d¯ =27: 20=1,35
Затем
был применена формула:
было
получено: Ѕd =((53 –(27²:20)) : 20 (20-1) =(53- (729:20)):
380)= (53-36,45) :380=16,55:380=0,04
И, наконец,
по формуле найдём Tэмп:
.
Получим:
Tэмп = 1,35: 0,04=33,75
Число
степеней свободы: k=20-1=19 и по таблице
находим tкрит = 2.09 экспериментальное Tэмп
= 0,6, следовательно неравенство не верно:
tэмп
< tкрит.
33,75<
не верно 2,09
Откуда
следует возможность принятия гипотезы
(H1) о достоверных различиях средних
арифметических, т. е. делается вывод
об эффективности экспериментального
воздействия.
Таким
образом, было установлено наличие
статистически достоверных различий
между средними значениями, принадлежащими
к двум совокупностям данных до и
после арт-коррекционной работы.
Так как они действительно достоверно
различаются, то можно сделать вывод о
том, что проведенная групповая коррекционно-развивающая
работа способствовала повышению самооценки
у детей.
Следовательно,
психолого-коррекционная программа,
основанная на методах арт-терапии,
и проведённая с детьми экспериментальной
группы действенна и эффективна. Гипотеза
подтверждена полностью.
Выводы:
В
ходе практических занятий произошла
стабилизация психологического состояния
детей; повысилась самооценка дошкольников.
А также отреагирование ребенком
укоренившихся аффектов, которые ребенок
не мог своевременно выразить (страхи,
обиды, злость и др.);
Наблюдалось
повышение уровня осознанности в
эмоциональной и поведенческой
сфере; самопознание ребенка (расширение
представлений о себе, установление
адекватной самооценки, повышение контроля
за своими действиями);
Было
отмечено формирование позитивного
самовосприятия и восприятия других
людей; социальное познание (познание
других людей, разнообразия характеров
и стилей поведения человека, механизмов
эффективных взаимоотношений с людьми);
Произошло
пробуждение творческого потенциала,
способности по-новому, нестандартно
видеть жизненные ситуации и разрешать
затруднения.
Произошло
развитие воображения (все арт-терапевтические
упражнения стимулируют воображение
ребенка, включают его фантазию, что способствует
проявлению у ребенка творческого подхода
к разным задачам, у ребенка появляется
новое видение, новое понимание привычных
предметов и явлений).
Родительские
позиции, по отношению к детям
тоже изменились и стали включать в
себя следующие свойства:
- адекватность
(оценка психологических и характерологических
особенностей ребенка, наиболее близкая
к объективной);
- динамичность
(способность изменять формы и методы
общения и воздействия на ребенка применительно
к его возрастным особенностям, конкретным
ситуациям, условиям жизни семьи);
- прочность
(последовательность и однозначность);
- направленность
воспитательных усилий в будущее, в соответствии
с теми требованиями, которые ставит перед
ребенком дальнейшая жизнь;
- сочетание
эмоционального принятия и поддержки
ребенка с высокой требовательностью
и необходимым контролем и т. д.
Заключение
В
результате проведенного исследования,
целью которого являлось изучение методов
арт-терапии в психокоррекционной работе
с дошкольниками, в соответствии с поставленными
задачами были сделаны следующие выводы:
1.
Термин «арт-терапия» по отношению к изобразительному
искусству, как средству лечебного воздействия
был введен А. Хиллом. В начале ХХ века,
понятие арт-терапии включало в себя просто
метод лечебного воздействия на больного,
при котором психотерапевт «сопровождал»
пациента в процессе занятий изобразительным
творчеством никак не направляя его деятельность.
В истории развития первых форм групповой
арт-терапии на Западе большая роль принадлежала:
Ирене и Джилберту Чампернон, Э. Адамсону,
К. Юнгу, Л. Навратилу, Ф. Чизеку, Г. Риду,
В. Ловенфельду, М. Наумбург М. Ричардсон
и др.
2.В
России большой вклад в развитие
арт-терапии внесли: Л. Д. Лебедева,
А.И.Копытин, И. М.,Никольская, Р.
Б. Хайкин, Нифонтова О. В., Мухина В.
С., Киселева М.В., Свистовская Е. Е., и т.д.
К современным видам групповой арт-терапии
относят: анимационную терапию; артсинтезтерапию;
библиотерапию; игротерапию; изотерапию;
маскотерапию; музыкотерапию; работу
с глиной; сказкотерапию; цветотерапию;
фототерапию;видеотерапию; драматерапию,
куклотерапию, танцетерапию и т.д.
3.
Изо-терапия в детско-родительских группах
при работе с дошкольниками, является
результатом объединения методологии
и техники групповой вербальной психотерапии
с основными принципами арт-терапевтической
работы. Изотерапия использует процесс
создания изображений дошкольниками в
качестве инструмента реализации целей.
Изо-терапия в детско-родительских группах
при работе с дошкольниками – это взаимодействие
между автором художественной работы,
самой работой, специалистом и группой
в процессе коррекции.
4.
Изо-терапия в детско-родительских группах
при работе с дошкольниками не только
предоставляет ее участникам дополнительные
возможности для самовыражения и воздействует
на эмоционально-аффективную сферу ребенка,
но и положительным образом влияет на
внутригрупповую коммуникацию, повышает
самооценку дошкольников, помогает моделировать
и «проигрывать» различные проблемные
ситуации, формируя адекватную социальную
компетентность личности.
5.
Преимуществами изо-терапии в детско-родительских
группах при работе с дошкольниками являются
следующие факторы: невербальный характер
средств, общее творчество, положительные
эмоции испытыемых, возможность социально
приемлемого выплеска негативной энергии.
6.
Изо-терапия в детско-родительских группах
при работе с дошкольниками ориентирована,
на решение следующих диагностических
и коррекционных задач: исследование детского
опыта, связанного с отношениями с родителями
и изучение родительского влияния; выявление
и коррекцию дисфункциональных вариантов
семейного взаимодействия; диагностику
актуальных семейных конфликтов и конструктивным
способам их решения; и т.д.
7.
Из различных вариантов групповой изо-терапии
(студийной, аналитической, тематической)
для детско-родительских групп при работе
с дошкольниками более всего подходит
форма тематически ориентированной группы,
в которой всех участников объединяет
какая-либо единая проблематика.
8.
Анализ методик арт–терапии в
детско-родительских группах при работе
с дошкольниками выявил, что большинство
исследователей уделяют основное внимание
налаживанию межличностных коммуникаций
между родителями и дошкольниками, а так
же повышению самооценки ребенка (Дидактическая
детско-родительская изо-методика Люсиль
Пролкс. Изо-терапевтическая методика
семейных пейзажей Дорис Аррингтон. Изо-методика
семейной оценочной процедуры Ханны Квятковски.
Арт-методика семейных портретов и фресок
Джудит Рубин. Методика вербальных и невербальных
семейных изо-заданий Хелен Ландгартен.
Техники семейной изо-терапии при работе
с дошкольниками Мексин Джунге.
9.На
основе изученного теоретического материала
в эксперементальной части исслдования
была выдвинута следующая гипотеза: применение
метода изотерапии в детско-родительских
группах способствует повышению самооценки
дошкольников и позволяет корректировать
проблемные межличностные отношения в
семье.
10.
После проведения психолого-диагностического
исследования, в процессе которого были
выявлены особенности детско-родительских
отношений в семьях дошкольников, была
разработана и апробирована психолого-коррекционная
программа, основанная на методах изо-терапии
для старших дошкольников и их родителей.
11.
Эффективность программы была подтверждена
результатами контрольного эксперимента
и гипотеза полностью подтверждена.
Библиография
- Алексеева
М. Ю. Практическое применение элементов
арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое
пособие для учителя иностранного языка.
М.: АПК и ПРО, 2007. - 11-12 с.
- Аметова Л.
А. Формирование арттерапевтической культуры
младших школьников «Сам себе арттерапевт».
М.: Московский государственный открытый
педагогический университет, 2007. - 44 с.
- Ануфриев
А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные
и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2004.
- 51 с.
- Бетенски
М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии.
СПб: Эксмо-пресс, 2007. – 18 с.
- Богданович
В. "Новейшая арт-терапия. О чем молчат
искусствоведы". Золотое Сечение, 2008.
-14-15 с.
- Бурно М. Е.
Терапия творческим самовыражением. Изд-во:
Когито-Центр. М. 2008 г. - 77 с.
- Васина Е.,
Барыбина А. Арт-альбом для семейного консультирования.
Детский. Изд-во: Речь. М. 2009 г. – 17-18
с.
- Вачков И.В.
Групповые методы в работе школьного психолога.
Изд-во: Ось-89. Москва. 2009 г. - 16 с.
- Вековая А.В.Современная
арт-терапия. Сборник. М., 2010 г. - 12 с.
- Винникотт
Д. Игра и реальность - Москва, Институт
Общегуманитарных Исследований, 2007. - 6
с.
- Воробьева
Д. И. Гармония развития. Интегрированная
программа интеллектуального, художественного
и творческого развития личности дошкольника.
СПб.: Детство-пресс, 2008. - 4 с.
- Григорьева
Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум
- Новосибирск, Изд-во Новосибирского университета.
2008 г. - 18 с.
- Джунге М.
Детский рисунок в семейной арт-терапии.
Теория и практика арт-терапии. / Пер. с
англ. СПб.: Питер, 2009. – 6-11 с.
- Дрешер Ю.Н.
Библиотерапия, теория и практика: учебное
пособие. Профессия, 2007. -10 с.
- Игнатьев
Е. И. Психология изобразительной деятельности
детей. Теория и практика арт-терапии.
СПб.: Питер, 2007. - 8 с.
- Истратова
О. Психологическое тестирование детей
от рождения до 10 лет. Серия: Психологический
практикум. М. Издательство: Феникс,
2009 г. -18 с.
- Киселева
М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Изд-во:
Речь. М. 2009 г. – 6-8 с.
- Квятковски
Х. Семейная арт-терапия - как метод лечебно-коррекционного
воздействия на семью. / Пер. с англ. М.:
Независимая фирма Класс, 2010. - 6-8 с.
- Киселева
М.В. Арт-терапия в практической психологии
и социальной работе - СПб, Речь, 2008. - 17
с.
- Кобзарь
А. И. Прикладная математическая статистика.
— М.: Физматлит, 2006. — 816 с.
- Кокоренко
В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов
помогающих профессий. М., Изд-во: Речь,
2009. - 51 с.
- Копытин
А.И., Корт Б. Техники аналитической арт-терапии:
исцеляющие путешествия. СПб.: Речь, 2009.
-15 с.
- Копытин
А.И. Арт-терапия - новые горизонты. Изд-во:
Когито-Центр. М., 2008 г. –67-69 с.
- Копытин
А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.:
Питер, 2008. –33-39 с.
- Копытин
А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань,2007.
– 11-12 с.
- Копытин
А. И., Свистовская Е. Е. Арт - терапия детей
и подростков. - М.: Когито - Центр, 2007. –
13-15 с.
- Копытин
А.И. Актуальные вопросы теории и практики
групповой арт-терапии // Консультативная
психология и психотерапия. 2005. № 4. – 15-17
с.
- Копытин
А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско
-подростковой и семейной арттерапии.
— М.: Когито - центр, 2006. — 250 -251 с.
- Короп И.
«Законы Радости. Исцеление словом и музыкой»
(+ CD). Открытый Мир, 2008. - 5 с.
- Красный
Ю.Е. Арт - всегда терапия: Развитие детей
со специальными потребностями средствами
искусств. Изд-во: Межрегиональный центр
управленческого и политического консультирования.
М. 2009 г. – 3-5 с.
- Кудаева
И.А. Освоение социального опыта младшими
школьниками в образовательном процессе
: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кудаева
И.А. ; Морд. гос. пед. ун-т им. М.Е. Евсевьева.
- Саранск, 2007. - 17 с.
- Кудзилов
Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Психодиагностика
через рисунок в сказкотерапии. - СПб.:
Речь,2003. – 146 с.
- Кузьмина
Н.И. Дошкольник и младший школьник: проблемы
воспитания и образования: материалы конф.
«Чтения Ушинского». пед. фак. ЯГПУ. – Ярославль
: Изд-во ЯГПУ, 2009. - 7 с.
- Кузьмина
Е. Р. Нарисуй мне о себе: практическая
психология для взрослых и детей. М.: Когелет.
2008. - 2 с.
- Куртышева
М. А. Как сохранить психологическое здоровье
детей. СПб.: Питер, 2007. - 51 с.
- Кутейникова
Е.Е. Педагогическая поддержка социализации
младших школьников: автореф. дис. ... канд.
пед. наук / Кутейникова Е.Е. ; С.-Петерб.
гос. ун-т. - СПб., 2007. - 61 с.
- Ландгартен
Х. Семейная арт..психотерапия // Игровая
семейная психотерапия / Под ред. Ч. Шеффера
и Л. Кери. — СПб: Питер, 2001. —33 -43, 276—282
с.
- Лебедева
Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика,
система занятий. СПб.: Речь, 2008. –12-19 с.
- Лебедева
Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций
в проективном рисовании и арт-терапии.
- СПб.: Речь, 2006. - 26 с.
- Лебедева
Л. Д. Педагогические основы арт-терапии
в образовании учителя. Диссертация. М.
2001. –11 -15 с.
- Мардер Л.
Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая
работа с детьми дошкольного и младшего
школьного возраста. Генезис, 2007. -13 с.
- Маллон Б.
Творческая визуализация и цвет. М.: Галактион,
2008. - 17 с.
- Медведева
Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская
Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном
образовании. М.: Издательский центр «Академия»,
2008. -41 с.
- Москвина
Л. Энциклопедия психологических тестов.
М. 2007. -14 с.
- Мухина В.
С. Изобразительная деятельность ребенка
как форма усвоения социального опыта.
Изд-во: Межрегиональный центр управленческого
и политического консультирования. М.
2009 г. -55 с.
- Назарова
Т. В. Радуга в графических символах. М.:
Чистые воды, 2007. -17 с.
- Никольская
И. М. Арттерапия – терапия изобразительным
искусством // Учебник Детская психиатрия
(под ред. Э. Г. Эйдемиллера), СПб.: Питер,
2007. -126=128 с
- Нифонтова
О. В. Психолого-педагогические условия
эффективного использования групповой
учебной работы.// Культура, личность, общество
в современном мире: методология, опыт
эмпирического исследования: материалы
X международной конференции. Ч.1. – Екатеринбург,
2008. –С. 55-58.
- Оклендер
В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской
психотерапии / Пер. с англ. М.: Независимая
фирма Класс, 2007. – 45 с.
- Погосова
Н.М. Погружение в сказку. Сказотерапевтические
программы. СПб.: Речь, 2007. -45 с.
- Пролкс Л.
Групповая арттерапия с маленькими детьми
и их родителями // Арттерапия— новые горизонты
/ Под ред. А.И. Копытина. — М.: Когито Центр,
2006. -87 -89 с.
- Психолого
– педагогический словарь. // Под ред. Л.
Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева. - М.2008. -11
с.
- Пурнис Н.
Е. Арт-терапия. Аспекты трансперсональной
психологии. Изд-во: Речь. М. 2008 г. – 65-66
с.
- Рогозина
Е.Д. Социально-психологические аспекты
профилактической работы с семьей // журнал
PSYEDU.ru. 2010. №1. -11 с.
- Романова
Е. С. Графические методы в практической
психологии. СПб., 2006. -12 с.
- Рубин Д.
Семейная фреска. Пер. с англ. М.: Оптиум,
2009. – 4 с.
- Рудестам
К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные
группы: теория и практика / Пер. с англ.
/Изд-во: Речь. М. 2007 г. – 8-9, 145-149.
- Сакович
Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту.-
СПб.: Речь,2006.-176с.
- Сидорова
В.В.Отчет об участии в 8-ой Международной
конференции Международной Ассоциации
Терапии Выразительными Искусствами (IEATA-International
Expressive Arts Therapy Association) 12-15 августа 2009. Сборник:
Арт-терапия сегодня. М., 2010 г. -5 с.
- Скурат Г.
Детский психологический театр. Развивающая
работа с детьми и подростками. СПб.: Речь,
2007. – 6.
- Хайкин Р.
Б. Арт-терапия. СПб: Питер, 2007 г. -15 с.
- Хошино Я.
Арт-методика семейной терапии/ Пер. с
англ. М.: Независимая фирма Класс, 2010.
-2, -16-17 с.
- Хобсон К.
Ф. Мир входящему: развитие ребёнка и его
отношений с окружающими. - М.: Центр общечеловеческих
ценностей. 2008 г. -11 с.
- Щетинина
А.М. Диагностика социального развития
ребенка: Учебно-методическое пособие.
- Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава
Мудрого, 2000. - 88 с.
- Широкова
Г. А., Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Большая
книга детского психолога от 3 до 10 лет.
Серия: Психологический практикум. М., Издательство:
Феникс, 2010 г. -15 с.
- Штейнхард
Л. Юнгианская песочная терапия.-СПб.: Питер,
2001.-320 с.
- Эйдемиллер
Э.Г. Психиатрия и психотерапия в современном
культурном контексте России и мира //
Детская психиатрия: Учебник / Под ред.
Э.Г. Эйдемиллера.— СПб: Питер, 2005. —15 -28
с.
- Юнг К.Г. Архетип
и символ. СПб.: Изд-во: Ин-та Психотерапии.
2001 г. -56 с.
ПриложениЯ
Приложение
1
Результаты
методики «Лесенка». Автор: Щур
И.Ф. |
Пол
м/ж |
Уровень
самооценки |
Низкий
уровень
|
Средний уровень
|
Высокий уровень
|
- Абжахарова
И.
|
ж |
|
3 |
|
- Сагалакова
Т.
|
ж |
1 |
|
|
- Полосин В.
|
м |
|
3 |
|
- Ромме Г.
|
ж |
|
|
5 |
- Сменко В.
|
ж |
|
3 |
|
- Назаренко
С.
|
м |
1 |
|
|
- Крючков А.
|
м |
|
|
5 |
- .Кравченко
С.
|
ж |
|
3 |
|
- Перепёлкин
Л.
|
ж |
|
|
5 |
- Колесникова
О.
|
ж |
|
3 |
|
- Беляева
Л.
|
ж |
|
3 |
|
- .Симанев
Г.
|
м |
|
3 |
|
- Кудряшова
В.
|
м |
1 |
|
|
- Бабаева
О.
|
ж |
|
3 |
|
- Васильева
О.
|
ж |
|
3 |
|
- Гладун
Ж.
|
м |
1 |
|
|
- Укдужеков
А.
|
м |
|
3 |
|
- .Попов
Ж.
|
м |
|
3 |
|
- Степанова
Н.
|
ж |
|
|
5 |
- Семёнова
М.
|
м |
1 |
|
|
- Семин В.
|
м |
|
|
4 |
- Семко А.
|
м |
|
|
4 |
- Степкин
Ю.
|
м |
|
|
|
- Столяр
И.
|
м |
|
|
4 |
- Столяренко
Л.
|
ж |
|
|
5 |
- Товасиев
А.
|
м |
|
|
|
- Троицкий
С.
|
м |
|
|
4 |
- Умайский
Л.
|
м |
|
3 |
|
- Чугунова
Э.
|
ж |
|
|
4 |
- Шакуров
Р.
|
м |
|
|
|
- Шевчук
Д.
|
ж |
|
|
4 |
- Щегорцева
В.
|
ж |
|
|
4 |
- Шихирева
П.
|
ж |
|
3 |
|
- Шубкина
В.
|
ж |
|
|
4 |
- Шуваев А.
|
м |
|
|
4 |
- Шуваева
В.
|
ж |
|
|
4 |
- Шуйко Р.
|
ж |
|
3 |
|
- Шурычев
Д.
|
м |
|
|
4 |
- Эрд Р.
|
ж |
|
3 |
|
- Юбин А.
|
м |
|
|
4 |
- Юваев А.
|
м |
|
|
|
- Юсько В.
|
ж |
|
|
5 |
- Юрьева А.
|
ж |
|
|
4 |
- Юрьев Л.
|
м |
|
|
5 |
- Юшко А.
|
ж |
|
3 |
|
- Юшкин
В.
|
м |
|
|
5 |
- Таганаков
Л.
|
м |
|
|
|
- Топоева
К.
|
ж |
|
|
|
- Тосконакова
Л.
|
ж |
|
|
|
- Тотышева
О.
|
ж |
|
3 |
|
- Угужакова
С.
|
ж |
|
3 |
|
- Саражакова
С.
|
ж |
|
3 |
|
- Саражаков
Р.
|
м |
|
|
|
- Чаньчиков
Р.
|
м |
|
|
|
- Чаптыкова
О.
|
ж |
|
3 |
|
- Чаркова
Р.
|
ж |
|
3 |
|
- Чабодаев
В.
|
м |
|
|
|
- Чабодаева
Л.
|
ж |
|
|
|
- Чустугешева
В.
|
ж |
|
|
|
- Чулымов
А.
|
м |
|
|
|
Всего:
60 человек,
32 девочки
и 28 мальчиков |
Всего: 18 человек,
13м. и 5 д. |
Всего: 21 человек,
5 м. и
16 д. |
Всего: 21 человек,
10 м и 11д. |