Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 03:08, курс лекций
Бреслав. Психологическая коррекция подростков и детей. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). - СПб., – Речь., - 97 стр.
3. Отношение взрослых — школы и, главное, родителей.
Развитию подростковой агрессии родители способствуют двумя основными способами.
А. Эмоциональное отвержение. Отцы чаще отвергают своих детей, особенно сыновей. Эти папаши страдают повышенной тревожностью, неуверенностью в себе и большими переживаниями по поводу своей маскулинности и сексуальных возможностей. Матери провоцируют развитие агрессивности подростков реже. Обычно это происходит, когда они либо считают, что дети выросли и должны ре-
I тть свои проблемы самостоятельно, либо когда «переживают вторую молодость» и занимаются устройством своих личных дел.
Б. Ужесточение контроля. Родители (чаще мамы и бабушки), напуганные сообщениями о росте подростковой преступности,
II аркомании, разврате и пр., стремятся контролировать каждый шаг
• ноего ребенка. Особенно достается при этом девочкам. Нормаль-м ме юноши и девушки, которым не дают превратиться в самостоятельную личность, превращаются в бунтарей. А поскольку ума и
• >пьпа для конструктивного бунта недостаточно, то молодые люди пнсршают асоциальные или вообще абсурдные поступки, алкого-п зируются, наркотизируются и вообще творят именно то, чего так
' 'омтся заботливые мамы и бабушки. Кстати, интересно, что накапывают агрессивных подростков чаще матери, чем отцы.
Конфликтуя с родителями, молодежь обычно переносит свою агрессивность на лиц, архетипически им соответствующих, — учителей, врачей, психологов и других специалистов. Это важно учитывать всем профессионалам, к которым родители приводят своих детей, не имея уже возможности с ними справиться. Некоторые особо впечатлительные юноши и девушки распространяют этот Перенос и на своих сверстников, поведение которых, по их мнению, сходно с поведением взрослых. А поскольку со временем все их сверстники взрослеют, то они сужают круг общения до более молодых ребят (тем более что проявлять свою агрессию среди них более безопасно).
Какие же дети вырастают агрессивными наиболее часто?
Мальчики:
А. «Кумиры семьи», выросшие без отцов в сплошном женском окружении (мамы, бабушки, тетушки, кузины и пр.).
Примером может служить М. Ю. Лермонтов, который воспитывался бабушкой и ее окружением, большая часть которого была представлена женским полом. Мальчик вырос великим поэтом, но при этом довольно возбудимым, упрямым и неуступчивым человеком, склонным к конфликтам. Во время одного из них он в запальчивости оскорбительно высказался о сестре Мартынова, что и спровоцировало роковую дуэль.
Б. Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью. Используя механизм идентификации с отцом, подросток будет противостоять всем, в том числе и самому отцу. И если тот мальчишку не сломает, то он вырастет таким же жестким и авторитарным.
В качестве примера можно привести одного из вождей Октябрьского переворота, а позже и большевистского государства, известного под псевдонимом Сталина. Он рос в бедной семье, отец-алкоголик его постоянно бил и унижал. Поэтому сталинская агрессивность была завуалированной и изощренной. Более открытой она стала только после его окончательного утверждения во власти с середины тридцатых годов, а особенно усилилась в последние годы его жизни, когда стал развиваться склероз, и появились психические нарушения в виде бреда преследования.
Девочки:
А. В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце. Срабатывает механизм идентификации с матерью. Такой тип формирования хорошо отражен в целом ряде сказок
Яркие примеры — сестры главных героинь в «Золушке» и «Морозко». Родные матери девочек — женщины властные, самолюбивые, напористые до грубости. Мамаши находились в повторном браке за слабыми, вялыми, спокойными и уступчивыми мужчинами. Наблюдая за поведением матерей, девочки тоже приобрели черты агрессивности, грубости, конфликтности, правда, к этому еще выросли лентяйками, неряхами и неумехами.
Б. Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания и обычно носит инструментальный характер.
Классический пример — Пеппи-Длиный Чулок'. Матери у нее не было, примером мог служить лишь шебутной, безбашенный и напористый папа Эфраим, который ею интересовался мало и девочке пришлось приспосабливаться к окружающему миру самой, используя отцовский пример и вырабатывая в себе активность и агрессивность.
Вообще-то Астрид Линдгрен называла свою героиню Пиппи, но у нас при переводе сочли это имя неблагозвучным и слегка подправили.
2.4. Различия в проявлении агрессивности мальчиков и девочек
Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это не совсем так, просто агрессия у девушек выглядит несколько иначе. Как отмечает большинство ученых, сейчас разница в агрессивном поведении между девушками и юношами уменьшается.
Мальчиковая агрессия обычно проявляется более открыто, групп, она менее управляема и контролировать ее ребята начинают позже, чем девушки. Кроме того, до сих пор сохраняется стереотипный взгляд общества на то, что девочкам не пристало проявлять свою агрессивность, и поэтому их гораздо раньше начинают учить сдерживать ее. Например, мальчику в ответ на жалобу о том, что его обидели, побили, говорят «пойди и дай сдачи», девочке же такой совет дается гораздо реже: обычно ей рекомендуют не связы-наться и отойти в сторону.
Еще одно отличие. Девочки более сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые искусницы сызмальства приучаются камуфлировать агрессивность иронией и сарказмом. Это выглядит мягче, зато бьет больнее.
Женский пол раньше обучается контролировать свою агрессивность, поэтому она рано становится у них избирательной, бьющей точно в цель. Девочки четко направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчики контролируют свою агрессию плохо, она носит у них более генерализован-ими характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора.
Особенно заметна разница между агрессивностью полов между десятью и четырнадцатью годами, когда девочки в своем психическом и физическом развитии уходят дальше мальчиков. Обладая лучшим контролем, девочки довольно часто «подставляют» ребят.
Для иллюстрации привожу часто встречающийся эпизод из школьной жизни. Доочка говорит соседу по парте какую-нибудь гадость, делает несколько росчерков в его тетрадке и тут же с невинным видом смотрит на учительницу, будто слушает ее очень внимательно. Та, естественно видит только бурную ответную реакцию мальчишки и наказывает его, поскольку во время урока выяснять «кто первый начал» ей некогда.
Эти же отличия характерны для проявления девочками агрессии в группе. В случаях групповых «разборок» девочки чаще бывают заводилами и подстрекательницами, чем исполнительницами. Они предпочитают «завести» мальчишек, а затем на безопасном расстоянии смотреть, как они дерутся, да еще и подзуживают старающихся дурачков.
Рекомендуемая литература
1. Агрессия детей и подростков / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004. 316 с.
2. Балакирев А. Г. Отрицательные переживания у детей // Журнал практического психолога. 1996. № 1. С. 23.
3. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. М., 2000. 508 с.
4. Барденштейн Л. М., Можгинский Ю. Б. Взаимосвязь патологического агрессивного поведения и депрессии у подростков // Российский психиатрический журнал. 2000. № 1. С. 42-45.
5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991. 123 с.
6. Вострокнутов Н. В., Василевский В. Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков // Российский психиатрический журнал. 2000. № 2. С. 12—19.
7. ГуггенбюльА. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. СПб., 2000.
8. Лисина М. И. Общение, личность и психическое развитие ребенка. М., Воронеж. 1997. 142с.
9. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков — эмоциональный и кризисный механизм. СПб., 1999.
10. Паренс Г. Агрессия наших детей / Пер. с англ. М., 1997.
11. Стаценко Ю. Н. Агрессивное поведение у подростков. М., 1989.
12. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.216 с.
ма*
Глава 3
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
3.1. Направления коррекционной работы с агрессивными детьми
Психологическая коррекция — метод комплексного психологического воздействия на ребенка (подростка) для изменения его жи шенных установок, взглядов, навыков поведения, а также развития таких психических функций, как память, внимание, мышление.
Эффект коррекционной работы обычно определяют следующие факторы:
1. Установка пациента и семьи на помощь специалиста.
2. Клинические особенности заболевания.
3. Характерологические особенности ребенка.
4. Возможность эмоционального отреагирования агрессивных реакций.
5. Возможность перестройки неадаптивного поведения и обретения навыков адаптивного общения.
Психологическая коррекция агрессивных форм поведения проводится различными методами по следующим направлениям1:
1. Игра (наиболее широко используется в работе с детьми младшего возраста).
2. Изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (если установлена связь между агрессивным поведением ребенка/подростка и его ближайшим окружением).
3. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).
4. Сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятель-
i ность (труд, общественная работа, социальная работа — уход
,п» за больными, стариками и пр.).
1 Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессивности / Под ptll H. М. Платоновой. СПб., 2003. С. 118.
33
Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности
5. Сублимирование агрессии в спорт: подростков целесообразно приобщать к групповым видам спорта (футбол, баскетбол и пр.), требующим навыков сотрудничества, в то время \ как высокоагрессивные индивидуальные виды спорта, например, бокс или карате, нежелательны.
6. Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения.
Практически коррекция агрессивных детей проводится в форме индивидуальной или групповой работы, нередко в виде семейной терапии. Обычно имеет место комплексная коррекция, когда используется сочетание приемов рациональной, поведенческой и суггестивной психотерапии, а также игровой и арт-терапии.
При проведении коррекции часто возникают сложности, главные из которых таковы:
A. Вызывающее поведение детей рождает неприязнь и агрессию
даже у специалистов, тем более что общество уже и так признает их
хулиганами, а не людьми, нуждающимися в помощи.
Б. Агрессивное поведение детей и подростков нередко рассматривается как временное, преходящее, связанное с возрастными кризисами. Это приводит к тому, что к моменту обращения за помощью агрессивное поведение у подростка закрепляется как установившийся поведенческий стереотип, изменить который уже сложно. Особенно поздно попадают к специалистам дети, проявляющие агрессию в основном вне дома, или когда их поведение косвенно удовлетворяет родителей.
B. Специалисты, работающие с несоциализированными агрес-
сивными детьми, часто склонны применять методы, используемые
в работе со сверхсоциализированными невротиками. Это, есте-
ственно, не дает результата: работа с невротиками направлена на
снижение внутреннего контроля, в то время как агрессивным де-
тям требуется его усиление.
Г. Общественное мнение больше уповает на помощь исправительных учреждений и ограничительных режимов, чем на коррек-ционные методики и терапевтические центры, хотя всем ясно, что жесткое ограничение не приводит маленьких агрессоров к исправлению поведения.
Кроме того, коррекционную работу затрудняет и то, что в большинстве лечебных, учебных и исправительных учреждений вы-
33
Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности
двигается множество ограничений и требований. Конечно, в переполненных учреждениях установление жестких правил и норм невольно необходимо, но их соблюдение укрепляет главным обра-1см внешний контроль, а внутренний только ослабляет. Дети усва-ппают, что они должны делать только то, что им говорят, да и то формально, зато могут уклониться от всякой ответственности за I' нос поведение. Поэтому ограничения должны быть разумно уменьшены, особенно в амбулаторных условиях. Но уже оставшиеся ограничения следует соблюдать четко и последовательно, ибо дети и и прошлом часто страдали от непоследовательного поведения взрослых и имеют к нему негативное отношение.
3.2. Отношения между специалистом и пациентом
Информация о работе Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности