Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 03:08, курс лекций

Описание работы

Бреслав. Психологическая коррекция подростков и детей. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). - СПб., – Речь., - 97 стр.

Файлы: 1 файл

Бреслав Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.doc

— 674.00 Кб (Скачать файл)

Дети, относящиеся к этой группе, игнорируют нормы и прави­ла поведения, как в игре, так и вне игры, ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат. Однако их эмоции носят по­верхностный характер и быстро переходят в более спокойные со­стояния. Агрессивные акты у таких детей мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью, даже физическая агрессия (прямая или косвенная) используется только для привлечения вни­мания. Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и и мпульсивный характер, враждебные действия быстро сменяются Фужелюбными, а выпады против сверстников — готовностью со-i |>удничать с ними. Их действия отличаются ситуативностью, а на­иболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дети имеют весьма невысокий статус в груп­пе сверстников.

Вполне вероятно, дети этой группы отстают от сверстников в общем психическом развитии. Их обостренная потребность во

Данные психологических обследований показывают, что i дети, относящиеся к импульсивно-демонстративному типу, " отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) сле-| дующим показателями: j • низкий уровень интеллекта — и общего, и социального; I • неразвитая произвольность; 1      •  низкий уровень игровой деятельности.

 

внимании и в признании не может реализоваться через традици­онные формы детской деятельности, и поэтому в качестве средства самоутверждения и самовыражения они использует агрессивные действия.

2. Нормативно-инструментальный тип

В эту группу входят дети, которые используют агрессию в ос­новном как норму поведения в общении со сверстниками. Здесь агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели — получения нужного предмета, ведущей роли в игре или выигрыша у своих партнеров. Об этом свидетель­ствует и тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и само­стоятельностью. При этом они всегда стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. В отличие от представите­лей предыдущей подгруппы, у них нет специальной цели привлечь внимание сверстников. Как правило, эти дети и так занимают по­ложение предпочитаемых, а некоторые выходят на уровень «звезд». Среди всех форм агрессивного поведения чаще всего у них встре­чается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отлича­ется особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнори­руют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключи­тельно на собственные желания.

Дети, относящиеся к этой категории, хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: «Он первый начал», «Он сам лезет, я не виноват». Положительная оценка взрослого, несомненно, важна для них. В то же время ребята не

По результатам психологического обследования дети нор­мативно-инструментальной группы обладают следующими особенностями:

□    высокий уровень интеллекта (как общего, так и соци­ального);

□    развитая произвольность;

□    хорошие организаторские способности;

□    умение организовать игру» ее достаточно высокий уро­вень развития;

□    высокий социальный стажус в группе сверстников.

 

обращают внимания на собственную агрессивность, и считают та­кой способ действия нормальным и; единственно возможным сред­ством достижения своей цели.

3. Целенаправленно-враждебный тип

Сюда относятся дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели — нидля окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более по»ловины всех агрессивных актов составляет грубое физическое воздействие, отличающееся особой жестокостью и хладнокровием. Обычно для агрессивных поступ­ков выбирается одна-две постояннее жертвы — дети более слабые, не способные ответить тем же. Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Норвмы и правила поведения откры­то игнорируются. На упреки и осуждение взрослых они отвечают: «Ну и что!», «И пусть емубольно». Отрицательные оценки окружа­ющих не принимаются в расчет. Особенно характерны для таких детей мстительность и злопамятн ость: они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключить­ся на другую деятельность. Даже нейтральные ситуации они рас­сматривают как угрозу и посягательство на свои права.

Сопоставляя обе вышеприведенные классификации и личный опыт работы с агрессивными детыми, предлагаю представить про­явления детской агрессивности в зиде континуума. На одном его конце будут находиться случаи инструментальной (или недеструк-

Результаты психологического обследования детей целе­направленно-враждебного типа, показывают:

•     средние показатели интеллекта;

•     произвольность в целом соответствует возрастным нормам;

•     низкий социальный статус в группе сверстников (обычно таких детей боятся и избегают);

•     уровень развития игры также средний, содержание их игр часто носит агрессивный характер — все дерутся, мучают или убивают друг друга.

 

тивной) агрессии, которая направлена, в основном, на достиже­ние каких-либо потребностей и поставленных целей. На другом — враждебная агрессия (или враждебная деструктивность), целью которой является удовлетворение потребности в причинении дру­гому боли и вреда, а агрессия служит способом достижения этой цели. Стоит подчеркнуть, что по мере перехода от инструменталь­ной агрессии к враждебной меняется и целый ряд психических ха­рактеристик детей (см. рис. 3).

Ребята, использующие агрессию как инструмент, как средство достижения цели, обладают более высоким интеллектом и опреде­ленными организаторскими способностями (умением наладить игру, распределить роли и пр.), поэтому они имеют среди сверст­ников более высокий статус. По мере продвижения к противопо­ложному полюсу континуума отмечается снижение интеллекта де­тей, а вместе с этим ухудшаются организаторские и коммуника-i и иные возможности, падает их статус в группе. Дети, обладающие им раженной враждебной деструктивностью, обычно отличаются 11 и жим интеллектом или страдают психическими расстройствами и авторитетом среди сверстников не пользуются.

Всех агрессивных ребят объединяет одно общее свойство — не-i i юсобность понимать других людей. Оно не зависит ни от самооцен­ки, ни от реального положения ребенка в группе. В его основе, по-нидимому, лежит особая структура самосознания ребенка: он фик-щ рован только на себе и изолирован от других. В окружающих людях i . 1 кой ребенок видит только их отношение к себе — другие выступа-и 11 'для него как обстоятельства жизни, которые либо мешают дости-*гмкю его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо 11 ы i аются нанести вред. Фиксированность на себе, ожидание враж­дебности со стороны окружающих не позволяют ребенку увидеть других, пережить чувство связи и общности с ними. Поэтому для него так трудны сочувствие, сопереживание или содействие. Такое «вол­чье» мировосприятие создает ощущение острого одиночества во враждебном и угрожающем окружении, и это порождает все боль­шее противостояние и некую изолированность от остального мира.

 

Степень восприятия враждебности может быть различ­ной, однако ее психологическая природа остается той же:

•       внутренняя изоляция;

•       приписывание враждебных намерений окружающим;

•       невозможность видеть мир другого человека.

 

 

2.3. Возрастные различия в проявлении детской агрессивности

Агрессия детей младшего (дошкольного) возраста. Маленький ре­бенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.), старается стать в этой среде популярным или авторитет­ным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и за­шищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуж­дения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человечек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов. Осо­бенно легко и быстро агрессия возникает у детей, имеющих рези-дуально-органические поражения головного мозга, социально за­пущенных, отвергаемых родителями, умственно отсталых. К по­вышенной агрессивности располагают и некоторые родительские приемы воспитания, например, когда отец наставляет ребенка: «Хочешь, чтобы тебя уважали и боялись — бей всех подряд».

В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становят­ся отдельные дети (обычно из вышеперечисленной группы). Она проявляется в виде отдельных вспышек ярости и гнева и обычно носит инструментальный характер — дети просто не умеют доби­ваться авторитета и популярности конструктивно.

Как замечает А. Гуггенбюль (2000), младшие дети плохо осозна­ют свое агрессивное поведение: при расспросах они бойко повторя­ют не раз слышанные от взрослых сентенции о том, что «кричать и драться нехорошо», но при случае не задумываясь делают и то, и дру­гое. Маленькие дети вообще переходят от вербальной агрессии к физической гораздо легче, чем более старшие и, тем более, взрослые люди, но отличается агрессия младших от подростковой не только этим. В отличие от старших, маленькие легко вовлекают в свои кон­фликты взрослых — родителей, воспитателей, учителей. Они делят­ся с ними своими переживаниями и тайнами, часто просят вмешаться в споры и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво требуют поддержки, а нередко даже доносят на приятелей и сибсов. Грамот­ные воспитатели, учителя и родители с заступничеством обычно не торопятся, а предлагают малышам попробовать разобраться самим. И это правильно, потому что решение проблем за ребенка взрослы­ми помешает его развитию: он не научится грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справляться и со своей агрессией, и с аг­рессией, проявляемой другими в его адрес.

В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являют­ся уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение становится все менее спорадическим и все более орга­низованным. По мере приобретения навыков конструктивного общения меняется соотношение между инструментальной и враж­дебной агрессией в пользу последней. Это происходит потому, что инструментальная агрессия постепенно сменяется конструктивны­ми способами достижения цели, а враждебная деструктивность — желание причинить оппонентам вред и получить от этого удоволь­ствие — остается неизменной.

Кроме того, дети все чаще стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых. Форми­рование группировок вообще заметно меняет агрессивное поведе­м ие школьников. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенности, повышения своих возможностей. Следствием этого бывают исчезновение страха на­казания за проявление агрессии, обостренное желание утвердить­ся в роли полноправного участника событий, занять в группе до­стойное место. Поэтому жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности резко возрастают уже среди учащихся начальной школы.

Особо следует отметить, что для целого ряда детей с коммуника­тивными нарушениями (шизоидных, сензитивных, тревожных и пр.) i руппа может быть фантазийной. Не имея возможностей и навыков • >бщения для того, чтобы влиться в реальную группу, они придумы­вают себе воображаемых товарищей. Это могут быть герои книг, мультипликационньгх и игровых фильмов, телесериалов и пр. (Шрек, «менты» и прочие «герои» нашего времени). Ребята с помощью иден­тификации стараются подражать поведению любимых героев. Это нередко диктует их агрессивное поведение, которое кажется окру­жающим не вполне адекватным, тем более что обычно такие дети там кнуты и своими фантазиями ни с кем не делятся. Вот почему весь­ма небезопасны некоторые наши фильмы и сериалы, прославляю­щие агрессивное братство («Бригада», «Брат» и пр.).

Особое место занимает подростковая агрессивность. Как извест­но, некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взросле­ющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности Друго­му и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощу­щение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целост­ности мира, несоответствие своего реального Я идеалам (часто лож­ным). Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать само­стоятельные поступки. Это очень сложный момент в жизни семьи. И специалист должен разъяснять родителям, что, как бы им ни хо- j телось, чтобы ребенок оставался при них, наступает время, когда нужно потихоньку отдаляться от ребенка — конечно, не сразу и не j резко. Взрослые должны понять, что подросток, для того чтобы обучиться науке коммуникативности, должен большую часть вре­мени проводить среди сверстников. Среди реальных людей и в ре­альных ситуациях ребята учатся справляться с жизненными труд­ностями: решать психологические проблемы, преодолевать страх, ревность, враждебность, формировать моральные представления, учиться конструктивно выяснять отношения. Для взрослеющего человека родители должны оставаться только добрыми советчика­ми, утешителями, надежным тылом. Подросток должен знать, что ему есть с кем разделить тревоги, обсудить сложные ситуации, спро­сить совета — но действовать он должен сам.

Современный подросток может реализовать свою агрессию дву- , \ мя способами:

•     проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт — следуя этим путем, он либо добивается авторитета, прести­жа и самореализации, либо ломается, спивается, наркоти­зируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством;

•     прятать и подавлять, становиться послушным пай-мальчи­ком (девочкой), но при этом утрачивать часть энергии, ни­чего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде либо невроза, либо психосоматического заболевания.

Интересно, что если в семье двое детей, особенно подростков одного пола, то один из них (чаще старший) идет по первому пути, другой — по второму.

Факторы, способствующие росту агрессивности у под­ростков:

1. Эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гор­монов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивности.

2. Органические поражения головного мозга — травмы, арахноидиты, менингиты и т. п.

Информация о работе Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности