Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:22, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое изучение методов арт-терапии и исследование, возможности использования арт-терапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: применение метода изотерапии в детско-родительских группах способствует повышению самооценки дошкольников и позволяет корректировать проблемные межличностные отношения в семье.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
1.1 История развития и принципы современной арт-терапии
1.2 Изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками
1.3. Особенности изо-терапевтических методик в детско-родительских группах.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

арт-терапия младшие школьники.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

     • Что чувствовали участники-наблюдатели  и сами танцующие?

     • Как в нескольких словах можно  охарактеризовать танец того или  иного члена группы?

     • Каковы характерные особенности  танцевальной экспрессии участников?

     • Насколько отличаются танец «Я-реальное»  от танца «Я-идеальное»?

     • Танец был направлен на самовыражение  или на взаимодействие с другими?

     6. Обмен впечатлениями от занятия.

     7. Объяснение домашнего задания: вспомнить свой танец «Какой я есть на самом деле», а затем — танец «Каким бы я хотел быть» и изобразить на бумаге чувства, которые возникают при воспоминаниях об этих танцах.

     8. Ритуал завершения занятия —  «Колодец».

     Занятие 8

     Цель: повышение компетентности в общении  с собственными детьми (родителями) и другими участниками группы, развитие самооценки дошкольников.

     1. Приветствие. Выполняется психогимнастическое  упражнение. Группа становится в  шеренгу. Одновременно, на счет  ведущего, всем участникам группы предлагается прыгнуть на мете с поворотом туловища на 90 градусов, не указывается, в какую сторону. Упражнение считается выполненным тогда, когда все участники группы будут стоять лицом в одну сторону.

     2. Обсуждение домашнего задания.

     3. Упражнение «Испорченный телефон». Для проведения упражнения необходимо, чтобы один из играющих схематично  изобразил на бумаге что-то  не очень сложное, например, дом,  из трубы которого идет дым,  а в небе летают птицы. Ведущий  показывает картинку одному из играющих и затем прячет ее. Тот, кто ее увидел, шепотом рассказывает второму, что на ней изображено. Второй шепотом пересказывает услышанное третьему и т. д. Последним узнает содержание картины тот, кто будет ее изображать. То, что им нарисовано, сравнивается с самой картиной, затем оценивается качество устного рассказа о ней, в котором участвовали все играющие. Проводится обсуждение упражнения.

     4. Упражнение «Повтори позу». Инструкция: «Двое участников группы становятся  лицом друг к другу. Один  принимает на 5 секунд какую-либо позу, затем возвращается в исходное положение, после этого другой должен точно ее повторить, далее они меняются ролями. Затем выходят две пары и тоже становятся лицом друг к другу. Оба игрока одной пары принимают на 2—3 секунды каждый свою позу, любой участник другой пары по знаку ведущего должен показать их одну задругой. И вновь пары меняются ролями». Обсуждение упражнения.

     5. Изотерапия: упражнение «Разговор  на листе бумаги». Инструкция: «Участники группы произвольно  разбиваются на пары. Каждый участник выбирает один фломастер. Каждая пара выбирает для выполнения упражнения свое место в помещении и берет лист бумаги форматом A3. Затем участники каждой пары начинают свой "разговор", применяя для этого только фломастер и лист бумаги, используя линии, геометрические фигуры, пятна. Разговаривать во время выполнения упражнения запрещается». Обсуждение упражнения.

     6. Обмен впечатлениями от занятия.

     7. Объяснение домашнего задания:  в течение трех дней обращать  внимание на то, насколько правильно вы понимаете окружающих людей, получая от них обратную связь, и насколько они понимают вас.

     8. Ритуал завершения занятия —  «Колодец».

     Занятие 9

     Цель: повышение компетентности в общении, достижение более высокого уровня групповой  и семейной сплоченности.

     1. Группа садится в круг. Инструкция: «Пусть кто-то из вас выйдет  за дверь. Мы (те, кто останется)  выберем одного человека, который  будет инициатором движения. Он  будет выполнять какие-либо движения, время от времени меняя их, а мы все будем их повторять. Участник, находившийся за дверью, вернется в комнату, встанет в центр круга и, внимательно наблюдая за нами, постарается понять, кто же является инициатором движения». Обсуждение.

     2. Обсуждение домашнего задания.

     3. Изотерапия. Инструкция: «Разбейтесь на две группы — "детей" и "родителей". Изобразите игру родителей и детей. Затем "дети" начинают рисовать под руководством "родителей", а "родители" создают рисунки для "детей". Работа завершается дискуссией об отношениях детей и родителей». Обсуждение упражнения.

     4. Танцедвигательная терапия. Круговые  танцы — вся группа делает  синхронные движения, держась за  руки. Группа танцует под музыку, а затем изображает на рисунке  или в скульптуре свои впечатления.

     Обсуждение  упражнения.

     5. Обмен впечатлениями от занятия.

     6. Объяснение домашнего задания:  дома в течение трех дней  прослушивать разнообразные музыкальные  произведения и изображать на  листе бумаги свои впечатления.

     7. Ритуал завершения занятия —  «Колодец».

     Занятие 10

     Цель: повышение компетентности в общении, развитие сензинитивности (чувствительности) по отношению к другим людям.

     1. Группа садится в круг. Психогимнастическое  упражнение

     «У  кого какой цвет?» Инструкция: «Сейчас  я раздам вам карточкис названием  цвета, которые повторяются дважды, то есть, если вам досталась карточка с надписью "зеленый", то вы знайте, что еще у кого-то есть такая же карточка. Я буду перечислять названия овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать имеющие карточки цветов, соответствующих названным. Иногда я буду произносить названия предметов, которые не являются овощем или фруктом.

     В этом случае все остаются сидеть. По ходу упражнения внимательно следите  за действиями других участников группы. Постарайтесь понять, у кого какой  цвет». Обсуждение упражнения.

     2. Обсуждение домашнего задания.

     3. Изотерапия. Инструкция: «Используя  большой лист бумаги (можно скрепить  скотчем два листа обоев), обведите  силуэты друг друга. Затем раскрасьте  их и разместите в пространстве  помещения, где проводятся занятия.  После этого проводится "экскурсия" по выставке получившихся произведений». Обсуждение упражнения.

     4. Психогимнастическое упражнение  «Зеркало». Обсуждение упражнения.

     5. Обмен впечатлениями от занятия.

     6. Объяснение домашнего задания:  дома нарисовать совместный рисунок  «Моя семья».

     7. Ритуал завершения занятия —  «Колодец».

     Занятие 11

     Цель: осмысление и закрепление опыта, полученного в процессе работы учебной  группы.

     1. Участники садятся по кругу.  Инструкция: «У меня в руках  несколько карточек. На них написаны  названия различных предметов, состояний, понятий. Например, "лампа", "сон", "свет", "веселье" и т. д. Я приколю карточку на спину одному из вас, сделаю это так, чтобы он не видел, что на ней написано. Затем этот человек будет подходить к разным участникам группы (по своему выбору), и те, к кому он подошел, невербально, с помощью жестов будут показывать ему, что написано у него на карточке. Задача— понять, что написано на карточке». Обсуждение упражнения.

     2. Обсуждение домашнего задания.

     3. Изотерапия. Инструкция: «Каждый и  группе выбирает для себя цвет, отражающий его индивидуальность, и находит партнера, ориентируясь на его цвет. Затем пары изображают "разговор цветов" на одном листе бумаги, пытаясь вести свою линию параллельно линии партнера». Обсуждение задания.

     4. Психогимнастическое упражнение. Инструкция: «Выберите себе пару и решите, как вы предложите партнеру провести завтрашний день. Информацию о ваших предложениях надо передавать только невербальными средствами (с помощью жестов). Предлагать варианты проведения завтрашнего дня начнете все одновременно по моему сигналу». Обсуждение упражнения.

     5. Все участники садятся по кругу.  Инструкция: «Сядьте так, чтобы  вам было удобно. Закройте глаза  и вспомните все, что вы делали  сегодня в группе в обратном  порядке, начиная с того момента, как я закончу говорить. Постарайтесь вспомнить как можно подробнее все, что происходило с вами в течение дня, ничего не объясняя и не интерпретируя». Обсуждение упражнения.

     6. Обмен впечатлениями от занятия.

     7. Объяснение домашнего задания:  постараться вспомнить все занятия и записать наиболее запомнившиеся моменты.

     8. Ритуал завершения занятия —  «Колодец».

     Занятие 12

     Цель: подведение итогов и планирование перспектив.

     1. Группа садится в круг. Занятие  начинается с обсуждения домашнего  задания.

     2. Изотерапия. Совместный рисунок на листе, состоящем из шести листов ватмана, с использованием всевозможных художественных материалов. Обсуждение работы.

     3. Обсуждение всего курса занятий.

     4. Упражнение «Колодец».

     5. Совместное чаепитие.

     3 этап. Контрольный  эксперимент. Анализ и интерпретация результатов. С целью проверки эффективности коррекционно-развивающей программы с помощью методов арт-терапии, была проведена повторная методика самооценки «Лесенка» и тест для родителей. Авторы теста (Я.А.Варга, В.В.Столин) которая представлена в приложении 4 и 5.

      На  основе таблиц в приложении 4, 5 была составлена обобщающая таблица 7.

     Таблица 7

Общие показатели уровня самооценки  и  уровня  детско-родительских взаимоотношений  до и после проведения коррекционной  работы в контрольной группе

 
 
 
Суммы å
Уровень взаимоотношений, баллы  Различия

оценок (d)

d2 Уровень самооценки Различия

оценок (d)

d2
в начале в конце  в начале в конце 
105 165 60 5000 58 80 27 53

 

      Результаты  контрольного эксперимента выявили, что общий уровень самооценки вырос на 27 % (Особенно высокие результаты наблюдались у   Кудряшовой В. и Гладун Ж.  и Сагалаковой Т.).

      При этом общий уровень детско-родительских отношений в семье заметно  вырос  (на 60 баллов), так, после коррекционной  арт-работы не было ни одной анкеты родителей, оценивающей уровень взаимоотношений с ребенком в семье как низкий.

      Так как методика самооценки «Лесенка»  проводилась в начале исследования и после корректирующей работы, то с помощью -критерия Стьюдента для  связных и равных по численности выборок была определена эффективность корректирующей работы.

      В соответствии с целями эксперимента была сформулирована нулевая гипотезу:

    • Н0 коррекционная арт-программа способствовала понижению самооценки у детей. То есть должно справедливо неравенство:

      tэмп  < tкрит

    • Тогда альтернативная гипотеза будет иметь вид: Н1коррекционная работа способствовала повышению самооценки у детей, как показателя гармоничных отношений в семье дошкольников.

     Если tэмп < tкрит, то гипотеза H0 принимается, в противном случае нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза.

     Критерий  Стьюдента позволяет сравнивать величины выборочных дисперсий двух проведённых выборок. Для критерия Стьюдента необходимо сравнить дисперсии  тестовых оценок в обоих случаях.  Результаты  повторного анализа методики «Лесенка» в сочетании с результатами констатирующего эксперимента  и  расчётов по критерию Стьюдента представлены в таблице приложения 14. Вначале  были  произведены расчеты  по формуле:

Информация о работе Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии