Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 03:08, курс лекций
Бреслав. Психологическая коррекция подростков и детей. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). - СПб., – Речь., - 97 стр.
На всех этапах совместной работы поведение специалиста является ведущим источником подкрепления позитивных изменений i поведении ребенка, а его личность — основным «инструментом» i о профессиональной деятельности. Считается, что медики и пси-ологи, проявляющие высокий уровень таких профессионально n.i ж пых качеств, как эмпатия, внимание, бескорыстная сердечность и искренность, работают более эффективно.
С первого же этапа специалист должен стремиться создать атмосферу доброжелательности, оптимизма, непосредственности, искренности и доверия. Наивысшее профессиональное искусство состоит в том, что он должен наладить с ребенком теплые, друже-Сгненные (с подростком — партнерские) отношения, но при этом сохранить определенную дистанцию с ним. Это позволяет избежать эииисимости ребенка от умного старшего товарища и повысить ответственность маленького пациента за свое поведение и терапию. Очень важно соблюсти меру и не освобождать ребенка от ответ-стиенности за агрессивные реакции, непослушание или невыполнение порученных заданий, не дать свалить на специалиста решение всех проблем.
Н аиболее легко устанавливается контакт с детьми 6— 11 лет, у коТорых все еще сильны свойственные этому возрастному периоду механизмы внушаемости и идентификации. У более младших детей (до 6 лет) контакт затрудняет чувство страха перед специалистами — они приравнивают их к врачам, с которыми обычно связаны далеко не самые приятные переживания. Подростки старше 12 лет относятся к специалистам, как и ко всем взрослым людям, настороженно, и потому требуется больше времени, чтобы завоевать их расположение.
Трудности начинаются с момента обращения: дети (а тем более подростки) редко идут на прием добровольно, часто считают это наказанием и поэтому переносят на специалиста враждебность, страх и недоверие, которые чувствуют ко всем окружающим взрослым. Кстати, именно поэтому часто более положительно воспринимаются студенты — люди, по возрасту (а иногда и по некоторым взглядам) близкие к юным пациентам.
Затруднения в общении возникают не только из-за того, что ребенок недополучил в раннем детстве родительской любви. Обычно к моменту обращения за помощью у него уже выработались негативные взгляды на отношение взрослых к детям. Поэтому проявление положительных эмоций со стороны взрослых вызывает тревогу и страх перед зависимостью, что очень осложняет коррекцию. Яркий пример тому — поведение марктвеновского Гека Финна, попавшего в качестве воспитанника в дом богатой вдовы Дуглас.
Потому не нужно удивляться, что в ответ на сердечность, доброжелательность и заинтересованность специалиста, агрессивный ребенок ответит тревогой, недоверием и даже гневом. Частично его враждебное и/или провокационное поведение является сознательной или бессознательной проверкой искренности отношения взрослого человека. Дети могут хамить, агрессировать, проявлять раздражительность и сарказм, выдвигать нереалистические требования и т. п. Если они встречают ответную жесткость, они повышают градус агрессивности все больше и больше. При этом срабатывает механизм проекции: свою агрессию младшие воспринимают как самозащиту от нападок и давления старших. После периода неистовой агрессии у них появляется чувство признательности и привязанности к взрослым, которые терпели их разнузданность, возрастает чувство ответственности за свое поведение (то есть самоконтроль) и начинается процесс социализации.
При грамотной работе можно увидеть, как у маленького пациента уменьшается чувство тревоги и недоверия, и он сам начинает делать настойчивые попытки укрепить контакт и добиться признания. Специалист достигает большего успеха, если он не давит на ребенка, не выясняет, что и почему произошло, не требует от него самоанализа и информации о поведении других. Можно (в рамках разумного) заступиться за пациента перед родителями или учителями, решить какие-нибудь проблемы, но при этом нельзя ставить никаких условий типа: «Я скажу, чтобы мама сделала так... если i и...». Это будет проинтерпретировано ребенком как хитрость и ма-иипуляция, а не истинный интерес к маленькой личности. В то же мремя нельзя, чтобы ребенок принял специалиста за слабого и ус-упчивого человека, которым можно манипулировать. Для млад-11 их детей на этапе знакомства хороши тридцатиминутные сеансы р r-терапии или игротерапии, для более старших — сорокаминут-i ме беседы о хобби, музыке, автомобилях, киноартистах и т. п.
После установления хорошего контакта проводится коррекци-имая работа, в ходе которой происходит формирование системы лмоограничений и самодисциплины, то есть внутреннего конт-оля. Ее следует начинать с момента, когда фигура специалиста i ановится для ребенка значимой. Это проявляется в том, что он дчинает обращаться к психологу за советом, помощью или с пред-пжениями по своим проблемам. В процессе бесед и других кор-i кционных процедур пациент усваивает нормы и ценности, пред-паемые специалистом, и они становятся частью его личности. нидетельством становления внутреннего контроля становится то, по ребенок/подросток начинает руководствоваться самоодобре-мисм или самоосуждением.
Специалисту категорически запрещается (А. И. Захаров, 1982):
1. Навязывать свое мнение и оценки ребенку и его родителям.
2. Не учитывать психофизиологические и характерологические особенности ребенка: пытаться изменить его темперамент, «переделывать» на свой вкус черты характера, сензитивность, эмоциональность и пр.
• % Делать ребенка единственным ответственным за ре-"V зультаты коррекции (хотя он, разумеется, должен нести свою долю ответственности).
3.3. Организация индивидуальной психокоррекционной работы!
Принципы индивидуальной терапии' | Алгоритм психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками2 |
1. Выявление причин агрессивности ребенка | 1. Вхождение в контакт с пациентом, и создание у него чувства доверия к специалисту |
2. Согласование необходимости проведения коррекции с родителями ребенка, обеспечение необходимой помощи с их стороны | 2. Достижение эмоционального отреагирования агрессии и успокоение пациента |
3. Выбор техник в зависимости от возраста и возможностей пациента, клинических проявлений агрессивности и умения специалиста пользоваться теми или иными методами работы | 3. Устранение патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других |
4. Построение работы с маленьким пациентом на паритетности отношений, независимо от его возраста | 4. Выработка и закрепление навыков адаптивного поведения |
3.4. Рациональная психотерапия
Элементы рациональной терапии присущи всем видам психокоррекции детей, у которых уже достаточно сформировались мышление и этические понятия. Эта техника включает в себя разъяснение в доступной форме причин появления агрессивности, некоторых механизмов действия терапевтических методик, а также обсуждение жизненно важных для ребят проблем. Поэтому применение рациональной терапии наиболее показано в случае коррекции детей старше 12 лет, в основном — у 14-17-летних подростков. Не имеет смысла использовать этот метод с умственно отсталыми детьми, а также с пациентами, находящимися в психотическом состоянии или с выраженными психопатическими чертами личности.
Прежде чем обучать ребенка адекватным способам проявления агрессии, необходимо, чтобы он адекватно оценил неконструктив-
1 Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессивности / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2003. С. 118-119.
2 Там же. С. 120.
ность своего поведения и его причины. Для этого проводятся индивидуальные беседы, продолжительность которыхдолжна составлять около 30 минут с детьми до 12 лет, и не более часа с подростками. Наш опыт показывает, что превышение оптимальных временных параметров приводит к тому, что у ребенка падает интерес, рассеивается внимание, появляется скука, и он может вообще резко отказаться от дальнейшей коррекции.
Выяснение причин агрессивности и обычно предшествующих
и семейных неурядиц происходит в доверительной беседе, причем специалист должен со всей серьезностью и пониманием отне-
i ись к переживаниям маленького пациента. Однако при этом ре> омендуется избегать осуждения родителей, какими бы виноваты-\ Ш они ни казались со слов ребенка. Родители могут присутствовать при беседах только с очень маленькими детьми — до 8 лет, с ос-i альными возрастными категориями, особенно с подростками, сле-i ует беседовать с глазу на глаз.
Для лучшего понимания переживаний ребенка, особенностей с го личности, системы отношений и реагирования, можно применять различные проективные тесты (Рене-Жиля, Розенцвейга, ТАТ, «Несуществующее животное», «Рисунок семьи» и пр.1), а также просить ребенка нарисовать свое видение проблемы, ситуации или конфликта. Результаты рисуночного теста семьи рекомендуется показывать родителям пациента. Это нередко дает большой эмоциональный эффект и служит способом лучшего понимания как ребенка, так и семейных проблем вообще. Нередко родители, ко-юрым показывали детские рисунки и объясняли их смысл, испытывали сильное эмоциональное потрясение и меняли свои взгляды на семейные отношения.
Вот пример из собственной практики.
Молодая мамаша на приеме с упоением рассказывала, как они дружны с шестилетним сыном, вместе ходят в цирк и зоопарк, как он делится с ней своими детскими переживаниями и т. п. Отмечала, что отец, с которым они не живут, ребенком интересуется мало, да и мальчик о нем не вспоминает и спонтанно не спрашивает. Маленький пациент в это время углеченно выполнял задание — рисовал свою семью. Когда оч закончил, то на рисунке весь передний план »аполняли две большие, синие, близко расположенные друг к другу фигуры —
1 Методы психодиагностики агрессивности прекрасно изложены в книге Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб.: Речь, 2004. С. 87-126.
отца и его самого. Две маленькие черные фигурки матери и бабушки (безо всякой проработки лиц) были втиснуты в правый нижний угол листа.
Когда матери был показан рисунок и даны необходимые разъяснения, она была в шоке. Дополнительная беседа с ребенком в отсутствие матери выявила, что ребенок очень скучает, когда долго не видит отца, и вообще его самые лучшие воспоминания — об их редких встречах и прогулках. Диагностические данные помогли коррекционной работе: стало возможным привлечь к ней отца и скорректировать понимание матерью семейных отношений.
Рациональную терапию с агрессивными детьми целесообразно проводить поэтапно, последовательно решая следующие задачи:
1. Осознание ребенком неконструктивности проявления агрессивных чувств.
2. Обучение способам грамотного выражения агрессии и снятия эмоционального напряжения.
3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях, коррекция поведения.
3.4.1. Осознание неконструктивности агрессивного поведения
Проводится в виде разъясняющей терапии, которая может применяться с детьми с нормальным интеллектом (IQ не менее 90), начиная с шестилетнего возраста. Особенно действенен этот метод у подростков: у них уже имеется достаточно развитое мышление и определенный запас нравственных категорий. У примитивных людей и лиц с психопатическими чертами или психопато-подобными изменениями личности этот этап проходит очень сложно, а иногда вся коррекционная работа на этом и вовсе обрывается.
Основная задача данного этапа — выработать у ребенка или подростка адекватное отношение к агрессивному поведению и стремление изменить его. Начинать рекомендуется с обычного интервью, в ходе которого рассматриваются случаи агрессивного поведения пациента, анализируются причины, его вызвавшие, поведение взрослых в этих ситуациях и пр.
Во всех случаях нужно просить ребенка детально описать конкретные ситуации, вызвавшие проявления агрессии, свои чувства, а также поведение родителей, друзей, других людей в эти моменты.
Поведение окружающих (особенно взрослых) на этом этапе без особой необходимости лучше не комментировать. При затрудне-
Желательно, чтобы ребенок подробно рассказал о конкретных фактах проявления своей агрессивности, придерживаясь примерно такого плана:
• когда, в какой ситуации это произошло;
• как выглядело проявление агрессии;
• какие чувства испытывал при этом;
• как поступали при этом другие люди — взрослые и сверстники.
Нии в воспоминаниях или вербализации происшедших событий у маленьких детей можно восстановить ситуацию в виде игры, у более старших — с помощью рисунков или психодраматической реконструкции.
В доверительной беседе нужно постараться, чтобы ребенок дал адекватную оценку своим агрессивным поступкам. Если он затрудняется это сделать сам, стоит задать наводящие вопросы, облегчающие формирование критики: «А если бы ты не накричал на бабушку?..», «А тебе бы понравилось, если бы тебя ударили портфелем по голове? Пусть даже за дело?»
Для лучшего осознания можно дополнительно применить метод визуализации: попросить ребенка закрыть глаза и вновь представить ситуацию, в которой он проявил агрессию. После этого ему задаются вопросы: «Как ты сейчас оцениваешь свое поведение?», •Что ты чувствуешь сейчас?» Некоторые вопросы могут содержать подсказывающий или даже суггестивный компонент: «Ты считаешь, что ты правильно сделал, ударив Мишу/Катю лопаткой по голове?», «Тебе его/ее не жалко?» Но во всех случаях — даже с маленькими детьми — желательно, чтобы специалист избежал прямых оценок поведения, ребенок должен дать их сам.
Еще одной техникой является метод незаконченных историй. Специалист рассказывает историю, конец которой должен придумать сам ребенок. Истории содержат какой-либо конфликт и строятся таким образом, что у них нет однозначного разрешения ситуации и возможен широкий диапазон реакций. И, как и в предыдущих техниках, ребенку задаются наводящие и уточняющие вопросы: «Почему ты решил действовать именно так?», «А как ты думаешь, что почувствовал этот человек (или зверь)?» и пр.
Очень полезно задавать ребенку домашние задания: нарисовать рисунок, отражающий какой-то прошлый конфликт, составить рассказ по собственным воспоминаниям о каком-нибудь проявлении агрессивности дома, в школе или во дворе. Взрослых (особенно мам и бабушек) при этом нужно серьезно предупредить, чтобы они только интересовались, выполнено ли задание, но ни в коем случае не требовали его непременного выполнения и, тем более, не помогали выполнить. Им нужно объяснить, что эта часть работы является исключительно ответственностью ребенка и служит показателем его искреннего желания изменить поведение.
Информация о работе Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности