Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:22, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое изучение методов арт-терапии и исследование, возможности использования арт-терапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: применение метода изотерапии в детско-родительских группах способствует повышению самооценки дошкольников и позволяет корректировать проблемные межличностные отношения в семье.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
1.1 История развития и принципы современной арт-терапии
1.2 Изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками
1.3. Особенности изо-терапевтических методик в детско-родительских группах.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

арт-терапия младшие школьники.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

d¯  =27: 20=1,35

Затем был применена формула:

 было  получено: Ѕd =((53 –(27²:20)) : 20 (20-1) =(53- (729:20)): 380)= (53-36,45) :380=16,55:380=0,04

И, наконец, по формуле найдём Tэмп:

.

     Получим: Tэмп =   1,35: 0,04=33,75

     Число степеней свободы: k=20-1=19 и по таблице  находим tкрит = 2.09 экспериментальное Tэмп = 0,6, следовательно неравенство не верно:

tэмп  < tкрит.

33,75<  не верно 2,09

     Откуда  следует возможность принятия гипотезы (H1) о достоверных различиях средних  арифметических, т. е. делается вывод  об эффективности экспериментального воздействия.

     Таким образом, было установлено наличие  статистически достоверных различий между средними значениями, принадлежащими к двум совокупностям данных до и  после  арт-коррекционной работы. Так как они действительно достоверно различаются, то можно сделать вывод о том, что проведенная групповая коррекционно-развивающая работа способствовала повышению самооценки у детей.

     Следовательно, психолого-коррекционная программа, основанная на методах арт-терапии, и проведённая с детьми экспериментальной группы действенна и эффективна. Гипотеза подтверждена полностью. 

     Выводы:

     В ходе практических занятий произошла  стабилизация психологического состояния  детей; повысилась самооценка дошкольников. А также отреагирование ребенком укоренившихся аффектов, которые ребенок не мог своевременно выразить (страхи, обиды, злость и др.);

     Наблюдалось повышение уровня осознанности в  эмоциональной и поведенческой  сфере; самопознание ребенка (расширение представлений о себе, установление адекватной самооценки, повышение контроля за своими действиями);

     Было  отмечено формирование позитивного  самовосприятия и восприятия других людей; социальное познание (познание других людей, разнообразия характеров и стилей поведения человека, механизмов эффективных взаимоотношений с людьми);

     Произошло пробуждение творческого потенциала, способности по-новому, нестандартно видеть жизненные ситуации и разрешать  затруднения.

     Произошло развитие воображения (все арт-терапевтические  упражнения стимулируют воображение  ребенка, включают его фантазию, что способствует проявлению у ребенка творческого подхода к разным задачам, у ребенка появляется новое видение, новое понимание привычных предметов и явлений).

     Родительские  позиции, по отношению к детям  тоже изменились и стали включать в себя следующие свойства:

    • адекватность (оценка психологических и характерологических особенностей ребенка, наиболее близкая к объективной);
    • динамичность (способность изменять формы и методы общения и воздействия на ребенка применительно к его возрастным особенностям, конкретным ситуациям, условиям жизни семьи);
    • прочность (последовательность и однозначность);
    • направленность воспитательных усилий в будущее, в соответствии с теми требованиями, которые ставит перед ребенком дальнейшая жизнь;
    • сочетание эмоционального принятия и поддержки ребенка с высокой требовательностью и необходимым контролем и т. д.
 
 
 

      Заключение

     В результате проведенного исследования, целью которого являлось изучение методов арт-терапии в психокоррекционной работе с дошкольниками, в соответствии с поставленными задачами были сделаны следующие выводы:

     1. Термин «арт-терапия» по отношению к изобразительному искусству, как средству лечебного воздействия был введен А. Хиллом. В начале ХХ века, понятие арт-терапии включало в себя просто метод лечебного воздействия на больного, при котором психотерапевт «сопровождал» пациента в процессе занятий изобразительным творчеством никак не направляя его деятельность. В  истории развития первых форм групповой арт-терапии на Западе большая роль принадлежала: Ирене и Джилберту Чампернон, Э. Адамсону, К. Юнгу, Л. Навратилу, Ф. Чизеку, Г. Риду, В. Ловенфельду, М. Наумбург М.  Ричардсон и др.

     2.В  России большой вклад в развитие  арт-терапии внесли: Л. Д. Лебедева, А.И.Копытин, И. М.,Никольская, Р.  Б. Хайкин, Нифонтова О. В., Мухина В. С., Киселева М.В., Свистовская Е. Е., и т.д. К современным видам групповой арт-терапии относят: анимационную терапию; артсинтезтерапию; библиотерапию; игротерапию; изотерапию; маскотерапию; музыкотерапию;  работу с глиной; сказкотерапию; цветотерапию; фототерапию;видеотерапию; драматерапию, куклотерапию, танцетерапию и т.д.

     3. Изо-терапия в детско-родительских группах при работе с дошкольниками, является результатом объединения методологии и техники групповой вербальной психотерапии с основными принципами арт-терапевтической работы. Изотерапия использует процесс создания изображений дошкольниками в качестве инструмента реализации целей. Изо-терапия в детско-родительских группах при работе с дошкольниками – это  взаимодействие между автором художественной работы, самой работой, специалистом и группой в процессе коррекции.

     4. Изо-терапия в детско-родительских группах при работе с дошкольниками не только предоставляет ее участникам дополнительные возможности для самовыражения и воздействует на эмоционально-аффективную сферу ребенка, но и положительным образом влияет на внутригрупповую коммуникацию,  повышает самооценку дошкольников, помогает моделировать и «проигрывать» различные проблемные ситуации, формируя адекватную социальную компетентность личности.

     5. Преимуществами изо-терапии в детско-родительских группах при работе с дошкольниками являются следующие факторы: невербальный характер средств, общее творчество, положительные эмоции испытыемых, возможность социально приемлемого выплеска негативной энергии.

     6. Изо-терапия в детско-родительских группах при работе с дошкольниками ориентирована, на решение следующих диагностических и коррекционных задач: исследование детского опыта, связанного с отношениями с родителями и изучение родительского влияния; выявление и коррекцию дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия; диагностику актуальных семейных конфликтов и конструктивным способам их решения; и т.д.

     7. Из различных вариантов групповой изо-терапии (студийной, аналитической, тематической) для детско-родительских групп при работе с дошкольниками более всего подходит форма тематически ориентированной группы, в которой всех участников объединяет какая-либо единая проблематика.

     8. Анализ методик арт–терапии в  детско-родительских группах при работе с дошкольниками выявил, что большинство исследователей уделяют основное внимание налаживанию межличностных коммуникаций между родителями и дошкольниками, а так же повышению самооценки ребенка (Дидактическая детско-родительская изо-методика Люсиль Пролкс. Изо-терапевтическая методика семейных пейзажей Дорис Аррингтон. Изо-методика семейной оценочной процедуры Ханны Квятковски. Арт-методика семейных портретов и фресок Джудит Рубин. Методика вербальных и невербальных семейных изо-заданий Хелен Ландгартен. Техники семейной изо-терапии при работе с дошкольниками Мексин Джунге.

     9.На основе изученного теоретического материала в эксперементальной части исслдования была выдвинута следующая гипотеза: применение метода изотерапии в детско-родительских группах способствует повышению самооценки дошкольников и позволяет корректировать проблемные межличностные отношения в семье.

     10. После проведения психолого-диагностического исследования, в процессе которого были выявлены особенности детско-родительских отношений в семьях дошкольников, была разработана и апробирована психолого-коррекционная программа, основанная на методах изо-терапии для старших дошкольников и их родителей.

     11. Эффективность программы была подтверждена результатами контрольного эксперимента и гипотеза полностью подтверждена.  
 
 

 

Библиография

  1. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2007. -  11-12 с.
  2. Аметова Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт». М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2007. - 44 с.
  3. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2004. - 51 с.
  4. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб: Эксмо-пресс, 2007. – 18 с.
  5. Богданович В. "Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы". Золотое Сечение, 2008. -14-15 с.
  6. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. Изд-во: Когито-Центр. М. 2008 г. - 77 с.
  7. Васина Е., Барыбина А. Арт-альбом для семейного консультирования. Детский. Изд-во: Речь. М. 2009 г. – 17-18  с.
  8. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. Изд-во: Ось-89. Москва. 2009 г. - 16 с.
  9. Вековая А.В.Современная арт-терапия. Сборник. М., 2010 г. - 12 с. 
  10. Винникотт Д. Игра и реальность - Москва, Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. - 6 с.
  11. Воробьева Д. И. Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. СПб.: Детство-пресс, 2008. - 4 с.
  12. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум - Новосибирск, Изд-во Новосибирского университета. 2008 г. - 18 с.
  13. Джунге М. Детский рисунок  в семейной арт-терапии. Теория и практика арт-терапии. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2009. – 6-11 с.
  14. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия, теория и практика: учебное пособие. Профессия, 2007. -10 с.
  15. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2007. - 8 с.
  16. Истратова О. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет. Серия: Психологический практикум. М. Издательство: Феникс, 2009 г.  -18 с.
  17. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Изд-во: Речь. М. 2009 г. – 6-8 с.
  18. Квятковски Х. Семейная арт-терапия - как метод лечебно-коррекционного воздействия на семью. / Пер. с англ. М.: Независимая фирма Класс, 2010.  - 6-8 с.
  19. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе - СПб, Речь, 2008. - 17 с.
  20. Кобзарь А. И. Прикладная математическая статистика. — М.: Физматлит, 2006. — 816 с.
  21. Кокоренко В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. М., Изд-во: Речь, 2009. - 51 с.
  22. Копытин А.И., Корт Б. Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия. СПб.: Речь, 2009. -15 с.
  23. Копытин А.И. Арт-терапия - новые горизонты. Изд-во: Когито-Центр. М., 2008 г. –67-69 с.
  24. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2008. –33-39 с.
  25. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань,2007. – 11-12 с.
  26. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт - терапия детей и подростков. - М.: Когито - Центр, 2007. – 13-15 с.
  27. Копытин А.И.  Актуальные вопросы теории и практики групповой арт-терапии // Консультативная психология и психотерапия. 2005. № 4. – 15-17 с.
  28. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско -подростковой и семейной арттерапии. — М.: Когито - центр, 2006. — 250 -251 с.
  29. Короп И. «Законы Радости. Исцеление словом и музыкой» (+ CD). Открытый Мир, 2008. - 5 с.
  30. Красный Ю.Е. Арт - всегда терапия: Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств. Изд-во: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования. М. 2009 г. – 3-5 с.
  31. Кудаева И.А. Освоение социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кудаева И.А. ; Морд. гос. пед. ун-т им. М.Е. Евсевьева. - Саранск, 2007. - 17 с.
  32. Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - СПб.: Речь,2003. – 146 с.
  33. Кузьмина Н.И. Дошкольник и младший школьник: проблемы воспитания и образования: материалы конф. «Чтения Ушинского». пед. фак. ЯГПУ. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. - 7 с.
  34. Кузьмина Е. Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет. 2008. - 2 с.
  35. Куртышева М. А. Как сохранить психологическое здоровье детей. СПб.: Питер, 2007. - 51 с.
  36. Кутейникова Е.Е. Педагогическая поддержка социализации младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кутейникова Е.Е. ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб., 2007. - 61 с.
  37. Ландгартен Х. Семейная арт..психотерапия // Игровая семейная психотерапия / Под ред. Ч. Шеффера и Л. Кери. — СПб: Питер, 2001. —33 -43, 276—282 с.
  38. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2008. –12-19 с.
  39. Лебедева Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. - СПб.: Речь, 2006. - 26 с.
  40. Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании учителя. Диссертация. М. 2001. –11 -15 с.
  41. Мардер Л. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Генезис, 2007. -13 с.
  42. Маллон Б. Творческая визуализация и цвет. М.: Галактион, 2008.  - 17 с.
  43. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2008. -41 с.
  44. Москвина Л. Энциклопедия психологических тестов. М. 2007. -14 с.
  45. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. Изд-во: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования. М. 2009 г. -55 с.
  46. Назарова Т. В. Радуга в графических символах. М.: Чистые воды, 2007. -17 с.
  47. Никольская И. М. Арттерапия – терапия изобразительным искусством // Учебник Детская психиатрия (под ред. Э. Г. Эйдемиллера), СПб.: Питер, 2007.  -126=128 с
  48. Нифонтова О. В. Психолого-педагогические условия эффективного использования групповой учебной работы.// Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы X международной конференции. Ч.1. – Екатеринбург, 2008. –С. 55-58.
  49. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии / Пер. с англ. М.: Независимая фирма Класс, 2007.  – 45 с.
  50. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Сказотерапевтические программы. СПб.: Речь, 2007. -45 с.
  51. Пролкс Л. Групповая арттерапия с маленькими детьми и их родителями // Арттерапия— новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. — М.: Когито Центр, 2006. -87 -89 с.
  52. Психолого – педагогический словарь. // Под ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева. - М.2008.  -11 с.
  53. Пурнис Н. Е. Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии. Изд-во: Речь. М. 2008 г. – 65-66 с.
  54. Рогозина Е.Д. Социально-психологические аспекты профилактической работы с семьей // журнал PSYEDU.ru. 2010. №1. -11 с.
  55. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. СПб., 2006. -12 с.
  56. Рубин Д. Семейная фреска. Пер. с англ. М.: Оптиум, 2009.  – 4 с.
  57. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Пер. с англ. /Изд-во: Речь. М. 2007 г. – 8-9, 145-149.
  58. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Речь,2006.-176с.
  59. Сидорова В.В.Отчет об участии в 8-ой Международной конференции Международной Ассоциации Терапии Выразительными Искусствами (IEATA-International Expressive Arts Therapy Association) 12-15 августа 2009. Сборник: Арт-терапия сегодня. М., 2010 г.  -5 с.
  60. Скурат Г. Детский психологический театр. Развивающая работа с детьми и подростками. СПб.: Речь, 2007. – 6.
  61. Хайкин Р. Б. Арт-терапия. СПб: Питер, 2007 г.  -15 с.
  62. Хошино Я. Арт-методика семейной терапии/ Пер. с англ. М.: Независимая фирма Класс, 2010.  -2, -16-17 с.
  63. Хобсон К. Ф. Мир входящему: развитие ребёнка и его отношений с окружающими. - М.: Центр общечеловеческих ценностей. 2008 г.  -11 с.
  64. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
  65. Широкова Г. А., Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Большая книга детского психолога от 3 до 10 лет. Серия: Психологический практикум. М., Издательство: Феникс, 2010 г. -15 с.
  66. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия.-СПб.: Питер, 2001.-320 с.
  67. Эйдемиллер Э.Г. Психиатрия и психотерапия в современном культурном контексте России и мира // Детская психиатрия: Учебник / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера.— СПб: Питер, 2005. —15 -28 с.
  68. Юнг К.Г. Архетип и символ. СПб.: Изд-во: Ин-та Психотерапии. 2001 г.  -56 с.
 

     

 

ПриложениЯ 

   Приложение 1

   Результаты методики «Лесенка». Автор: Щур

 
 
   И.Ф.
 
 
Пол

м/ж

Уровень самооценки
Низкий  уровень  Средний уровень  Высокий уровень 

 

  1. Абжахарова И.
ж   3  
  1. Сагалакова  Т.
ж 1    
  1. Полосин В.
м   3  
  1. Ромме Г.
ж     5
  1. Сменко В.
ж   3  
  1. Назаренко С.
м 1    
  1. Крючков А.
м     5
  1. .Кравченко С.
ж   3  
  1. Перепёлкин  Л.
ж     5
  1. Колесникова О.
ж   3  
  1. Беляева Л.
ж   3  
  1. .Симанев  Г.
м   3  
  1. Кудряшова В.
м 1    
  1. Бабаева О.
ж   3  
  1. Васильева О.
ж   3  
  1. Гладун  Ж.
м 1    
  1. Укдужеков А.
м   3  
  1. .Попов  Ж.
м   3  
  1. Степанова Н.
ж     5
  1. Семёнова М.
м 1    
  1. Семин В.
м     4
  1. Семко А.
м     4
  1. Степкин Ю.
м
    2
   
  1. Столяр  И.
м     4
  1. Столяренко Л.
ж     5
  1. Товасиев А.
м
    1
   
  1. Троицкий  С.
м     4
  1. Умайский Л.
м   3  
  1. Чугунова  Э.
ж     4
  1. Шакуров Р.
м
    1
   
  1. Шевчук  Д.
ж     4
  1. Щегорцева В.
ж     4
  1. Шихирева П.
ж   3  
  1. Шубкина В.
ж     4
  1. Шуваев А.
м     4
  1. Шуваева В.
ж     4
  1. Шуйко Р.
ж   3  
  1. Шурычев Д.
м     4
  1. Эрд Р.
ж   3  
  1. Юбин А.
м     4
  1. Юваев А.
м
    2
   
  1. Юсько В.
ж     5
  1. Юрьева А.
ж     4
  1. Юрьев Л.
м     5
  1. Юшко А.
ж   3  
  1. Юшкин  В.
м     5
  1. Таганаков Л.
м
    2
   
  1. Топоева  К.
ж
    2
   
  1. Тосконакова Л.
ж
    2
   
  1. Тотышева  О.
ж   3  
  1. Угужакова С.
ж   3  
  1. Саражакова  С.
ж   3  
  1. Саражаков Р.
м
    1
   
  1. Чаньчиков Р.
м
    1
   
  1. Чаптыкова О.
ж   3  
  1. Чаркова Р.
ж   3  
  1. Чабодаев  В.
м
    1
   
  1. Чабодаева Л.
ж
    1
   
  1. Чустугешева В.
ж
    2
   
  1. Чулымов А.
м
    1
   
Всего: 60 человек,

32 девочки  и 28 мальчиков

Всего: 18 человек, 13м.  и  5  д. Всего: 21 человек,

  5 м.  и  16 д.

Всего: 21 человек,

10 м  и 11д.

Информация о работе Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии