Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:22, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое изучение методов арт-терапии и исследование, возможности использования арт-терапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: применение метода изотерапии в детско-родительских группах способствует повышению самооценки дошкольников и позволяет корректировать проблемные межличностные отношения в семье.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
1.1 История развития и принципы современной арт-терапии
1.2 Изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками
1.3. Особенности изо-терапевтических методик в детско-родительских группах.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

арт-терапия младшие школьники.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

     Попытки соединения методологии и техники групповой психотерапии с принципами арт-терапевтической деятельности стали особенно активны в последние десятилетия, что связано,  по мнению некоторых авторов (Копытин А. И., 2008; Лебедева Л. Д., 2008. и др.), с развитием арт-терапии и ростом профессионализма представителей этого направления.

     Так в 2002 году  в Университете Лесли (США) Шон Мак Ниф и Паоло Книлл была создана первая, обучающая государственно аккредитованная программа по интермодальной терапии искусствами, раз в два года проводятся международные конференции Ассоциацией Терапии Выразительных Искусств (Вековая А.В., 2010, 12 с).

     За  многие годы понятие групповой арт –терапии наполнилось новым смыслом и видоизменилось. В Психолого – педагогическом словаре указано, что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности (Под ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева, 2008, 11 с.).

     В основе современного определения групповой арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием которых и связано художественное творчество (Нифонтова О. В., 2008; Мухина В. С., 2009; Киселева М.В.,2009; Копытин А. И., 2008; Лебедева Л. Д.,2008; Пролкс Л.,2006; Хобсон К. Ф., 2007; Хайкин Р. Б., 2007.).

     Так, по мнению Людмилы Дмитриевны Лебедевой, доктора педагогических наук, профессора, в 2001 году защитившей, первую в России докторскую диссертацию по проблематике арт-терапии: «Групповая арт-терапия сегодня – это коммуникация через художественное творчество. Групповая арт-терапия позволяет пациентам без слов выразить свои мысли, и поделиться ими с окружающими» (Лебедева Л. Д.,2001, 15 с.).

     Это предполагает, по мнению А.И.Копытина, Е.Е. Свистовской, к данному мнению присоединяется и автор дипломной работы: «взаимодействие между автором художественной работы, самой работой, специалистом и группой в процессе арт-терапии» (Копытин А.И., Свистовская Е.Е.,2006, 250 с.).

     По  мнению ряда ученых (Копытин А. И., 2008; Никольская И. М.,2007; Хайкин Р. Б., 2007,) современная групповая арт–терапия решает сразу несколько проблем:

    • дает возможность принимать кооперативные, совместные решения, так как, связана с оказанием взаимной поддержки внутри группы и,  соответственно, развивает ценные социальные навыки;
    • демократичная атмосфера, связанная с равенством прав и ответственности группы - повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности,
    • помогает моделировать и «проигрывать» различные проблемные ситуации, формируя его адекватную социальную компетентность.

     Следовательно, наиболее полным понятием современной групповой арт-терапии можно считать определение, данное А.И.Копытиным: «Групповая арт-терапия - это результат объединения методологии и техники групповой вербальной психотерапии с основными принципами арт-терапевтической работы» (Копытин А.И., 2009, 15 с.).

     Использование же продуктов изобразительной деятельности (рисования, лепки, декоративно-прикладного  искусства), по словам  К. Ф. Хобсона, облегчает отреагирование переживаний  и фантазий, способствует изменению  поведения (Хобсон К. Ф., 2007,11 с.).

     К современным видам групповой арт-терапии относят: анимационную терапию; артсинтезтерапию; библиотерапию; игротерапию; изотерапию; маскотерапию; музыкотерапию;  работу с глиной; сказкотерапию; цветотерапию; фототерапию;видеотерапию; драматерапию, куклотерапию, танцетерапию и т.д.

Рассмотрим  основные виды более подробно:

     Анимационная  терапия – арт-терапевтический метод существует на стыке профессиональной анимации  и педагогики, используют «терапевтический потенциал детского анимационного творчества» (Скурат Г.,2007, 6 с.)

     Артсинтезтерапия - комплексный метод групповой психотерапии, «использующий синтез искусств» (Богданович В., 2008, 14 с.). Рассматривается в качестве самостоятельного направления в лечебно-коррекционной работе, где владение техническими приемами разных видов искусств сочетаются со знаниями психопатологии и подчинены психотерапевтическим целям.

     В артсинтезтерапии (АСТ) впервые изучена  роль комплекса искусств как психотерапевтического  метода воздействия. Выявлены новые закономерности при работе с психоаналитическим принципом «выздоровление через осознание» (Богданович В., 2008, 14 с.).

     В АСТ используется 7 техник — искусств: упражнения в ассоциациях, живопись, стихосложение, театр импровизации, драматургия, риторика, сценическая пластика (Богданович В., 2008, 15 с.).

     Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы «в целях нормализации или оптимизации его психического состояния» (Дрешер Ю.Н., 2007, 10 с.)

     Изотерапия – один из распространенных приемов арт-терапии. Это выражение внутреннего состояния, психологических конфликтов, переживания, страхов и эмоций через рисунок. Для этого используются не только карандаши или акварель, но и гуашь или краска для рук.

     Последние данные в изучении влияния изотерапии на состояние ребенка дошкольника показали (Лебедева Л.Д., 2008; Пурнис Н. Е.,2008; Никольская И. М.,2007), что в момент свободного самовыражения снимаются защитные барьеры, страх ошибки, быстро снижается уровень личностной тревожности, дошкольник в момент рисования находит ответы на сложные вопросы и проблемные для него ситуации.

     Сам процесс рисования может происходить  в форме игры или фантазирования. Зачастую детям дошкольного возраста трудно рассказать свои переживания и проблемы, поэтому на помощь им приходит рисование, где они в полной мере могут отразить свои переживания. В процессе изображения страхов и тревог ребенок уже отрабатывает их и находит эффективные для себя способы их преодоления.

     Изотерапия  обеспечивает положительный эффект благодаря «исцеляющим» возможностям собственно художественного творчества, дающего возможность выразить и  заново пережить внутренние конфликты.

     Игровая терапия - наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально «травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития» (Васина Е., Барыбина А., 2009,18 с.).

     Игрушки подбираются специально для терапии: кукольные домики, различные куклы, машинки, маски, кукольный театр, стол для игры с водой и песком, игрушечные животные, конструкторы и т.д. Игра ребенка  происходит под наблюдением и ненавязчивом участии терапевта-психолога, который в процессе игры выявляет проблемы ребенка и их причины и помогает ему справиться с ними.

     Музыкотерапия - лечение с помощью музыки. Музыка вызывает различные терапевтические эффекты. Её можно использовать для влияния на самочувствие человека. Интегративная МТ - характеризуется тем, что может включать в себя связь с другими «соседними» искусствами: танец, театрализация, рисование под музыку (Короп И., 2008 5 с.)

     Песочная  терапия - один из методов психотерапии, «возникший в рамках аналитической психологии» (Штейнхард Л., 2001.-320 с.) . Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

     Песочная  терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному «Я», восстановить свою «психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира» ( Дикманн Х., 2001, 329 с.).

     От  других форм арт-терапии  этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе определенный вид ритуала (Дикманн Х., 2001, 329 с.).

     Создание  последовательных песочных композиций отражает цикличность психической  жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные  материалы, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, «помогают установить доступ к довербальным уровням психики» (Сакович Н. А.,2006, 176 с.).

     Сказкотерапия – арт-терапевтическая работа со сказкой направлена «непосредственно на лечение и помощь ребенку или взрослому» (Погосова Н.М.,2007, 45 с.). Сказкотерапевт создает условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем (Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, 2003. 146 с.).

     Цветотерапия – арт-терапевтический метод, лечение цветом. Исследования, проведенные Люшером показали, что цвет может «изменить функции некоторых систем человеческого организма» (Мардер Л.,2007, 13 с.). Например, оранжево-красный меняет частоту пульса,дыхания, давления крови и в общем оказывает возбуждающее действие. Темно-синий цвет, напротив, приносит успокоение (Мардер Л.,2007, 13 с.).

     Таким образом, термин «арт-терапия» по отношению к изобразительному искусству, как средству лечебного воздействия был введен А. Хиллом. В результате рассмотрения литературных источников была прослежена динамика изменения содержания групповой арт-терапии, с начала ХХ века до наших дней и было выявлено, что в истории развития первых форм групповой арт-терапии на Западе большая роль принадлежала: Ирене и Джилберту Чампернон, Э. Адамсону, К. Юнгу, Л. Навратилу, Ф. Чизеку, Г. Риду, В. Ловенфельду, М. Наумбург М.  Ричардсон и др.

     В России большой вклад в развитие арт-терапии внесли: Л. Д. Лебедева, А.И.Копытин, И. М.,Никольская, Р. Б. Хайкин, Нифонтова О. В., Мухина В. С., Киселева М.В., Свистовская Е. Е., и т.д.

     В результате анализа было выявлено, что групповая арт-терапия является результатом объединения методологии и техники групповой вербальной психотерапии с основными принципами арт-терапевтической работы. Групповая арт-терапия – это  взаимодействие между автором художественной работы, самой работой, специалистом и группой в процессе коррекции.

     Было  установлено, что групповая арт–терапия не только предоставляет ее участникам дополнительные возможности для самовыражения, но и эффективно влияет на внутригрупповую коммуникацию, и повышает самооценку личности. Были рассмотрены основные виды арт-терапии. 

     1.2 Изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками

     Изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками, по мнению многих исследователей, является разновидностью групповой арт–терапии и сочетает арт-терапию с семейной психотерапией (Алексеева М. Ю.,2007; Рудестам К.,2007; Хайкин Р. Б.,2007; Григорьева Т.Г., 2008). Изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками использует изобразительные средства в работе с семьей и при этом опирается на теоретико-методологические разработки семейной психотерапии.

     Как и семейная психотерапия, изо-терапия в детско-родительских группах с детьми дошкольного возраста, занимается диагностикой и психотерапией семейных проблем, но при этом в качестве ведущего инструмента взаимодействия с членами семьи применяет «визуально-пластические средства» (Аметова Л. А.,2007, 44 с.) Именно изобразительная деятельность членов семьи в процессе арт-терапии в детско-родительских группах дает основной материал для исследования и решения семейных проблем.

     Изо-терапия в данных детско-родительских группах ориентирована, на решение следующих диагностических и коррекционных (реконструктивных) задач (Бурно М. Е.,2008; Киселева М.В.,2009; Ландгартен Х., 2001; Игнатьев Е. И., 2007):

    • на осознании дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия,  на отреагировании и принятии чувств (Бурно М. Е.,2008, 77с.);
    • на исследование детского опыта, связанного с отношениями с родителями и изучение родительского влияния; а так же «изучение прошлого и текущего опыта семьи» (Ландгартен Х., 2001, 276 с.);
    • на получении нового опыта совместной деятельности и сопереживания, на освоении и реализации новых позиций и способов взаимодействия (Киселева М.В.,2009, 7 с.);
    • на обучении адекватным и конструктивным способам выражения чувств и решения конфликтов (в частности, путем поиска компромиссов, согласования действий, выражения интересов и ожиданий и др.) (Ландгартен Х., 2001, 279 с.).

Информация о работе Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии