Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 03:08, курс лекций
Бреслав. Психологическая коррекция подростков и детей. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). - СПб., – Речь., - 97 стр.
Этап заканчивается, когда у ребенка формируется твердое понимание неконструктивности, неправильности своих агрессивных действий и желание каким-либо образом избавиться от них. Такое понимание приходит далеко не сразу, обычно для этого нужно не менее 5-6 занятий, и если успех не достигнут, то дальнейшая работа бесполезна.
3.4.2. Формирование новьх стереотипов поведения
Проводится как продолжение предыдущего этапа в виде таких же сеансов, только акцент переносится с оценки поведения на его изменение и тренировку. Используется несколько методов (см. табл.).
Во время обсуждения пациенту следует рассказать, как грамотно справляться с гневом и агрессией. Можно следовать рекомендациям Р. Кэмпбелла (1997), который наиболее конструктивным считает прямое выражение гнева, раздражения, недовольства и других негативных чувств человеку, который их вызвал. При этом важно, в какой форме оппоненту сообщается о своем эмоциональном состоянии: это следует делать вербально и максимально вежливо, обязательно называя охватывающие тебя эмоции.
Если по каким-то причинам корректно выразить свои чувства невозможно, то негативные эмоции потом все равно нужно разрядить. При этом пациенту следует объяснить, что нужно делать это не в форме косвенной агрессии, срываясь на невиновных или бо- i лее слабых, а в виде обсуждения ситуации и своих чувств с друзьями, родителями, старшими товарищами — с теми, кто может его понять.
Подростков можно обучать проявлять свои отрицательные эмоции в форме адекватного «Я-высказывания». Смысл этого способа
Примеры правильного и неправильного выражения чувств
Неправильно | Правильно |
А как еще можно себя чувствовать, когда ты задираешься? | Твое поведение меня здорово раздражает! |
Подумаешь, ты меня не замечаешь! | Меня злит твое равнодушие к моему рассказу |
Нет, я должна радоваться, когда ты гащишься при виде этой дуры! | Да, я сержусь, когда ты пялишь глаза на Ирину! |
Да, заткнись ты! | Извини, я сейчас не могу с тобой говорить. Или: Я не буду с тобой говорить, пока ты кричишь! |
Ну,что вылупился? | Ты хочешь меня о чем-то спросить? Спрашивай |
Ну и дуйся сколько хочешь, я тоже не буду с тобой разговаривать | Я вижу, ты на меня сердишься. Когда захочешь, то мы можем поговорить |
|
|
юм, что нужно передать оппоненту свое отношение к предмету ора безо всяких обвинений и без требований, чтобы он изменил ню позицию. Компоновка такого заявления содержит обычно три ставные части. В одной фразе нужно выразить:
Алгоритм | Пример |
. ><1ытие, из-за которого разгораются с Наводимо бесстрастно описать ситуацию, Яринедшую к возникновению проблемы (или Ю'фликта) | расма, когда ты на меня кричишь...» (гораздо хуже: «Когда на меня так вопят и орут, как ты...») |
Сш >к> реакцию на эти события. Слгдует изложить, какое впечатление цхшводит факт, изложенный выше в цидадушем пункте | «Мама, когда ты на меня кричишь... я страшно расстраиваюсь (огорчаюсь, злюсь и пр.)». Однако в словах не должно быть никакого хамства или унижения оппонента. Подростку нужно объяснить, что он может проявлять свои негативные чувства, но только в приемлемой форме |
Пред, который был бы предпочтительным. Нужно изложить, каким бы хотелось видеть впимальный выход из данной ситуации t | «Мама, когда ты на меня кричишь, я страшно расстраиваюсь (огорчаюсь, злюсь и пр.), и мне хотелось бы, чтобы ты это прекратила». Еще можно добавить объяснение причин, почему это так неприятно («На меня уже сегодня в школе столько кричали...») |
41
Методы
а. Разыфывание ситуаций в процессе ролевой игры. Переходя к данному этапу, специалист уже знает типовые ситуации, в которых ребенок проявляет агрессию, и предлагает ему разыграть подобные ситуации одну за другой. Во время игры он отслеживает поведение пациента, обращает его внимание на то, как он проявляет агрессию, разрешает конфликтную ситуацию. После этого проводится совместное обсуждение, как можно было бы себя вести, затем ситуация переигрывается согласно линии поведения, найденной во время дискуссии
Ь. Визуализация подобных ситуаций. Ребенок закрывает глаза и представляет ситуации, которые провоцируют у него агрессивное поведение. Соблюдаются все правила проведения визуализации (см. соответствующий раздел главы 6). Маленький пациент полностью свободен в выборе способа разрешения ситуации и только информирует
Примеры из практики
Мать пятилетнего пациента сообщила, что он два дня назад нахамил бабушке, подробно описала его поведение и слова. Было решено провести с ним занятие по мотивам сказки «Кошкин дом». В игре участвовало несколько фигурок. Поскольку фигурок козла и козы не нашлось, их заменили олень и медведь. Сначала врач «исполнял роли» кошки и оленя, а мальчик играл с любимой игрушкой - медведем. Гости приходили в «Кошкин дом» и начинали там резвиться и хамить хозяйке. Парнишка воспринимал это поведение как должное, и его медведь вовсю смеялся и издевался над несчастной хозяйкой дома. Затем роли поменялись и роль кошки досталась мальчику. Тут гости совершенно «озверели» и их хамство перешло всякие границы. При этом врач аккуратно вставлял в грубые речи животных те слова и выражения, которые пациент использовал в разговоре с бабушкой. Ребенок некоторое время держался и даже посмеивался, но затем стал возмущаться хамским поведением «гостей», а под конец даже расплакался.
Когда после небольшого перерыва мальчик успокоился, было проведено обсуждение поведения животных. Пациент довольно бойко перечислил все безобразные слова и действия хамивших животных, но на вопрос, не слышал ли он такое в последнее время, сразу не ответил. Тогда мама (которая к этому времени уже тоже успокоилась) напомнила ему, кем и в какой ситуации произносились эти фразы. Затем состоялся серьезный разговор о поведении с бабушкой. Ребенок сам признал, что вел себя не лучшим образом, было обсуждено, как лучше общаться с бабулей, даже если она «сильно пристает», как выразить свое недовольство корректно. После этого в гости к кошке пришли очень вежливые животные, роли которых исполнял, конечно, мальчик.
Через неделю мать пациента сообщила, что все предыдущие дни поведение ребенка в семье было образцовым и он
ни разу не нагрубил старшим (хотя имел для этого повод). Были даны советы по закреплению достигнутых
результатов. Катамнеза, к сожалению, нет
Одиннадцатилетний Саша отличался вспыльчивым и драчливым характером. Во время прохождения курса психотерапии одно из занятий было построено следующим образом. После объяснения правил поведения визуализации, ему было предложено закрыть глаза и сделать несколько дыхательных упражнений. Затем пациенту было предложено вспомнить и визуализировать в подробностях одну из последних ссор с соседкой по парте (конфликт, как обычно, закончился тем, что мальчик толкнул девочку локтем и был изгнан из класса учительницей). Сопя и краснея, он эту задачу выполнил. Потом было проведено обсуждение поведения обоих участников, причем вызывающий характер поведения девочки не отрицался, но основной упор делался на поиски конструктивного разрешения ситуации
о иен аи»вжста. По закраем onyalai
сеанс визуализации заканчивается и ребенок открывает глаза. Далее, также как и после ролевой игры, проводится совместное обсуждение виртуального поведения ребенка, а затем он снова закрывает глаза и представляет свое поведение уже в соответствии с теми решениями, которые были выработаны в процессе дискуссии
с. Рисование ситуации в виде комикса -набора картинок, в которых динамически развивается конфликт. Ребенок свободно изображает свое понимание развития ситуации, свое поведение. Анализ проводится в соответствии с существующими правилами арт-терапии. Затем проводится обсуждение, после которого пациент может нарисовать развитие событий по-новому сразу же, а может сделать это в виде домашнего задания и принести рисунок на следующее занятие.
вариант - совсем не обращать внимание на происки соседки - автору не понравился, визуализация была завершена весьма быстро и даже со стороны было видно, как нервно парнишка ерзал на стуле. Второй вариант был более креативным - предложить задаваке яблоко. Было видно, что при повторной визуализации мальчик еле сдерживал улыбку, а на вопрос, какой он видит реакцию девочки, был получен ответ: «Она обалдела от удивления!» Согласно договоренности, именно этот вариант был апробирован через несколько дней в реальных условиях На следующий сеанс юный пациент прибежал с видом довольным и радостным: девочка не только удивилась но и прониклась полным доверием и на ближайшей перемене ознакомила бывшего врага со своей коллекцией книжных закладок
Мама и бабушка привели тринадцатилетнюю Иру для психокоррекции ее капризного и задиристого характера Кроме всего прочего, старших беспокоила конфликтность девочки, ее неумения поладить со сверстниками В процессе работы одно из занятий, учитывая любовь к рисованию, бьшо проведено следующим образом Девочке было предложено нарисовать последнее столкновение с одноклассниками. Сначала она нарисовала рисунок на котором была отражена спорная ситуация в общем. Затем работа была продолжена целой серией картинок с подробным изображением своей версии причин и течения состоявшегося конфликта.
По окончании рисования был произведен совместный анализ изображенного, причем особое внимание было уделено позам и жестам участников спора. Одновременно пациентке было рассказано о сигнальном значении некоторых жестов и их воздействии на восприятие людей. Новые знания буквально потрясли девочку Она с удовольствием продолжила работу и нарисовала несколько других вариантов развития событий Затем ей было задано домашнее задание: выбрать «типовой» конфликт с подружками и нарисовать, как можно было бы его разрешить конструктивно. Задание было выполнено, и следующее занятие прошло в анализе поведения нарисованных участников.
После нескольких индивидуальных занятий пациентка продолжила коррекцию в группе.
Глава 3. Индивидуальная работа
Рекомендации по сдерживанию нарастающей агрессии:
1. Посчитать до десяти.
2. Сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов (обязательно в доступной форме нужно объяснить механизм связи между выдохом и релаксацией). Подросткам, интересующимся различными восточными оздоровительными техниками или единоборствами, я обычно как бы мимоходом замечаю, что эти упражнения взяты оттуда (что является чистой правдой).
3. Походить, если это возможно, взад-вперед по помещению в темпе, диктуемом внутренним состоянием.
4. Порвать какую-нибудь ненужную бумагу (а еще лучше, если на ней предварительно написать: «Я ненавижу Вовку!», «Я терпеть не могу эту стерву Светку», «Я готова разорвать Анну Ивановну на кусочки!» Такую бумагу можно не только просто разорвать, но иторжественно сжечь, соблюдая, конечно, все правила пожарной безопасности.
5. Выместить свои отрицательные эмоции на каком-нибудь заранее приготовленном ненужном и безопасном предмете. Мальчики могут приспособить для этих целей что-то вроде боксерской груши.
6. Самое конструктивное — разрядить эмоции какой-нибудь осмысленной полезной работой — уборкой помещения, стиркой, работой в саду или просто спортивной игрой, бегом.
45
Глава 3. Индивидуальная работа
Подростку следует объяснить, что, несмотря на внешнюю дипломатичность такого высказывания, его цель — отнюдь не вежливость и мягкость, а ясность и прямота. Если он все еще продолжает считать такую форму поведения демонстрацией слабости, можно привести такую аналогию: «Если ты встречаешь на своем пути разъяренного быка, ты тоже будешь противостоять ему, чтобы, упаси Бог, не показать своей слабости? И чем это закончится?»
Конечно, молодого человека нужно предупредить, что любой оппонент, даже родная мама, может и не принять такую форму общения, и все попытки найти конструктивный выход останутся бесплодными. Но все же шанс на неудачу меньше, чем если бы сразу нахамить матери или просто демонстративно повернуться и уйти.
Информация о работе Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности