Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:22, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое изучение методов арт-терапии и исследование, возможности использования арт-терапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: применение метода изотерапии в детско-родительских группах способствует повышению самооценки дошкольников и позволяет корректировать проблемные межличностные отношения в семье.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
1.1 История развития и принципы современной арт-терапии
1.2 Изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками
1.3. Особенности изо-терапевтических методик в детско-родительских группах.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

арт-терапия младшие школьники.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

     Пример:

     В качестве примера рассмотрим рисунок  Ромме Г. Ребёнок нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье.

     Таким образом с точки зрения самих  дошкольников, результаты распределились следующим образом(Таблица 4):

  • Установка опора - была отнесена к высокому уровню  детско-родительских отношений;
  • Установки «сотрудничество» и «независимость»  опора  -к среднему уровню  детско-родительских отношений;
  • Установка «изоляция»- была отнесена к низкому уровню  детско-родительских отношений.

     На  основании анализа  обработанных данных рисуночного теста была составлена таблица отражающая результаты теста  Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический  рисунок семьи» (Таблица 4).

Таблица 4

     Уровень детско-родительских отношений в семьях дошкольников с точки зрения самих детей

     (Результаты  теста Р. Бернса и С. Коуфмана  «Кинетический рисунок семьи»)

 
Уровень детско-родительских отношений
Пол \ Кол  –во человек Всего
Девочки Мальчики Кол –во человек %
Низкий  уровень детско-родительских отношений

(изоляция)

3 14 17 28,3
Средний уровень детско-родительских отношений

(сотрудничество, независимость)

15 7 22 36,7
   Высокий уровень  детско-родительских  отношений

(опора)

11 10 21 35,0
Всего 29 31 60 100

 

     Анализ  результатов таблицы выявил, что:

    • низкий уровень  детско-родительских отношений присутствует в  28,3% семей;
    • К среднему уровню детско-родительских отношений были отнесены 22 семьи (36,7%).
    • К высокому уровню детско-родительских отношений -21 семья (35,0%).

     Учитывая, что данные выводы сделаны на основе восприятия детско - родительских отношений  самими детьми следующим этапом работы было выявление и оценка стиля  и взаимоотношений с ребёнком самими родителями.

     Тест  для родителей. Авторы теста: Я.А.Варга, В.В.Столин. В результате обработки анкет родителей по тесту «Анализ семейных взаимоотношений» и тесту для родителей (Я.А.Варга, В.В.Столин) были  выделены типы отношения родителя к своему ребенку: принятие – отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник по методике Я.А.Варга, В.В.Столина. Выделенные типы отношения были соотнесены с  уровнем самооценки каждого ребёнка (См. Приложение 3) и в обобщённом виде представлены в таблице 5.

     Таблица 5

     Взаимосвязь уровня самооценки старших дошкольников с типом отношений в семье с точки зрения родителей

      (Методика самооценки «Лесенка».  И тест для родителей. Авторы: Я.А.Варга, В.В.Столин) 

Тип отношений Кол-во чел.
1.Высокий  уровень самооценки дошкольника 23
    Принятие    
23
2.Средний  уровень самооценки дошкольника 20
    Кооперация
10
    Симбиоз
3
    Авторитарная  гиперсоциализация.
7
  3.Низкий уровень самооценки дошкольника 17
             Маленький неудачник 5
            Отвержение 12
Всего: 60

 

     Анализ  взаимосвязи уровня самооценки старших дошкольников с типом отношений в семье позволил сделать следующие выводы:

     В блок  «принятие» вошло 23 ребёнка (и  их родители, данные дети ребенок нравятся  родителям такими, какие они есть. Родители уважают  индивидуальность ребенка, симпатизируют ему. И стремятся проводить с ним много времени, одобряя  его интересы и планы. Соответственно уровень самооценки таких детей был либо на высоком, либо на среднем уровне.

     В блок «отвержение» вошло 12 детей  (и  их  родители). В данной группе детей родители считают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Родителям кажется, что их  ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Родители испытываете к ребенку злость, досаду, раздражение обиду, в семье царит недоверие и не уважение к  ребёнку.  Негативная обстановка в семье отражается на уровне тревожности детей самым непосредственным образом, поэтому в этой группе детей старшего дошкольного возраста самые высокие результаты индексирования уровня тревожности. Как мальчики,  так и девочки этой группы все имеют высокий уровень тревожности.

     Такую же негативную оценку своего ребёнка  несут семьи, объединённые в блок «Маленький неудачник».   У родителей  данной группы преобладает стремление приписать ребенку личную и социальную несостоятельность, представить его инфантильным, более младшим по сравнению с реальным возрастом.  Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся вам детскими, несерьёзными. Ребенок воспринимается неприспособленным, открытым для дурных влияний. Родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость. В связи с этим стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Уровень  самооценки в этой  группе так же как и в блоке «отвержение»  низкий как и у мальчиков так и у девочек.

     В блок «кооперация» были включены 10 детей (и  их родители).  В данной группе детей родители заинтересованы планами  и делами детей, они стараются  помогать ему во всём, проявляют  сочувствие. Родители высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, гордятся им, поощряют  инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных. В таких семьях благожелательная доверительная атмосфера родители стремятся к открытым сотрудническим отношениям к ребёнку. Уровень самооценки таких детей как правило средний как у мальчиков, так и у девочек. Но в таких семьях,  возможно,  предположить, что после проведения коррекционной работы уровень самооценки повыситься, так как  наблюдается заинтересованное не безучастное  отношение со стороны родителей.

     В блок «симбиоз» были включены трое родителей. Высокие показатели у  родителей в данной группе свидетельствовали  о том, что в данном случае мамы  ощущают  себя с ребенком единым целым, стремясь удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. При этом постоянно чувствуют тревогу за своих детей, и не позволят им в полной мере проявить свою самостоятельность. Уровень самооценки у детей в таких семьях  - средний. Коррекционная работа может повысить уровень самооценки у детей данной группы.

     В блок «авторитарная гиперсоциализация»  были включены 7  детей (родителей). Родители в данной группе требуют от ребенка  безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявление своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянных успехов.

     Такие родители хорошо знают своего ребенка, его привычки, мысли, чувства. Уровень самооценки у детей в этой группе достаточно низкий. Что свидетельствует об некомфортном состоянии детей в семье с данным типом отношения.

     По  результатам проведенной диагностического исследования была составлена таблица позволившая, обобщить результаты работы (Таблица 6 )

     Проведенная диагностическая работа выявила, что  общий уровень самооценки связаны, прежде всего, с семьей. При этом большинство родителей осознают, что отношения, с ребенком выстроены  по неправильной модели, что ребенок страдает, но не знают как это исправить.

     Таблица 6

     Общая оценка уровня самооценки и уровня детско-родительских отношений

           Количество Уровень самооценки Оценка  детьми уровня детско-родительских отношений Оценка  родителями  уровня детско-родительских отношений
н с в Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
человек 18     21 21 21 22 17 23 20 17
процент от общего числа,% 30 35 35 35 36,7 28,3 38,3 33,3 28,4

     Таким образом, проведя качественный и количественный анализ результатов диагностики, обобщив все полученные в ходе исследования данные, которые свидетельствовали: о прямой зависимости между детско-родительскими отношениями и детской самооценкой - констатирующий эксперимент был завершён. Далее была проведена коррекционная работа с 20 детьми  и их родителями.

     2 этап. Разработка  коррекционной программы.

     Психолого-коррекционная  программа, основанная на методах изо-терапии.

     Цель  программы - коррекция нарушенных межличностных отношений между родителями и детьми и повышение самооценки дошкольников.

В ходе психолого-коррекционной работы решались следующие задачи:

    • повышение психологической грамотности родителей за счет обучающей программы (в виде курса лекций);
    • гармонизация детско-родительских отношений с использованием методов арт-терапии, включая проведение практических занятий с родителями и детьми, организация и проведение занятий терапевтических детско-родительских групп.

     Программа включала два основных блока:

     1. Лекции для родителей.

     2.Практические  занятия  в родительской группе.

     3. Занятия с детско-родительской  группой 

     Работа  по каждому блоку проходила в  строго определенной последовательности.

     1. Лекции для родителей.  Теоретические  занятия  родителями  проводились по 30 мин. часа, 2—3 раза в неделю.

     Тематика  лекционных занятий в родительских группах

    • История развития арт-терапии.
    • Виды арт-терапии.
    • Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.
    • Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
    • Интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии.
    • Дидактическая детско-родительская изо-методика Люсиль Пролкс.
    • Изо-терапевтическая методика семейных пейзажей Дорис Аррингтон.
    • Изо-методика семейной оценочной процедуры Ханны Квятковски
    • Арт-методика семейных портретов и фресок Джудит Рубин
    • Методика вербальных и невербальных семейных изо-заданий Хелен Ландгартен.
    • Техники семейной изо-терапии при работе с дошкольниками Мексин Джунге.

Информация о работе Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии