Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 03:08, курс лекций
Бреслав. Психологическая коррекция подростков и детей. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). - СПб., – Речь., - 97 стр.
„Такая классификация имеет практическую ценность, поскольку человек обычно проявляет сразу несколько видов агрессии, причем они постоянно меняются, переходя друг в друга.
Анализ видов агрессии удобно представить на следующем примере.
Подросток 13 лет утром, после конфликта с отцом, приходит в школу в раздраженном состоянии, крайне недовольный собой. Он кричит на соседку по парте за то, что та не дает ему списать домашнее задание по математике, и угрожает ей побоями. Во время урока, когда учительница делает ему замечание, он огрызается, грубит, затем, сев на свое место, недовольно ворчит, с остервенением рвет лист бумаги, вырванный зачем-то из тетради. На перемене он бегает, громко кричит, угрозами заставляет товарища поделиться с ним пирожком, замахивается на девочек, которые хихикают, глядя на его «подвиги», нецензурно бранится. На другой перемене ломает швабру, стоящую в углу возле шкафа, переворачивает урну с мусором, а после уроков, уже в вестибюле, догоняет соседку по парте и больно дергает ее за косу — за то, что не дала утром списать.
В приведенном примере можно выделить следующие виды агрессии, переходящие друг в друга:
События | Виды агрессии |
Во время урока, в адрес учительницы: огрызается, грубит, затем, сев на место, громко ворчит, с остервенением рвет лист бумаги | Прямая вербальная реактивная гетероагрессия, затем косвенная физическая |
На перемене он бегает, громко кричит, нецензурно бранится | Прямая спонтанная вербальная гетероагрессия |
Угрозами заставляет товарища поделиться с ним пирожком | Прямая спонтанная инструментальная вербальная и экспрессивная гетероагрессия |
Замахивается на девочек | Прямая реактивная экспрессивная целевая гетероагрессия |
Ломает швабру, стоящую в углу возле шкафа, переворачивает урну с мусором | Косвенная спонтанная физическая гетероагрессия (опять возможен механизм разрядки эмоций) |
После уроков, больно дергает за косу соседку по парте | Прямая целевая реактивная физическая гетероагрессия |
Простой подсчет показывает, что наш подросток проявляет преимущественно прямую реактивную вербальную и физическую ге-тероагрессию, то есть реагирует на окружающую обстановку преимущественно словами самым непосредственным образом.
1.4. Патологические формы агрессивного поведения
Агрессивное поведение отмечается в случае целого ряда нервных и психических расстройств. Оно встречается у больных шизофренией, эпилепсией, при органических поражениях головного мозга вследствие травм, менингита, энцефалита и пр. Нередко агрессивность проявляют также больные неврастенией (на гиперстеничес-кой фазе заболевания), психосоматическими заболеваниями (чаще всего — при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки). Кроме того, она присуща людям с возбудимой и эпилептоид-ной психопатиями.
Существует ошибочное мнение, что агрессия больше свойственна душевнобольным людям, чем здоровым — на самом деле это не так. Для подтверждения можно привести тот факт, что только у 12% молодых людей, совершивших агрессивные поступки и направленных на судебно-психиатрическую экспертизу, было установлено психическое заболевание. Причем лишь в половине этих случаев агрессия была проявлением психоза, у остальных имели место неадекватные агрессивные реакции душевнобольных на психологически понятные причины. Фактически здесь отмечалось не проявление психопатологии, а только гипертрофированная реакция на обстоятельства у лиц с изменениями личности.
Патологические формы агрессивного поведения могут иметь следующие свойства, они:
• неадекватны ситуации, иногда необычны и вычурны;
• могут длительно сохраняться или многократно повторяться;
• чрезмерно выражены (например, носят брутальный характер);
• представляют реальную опасность для самой личности или окружающих людей;
• не вызывают переживаний или раскаяния у человека, их проявляющего;
"' • неконтролируемы (человек не способен управлять своими
действиями)1.
•i
-t •, Все эти свойства обычно встречаются в разных сочетаниях. , ъ Этиологическими факторами патологического агрессивного Поведения у детей являются2:
1. Дисгармоничное воспитание.
2. Безнадзорность.
ч 3. Пример агрессивного поведения в ближайшем окружении
ребенка/подростка. •< 4. Травматический опыт насилия (морального, физического, '!• сексуального) в семье или вне семьи.
5. Стресс и фрустрация базовых потребностей ребенка/подро-V! стка.
( 6. Социальная неуспешность ребенка, его непопулярность среди сверстников.
7. Врожденные физические аномалии.
8. Хронические соматические заболевания.
9. Органические заболевания и иные поражения головного мозга.
10. Нарушения интеллектуального развития.
1 Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2003. С. 162.
2 Там же. С. 174.
9
Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности
11. Неврозы и невротическое развитие.
12. Поведенческие расстройства детского и подросткового возраста.
13. Эмоциональные расстройства.
14. Посттравматическое стрессовое расстройство.
15. Психопатическое развитие и личностные расстройства.
16. Психотические состояния.
Для чисто практических целей специалистам целесообразно дифференцировать две разновидности патологической агрессии: психотическую и поведенческую.
Психотическая агрессия обычно протекает в виде яростных разрядов агрессии с потерей контроля над своими действиями и немотивированными колебаниями настроения. Она часто сопровождается нарушениями влечений (жестокость, повышенная сексуальность, алкоголизация) и заметными соматовегетативными нарушениями.
Психотическая агрессия возникает вследствие патологии различных сфер психики: при нарушениях восприятия (галлюцинации), мышления (бред, сверхценные идеи), настроения (тревога, дисфория), влечений (импульсивность, садизм). Обычно эти виды патологии сочетаются. Ю. Н. Стаценко (1989) выделяет следующие группы патологической агрессии:
1. Агрессивное поведение с изменениями в эмоциональной сфере и возникновением аффективных реакций.
2. Агрессивное поведение при наличии сверхценных и бредовых идей (в основном, идей преследования, отношения, ущерба).
3. Садистическая агрессия, как результат нарушения сферы влечений, сопровождается положительными эмоциями при нанесении боли и страданий другому человеку.
Поведенческая агрессия встречается, в основном, при неврозах и психопатиях, неврозо- и психопатоподобных состояниях в рамках других заболеваний и связана с личностными чертами человека. К. С. Лебединская с соавт. (1988) считает, что непсихотическая агрессия, в отличие от психотической, протекает в виде различных нестойких поведенческих и аффективных расстройств. При этом последние имеют какую-либо мотивировку колебаний настроения, аффективные вспышки непродолжительны, и к ним нередко появляется критическое отношение. Такое агрессивное поведение появляется во многом из-за отсутствия морально-этических норм по причине низкой культуры или недостатков воспитания. Алкоголизация и наркотизация могут облегчать проявление агрессии, снимая психологические и этические барьеры.
Однако четкое дихотомическое разделение — психотическая агрессия у душевнобольных, поведенческая — у невротиков и психопатов — невозможно. Поведенческая агрессия может появиться и у душевнобольного с психопатоподобными или специфическими изменениями личности в виде реакции на какую-либо ситуацию. А у психопатических личностей в период декомпенсации может появляться психотический вариант агрессивного поведения в составе синдромов тревоги, дисфории и пр. Схематически это представлено на рис. 2.
Патологическое агрессивное поведение в детском возрасте оказывается наиболее тесно связанным с расстройствами поведения, эмоциональными нарушениями и гиперактивностью. Оно встречается при таких психических расстройствах, как детский аутизм, олигофрения, шизофрения, органические психозы, хотя и не является специфичным, обязательным для этих заболеваний. В большинстве случаев агрессивное поведение носит вторичный характер, то есть возникает вследствие негативной реакции окружающих на ребенка и его проблемы.
Чрезмерно агрессивное поведение детей и подростков может расцениваться как отдельное поведенческое расстройство. Для такого расстройства характерна устойчивая склонность к насилию и действиям, однозначно запрещенным в обществе.
При наличии общих признаков расстройство поведения может иметь различные формы. МКБ-101 определяет четыре основные формы поведенческого расстройства детского и подросткового возраста, ведущими проявлениями которых может быть агрессивность:
1. F-91.0. Расстройство поведения, ограничивающееся только семейным окружением.
2. F-91.1. Расстройство поведения на фоне плохих взаимоотношений с группой сверстников, отвержения и изоляции (несоциализированное расстройство поведения).
3. F-91.2. Расстройство поведения на фоне нормальных отношений со сверстниками, проявляющееся в различных ситуациях — дома и вне семейного окружения (социализированное расстройство поведения).
4. F-91.3. Оппозиционно-вызывающее поведение, не согласующееся с уровнем развития и ведущее к выраженной дезадаптации.
Поведенческие расстройства диагностируются в том случае, когда имеет место повторяющееся и стойкое поведение, при котором нарушаются или основные права других людей, или важнейшие соответствующие возрасту нормы и правила. Такое поведение наблюдается по меньшей мере шесть месяцев и включает следующие общие критерии (симптомы)2:
1. Ребенок/подросток проявляет для своего возраста необычно частые или тяжелые вспышки гнева.
2. Часто спорит со взрослыми.
3. Часто активно отказывается выполнять требования взрослых или нарушает их правила.
4. Намеренно делает вещи, которые досаждают другим людям.
5. Часто обвиняет других в своих ошибках или поведении.
6. Часто обидчив или ему легко досадить.
Международная классификация болезней 10-го пересмотра, принятая в России. 2 МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. Всемирная Организация Здравоохранения. Женева. С. 190.
• 7. Часто сердится или негодует. '" 8. Часто злобен или мстителен.
%'• 9. Часто обманывает или нарушает обещания для получения выгоды или уклонения от обязательств.
10. Часто затевает драки (сюда не относятся драки с сибсами — братьями и сестрами).
11. Использует оружие, которое способно причинить серьезный физический вред другим людям (например, клюшку, кирпич, разбитую бутылку, нож).
12. Проявляет физическую жестокость по отношению к другим людям или животным (например, связывает жертву, наносит ей порезы, ожоги).
13. Преднамеренно разрушает чужую собственность, проникает в чужие дома и автомобили, разводит огонь с намерением причинить серьезный ущерб.
14. Совершает преступления на виду у жертвы (включая выхватывание кошельков, вырывание сумок).
15. Принуждает другого к половой деятельности.
Расстройство поведения диагностируется только в том случае, если оно не отвечает критериям других расстройств, таких как дис-социальное расстройство личности, шизофрения, маниакальный эпизод, гиперкинетическое расстройство, депрессивный эпизод, эмоциональное расстройство.
В других случаях агрессивное поведение не выступает в качестве недущей проблемы, но может периодически проявляться в качестве сопутствующего признака психического расстройства. Агрессия в форме вспыльчивости, раздражительности, дисфоричности часто мходит в состав таких расстройств, как тревога, депрессия, ипохонд-ричность, обсессивность, гиперкинетический синдром.
Таким образом, патологическое агрессивное поведение может быть маркером психических и поведенческих расстройств. В каждом отдельном случае оно требует наблюдения и специальной оценки.
В подростковом возрасте к индивидуально-типологическому и/или психопатологическому факторам агрессивного поведения присоединяется кризисно-возрастной. Кризисная ситуация развития потенцирует различные психопатологические проявления агрессии, которая характерна для подросткового возраста. В динамике агрессивного и насильственного поведения данного возраста ведущую роль приписывают следующим расстройствам:
• аффективные расстройства или расстройства настроения (депрессия, дистимия, тревога и страхи);
Информация о работе Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности