Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 03:08, курс лекций
Бреслав. Психологическая коррекция подростков и детей. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). - СПб., – Речь., - 97 стр.
Кроме того, подростков можно научить в момент закипания ярости и гнева выполнять какие-нибудь расслабляющие упражнения, выдерживать небольшую паузу, что позволит им в будущем снижать эмоциональный накал и возвращать разуму способность управлять чувствами.
Родителям можно дать такую рекомендацию: «Увидев вернувшегося из школы взъерошенного, напряженного, набыченного пацана, предложите ему пойти во двор поиграть в футбол. Не нужно бояться, что в таком состоянии он с кем-нибудь сцепится — возможность поиграть вызовет массу положительных эмоций, а физическая нагрузка разрядит напряжение. Да и вообще детские эмоции меняются довольно быстро».
В процессе коррекции ребятам нужно рассказывать, какие разрушительные последствия может вызывать агрессия, если ее грамотно не разряжать. Девочкам я иногда говорю: «А ты знаешь, какое у тебя злое и некрасивое лицо, когда ты злишься?» (вычитал у кого-то из психотерапевтов).
И родителям, и пациентам нужно рассказать, что ярость, гнев и агрессия имеют двух самых сильных врагов, перед которыми они обычно пасуют — это смех (но только юмор, а не ирония или сарказм) и релаксация. Второе использовать проще, и сам специалист должен уметь применять релаксационные техники (см. соответствующий раздел в главе 6).
В конце этого этапа весьма целесообразно перейти от индивидуального метода работы к групповому, и для закрепления результатов направить пациента в коррекционную группу.
3.4.3. Апробация и закрепление новых стереотипов поведения в реальной жизни
На этом этапе ребенок/подросток применяет полученные навыки. Сеансы становятся реже (до одного раза в 1—2 недели). Их основной задачей теперь является анализ жизненных ситуаций, в которых у подростка за этот промежуток времени возникала агрессия. Пациент и специалист должны рассматривать не только как вел себя подросток в случившихся конфликтах, но и почему он вел себя так, а не иначе, что помогало справляться с гневом и яростью, а если все-таки проявлял агрессию, то почему, и как он мог бы избежать этого впредь.
В качестве примера привожу историю болезни и лечения Алисы, 14 лет.
Девочка имела много причин стать агрессивной: она воспитывалась без отца в семье с очень тревожными, нервными и авторитарными мамой и бабушкой. Кроме холерического темперамента, к проявлению агрессивности предрасполагало и то, что девочка появилась на свет с асфиксией и «раздышалась» только после ряда акушерских манипуляций. Резидуально-органические знаки остались у нее на всю жизнь. Тем не менее, девочка росла и развивалась нормально, в школу пошла вовремя, имела довольно высокий уровень интеллекта, хорошо училась. По характеру была вспыльчивой, обидчивой, очень ригидной, с трудом переключалась с одного дела на другое. Трудности начались в 13,5 лет с приходом месячных и появлением выраженных вторичных половых признаков. Агрессивность стала носить почти импульсивный характер, она могла громко закри-1 чать и даже замахнуться на близких по незначительному поводу. К такому поведению относилась с критикой и охотно согласилась пройти курс коррекции.
На первом этапе была назначена медикаментозная терапия (дегидратацион-1 ная, транквилизаторы) и в течение двух недель состоялось три сеанса рацио-J нальной терапии, во время которых осуществлялось обсуждение случаев проявления ею агрессии, выяснялись причины агрессивных вспышек. Беседовала мно-1 го, охотно и обстоятельно рассказывала о своих переживаниях, относилась! к своему поведению с критикой. Одновременно было проведены тестирование,! а также беседы с мамой и бабушкой.
Поскольку работающей группы в тот период не было, второй этап также! проводился индивидуально. Из предложенных методов работы девочка выбрала| визуализацию. В течение четырех занятий она сначала рассказывала о ситуациях, в которых проявляла вербальную агрессию в адрес родных и подружек.1 После рассказа пациентка визуализировала ситуации и описывала эмоции, которые испытывала в момент агрессивной вспышки. Затем проводилось несколько! упражнений телесной терапии и обучение техникам релаксационного дыхания и! грамотному «Я-высказыванию». Во второй части занятия девочка визуализировала ситуации вновь, но представляла, как она сдерживается, находит способы!
избежать конфликта, расслабиться. К концу первого месяца коррекционной работы и пациентка, и родственники отметили значительное улучшение в ее состоянии: девочка стала заметно спокойнее, стала хорошо контролировать появляющееся стремление накричать, обозвать и пр.
Тем не менее, ей было предложено пройти третий этап в виде групповой психотерапии в течение месяца. Она охотно согласилась, в работе принимала .жтивное участие, стала одним из лидеров группы. Параллельно раз в неделю проводились индивидуальные беседы, во время которых пациентка рассказывала о событиях, которые в прошлом могли бы повлечь агрессивные поступки, и о ( ноем реальном поведении во время них. Проводился анализ причин конфликтов, давались советы и рекомендации.
Катамнез два года (случайная встреча на улице). Очень повзрослела, стала i ерьезной, прекрасно справляется с агрессивными вспышками, которые по-прежнему легко провоцируются. Мечтает после окончания школы поступить на психологический факультет.
3.5. Применение рисуночных техник
Рисование ценно тем, что дает возможность детям полнее выразить себя невербально — ведь вербальная система коммуникации развита у них еще недостаточно. Кроме того, рисование позволяет ребенку отреагировать свои эмоции, выплеснуть агрессию на бумагу, дать волю своей фантазии: ведь нарисованное — это в какой-то мере сбывшееся. Как считает А. И. Захаров, рисование — это не только невербальный способ коммуникации, но и средство развития ребенка, поскольку помогает ему разобраться в своих переживаниях.
Агрессивные дети обычно и в рисунках агрессивны: их постоянным содержанием являются войны, оружие, столкновения и т. п. Уже сам характер рисунка может говорить о повышенной возбудимости: особенно симптоматичны размазанность и разбросанность компонентов рисунка, нечеткая композиция, черно-белое, некрасочное выполнение и т. п.
Интересен цветовой анализ рисунка: при сильном напряжении и тревоге цветность снижается вплоть до полного отсутствия. При страхе и чувстве одиночества ребенок рисует себя черным цветом. Изображение кого-либо из членов семьи или знакомых красной краской говорит о том, что данный человек вызывает у ребенка состояние возбуждения. Оно может быть различным в зависимости от отношения ребенка к этой личности: при хорошем отношении —
47
Глава 3. Индивидуальная работа
ЛЗак. 1368
65
Глава 3. Индивидуальная работа
это чувство радости, при плохом — показатель агрессивных стремлений, тревоги.
О симпатиях ребенка к кому-либо из изображенных на рисунке говорит одинаковая раскраска фигур ребенка и этого человека (если остальные фигуры окрашены другим цветом). Изображение кого-либо окрашенным в синий цвет может расцениваться как символ любви и привязанности к нему.
Перед началом работы ребенка обязательно нужно предупредить, что важен сам факт рисования, а качество рисунка значения не имеет. Младшим школьникам следует дополнительно сообщить, что никаких отметок за выполненную работу выставляться не будет.
Возможны два варианта работы над рисунком:
49
Глава 3. Индивидуальная работа
1. Ребенок работает в кабинете специалиста во время сеанса. Обычно пациент получает задание нарисовать что-либо и сразу приступает к делу. С маленькими детьми (5-8 лет) можно применять такой распространенный метод: просить их нарисовать рисунок семьи, а пока он этим занимается, работать с матерью или другими родными -проводить беседу или тестирование, собирать анамнез или что-либо объяснять и пр.
2. Детям старше Юлет рисунок на определенную тему может быть задан как домашнее задание. Обычно предлагается нарисовать какую-нибудь ситуацию, в которой он вел себя агрессивно. Этот способ больше способствует раскрытию и отреа-гированию чувств, осознанию своего поведения. Кроме того, выполняя это задание, пациент должен приложить волевое усилие, привлечь внутренний контроль, что очень важно для агрессивного ребенка
49
Глава 4. Семейная терапия детей и подростков
Для достижения психотерапевтического эффекта очень важно не только задать, но и принять домашнее задание. О его выполнении лучше спрашивать в самом начале сеанса. Следует обязательно сдержанно похвалить ребенка, независимо от качества выполнения, при нем убрать работу в специальную папку или поставить на видное место, как бы выделяя творение — а, значит, и его творца.
В целях коррекции ребенку дается задание нарисовать различные конфликтные ситуации, желательно — в виде комиксов, показывающих динамическое развитие событий. Ему предлагается изобразить ситуацию, в которой он вел себя агрессивно, а затем нарисовать новую картинку (или ряд картинок), изображающих как он разрешает конфликт конструктивно. Такое моделирование ситуации является фактически обучением более адаптивному поведению, а действия специалиста — косвенным внушением. Несколько таких сеансов с прорисовкой как бывших, так и возможных ситуаций дают обучающий и закрепляющий эффект. После рисования ребенку рекомендуется вести себя аналогичным образом и в реальных ситуациях.
От рисуночной терапии очень удобно переходить к любой другой: игровой, семейной, групповой и пр., где пациент реально контактирует с окружающими его людьми.
Вот пример курса лечения, в котором рисуночные техники сыграли ведущую роль.
Даша 13,5 лет. Явных указаний на наследственную отягощенность душевными заболеваниями нет, но бабушка по линии матери покончила с собой в возрасте 38 лет при неясных обстоятельствах. Девочка из полной гармоничной и обеспеченной семьи, родители — умные, образованные люди, очень беспокоятся о единственном ребенке. Росла и развивалась нормально, ничем серьезным не болела. С детства отличалась несколько замкнутым характером, но на контактах со сверстниками это заметно не сказывалось. В школу пошла вовремя, училась хорошо, до третьего класса была отличницей.
Странности в поведении возникли с 12 лет, вскоре после появления месячных. Внезапно, без особых причин, стала раздражительной, вспыльчивой, грубой, перестала интересоваться учебой, начала пропускать занятий в школе. Причем если вначале хитрила, утром уходила как обычно и быстро возвращалась (пока родители на работе), то позже открыто перестала посещать школу и делать уроки, заявляя, что ей все надоело и совсем неинтересно. Под явно надуманными предлогами перестала встречаться с подругами и приглашать их к себе, из дома выходила редко, большую часть времени проводила на диване, слушая музыку, либо за столом, рисуя дам в старинных одеждах. Прежнее любимое занятие — чтение — практически прекратила, часто и подолгу сидела с отсутствующим видом, витая где-то в своих фантазиях. Открыто начала курить, нимало не заботясь об отношении к этому родителей. Вообще к ним стала относиться агрессивно, особенно к матери, грубила и даже позволяла себе нецензурную брань, что уже совсем ошеломило взрослых.
Сначала такое поведение девочки родители расценили как переутомление, но довольно быстро заподозрили неладное и обратились к подростковому психологу. Тот расценил это состояние как возрастной криз и дал ряд ценных советов по налаживанию семейных отношений. Однако в течение последующих двух месяцев состояние ребенка становилось все хуже, поведение становилось совсем неуправляемым и неадекватным. Прежняя спокойная и доброжелательная девочка превратилась в маленькое злое и агрессивное чудовище. Родители вынуждены были обратиться к психиатру, который сразу же диагностировал шизофрению и немедленно направил больную в психиатрический стационар.
В больнице под влиянием медикаментозной терапии состояние несколько улучшилось, поведение упорядочилось, но девочка оставалась безучастной, бездеятельной и очень грубой с персоналом и другими больными. Первые попытки психотерапии оказались бесплодными — индивидуальная рациональная была резко прервана ей почти сразу же, групповая терапия — после третьего занятия. Единственное, что девочка выполняла охотно, — это рисуночные тесты («Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек» и пр.). Очень тяжелое впечатление оставил тест «Рисунок семьи»: лист формата А-4 был крест-накрест разделен жирными черными линиями, а в каждом углу расположились маленькие черные, плохо прочерченные фигурки родителей, бабушки и самой больной.
Используя склонность больной к рисованию, было решено провести курс занятий, основу которых составляли рисуночные техники. Для большей эффективности с девочкой стала заниматься стажер — двадцатилетняя студентка психологического института. Она сама в прошлом имела проблемы со школой, хорошо понимала подростковую субкультуру и в придачу любила и умела рисовать. Так что контакт между пациенткой и специалистом установился быстро.
На первых двух сеансах девочка просто рисовала все, что хотела и затем объясняла смысл нарисованного. На рисунках, как и дома, в основном стереотипно черным фломастером были изображены женщины в старинных платьях с кринолинами, их руки, ноги и лица не прорисовывались. Много места занимали также рисунки скачущих лошадей с развевающимися гривами и огромными глазами, на которых выделялась радужная оболочка1.
С третьего сеанса занятия стали начинаться упражнениями телесно-ориентированной терапии, а завершаться дыхательной релаксацией. Постепенно рисование становилось все более направленным: девочку просили рисовать разные события ее жизни, затем проводилось обсуждение нарисованного. С шестого занятия рисунки стали ограничиваться только темой отношений с родителями и сверстницами (рисовать молодых людей больная категорически отказалась без объяснения причин). Теперь все чаще специалист просила больную изобразить ту или иную ситуацию в динамике, а затем рассказать о возможных чувствах и мыслях нарисованных персонажей. Например, по просьбе стажера девочка нарисовала, как она сидит на диване и курит, а папа и мама смотрят на нее с вытаращенными глазами. На вопрос, что испытывают в этот момент родители, ответила: «Они напуганы и огорчены», а на вопрос, как в этот момент выглядишь ты, сказала: «Я здесь нехорошая, наглая очень». Затем рисунок был торжественно разорван и отправлен в мусорную корзину, а вместо него была изображена идиллическая картина «Я делаю уроки» (правда, родители и здесь выглядели потрясенными).
Информация о работе Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности