Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 03:08, курс лекций

Описание работы

Бреслав. Психологическая коррекция подростков и детей. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). - СПб., – Речь., - 97 стр.

Файлы: 1 файл

Бреслав Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.doc

— 674.00 Кб (Скачать файл)

Через год бабушка позвонила по телефону и сообщила, что никаких особых трудностей в общении с внуком не испытывает. Он по-прежнему очень активен и подвижен, но старательно готовится к школе, охотно играет с детьми во дворе и почти всегда занимает лидерские позиции.

 

 

3.7. Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях

В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой аг­рессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессив­ного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Для бо­лее конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны специальные рекомендации для педаго­гов и родителей, но их знание не повредит и психологам.

Следующие правила экстренного вмешательства позволят в кон­фликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

1.              Спокойное отношение в случае незначительной агрессии

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объ­яснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

•      полное игнорирование реакций ребенка/подростка — весь­ма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

•      выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...»);

•      переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, снять белье с веревки, ты ведь выше меня»);

•      позитивное обозначение поведения («Ты злишься, потому, что ты устал»).

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и нео­пасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со сто­роны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допус­тимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позво­лить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2.              Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на
личности

Проводить четкую границу между поступком и личностью по­зволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоцио­нальные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсужде­нием конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сей­час», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возник­нет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

 

Один из важных путей снижения агрессии — установле­ние с ребенком обратной связи.

Для этого используются следующие приемы:   .

•     констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);

•     констатирующий вопрос («ты злишься?»);

•     раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хо­чешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);

•     обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, ког­да со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);

О апелляция к правилам («Мы же с тобой договарива-i        лись!»).

 

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подро­стка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребенок/под­росток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями Родителям и специалистам необходимо очень тщательно конт ролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстр рует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательно эмоции — раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомоШ ность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длитель­ность возобладавших над ними чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4.              Снижение напряжения ситуации

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подрост-ковой агрессией — уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряже­ние и агрессию, являются:

•      повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

•      демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);

•      крик, негодование;

•      агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;              X

•      сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

•      негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей}

•      использование физической силы;              '

•      втягивание в конфликт посторонних людей;              ,,,,      ;

•      непреклонное настаивание на своей правоте;              ?

•      нотации, проповеди, «чтение морали»,              IJ      j

•      наказания или угрозы наказания;              \

•      обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда...»,' «Ты никогда не...»;

•      сравнение ребенка с другими детьми — не в его пользу;

•      команды, жесткие требования, давление;

•              оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на корот­кое время, но возможный отрицательный эффект от такого пове­дения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессив­ное поведение.

5.              Обсуждение проступка

Анализировать поведение в момент проявления агрессии, не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация раз­решится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наеди­не, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье

(и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные послед­ствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для > окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации ребенка Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою не­правоту и поражение. Самое страшное для него — публичное осуж­дение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный яр­лык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они стано­вятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного по­ведения.

 

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

•      публично минимизировать вину подростка («Ты не­важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

•      не требовать полного подчинения, позволить подрост­ку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;

О предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

 

 

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребе­нок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем спосо­бом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв аг­рессии.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ре­бенка — демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возни­кает дилемма — бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

«даж sEaq-«s •?

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение на­пряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

•      нерефлексивное слушание;

•      пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

•      внушение спокойствия невербальными средствами;

•      прояснение ситуации с помощью наводящих во­просов;

Q использование юмора;

•              признание чувств ребенка.

 

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели по­ведения. Главное условие — искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

 

Рекомендуемая литература

1. Агрессия детей и подростков / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004. 316 с.

2. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991. 123 с.

3. ДемьяновЮ. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. СПб., 1999.224 с.

4. ДобсонДж. Ч. Непослушный ребенок. СПб., 1997.

5. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998.

6. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.

7. Квинн В. Н. Прикладная психология (Appling Psychology): Учебное пособие для вузов и слушателей психологических дисциплин. СПб., 2000. 558 с.

8. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб., 2001.

9. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. М., 1998.

10.               Мак-Кей М., Роджерс П., Мак-Кей Ю. Укрощение гнева. М., 1997.

11.               Романов А. А. Направленная игротерапия у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. М., 2001. 48 с.

12.               Рычкова Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция, профилактика. М., 2001.

13.               Савицкая К. Сценарий учебно-воспитательных занятий по программе воспи-тательно-коррекционного воздействия на агрессивных детей. Киев, 1990.

 

14.               Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упраж­нения /Пер. с нем. В 4-х томах. Т. 1. М., 2000. 160 с.

15.               Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии: Научно-методические рекомендации / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2003. 320 с.

Глава 4

СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

 

 

 

По мнению Л. И. Божович (1995), для большинства детей семья является главным источником живых примеров агрессивного по­ведения и психотравмирующих ситуаций. Постоянная агрессия деформирует семью, ребенок теряет в ней чувство безопасности и защищенности, а наша замечательная система образовательных учреждений, которые он посещает в разные годы своей жизни, зак­репляет навыки агрессивного поведения.

Многочисленные исследования показали, что агрессивные дети выходят из семей, для которых характерны агрессивные взаимоот­ношения между супругами, родителями и детьми или прародите­лями. Подобные тенденции психологами описаны как «цикл на­силия». Дети внимательно наблюдают за взаимоотношениями ро­дителей, перенимают их агрессивное поведение, и в процессе общения с братьями, сестрами или сверстниками старательно его воспроизводят. Когда они вырастают и вступают в брак, то исполь­зуют давно отрепетированные агрессивные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают эти навыки своим детям.

Поэтому так важна роль семейной терапии — метода восстанов­ления функционального единства семьи путем нормализации от­ношений и психического здоровья ее членов (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1990). Она состоит из семейной диагностики, се­мейных обсуждений и совместной терапии больного и родителей.

После обследования семьи специалист устанавливает так назы­ваемый семейный диагноз, в котором обобщает психопатологичес- < кие, личностные и социально-психологические особенности ис-, следуемой семьи. Особое внимание обращается на:

•     недостаточное исполнение членами семьи своих социальных ролей;

•     низкую продуктивность совместной деятельности;

•     наличие большого количества неразрешенных проблем;

•     присутствие большого количества явных или скрытых кон­фликтов

 

Основные задачи семейной терапии (А. И. Захаров, Э. Г. Эйдемиллер и пр.):

•     содействие всем членам семьи в разрешении их проблем;

•     осознание родителями причин болезненного состоя­ния ребенка и формирование у них настроя на его те­рапию;

•     совместные обсуждения с родителями задач терапии;

•     параллельная работа с детьми и родителями;

•     перестройка их отношений, практическое обучение адекватным формам межличностных отношений.

 

Специалист, ребенок и родители составляют малую группу, с которой проводятся сеансы терапии. Первые сложности могут на­чаться уже на этапе знакомства: большинство родителей ожидают, что специалист, поддерживая их, будет заставлять детей выполнять их требования. Они начинают прямо или косвенно предписывать специалисту свой план действий, вовлекая его в семейные конф­ликты. Однако работа специалиста заключается в содействии раз­витию семейных отношений и понимании всех участников конф­ликта. Он выступает не как судья, а как посредник в разрешении проблем семьи, его основная задача — помочь ребенку, дезадапта­ция которого обусловлена в том числе и неблагоприятно сложив­шимися семейными отношениями. Поэтому специалисту необхо­димо соблюдать нейтралитет, который должен быть не сдержанным и эмоционально холодным, а теплым, эмпатическим.

Особое внимание нужно обратить на позицию того родителя, который не посещает специалиста и отрицательно относится к ле­чению ребенка: при доминировании в семье он может свести на нет весь эффект терапии. Для предупреждения подобного отноше­ния нужно при беседе с обоими родителями лишний раз подчерк­нуть необходимость лечения ребенка.

А. И. Захаров (1999) считает, что в зависимости от отношения к работе с ребенком всех родителей можно разделить на две основ­ные группы. Первую составляют те родители, которые придают серьезное значение психическому здоровью своих детей и обеспо­коены их состоянием (чаще всего это мать, сама страдающая не­врозом и испытывающая чувство вины за поведение ребенка). Дру­гая группа образована родителями, не осознающими своей ответ-

Информация о работе Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности