Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии