Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 03:08, курс лекций

Описание работы

Бреслав. Психологическая коррекция подростков и детей. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). - СПб., – Речь., - 97 стр.

Файлы: 1 файл

Бреслав Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.doc

— 674.00 Кб (Скачать файл)

3. Отношение взрослых — школы и, главное, родителей.

Развитию подростковой агрессии родители способствуют дву­мя основными способами.

А. Эмоциональное отвержение. Отцы чаще отвергают своих детей, особенно сыновей. Эти папаши страдают повышенной тревожнос­тью, неуверенностью в себе и большими переживаниями по поводу своей маскулинности и сексуальных возможностей. Матери прово­цируют развитие агрессивности подростков реже. Обычно это про­исходит, когда они либо считают, что дети выросли и должны ре-

I              тть свои проблемы самостоятельно, либо когда «переживают вто­рую молодость» и занимаются устройством своих личных дел.

Б. Ужесточение контроля. Родители (чаще мамы и бабушки), напуганные сообщениями о росте подростковой преступности,

II              аркомании, разврате и пр., стремятся контролировать каждый шаг

•   ноего ребенка. Особенно достается при этом девочкам. Нормаль-м ме юноши и девушки, которым не дают превратиться в самостоя­тельную личность, превращаются в бунтарей. А поскольку ума и

•   >пьпа для конструктивного бунта недостаточно, то молодые люди пнсршают асоциальные или вообще абсурдные поступки, алкого-п зируются, наркотизируются и вообще творят именно то, чего так

' 'омтся заботливые мамы и бабушки. Кстати, интересно, что нака­пывают агрессивных подростков чаще матери, чем отцы.

Конфликтуя с родителями, молодежь обычно переносит свою агрессивность на лиц, архетипически им соответствующих, — учи­телей, врачей, психологов и других специалистов. Это важно учи­тывать всем профессионалам, к которым родители приводят своих детей, не имея уже возможности с ними справиться. Некоторые особо впечатлительные юноши и девушки распространяют этот Перенос и на своих сверстников, поведение которых, по их мне­нию, сходно с поведением взрослых. А поскольку со временем все их сверстники взрослеют, то они сужают круг общения до более молодых ребят (тем более что проявлять свою агрессию среди них более безопасно).

Какие же дети вырастают агрессивными наиболее часто?

Мальчики:

А. «Кумиры семьи», выросшие без отцов в сплошном женском окружении (мамы, бабушки, тетушки, кузины и пр.).

Примером может служить М. Ю. Лермонтов, который воспитывался бабуш­кой и ее окружением, большая часть которого была представлена женским по­лом. Мальчик вырос великим поэтом, но при этом довольно возбудимым, упря­мым и неуступчивым человеком, склонным к конфликтам. Во время одного из них он в запальчивости оскорбительно высказался о сестре Мартынова, что и спровоцировало роковую дуэль.

Б. Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мяг­кой, уступчивой, непоследовательной матерью. Используя меха­низм идентификации с отцом, подросток будет противостоять всем, в том числе и самому отцу. И если тот мальчишку не сломает, то он вырастет таким же жестким и авторитарным.

В качестве примера можно привести одного из вождей Октябрьского пере­ворота, а позже и большевистского государства, известного под псевдонимом Сталина. Он рос в бедной семье, отец-алкоголик его постоянно бил и унижал. Поэтому сталинская агрессивность была завуалированной и изощренной. Более открытой она стала только после его окончательного утверждения во власти с середины тридцатых годов, а особенно усилилась в последние годы его жизни, когда стал развиваться склероз, и появились психические нарушения в виде бреда преследования.

Девочки:

А. В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, уступ­чивом отце. Срабатывает механизм идентификации с матерью. Та­кой тип формирования хорошо отражен в целом ряде сказок

Яркие примеры — сестры главных героинь в «Золушке» и «Морозко». Род­ные матери девочек — женщины властные, самолюбивые, напористые до грубо­сти. Мамаши находились в повторном браке за слабыми, вялыми, спокойными и уступчивыми мужчинами. Наблюдая за поведением матерей, девочки тоже при­обрели черты агрессивности, грубости, конфликтности, правда, к этому еще выросли лентяйками, неряхами и неумехами.

Б. Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающи­еся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом вы­живания и обычно носит инструментальный характер.

Классический пример — Пеппи-Длиный Чулок'. Матери у нее не было, при­мером мог служить лишь шебутной, безбашенный и напористый папа Эфраим, который ею интересовался мало и девочке пришлось приспосабливаться к окру­жающему миру самой, используя отцовский пример и вырабатывая в себе актив­ность и агрессивность.

 

 

 

 

Вообще-то Астрид Линдгрен называла свою героиню Пиппи, но у нас при переводе сочли это имя неблагозвучным и слегка подправили.

2.4. Различия в проявлении агрессивности мальчиков и девочек

Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрес­сии, однако это не совсем так, просто агрессия у девушек выглядит несколько иначе. Как отмечает большинство ученых, сейчас раз­ница в агрессивном поведении между девушками и юношами уменьшается.

Мальчиковая агрессия обычно проявляется более открыто, гру­пп, она менее управляема и контролировать ее ребята начинают позже, чем девушки. Кроме того, до сих пор сохраняется стерео­типный взгляд общества на то, что девочкам не пристало прояв­лять свою агрессивность, и поэтому их гораздо раньше начинают учить сдерживать ее. Например, мальчику в ответ на жалобу о том, что его обидели, побили, говорят «пойди и дай сдачи», девочке же такой совет дается гораздо реже: обычно ей рекомендуют не связы-наться и отойти в сторону.

Еще одно отличие. Девочки более сензитивны и впечатлитель­ны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некото­рые искусницы сызмальства приучаются камуфлировать агрессив­ность иронией и сарказмом. Это выглядит мягче, зато бьет больнее.

Женский пол раньше обучается контролировать свою агрессив­ность, поэтому она рано становится у них избирательной, бьющей точно в цель. Девочки четко направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязви­мое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внеш­не менее эффектна, зато более эффективна. Мальчики контроли­руют свою агрессию плохо, она носит у них более генерализован-ими характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора.

Особенно заметна разница между агрессивностью полов между десятью и четырнадцатью годами, когда девочки в своем психи­ческом и физическом развитии уходят дальше мальчиков. Обладая лучшим контролем, девочки довольно часто «подставляют» ребят.

Для иллюстрации привожу часто встречающийся эпизод из школьной жизни. Доочка говорит соседу по парте какую-нибудь гадость, делает несколько рос­черков в его тетрадке и тут же с невинным видом смотрит на учительницу, будто слушает ее очень внимательно. Та, естественно видит только бурную ответную реакцию мальчишки и наказывает его, поскольку во время урока выяснять «кто первый начал» ей некогда.

Эти же отличия характерны для проявления девочками агрес­сии в группе. В случаях групповых «разборок» девочки чаще быва­ют заводилами и подстрекательницами, чем исполнительницами. Они предпочитают «завести» мальчишек, а затем на безопасном расстоянии смотреть, как они дерутся, да еще и подзуживают ста­рающихся дурачков.

 

Рекомендуемая литература

1. Агрессия детей и подростков / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004. 316 с.

2. Балакирев А. Г. Отрицательные переживания у детей // Журнал практического психолога. 1996. № 1. С. 23.

3. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. М., 2000. 508 с.

4. Барденштейн Л. М., Можгинский Ю. Б. Взаимосвязь патологического агрес­сивного поведения и депрессии у подростков // Российский психиатрический журнал. 2000. № 1. С. 42-45.

5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991. 123 с.

6. Вострокнутов Н. В., Василевский В. Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков // Российский психиатрический журнал. 2000. № 2. С. 12—19.

7. ГуггенбюльА. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессив­ности и жестокости и борьба с ними. СПб., 2000.

8. Лисина М. И. Общение, личность и психическое развитие ребенка. М., Воро­неж. 1997. 142с.

9. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков — эмоциональный и кризисный ме­ханизм. СПб., 1999.

 

10.               Паренс Г. Агрессия наших детей / Пер. с англ. М., 1997.

11.               Стаценко Ю. Н. Агрессивное поведение у подростков. М., 1989.

12.               Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.216 с.

ма*             

 

 

Глава 3

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

3.1. Направления коррекционной работы с агрессивными детьми

Психологическая коррекция — метод комплексного психологи­ческого воздействия на ребенка (подростка) для изменения его жи шенных установок, взглядов, навыков поведения, а также раз­вития таких психических функций, как память, внимание, мыш­ление.

Эффект коррекционной работы обычно определяют следующие факторы:

1. Установка пациента и семьи на помощь специалиста.

2. Клинические особенности заболевания.

3. Характерологические особенности ребенка.

4. Возможность эмоционального отреагирования агрессивных реакций.

5. Возможность перестройки неадаптивного поведения и об­ретения навыков адаптивного общения.

Психологическая коррекция агрессивных форм поведения про­водится различными методами по следующим направлениям1:

1. Игра (наиболее широко используется в работе с детьми млад­шего возраста).

2. Изъятие из привычного окружения и помещение в корри­гирующую среду или группу (если установлена связь между агрессивным поведением ребенка/подростка и его ближай­шим окружением).

3. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).

4.              Сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятель-
i       ность (труд, общественная работа, социальная работа — уход

,п» за больными, стариками и пр.).

 

1 Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессивности / Под ptll H. М. Платоновой. СПб., 2003. С. 118.

33



              Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности             

5.    Сублимирование агрессии в спорт: подростков целесообраз­но приобщать к групповым видам спорта (футбол, баскет­бол и пр.), требующим навыков сотрудничества, в то время \ как высокоагрессивные индивидуальные виды спорта, на­пример, бокс или карате, нежелательны.

6.    Участие в тренинговой группе с целью формирования на­выков конструктивного взаимодействия и более адаптивно­го поведения.

Практически коррекция агрессивных детей проводится в фор­ме индивидуальной или групповой работы, нередко в виде семей­ной терапии. Обычно имеет место комплексная коррекция, когда используется сочетание приемов рациональной, поведенческой и суггестивной психотерапии, а также игровой и арт-терапии.

При проведении коррекции часто возникают сложности, глав­ные из которых таковы:

A.              Вызывающее поведение детей рождает неприязнь и агрессию
даже у специалистов, тем более что общество уже и так признает их
хулиганами, а не людьми, нуждающимися в помощи.

Б. Агрессивное поведение детей и подростков нередко рассмат­ривается как временное, преходящее, связанное с возрастными кризисами. Это приводит к тому, что к моменту обращения за по­мощью агрессивное поведение у подростка закрепляется как уста­новившийся поведенческий стереотип, изменить который уже сложно. Особенно поздно попадают к специалистам дети, прояв­ляющие агрессию в основном вне дома, или когда их поведение косвенно удовлетворяет родителей.

B.              Специалисты, работающие с несоциализированными агрес-
сивными детьми, часто склонны применять методы, используемые
в работе со сверхсоциализированными невротиками. Это, есте-
ственно, не дает результата: работа с невротиками направлена на
снижение внутреннего контроля, в то время как агрессивным де-
тям требуется его усиление.

Г. Общественное мнение больше уповает на помощь исправи­тельных учреждений и ограничительных режимов, чем на коррек-ционные методики и терапевтические центры, хотя всем ясно, что жесткое ограничение не приводит маленьких агрессоров к исправ­лению поведения.

Кроме того, коррекционную работу затрудняет и то, что в боль­шинстве лечебных, учебных и исправительных учреждений вы-

33



Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности

двигается множество ограничений и требований. Конечно, в пере­полненных учреждениях установление жестких правил и норм невольно необходимо, но их соблюдение укрепляет главным обра-1см внешний контроль, а внутренний только ослабляет. Дети усва-ппают, что они должны делать только то, что им говорят, да и то формально, зато могут уклониться от всякой ответственности за I' нос поведение. Поэтому ограничения должны быть разумно умень­шены, особенно в амбулаторных условиях. Но уже оставшиеся ог­раничения следует соблюдать четко и последовательно, ибо дети и и прошлом часто страдали от непоследовательного поведения взрос­лых и имеют к нему негативное отношение.

 

3.2. Отношения между специалистом и пациентом

Информация о работе Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности