Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 03:08, курс лекций

Описание работы

Бреслав. Психологическая коррекция подростков и детей. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). - СПб., – Речь., - 97 стр.

Файлы: 1 файл

Бреслав Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.doc

— 674.00 Кб (Скачать файл)

Однако это крайние варианты, встречающиеся относительно нечасто: большая часть агрессивности детей развивается где-то между этими двумя противоположностями, приводящими к оди­наковому исходу.

Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмо­циями — в зависимости от темперамента и психологических осо­бенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути:

•     совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном ему направлении;

•     восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию (в основном — с помощью ме­ханизмов психологической защиты: вытеснения, подавле­ния, отрицания и пр.). В этом случае отрицательные эмоции канализируются в личное бессознательное, где и накапли­ваются до поры.

Между тем, управляемые механизмы психологической защиты у маленьких еще не сформированы, поэтому обычно он стремится изменить ситуацию, и нередко — с помощью агрессии. Но рано или поздно проявление агрессивности перестает вызывать умилитель­ные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными норма­ми, способствуя его социализации и адаптации в окружающей сре­де. Дальше этот комплекс — вина, совесть и мораль — будут сопро­вождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь.

Для того чтобы вызывать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это дос­тигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии система соци­альных норм и запретов постепенно интериоризируется1, и конт­роль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том

 

1 Становится частью психики человека, по 3. Фрейду — это формирование Супер-Эго.

числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью и/или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей.

У многих людей, особенно агрессивных по природе, внутрен­ний контроль в силу разных причин формируется неважно, и внеш­ний контроль остается ведущим на всю жизнь. Тогда подросток (а затем и взрослый человек), если и подчиняется законам и обще­ственным требованиям, то не по велению совести, а из-за страха наказания или угрозы материальных и моральных потерь. Поэто­му когда путы страха сбрасываются (ослабление власти, смута, пре­бывание в толпе), а внутреннего контроля — совести — нет, чело­век позволяет себе делать все, что угодно ему или толпе, или тому, кто этой толпой руководит. И не нужно удивляться поведению на­ших юных футбольных и хоккейных фанатов после неудачных вы­ступлений их любимых команд.

Развитие внутреннего контроля у детей и подростков идет с по­мощью процесса идентификации — стремления поступать как зна­чимый человек. В раннем возрасте это имитация родительского поведения — ведь именно подражая поведению родителей мы до­биваемся одобрения своего поведения. А «исправляя ошибки» пос­ле родительского осуждения мы получаем, опять же, вожделенное родительское одобрение. Правда, здесь есть одна сложность. Дети в разговорах, играх и пр. стараются копировать поведение взрос­лых, считая его образцовым, но вот самим родителям в собствен­ном поведении нравится далеко не все. Причем взрослые не всегда осознают непринимаемые формы своего поведения, зато когда ви­дят его со стороны — сразу же напрягаются и реагируют очень бур­но. В наших детях мы больше всего не любим те черты, которые нам не нравятся в нас самих. Страдают же, как водится, несчастные ре­бятишки, которые старательно копируют родительское поведение, а получают за это неодобрительные замечания, а то и угрозы нака­зания.

В подростковом возрасте дети, как известно, стараются изба­виться от зависимости от родителей и вести себя максимально са­мостоятельно. В своем поведении они идентифицируются уже не с отцом или матерью, а с другими значимыми для них людьми — стар­шими друзьями, авторитетными педагогами, киногероями и пр. И здесь агрессивный ребенок ведет себя не так, как более спокой­ные дети: он противостоит родителям гораздо больше. Эти ребята чаще и лучше общаются со сверстниками, даже с малознакомыми

21



Глава 2. Особенности проявления детской агрессивности

2 3ак. 1368


33

 



Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности

мужчинами, чем с отцами, к которым стараются не обращаться за помощью без особой необходимости. А если жизнь заставляет при­бегнуть к родительской поддержке, то это вызывает у них раздра­жение и неудовольствие.

Чего добиваются дети и особенно подростки своей агрессивно­стью? Они хотят, чтобы от них отстали, и, в конце концов, получа­ют свое: от них не ждут больших достижений и реже требуют вы­полнения обязанностей. Имея двоих или более детей, замученная мать нередко взваливает больше дел на менее агрессивного ребен­ка (он называется «послушным»), вызывая у того чувство неудо­вольствия и комплекс неполноценности, но так ей поступить лег­че. Более агрессивного ребенка оставляют в покое и дают больше свободы. Однако и агрессивные дети платят за это свою цену: они хуже социализируются, поскольку не усваивают опыт взрослых и не участвуют в разных способствующих взрослению делах.

 

У агрессивного ребенка хуже развивается самоконтроль, и тогда он попадает в порочный круг:

 

Агрессивное поведение

 

Усиление контроля со стороны взрослых

 

і

у

 

і

 

Ослабление самоконтроля детей

 

Усиление враждеб­ности и конфликт­ности детей

 

 

 

 

2.2. Варианты проявления детской агрессивности

Классифицировать проявления детской агрессивности можно по-разному — можно применить общие схемы (см. главу 1), но удоб­нее использовать специальные классификации, отражающие воз­растные особенности проявлений агрессии.

Далее приведены две такие схемы. В основе первой лежат про­явления агрессии, второй — механизмы агрессивного поведения.

Вариант 1. И. А. Фурманов (1996), основываясь на проявлениях агрессии, выделяет четыре категории детей:

1.              Дети, склонные к проявлению физической агрессии

Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отлича­ющиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремоннос­тью и авантюризмом. Их экстравертированность (общительность, раскованность, уверенность в себе) сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это подкреп­ляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять са­дистские тенденции.

Кроме того, эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Обычно это связано с не­достаточной социализацией и неумением или нежеланием сдержи­вать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей. Они постоянно стремятся испытывать острые ощущения, а при отсут-с гний таковых начинают скучать, так как нуждаются в постоянной стимуляции. Поскольку всякая задержка для них непереносима, то свои желания они стараются реализовать сразу же, не задумываясь о последствиях своих поступков даже в тех случаях, когда понима­ют, что дело добром не закончится. Агрессивные дети действуют импульсивно и непродуманно, часто не извлекают уроков из свое­го негативного опыта, поэтому и совершают одни и те же ошибки. Они не придерживаются никаких этических и конвенциональных норм, моральных ограничений, обычно просто игнорируют их. Поэтому такие дети способны на нечестность, ложь, измену.

2.              Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии

Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, посто­янные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они актив­ны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к си иженному фону настроения. Внешне часто производят впечат­ление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженны­ми и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который
влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.              <

Еще одной особенностью таких детей является низкая фрустра- \ ционная толерантность, малейшие неприятности выбивают их из • колеи. Поскольку они обладают сензитивным складом, то даже ела- \ бые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, • гнева и страха. Особенно сильно эти негативные эмоции появля- } ются при любых реальных или мнимых умалениях их значимости, ) престижа или чувства личного достоинства. При этом они не уме- ; ют и/или не считают нужным скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их'в агрессивных вербальных формах.

Спонтанность и импульсивность у них сочетаются с обидчивос­тью и консерватизмом, предпочтением традиционных взглядов, ко­торые отгораживают их от переживаний и внутренних конфликтов.

3.              Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии

Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый са­моконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осо- • i знанность своих действий. Они редко задумываются о причинах, •! своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят от-1 i тяжек и колебаний. У детей с низкими духовными интересами от­мечается усиление примитивных влечений. Они с удовольствием   ' отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандарта­ми и желаниями окружающих. Косвенный характер агрессии яв-. ляется следствием двойственности их натуры: с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и об-; щественному признанию, с другой — феминные черты характера: сензитивность, мягкость, уступчивость, зависимость, нарциссизм • (стремление привлечь к себе внимание путем экстравагантного' поведения). Кроме того, из-за сензитивности ребята очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, кри­тикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подо-, зрительности.

4.              Дети, склонные к проявлению негативизма

Ребят этой группы отличают повышенная ранимость и впечат­лительность. Основные черты характера — эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает

чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и, поскольку имеют низкую фрустрационную толерантность и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение. В то же время эти дети рассудительны, придержива­ются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных пере-жи маний. Правда, они нередко меняют активный негативизм на массивный — умолкают и разрывают контакт.

Вариант 2. Если брать за основу движущие силы, мотивацию агрессии, то в одном случае таковой будет демонстрация себя, в другом — достижение своих практических целей, в третьем — по­давление и унижение другого. Классификация, строящаяся на этом основании, выглядит следующим образом:

1. Импульсивно-демонстративный тип

Здесь у ребенка главная цель — продемонстрировать себя, об­ратить на себя внимание. Такие дети чрезвычайно ярко выражают той агрессивные эмоции — кричат, громко ругаются, разбрасыва-II гг вещи. Их поведение направлено на получение эмоционального ' 11 клика от других: они активно стремятся к контактам со сверст­никами, а, добившись внимания партнеров, успокаиваются и пре­кращают свои вызывающие действия.

Информация о работе Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности