Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 03:08, курс лекций
Бреслав. Психологическая коррекция подростков и детей. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). - СПб., – Речь., - 97 стр.
Всего было проведено 12 занятий, причем три последних посвящались проработке возможных конфликтов: рисовались комиксы на тему «Мама чем-то недовольна», «Учительница делает замечание на перемене», «Девочки не хотят принимать в свою игру», «Как пройдет день рождения». Отмечались положительные сдвиги в поведении: почти исчезли конфликтность и напряженность, девочка стала охотнее общаться с другими больными, больше читать. Дозировки нейролептиков во время курса психотерапии практически не менялись.
После восьмого занятия пациентке было предложено пройти курс групповой терапии. На этот раз поведение в группе было вполне адекватным, хотя особой активностью она все же не выделялась. Курс лечения был скомкан из-за требования матери выписать больную в связи с началом новой четверти.
Катамнез один год. По данным наблюдения амбулаторного отделения, девочка вполне удовлетворительно учится, общается со сверстниками и родителями без особых конфликтов, регулярно принимает поддерживающие дозы нейролептиков.
1 По мнению специалистов, этот рисунок свидетельствует о наличии у больной эмоциональной смеси в виде подавленного, неосознаваемого страха, тревоги и агрессии.
3.6. Игровая терапия
Игровая терапия основана на естественной потребности детей. Игра дает ребенку необходимый жизненный опыт и развивает его психические процессы, воображение, самостоятельность, навыки общения и пр. Она имеет важное значение и для эмоционального развития детей, помогая справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (жестокость родителей, долгое пребывание в больнице, ночные кошмары и т. п.). Л. С. Выготский считал игру ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, характер которой меняется вместе с взрослением ребенка.
В своем развитии игра проходит ряд этапов: • 1. Манипулирование предметами (до 3 лет). Младенец играет все свободное от еды и сна время. С помощью игрушек он ис-'•- •* следует действительность, знакомится с цветом, формой, :• , i звуком и т. п. Позже начинает сам экспериментировать: бро-ii.K сать, сжимать игрушки и наблюдать за их перемещением. '< *' В процессе игры ребенок развивает координацию движений. '' 2. Сюжетная игра (3—4 года) — копирование действий и пове-' '*' дения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Ребенок в про'* цессе игры воспроизводит действия персонажей: изображая ';,? шофера он воспроизводит действия, имитирующие вождение машины, а не роль водителя. Игры по правилам ребенок еще не понимает.
3. Ролевая игра (5-6 лет). Сюжет отходит на задний план, самым главным становится ролевая идентификация. Смысл такой игры заключается в том, что ребенок получает возможность сыграть (а для него — значит, прожить) ситуации «из жизни взрослых» так, как он это понимает. Появляется возможность управлять процессом: выбрать себе понравившуюся роль, отказаться от роли, а также проявить свои лидерские качества — распределить роли между другими детьми.
4. Игра по правилам (6—7 лет). Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. Придумываются правила, которые требуют определенной дисциплины и гибкости, что помогает развивать коммуникативность.
Игровая терапия дает наилучшие результаты у детей 4—7 лет. В младшем возрасте обычно применяются предметные и более подвижные игры, у старших детей игра становится все больше похожей на драматическую постановку. После 12 лет куклы, как правило, заменяются специально сделанными масками.
Спонтанная игра может быть составной частью первых занятий, на стадии знакомства и диагностики. По мнению А. И. Захарова, Э. Эйдемиллера и др. здесь ее целесообразно применять с целью снятия напряжения, улучшения контакта и повышения интереса к специалисту и коррекционным мероприятиям. Одновременно с этим она выполняет диагностическую, коррекционную и обучающую функции. Диагностическая функция игры заключается в раскрытии переживаний ребенка, особенностей его характера и отношений к значимым людям. Игра как естественный эксперимент выявляет некоторые скрытые симптомы, защитные установки, конфликты и способы их разрешения. Коррекционная функция состоит в возможности эмоционального и моторного самовыражения маленького пациента, осознания и отреагирования им страхов, агрессии, психомоторного возбуждения и фантазий. Обучающая функция заключается в формировании навыков грамотного общения, перестройки отношений с близкими.
Игра проводится в кабинете специалиста, который должен иметь соответствующее оборудование. Стены и пол должны быть покрыты материалом, который выдерживает глину, краски, воду и удары молотка.
Полезно иметь в кабинете маски, мячи, детские музыкальные инструменты, детскую посуду, различные наборы конструкторов и пр.
Все игрушки должны быть простыми по конструкции и легкими в обращении, чтобы ребенок не расстраивался из-за того, что не может пользоваться ими. Кроме того, они должны быть достаточно крепкими, чтобы выдержать жесткое обхождение в игровой комнате. Кукольная семья должна иметь снимающуюся одежду. Все игрушки должны выдерживать какую-либо гигиеническую обработку (водную, химическую и пр.).
Специалист должен предложить ребенку придерживаться определенных правил: приходить вовремя, не ломать игрушки, убирать их после игры и пр.
Продолжительность игрового сеанса не превышает 30 минут, однако следует ориентироваться также и на желание ребенка, пре-
Набор игрушек специалиста1:
1. Люди: фигурки мужчин и женщин примерно одинакового размера (желательно, чтобы у них были атрибуты, указывающие на их профессию), а также дикари, монстры, гномы, пупсики.
2. Животные: домашние, дикие, морские, доисторические, сказочные.
3. Растения: деревья, кусты, трава, овощи, фрукты.
4. Здания: жилые дома, замки, вокзалы, магазины, гаражи и т. п., а также материал, из которого все это можно построить.
5. Сооружения: ограды, ворота, мосты и пр.
6. Камешки, стеклышки, ракушки, палочки, косточки.
7. Ящички, коробочки, бусинки, кристаллы, цепочки.
8. Тряпочки, полоски цветной бумаги, кусочки фольги и полиэтиленовой пленки.
9. Наборы пластилина, веревок, ниток, проволочек, скрепок, кнопок. ||
10 Все, что еще подскажет фантазия ||
рывание игры раньше времени нередко вызывает у него чувство незавершенности и всплеск агрессии. Частота игровых сеансов зависит от состояния ребенка и коррекционных задач, обычно занятия проводятся 1—3 раза в неделю на протяжении 1—4 недель.
Игровая терапия требует от специалиста эмоциональной вовлеченности, способности к игровому перевоплощению, проявлению детской непосредственности. Работать по какому-либо шаблону совершенно невозможно и не нужно.
Для лучшей организации игрового процесса целесообразно придерживаться определенных правил (по А. И. Захарову):
1. При выборе игровых тем следует учитывать интерес ребенка и их значимость для коррекции.
2. Игра должна строиться таким образом, чтобы способствовать развитию самостоятельности и инициативы детей.
3. Специалист не должен комментировать игру.
1 Эйдемиллер Э. Г. и др. Семейный диагноз и семейная терапия. СПб.: Речь, 2003. С. 195.
Во время игровой терапии специалист должен:
• уважать ребенка, общаться с ним искренне и честно;
• быть открытым навстречу ребенку и свободно чувствовать себя в его присутствии;
• воспринимать ребенка как личность, способную справиться со своими трудностями;
• поощрять ребенка полностью выражать свои чувства, мысли и переживания;
• не опекать, избегать торопить ребенка, но и ничего не делать вместо него.
4. Воздействие на пациента может осуществляться только посредством моделируемой игровой ситуации и характерами персонажей.
5. Соотношение спонтанных и направленных компонентов игры должно зависеть от личностных особенностей пациента и его состояния.
Спонтанная игра обычно проводится в начале сеанса. Ребенок играет самостоятельно или (особенно если он совсем маленький) вместе с кем-либо из родителей. Эта ситуация создает у пациента некоторое напряжение, поскольку заставляет его действовать без подсказок и выполнять определенные действия. Но по мере продолжения игры он вовлекается, выражает свои эмоции, вступает в контакт со специалистом. Нередко его поведение копирует поведение родителей, что дает важную информацию для понимания семейных отношений. Специалист в это время может беседовать * родителями, а может и участвовать в спонтанной игре, но толь во второстепенной роли, которую определит ему ребенок.
При направленнъа играх действуют правила игровой реальности и игрового равенства — равная ответственность за принятие решений, обмен ролями, отсутствие жесткого режиссирования. Разыгрываются сюжеты сказок, причем они подбираются таким образом, чтобы их персонажи проявляли агрессию в различных формах, а ребенок должен реагировать на это поведение определенным образом. При этом, если он делает это неадекватно, специалист подсказывает ему, как нужно поступить, но не прямо, а через роль того персонажа, которого он изображает по ситуации. Следующим этапом может стать разыгрывание историй, сочиняемых пациентом самостоятельно в качестве домашнего задания. На последних занятиях моделируются ситуации конфликта, спора, которые ребенок должен разрешить.
Вот пример использования игровой терапии.
Сережа, 5,5 лет. Отец неизвестен, мать страдала алкоголизмом, пила даже •о время беременности. Бьла лишена родительских прав, когда ребенку исполнилось два года, и больше им не интересовалась. Мальчик воспитывается бабушкой, которая во внуке души не чает, балует и во всем потакает. Физически рос и развивался с некоторьм отставанием от сверстников, позже начал сидеть и ходить, но умственно соответствовал средней возрастной норме. С детства обнаруживал признаки гиперактивности, бьл неусидчив и плохо управляем. Очень рано появились трудности при общении со сверстниками. Еще в яслях обратил на себя внимание не только избыточной подвижностью, но и неумением попросить игрушку, спокойно поиграть с другими детьми. Позже стал проявлять агрессию ко веем окружающим, независимо от возраста, не задумываясь о последствиях, из-за чего был неоднократно бит старшими ребятами. Из-за агрессивного поведения за год до обращения по требованию воспитателей был забран бабушкой из детсада, воспитывался дома; игры с детьми во дворе обычно заканчивались драками и ссорами.
Бабушка поняла, что когда мальчику придется идти в школу, то там ему будет весьма несладко, и обратилась за помощью в консультативный центр.
При первой встрече ребенок был излишне подвижен, неусидчив, постоянно вскакивал с места, ходил по кабинету, трогал книжки и игрушки. К терапии отнесся как к игре, что и привело к мысли использовать в качестве основного метода игротерапию, а в качестве дополнительных методов — телесно-ориентированную терапию и суггестию. Одновременно проводилась медикаментозная терапия ноотропами под защитой транквилизаторов.
На первых трех занятиях ребенок мог выбирать игрушки и темы для игр Самостоятельно. Обратил на себя внимание выбор игрушек: в игре участвовали только фигурки хищных зверей. Темами игр были ссоры, драки, борьба за первенство. Интересно, что ребенок сам не отождествлял себя явно ни с какой игрушкой. Только на четвертом занятии, когда я стал более активно направлять Течение игры, мальчик после трудных раздумий идентифицировал себя с большим медведем.
Первые направленные игры (следующие три занятия) мальчик строил по весьма примитивному сценарию, явно не отражавшему уровень его развития: медведь идет по лесу, встретил зайца — бьет, встретил лису — бьет, бегемота — тоже вьет, и так до тех пор, пока не задействует все игрушки. На вопросы, не жалко ли ему избиваемых животных, отвечал непосредственным заливистым смехом. Некоторое отрезвление пришло, когда по этому же сценарию («идет — бьет») сыграли со сменой ролей и ребенку были поручены роли всех других зверей. Медведь в моем исполнении оставался по-прежнему агрессивным и обижал других животных. На это было обращено особое внимание, кроме того, мальчика попросили описать, что чувствовали заяц, бегемот и другие животные при встрече с таким хозяином леса. Когда на следующих занятиях этот сценарий дважды разыграли вновь, медведь, вновь руководимый пациентом, вел себя уже менее агрессивно и даже отправился вместе с бегемотом за медом (явное влияние мультфильма про Винни-Пуха).
Затем наступил период разыгрывания сказок (5 занятий). «Золушка», «Дюймовочка» и «Гуси-лебеди» особого энтузиазма не вызвали, зато Иван-Царевич сразу же пришелся по сердцу. Сценарий игры, разумеется, был далек от общепринятого книжного: герой встречал множество персонажей (динозавр, робот, собака и пр.), совершал массу подвигов и, что самое главное, учился «сколачивать команду» мирным путем. На девятом занятии, завершавшем первый месяц работы, в компании животных появился человек. Кроме того, с шестого занятия сказочный репертуар расширился настолько, что общепринятых сценариев практически не осталось: все сюжеты ребенок сочинял сам, обнаруживая недюжинную фантазию.
На последнем этапе (3 занятия) осуществлялась игра в возможные реальные ситуации. Большинство используемых фигурок были человеческими. Сначала ребенку предлагались сценарии возможных событий: «ты с бабушкой идешь в гости к тете» (не вызвал особых эмоций), «ты собираешь ребят и вы идете играть в футбол», другой вариант — в лес (сразу же отвел себе функцию лидера) и т. п. К двум заключительным сеансам мальчик сам сочинил сюжет, проработал характеры участников и их поведение. Конечно, без некоторых проявлений агрессивности не обошлось, персонажи умеренно и дрались, и ругались, но это уже мало отличалось от сценариев детей с неврозами, органическими поражениями головного мозга, да и, пожалуй, здоровых ребят.
Всего было проведено 16 занятий в течение почти трех месяцев. С третьего занятия перед началом игры стали проводиться упражнения психогимнастики и телесно-ориентированной терапии, с шестого — релаксационные упражнения в конце занятий, плавно переходящие в суггестию.
Улучшение в поведении появились на третьей неделе — бабушка стала отмечать, что ребенок стал спокойнее, ругался с ребятами по-прежнему, но кулаки в ход не пускал. К концу курса лечения поведение ребенка мало чем отличалось от поведения обычного мальчишки.
Информация о работе Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности