Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:22, дипломная работа
Целью данной работы является теоретическое изучение методов арт-терапии и исследование, возможности использования арт-терапии в коррекционной работе со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: применение метода изотерапии в детско-родительских группах способствует повышению самооценки дошкольников и позволяет корректировать проблемные межличностные отношения в семье.
Введение 4
Глава 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
1.1 История развития и принципы современной арт-терапии
1.2 Изо-терапия в детско-родительских группах в работе с дошкольниками
1.3. Особенности изо-терапевтических методик в детско-родительских группах.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3. Результаты исследования и их анализ
Заключение
Библиография
•
Что чувствовали участники-
• Как в нескольких словах можно охарактеризовать танец того или иного члена группы?
• Каковы характерные особенности танцевальной экспрессии участников?
• Насколько отличаются танец «Я-реальное» от танца «Я-идеальное»?
• Танец был направлен на самовыражение или на взаимодействие с другими?
6.
Обмен впечатлениями от
7. Объяснение домашнего задания: вспомнить свой танец «Какой я есть на самом деле», а затем — танец «Каким бы я хотел быть» и изобразить на бумаге чувства, которые возникают при воспоминаниях об этих танцах.
8. Ритуал завершения занятия — «Колодец».
Занятие 8
Цель: повышение компетентности в общении с собственными детьми (родителями) и другими участниками группы, развитие самооценки дошкольников.
1.
Приветствие. Выполняется
2. Обсуждение домашнего задания.
3.
Упражнение «Испорченный
4.
Упражнение «Повтори позу».
5. Изотерапия: упражнение «Разговор на листе бумаги». Инструкция: «Участники группы произвольно разбиваются на пары. Каждый участник выбирает один фломастер. Каждая пара выбирает для выполнения упражнения свое место в помещении и берет лист бумаги форматом A3. Затем участники каждой пары начинают свой "разговор", применяя для этого только фломастер и лист бумаги, используя линии, геометрические фигуры, пятна. Разговаривать во время выполнения упражнения запрещается». Обсуждение упражнения.
6.
Обмен впечатлениями от
7. Объяснение домашнего задания: в течение трех дней обращать внимание на то, насколько правильно вы понимаете окружающих людей, получая от них обратную связь, и насколько они понимают вас.
8. Ритуал завершения занятия — «Колодец».
Занятие 9
Цель: повышение компетентности в общении, достижение более высокого уровня групповой и семейной сплоченности.
1.
Группа садится в круг. Инструкция:
«Пусть кто-то из вас выйдет
за дверь. Мы (те, кто останется)
выберем одного человека, который
будет инициатором движения. Он
будет выполнять какие-либо
2. Обсуждение домашнего задания.
3. Изотерапия. Инструкция: «Разбейтесь на две группы — "детей" и "родителей". Изобразите игру родителей и детей. Затем "дети" начинают рисовать под руководством "родителей", а "родители" создают рисунки для "детей". Работа завершается дискуссией об отношениях детей и родителей». Обсуждение упражнения.
4.
Танцедвигательная терапия.
Обсуждение упражнения.
5. Обмен впечатлениями от занятия.
6.
Объяснение домашнего задания:
дома в течение трех дней
прослушивать разнообразные
7. Ритуал завершения занятия — «Колодец».
Занятие 10
Цель: повышение компетентности в общении, развитие сензинитивности (чувствительности) по отношению к другим людям.
1. Группа садится в круг. Психогимнастическое упражнение
«У кого какой цвет?» Инструкция: «Сейчас я раздам вам карточкис названием цвета, которые повторяются дважды, то есть, если вам досталась карточка с надписью "зеленый", то вы знайте, что еще у кого-то есть такая же карточка. Я буду перечислять названия овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать имеющие карточки цветов, соответствующих названным. Иногда я буду произносить названия предметов, которые не являются овощем или фруктом.
В этом случае все остаются сидеть. По ходу упражнения внимательно следите за действиями других участников группы. Постарайтесь понять, у кого какой цвет». Обсуждение упражнения.
2. Обсуждение домашнего задания.
3.
Изотерапия. Инструкция: «Используя
большой лист бумаги (можно скрепить
скотчем два листа обоев), обведите
силуэты друг друга. Затем
4.
Психогимнастическое
5.
Обмен впечатлениями от
6.
Объяснение домашнего задания:
дома нарисовать совместный
7. Ритуал завершения занятия — «Колодец».
Занятие 11
Цель: осмысление и закрепление опыта, полученного в процессе работы учебной группы.
1. Участники садятся по кругу. Инструкция: «У меня в руках несколько карточек. На них написаны названия различных предметов, состояний, понятий. Например, "лампа", "сон", "свет", "веселье" и т. д. Я приколю карточку на спину одному из вас, сделаю это так, чтобы он не видел, что на ней написано. Затем этот человек будет подходить к разным участникам группы (по своему выбору), и те, к кому он подошел, невербально, с помощью жестов будут показывать ему, что написано у него на карточке. Задача— понять, что написано на карточке». Обсуждение упражнения.
2. Обсуждение домашнего задания.
3. Изотерапия. Инструкция: «Каждый и группе выбирает для себя цвет, отражающий его индивидуальность, и находит партнера, ориентируясь на его цвет. Затем пары изображают "разговор цветов" на одном листе бумаги, пытаясь вести свою линию параллельно линии партнера». Обсуждение задания.
4. Психогимнастическое упражнение. Инструкция: «Выберите себе пару и решите, как вы предложите партнеру провести завтрашний день. Информацию о ваших предложениях надо передавать только невербальными средствами (с помощью жестов). Предлагать варианты проведения завтрашнего дня начнете все одновременно по моему сигналу». Обсуждение упражнения.
5.
Все участники садятся по
6.
Обмен впечатлениями от
7. Объяснение домашнего задания: постараться вспомнить все занятия и записать наиболее запомнившиеся моменты.
8. Ритуал завершения занятия — «Колодец».
Занятие 12
Цель: подведение итогов и планирование перспектив.
1.
Группа садится в круг. Занятие
начинается с обсуждения
2. Изотерапия. Совместный рисунок на листе, состоящем из шести листов ватмана, с использованием всевозможных художественных материалов. Обсуждение работы.
3.
Обсуждение всего курса
4. Упражнение «Колодец».
5. Совместное чаепитие.
3 этап. Контрольный эксперимент. Анализ и интерпретация результатов. С целью проверки эффективности коррекционно-развивающей программы с помощью методов арт-терапии, была проведена повторная методика самооценки «Лесенка» и тест для родителей. Авторы теста (Я.А.Варга, В.В.Столин) которая представлена в приложении 4 и 5.
На основе таблиц в приложении 4, 5 была составлена обобщающая таблица 7.
Таблица 7
Общие показатели уровня самооценки и уровня детско-родительских взаимоотношений до и после проведения коррекционной работы в контрольной группе
Суммы å |
Уровень взаимоотношений, баллы | Различия
оценок (d) |
d2 | Уровень самооценки | Различия
оценок (d) |
d2 | ||
в начале | в конце | в начале | в конце | |||||
105 | 165 | 60 | 5000 | 58 | 80 | 27 | 53 |
Результаты контрольного эксперимента выявили, что общий уровень самооценки вырос на 27 % (Особенно высокие результаты наблюдались у Кудряшовой В. и Гладун Ж. и Сагалаковой Т.).
При
этом общий уровень детско-
Так как методика самооценки «Лесенка» проводилась в начале исследования и после корректирующей работы, то с помощью -критерия Стьюдента для связных и равных по численности выборок была определена эффективность корректирующей работы.
В соответствии с целями эксперимента была сформулирована нулевая гипотезу:
tэмп < tкрит
Если tэмп < tкрит, то гипотеза H0 принимается, в противном случае нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза.
Критерий Стьюдента позволяет сравнивать величины выборочных дисперсий двух проведённых выборок. Для критерия Стьюдента необходимо сравнить дисперсии тестовых оценок в обоих случаях. Результаты повторного анализа методики «Лесенка» в сочетании с результатами констатирующего эксперимента и расчётов по критерию Стьюдента представлены в таблице приложения 14. Вначале были произведены расчеты по формуле:
Информация о работе Психокоррекция младших школьников с помощью методов арт-терапии