Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 03:08, курс лекций

Описание работы

Бреслав. Психологическая коррекция подростков и детей. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). - СПб., – Речь., - 97 стр.

Файлы: 1 файл

Бреслав Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.doc

— 674.00 Кб (Скачать файл)

•      расстройства влечений;

•      психопатическое развитие личности.

Механизм образования этих аномалий личности обычный.

13



Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности


ся появляющимися в раннем возрасте анома­лиями характера. Причем нежелательные ка­чества относительно устойчивы в течение последующей жизни, они проявляются тотально (в различных сферах жизни) и дос­тигают степени, нарушающей социальную адаптацию личности.

После 18 лет агрессивное поведение может расцениваться уже как симптом личностно­го расстройства. Диагностические критерии личностных расстройств представлены в DSM-IV (американская классификация пси­хических, поведенческих и личностных рас­стройств) и в МКБ-10.

Выделяются следующие личностные рас­стройства, для которых характерно агрессив­ное поведение: параноидное, антисоциаль­ное, пограничное, нарциссическое и пассив­но-агрессивное. Они начинаются в детском и подростковом возрасте, характеризуются стабильностью и длительностью и затрагива­ют не одну, а несколько основных сфер лич­ностного функционирования: когнитивную, эмоциональную, поведенческую, межлично­стную и т. д. Личностные расстройства при-

13



Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности

водят к снижению адаптивных возможностей, в связи с чем ребе­нок испытывает дистресс.

Рекомендуемая литература

I Агрессия детей и подростков / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004. 316 с.

2. Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Т. Б. Дмитриевой, Б. В. Шостако­вич. М., 2002. 464 с.

3. Басе А. Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. 1967. № 3. С. 60-67.

4. БерковицЛ. Агрессия: Причины, последствия и контроль. М., 2002. 512 с.

5. Борон Р. Агрессия. СПб., 2002.

6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2000. 720 с.

7. Гурьева В. А., Семке В. Я,, Гиндикин В. Я. Психопатология подросткового воз­раста (теоретический, клинический и судебно-психиатрический аспекты). Томск, 1994.310 с.

К, Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) // Вопросы философии. 1992. № 3.

 

 

 

 

 

 

Глава 2

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ

 

 

 

 

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только не­большого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике дет­ской психики заговорили после романов Диккенса — сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими анге­лами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в ос­новном после работ 3. Фрейда, доказавшего влияние событий, про­исшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявле­ния детской агрессивности являются одной из наиболее распрост­раненных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым — родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздра­жительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость (М. И. Лисина, 1997 и другие авторы). У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия — от жалоб и агрессивных фантазий («Сейчас придет Ба­бай и тебя заберет!»), до прямых оскорблений и угроз («Ты — уро­дина», «Ну и дурак ты!», «Сейчас какдам больно!»). У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии — как ко­свенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, ; лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверст- I ников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Та­кое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

Основными причинами проявлений детской агрессивности яв­ляются:

•       стремление привлечь к себе внимание сверстников;

•       стремление получить желанный результат;

15



Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности

•      стремление быть главным;

•      защита и месть;

•      желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Согласно Г. Паренсу1, следует считать, что у детей, как и у взрос­лых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая — механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адап­тации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая — не просто злобное и враждебное поведение, но и же­лание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результа­том такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возмож­ностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувство­вать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у не­которых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность свя­зана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно при­суща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберра­циях такую дополнительную хромосому.

 

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

•      недостаточное развитие интеллекта и коммуникатив­ных навыков;

•      сниженный уровень саморегуляции;

•      неразвитость игровой деятельности;

•      сниженную самооценку;

•      нарушения в отношениях со сверстниками.

 

Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессивные действия детей дошкольного возраста (особенно совсем маленьких)

 

1 Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997. С. 12.

имеют недеструктивный инструментальный или реактивный харак­тер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в си­туациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосход­ства, когда агрессия используется как средство достижения опре­деленной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата — будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, — после чего агрессивные действия прекращаются.

И. А. Фурманов (1996) делит агрессивное поведение детей на две формы, сходные с поведенческой и психотической:

А. Социализированная. Дети обычно не имеют психических на­рушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование соци­альных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют аг­рессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасыва­ют вещи). Такое поведение направлено на получение эмоциональ­ного отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаивают­ся и прекращают свои вызывающие действия. У этих детей агрес­сивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не от­личаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменя­ются дружелюбными, а выпады против сверстников — готовнос­тью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуа-тивностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дошкольники имеют весьма не­высокий статус в группе сверстников — их не замечают, не прини­мают всерьез либо избегают. Наиболее яркая характеристика, ко­торую им дают сверстники: «Во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают». Поведение похоже на проявления ги­перкинетического синдрома, только более целенаправленно и аг­рессивно.

Б. Несоциализированная. Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органи­ческое поражение головного мозга) с негативными эмоциональ­ными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спон­тан но, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрес­совую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются вы­сокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к воз­буждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребя­та не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно аг­рессивными действиями они либо просто разряжают накопившее­ся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим.

 

Особенности агрессии детей и подростков (Ю. Б. Мож- • гинский, 1999):

1. Жертвами агрессии становятся близкие люди — род­ные, друзья и пр. Это своего рода феномен «самоот­рицания», поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей — жизненной основы суще­ствования человека.

2. Далеко не все агрессивные дети воспитываются в не­благополучных семьях, многие, наоборот, имеют весь­ма состоятельных и заботливых родителей.

3.              Агрессия часто возникает без реального повода.

 

Одной из самых больших и распространенных ошибок взрос­лых (даже специалистов — в основном, педагогов) является стрем­ление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. Большинство взрослых отождествляют агрессию с насилием и ста­раются запрещать игры и фантазии с проявлениями враждебнос­ти, относя их к разряду патологии. Дети, которых регулярно за это наказывают, тоже начинают считать такие мысли, эмоции и дей-i гния опасными и/или недостойными и затормаживают, подавля­ют их, со всеми вытекающими неприятными последствиями. По­чему-то большинство воспитателей считает, что подавление агрес­сивных проявлений приведет к установлению в группе (классе) i остановки дружелюбия и уравновешенности. К сожалению, это не просто совершенно неверно, но даже опасно: подавленная аг­рессия не исчезает, а накапливается в Бессознательном ребенка. И один отнюдь не прекрасный день она вырывается наружу в виде яростного взрыва, причем обычно достается людям невиновным. При этом детская агрессивность вызывает встречную афессию у взрослых и сверстников и образуется порочный круг, выбраться из которого без помощи специалиста участники часто не могут.

Предвижу возмущенные возгласы многих педагогов: «Так что ж, давать им друг друга колотить почем зря?» Отвечаю: «Уважаемые, к чему такая примитивная дихотомия — либо давить, либо распус­кать?»

Что касается родителей, то очень часто требования вести себя тихо, не шуметь и не прыгать, отражает не заботу о ребенке, а толь­ко их собственные проблемы: усталость, повышенную нервозность и тревогу, которые усиливаются под действием детского гама и су­матохи. И в таких случаях родителю (бабушке, воспитателю) луч­ше честно признаться в этом сначала самому себе. А потом довести до детей в прямой и понятной для них форме («мама устала», «у бабушки болит голова» и т. п.), а не рационализировать, прячась за маску беспокойства о ребенке.

Пуританское воспитание приводит к тему, что дети перестают (вернее, не научаются) проводить необходимую фань между допу­стимым проявлением агрессии и непозволительным — у них не хватает практики. Наверно, у каждого из на" в детстве был печаль­ный, но полезный опыт, когда мы весьма сильно били кого-либо из сверстников (часто «превышая пределы необходимой самообо­роны»). Реакция родителей и других взрослых тогда, да и собствен­ный страх от содеянного, явились ценным вкладом в наше разви­тие и научили в дальнейшем соизмерять силу своей агрессии.

 

 

2.1. Формирование детской агрессивности

В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения сво­его поведения. Проявления агрессивности являются одним из ме­ханизмов привлечения внимания и способом добиться своих це­лей. Поэтому первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, стучит ножка­ми, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы!. Эта активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.

Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно вы­полнять все требования родного чада (особенно тревожные и не­уверенные в себе мамы и бабушки), а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному ре­зультату — ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.

Первый вариант воспитания агрессивности: чрезмерно преду­предительные родители. Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессив­ного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вербальной, экспрессивной и, вполне вероятно, физичес­кой агрессии. Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе (холеричес­кий темперамент) или социальном научении (агрессивный отец). Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносит­ся в общественную среду — детский сад, двор, дачу и пр. По мере и фосления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и лмому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего • ущества обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, исте-i >оидные и возбудимые черты.

Второй вариант воспитания агрессивности: родители эмоцио­нально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери). Это рождает страх, влекущий за собой агрессию (Sears S., 1953). Многочисленные истории болезней показывают, что боль­шинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по раз­ным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессив­ности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку нозможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать и/или других близких обратить на него внимание. Альтернативный мариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее — замкнутый, очень тревожный, безынициативный ребе­нок, готовый подчиняться всем и каждому.

Информация о работе Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности