Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:22, дипломная работа
Целью данной работы является теоретическое изучение методов арт-терапии и исследование, возможности использования арт-терапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: применение метода изотерапии в детско-родительских группах способствует повышению самооценки дошкольников и позволяет корректировать проблемные межличностные отношения в семье.
Введение 4
Глава 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
1.1 История развития и принципы современной арт-терапии
1.2 Изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками
1.3. Особенности изо-терапевтических методик в детско-родительских группах.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Библиография
Пример:
В качестве примера рассмотрим рисунок Ромме Г. Ребёнок нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье.
Таким образом с точки зрения самих дошкольников, результаты распределились следующим образом(Таблица 4):
На основании анализа обработанных данных рисуночного теста была составлена таблица отражающая результаты теста Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи» (Таблица 4).
Таблица 4
Уровень детско-родительских отношений в семьях дошкольников с точки зрения самих детей
(Результаты теста Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи»)
Уровень детско-родительских отношений |
Пол \ Кол –во человек | Всего | ||
Девочки | Мальчики | Кол –во человек | % | |
Низкий
уровень детско-родительских отношений
(изоляция) |
3 | 14 | 17 | 28,3 |
Средний
уровень детско-родительских отношений
(сотрудничество, независимость) |
15 | 7 | 22 | 36,7 |
Высокий уровень детско- (опора) |
11 | 10 | 21 | 35,0 |
Всего | 29 | 31 | 60 | 100 |
Анализ результатов таблицы выявил, что:
Учитывая, что данные выводы сделаны на основе восприятия детско - родительских отношений самими детьми следующим этапом работы было выявление и оценка стиля и взаимоотношений с ребёнком самими родителями.
Тест для родителей. Авторы теста: Я.А.Варга, В.В.Столин. В результате обработки анкет родителей по тесту «Анализ семейных взаимоотношений» и тесту для родителей (Я.А.Варга, В.В.Столин) были выделены типы отношения родителя к своему ребенку: принятие – отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник по методике Я.А.Варга, В.В.Столина. Выделенные типы отношения были соотнесены с уровнем самооценки каждого ребёнка (См. Приложение 3) и в обобщённом виде представлены в таблице 5.
Таблица 5
Взаимосвязь уровня самооценки старших дошкольников с типом отношений в семье с точки зрения родителей
(Методика самооценки «Лесенка»
Тип отношений | Кол-во чел. |
1.Высокий уровень самооценки дошкольника | 23 |
|
23 |
2.Средний уровень самооценки дошкольника | 20 |
|
10 |
|
3 |
|
7 |
3.Низкий уровень самооценки |
17 |
Маленький неудачник | 5 |
Отвержение | 12 |
Всего: | 60 |
Анализ взаимосвязи уровня самооценки старших дошкольников с типом отношений в семье позволил сделать следующие выводы:
В блок «принятие» вошло 23 ребёнка (и их родители, данные дети ребенок нравятся родителям такими, какие они есть. Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему. И стремятся проводить с ним много времени, одобряя его интересы и планы. Соответственно уровень самооценки таких детей был либо на высоком, либо на среднем уровне.
В блок «отвержение» вошло 12 детей (и их родители). В данной группе детей родители считают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Родителям кажется, что их ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Родители испытываете к ребенку злость, досаду, раздражение обиду, в семье царит недоверие и не уважение к ребёнку. Негативная обстановка в семье отражается на уровне тревожности детей самым непосредственным образом, поэтому в этой группе детей старшего дошкольного возраста самые высокие результаты индексирования уровня тревожности. Как мальчики, так и девочки этой группы все имеют высокий уровень тревожности.
Такую же негативную оценку своего ребёнка несут семьи, объединённые в блок «Маленький неудачник». У родителей данной группы преобладает стремление приписать ребенку личную и социальную несостоятельность, представить его инфантильным, более младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся вам детскими, несерьёзными. Ребенок воспринимается неприспособленным, открытым для дурных влияний. Родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость. В связи с этим стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Уровень самооценки в этой группе так же как и в блоке «отвержение» низкий как и у мальчиков так и у девочек.
В блок «кооперация» были включены 10 детей (и их родители). В данной группе детей родители заинтересованы планами и делами детей, они стараются помогать ему во всём, проявляют сочувствие. Родители высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, гордятся им, поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных. В таких семьях благожелательная доверительная атмосфера родители стремятся к открытым сотрудническим отношениям к ребёнку. Уровень самооценки таких детей как правило средний как у мальчиков, так и у девочек. Но в таких семьях, возможно, предположить, что после проведения коррекционной работы уровень самооценки повыситься, так как наблюдается заинтересованное не безучастное отношение со стороны родителей.
В блок «симбиоз» были включены трое родителей. Высокие показатели у родителей в данной группе свидетельствовали о том, что в данном случае мамы ощущают себя с ребенком единым целым, стремясь удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. При этом постоянно чувствуют тревогу за своих детей, и не позволят им в полной мере проявить свою самостоятельность. Уровень самооценки у детей в таких семьях - средний. Коррекционная работа может повысить уровень самооценки у детей данной группы.
В
блок «авторитарная
Такие родители хорошо знают своего ребенка, его привычки, мысли, чувства. Уровень самооценки у детей в этой группе достаточно низкий. Что свидетельствует об некомфортном состоянии детей в семье с данным типом отношения.
По
результатам проведенной
Проведенная
диагностическая работа выявила, что
общий уровень самооценки связаны,
прежде всего, с семьей. При этом
большинство родителей
Таблица 6
Общая оценка уровня самооценки и уровня детско-родительских отношений
Количество | Уровень самооценки | Оценка детьми уровня детско-родительских отношений | Оценка родителями уровня детско-родительских отношений | ||||||
н | с | в | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
человек | 18 | 21 | 21 | 21 | 22 | 17 | 23 | 20 | 17 |
процент от общего числа,% | 30 | 35 | 35 | 35 | 36,7 | 28,3 | 38,3 | 33,3 | 28,4 |
Таким образом, проведя качественный и количественный анализ результатов диагностики, обобщив все полученные в ходе исследования данные, которые свидетельствовали: о прямой зависимости между детско-родительскими отношениями и детской самооценкой - констатирующий эксперимент был завершён. Далее была проведена коррекционная работа с 20 детьми и их родителями.
2 этап. Разработка коррекционной программы.
Психолого-коррекционная программа, основанная на методах изо-терапии.
Цель программы - коррекция нарушенных межличностных отношений между родителями и детьми и повышение самооценки дошкольников.
В ходе психолого-коррекционной работы решались следующие задачи:
Программа включала два основных блока:
1. Лекции для родителей.
2.Практические
занятия в родительской
3. Занятия с детско-родительской группой
Работа по каждому блоку проходила в строго определенной последовательности.
1. Лекции для родителей. Теоретические занятия родителями проводились по 30 мин. часа, 2—3 раза в неделю.
Тематика лекционных занятий в родительских группах
Информация о работе Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии