Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 03:08, курс лекций

Описание работы

Бреслав. Психологическая коррекция подростков и детей. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). - СПб., – Речь., - 97 стр.

Файлы: 1 файл

Бреслав Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.doc

— 674.00 Кб (Скачать файл)


Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности

 

Г.Э. Бреслав

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

детской и подростковой агрессивности

 

Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»).   - СПб., – Речь.,  - 97 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

АГРЕССИЯ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

 

 

 

 

1.1. Определение понятия «Агрессия»

Для начала нужно определить понятия «агрессия» и «агрессив­ность» и понять, для чего человек снабжен этим механизмом реа­гирования. Слово «агрессия» (aggression) происходит от слова adgradi (где ad— на, gradus— шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Ближайшими словами-родственника­ми этого понятия являются «прогресс» (движение вперед, разви­тие) и «регресс» (движение назад). В первоначальном смысле «быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения» (Э. Фромм).

Исследователи агрессии имеют разные точки зрения на то, что она собой представляет, и следует ли ее расценивать как положи­тельное или как отрицательное явление. Как отмечают Р. Бэрон и Д. Ричардсон (2002), сегодня многие авторы сходятся на том, что агрессия — это любая форма поведения, нацеленная на оскорбле­ние или причинение вреда другому живому существу, не желающе­му подобного обращения. По их мнению, агрессия имеет место тогда, когда результатом действий являются какие-либо негатив­ные последствия. Другие ученые с этим не согласны.

Все мы, естественно, относимся к проявлениям агрессии нега­тивно, однако при этом переносим наше отрицательное отноше­ние с конкретных проявлений агрессии на понятие «агрессия» в це­лом. Между тем, это не совсем правильно: как и многие исследова­тели, хочу отметить, что агрессия — естественное свойство человека, неотъемлемая часть его жизни, а вовсе не социальная или клини­ческая патология, как считают некоторые.

Наше отрицательное отношение к агрессии вызвано тем, что мы постоянно путаем два понятия — агрессию и насилие. Насилие — не только и не столько проявление биологических поведенческих стереотипов, сколько специфический человеческий феномен: оно выходит за пределы целесообразности и является целевым, осоз­нанным воздействием на других. Основной мотлв насильственно­го поведения — самоутверждение за счет другого. ' Напротив, агрессивные тенденции заложен74 в самой природе человека, а радость, получаемая от разрушения и применения на­силия, — его первозданное свойство. Страсть человека к разруше­нию научно описал еще 3. Фрейд: наряду с либидо она является одним из двигателей развития общества. Наивнее люди до сих пор считают, что человек по своей природе добр, а если и проявляет агрессию, то только потому, что так заставляют его складывающи­еся социальные условия или особенности воспитания. «Вера в "доб­роту" человеческой натуры является одной из самых худших ил­люзий... в человеке таится особый инстинкт — агрессии и разру-шения»1. Фрейдовская теория рассматривает агрессивность как деструктивную силу, которая подавляется с помощью Супер-Эго, причем в процессе подавления агрессия поворачивается в сторону своего носителя и выступает у индивида в форме влечения к смер­ти. Другой представитель психоанализа, А. Адлер, порвавший свои отношения с 3. Фрейдом в том числе из-за разногласий во взглядах на агрессию, видел в ней стремление преодолеть врожденное чув­ство неполноценности. Также разошелся с Фрейдом во взглядах на агрессивность и ф. Перлз, для которого она представлялась не «им­пульсом смерти», а «импульсом жизни», необходимым для актив­ной ассимиляции внешнего мира.

К. Лоренц (1970) считает, что влечение к агрессии встроено в психику человека, и для своего проявления ог*а не нуждается во внешней угрозе или внутренней фрустрации. Otfa возникает спон­танно и нуждается в разрядке. Биологическую природу агрессив­ности, по его мнению, подчеркивают успехи селекционеров, вы­водящих как агрессивные породы собак, петухов и пр., так и неаг­рессивные (такие как сенбернар, ньюфаундленд)-

Того же мнения придерживается и Э. ФромМ, отмечая: «Меха­низм оборонительной агрессии "вмонтирован" в мозг человека и животного и призван сохранять их жизненно важные интересы от угроз... Необходимо строго различать агрессию биологическую, адап­тивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни»2.

 

1 Фрейд 3. Введение в психоанализ. М, 1989. С. 364.

I? Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное™. №•> 1994. С. 162—163.

Г. Паренс (Parens, 1979, 1997) разделяет два вида агрессии:

1.    Недеструктивная агрессия — настойчивое невраждебное са­мозащитное поведение, направленное на достижение цели. Это врожденный механизм, служащий для адаптации в сре­де, удовлетворения желаний, достижения целей развития познания и способности положиться на себя. Он начинает работать с момента рождения и побуждает человека к кон­куренции в окружающем мире, защите своих прав.

2.    Враждебная деструктивность — злобное поведение, непри­ятие, ненависть, ярость, мстительность. Это тоже разновид­ность самозащиты, которая активизируется в результате сильных неприятных переживаний (боль, дистресс). Сюда же относится желание причинить боль и удовольствие, по­лучаемое от этого (садизм).

Итак, следует принять, что агрессия в человеке заложена био­логически. Это механизм, позволивший homo sapiens в очень дав­ние времена выжить среди более приспособленных и сильных жи­вотных. В последующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человека и образования общества, попала под контроль социальных норм и функций.

Современные психологи выделяют позитивную агрессию, обес­печивающую индивиду, группе или обществу в целом возможность выживания, безопасности и развития, и агрессию негативную, на­правленную на удовлетворение влечений путем причинения вреда окружающим. Грань между ними бывает иногда весьма тонкой. Так, во многих боевиках мы видим, как положительный герой, добива­ясь весьма достойных личных или общественных целей, крушит все вокруг себя и при этом нередко ненароком уничтожает чужую собственность, калечит и убивает невинных людей.

В социальной среде уровень агрессивности определяется сте­пенью социализации и этнокультуральными нормами, требовани­ями, установками. Общее развитие цивилизации направлено на все большее ограничение агрессии нравственными и социальными рамками. Как считает X. Хекхаузен (1986), культура задает норму, определяет тип и частоту агрессивных форм поведения. Любая куль­тура декларирует и санкционирует свои специфические нормы и критерии, предопределяя, тем самым, что следует разрешать, что запрещать и что поощрять. Однако, сколько бы ни социализиро­вался человек, уйти от своей биологической природы он не может, поскольку наделен огромной и устойчивой силой агрессии. Любые человеческие отношения, даже если на первый взгляд они продик­тованы позитивными чувствами, такими как любовь, дружба, коо­перация, — это всегда более или менее выраженная борьба за власть, а, значит, в той или иной степени и проявление агрессии.

Из сказанного понятно, что искоренять проявления агрессии не только бессмысленно, но и вредно. Скорее необходимо доби­ваться, чтобы они оказывались соразмерными обстоятельствам и социально допустимыми, а также не ограничивали без необходи­мости права и свободы человека.

 

Пути социализации агрессии:

•              на уровне общественных групп

•  соревновательность вместо вражды,

•  стремление разрешить конфликт вместо попыток уничтожить или подчинить другую сторону;

•  сублимирование негативной энергии сильных эмо­ций на позитивные цели;

•              на уровне отдельного человека

•  осознание и принятие своих переживаний,

•  признание возможности существования различных точек зрения,

•  стремление к диалогу,

•  установка на компромисс и позитивную самореали­зацию.

 

 

 

1.2. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

И АГРЕССИВНОСТЬ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ

В структурированном виде агрессия проявляется в виде агрес­сивного поведения или агрессивных действий. «Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и пси­хологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с со­хранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ро­стом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притяза­ний, а также сохранением и усилением контроля над существен­ным для субъекта окружением»1. Агрессивные действия выступают в качестве:

1.     Средства достижения какой-либо значимой цели.

2.     Способа психологической разрядки.

3.     Способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.

Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: по­знавательного, эмоционального и волевого. Познавательный ком­понент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицатель­ных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Наконец, волевой компонент — это целеустремленность, настойчивость, ре­шительность и инициативность (качества сами по себе вполне по­ложительные). Степень выраженности компонентов в этой триаде может варьироваться. Все они связаны с физиологическими свой­ствами личности — темпераментом, интраверсией и экстраверси­ей и пр.

По форме агрессивные действия могут быть самыми разными. Сюда включаются детские шалости и игры, подростковые споры, драки и конфликты; у взрослых — от таких вполне социально одоб­ряемых форм, как дискуссии, спортивные соревнования, до соци­альной патологии: войны, убийства, оскорбления, насилия и из­насилования, терроризм и пр.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрес­сивное поведение, обычно выделяют следующие:

•      недостаточное развитие интеллекта;

•      сниженная самооценка;

•      низкий уровень самоконтроля;

•      неразвитость коммуникативных навыков;

•      повышенная возбудимость нервной системы вследствие раз­личных причин (травмы, болезни и пр.).

1 Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерекова. Изд-е
2-е. М., 1997. С. 11.              „А

В современной психологии различают понятия «агрессия» и «аг­рессивность». Первое обычно рассматривают как отдельные дей­ствия, поступки, второе — как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склон­ности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Лонгитюдные исследования показывают, что агрессив­ность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой ха­рактера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни (А. И. Захаров, 1982; Г. Крайг, 2001). Можно сказать, что опреде­ленные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, складываются уже в дошкольном возрасте.

 

1.3. Классификации агрессии

Основные отечественные руководства и справочники опреде­ляют агрессию как явление непременно негативное:

«Агрессия — чувство враждебности или злобность, мысли или действия по отношению к какому-либо объекту или человеку»1.

«Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, проти­воречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (состояние напряженности, страха, подавленности)»2.

В то же время среди зарубежных ученых существуют различные виды классификаций, в которых агрессия определяется не столь однозначно и одиозно. Большинство исследователей предлагает дихотомический способ деления. В качестве одного из полюсов большинство из них выделяет инструментальную агрессию — по­ведение, при котором агрессия является только средством и направ­лена на достижение какой-либо цели, получение результата, а не нанесение вреда. Такой вид агрессии выделяют Р. Бэрон и Д. Ри­чардсон (2002), К. Додж и Дж. Койе (Dodge, Coie, 1987). Агрессия второго вида обычно определяется как враждебная — это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для предна­меренного причинения вреда.

 

1              Клиническая психиатрия / Под ред. Т. Б. Дмитриевой. М, 1999. С. 34.

2              Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерекова. Изд.

2-е. М., 1997. С. 10.

9



Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности

Более целесообразными представляются классификации, пост­роенные не на основе деления на группы, лежащие в одной плоско­сти, а согласно многоосевому принципу. Например, Э. Басе (Buss, 1976) предлагает концептуальную рамку, включающую три оси: фи­зическая — вербальная, активная — пассивная, прямая — непрямая.

Учитывая все вышеназванные аспекты, можно предложить сле­дующую классификацию видов агрессии (см. также рис. 1):

 

Разделение по направленности на объект

Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнаси­лования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д.

Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания

Разделение по

причине

появления

Реактивная агрессия - представля­ет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.)

Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях)

Разделение по целенаправлен­ности

Инструментальная агрессия -совершается как средство достиже­ния результата: спортсмен, добива­ющийся победы, стоматолог, удаляющий больной зуб, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.

Целевая (мотивационная) агрессия -выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его, мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.

Разделение по

открытости

проявлений

Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызы­вающий раздражение,тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.

Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызываю­щие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с ра­боты «не в духе», срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.

Разделение по

форме

проявления

Вербальная - выражена в словесной форме: угро­зы, оскорбления, содер­жание которых прямо го­ворит о наличии отрица­тельных эмоций и воз­можности нанесения мо­рального и материаль­ного ущерба противнику

Экспрессивная - проявляется не­вербальными средствами: жеста­ми, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит паль­цем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику

Физическая -прямое приме­нение силы для нанесения мо­рального и фи­зического ущерба про­тивнику

Информация о работе Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности