Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 03:08, курс лекций
Бреслав. Психологическая коррекция подростков и детей. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). - СПб., – Речь., - 97 стр.
Через год бабушка позвонила по телефону и сообщила, что никаких особых трудностей в общении с внуком не испытывает. Он по-прежнему очень активен и подвижен, но старательно готовится к школе, охотно играет с детьми во дворе и почти всегда занимает лидерские позиции.
3.7. Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях
В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Для более конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны специальные рекомендации для педагогов и родителей, но их знание не повредит и психологам.
Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
• полное игнорирование реакций ребенка/подростка — весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
• выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...»);
• переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, снять белье с веревки, ты ведь выше меня»);
• позитивное обозначение поведения («Ты злишься, потому, что ты устал»).
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на
личности
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.
Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
Один из важных путей снижения агрессии — установление с ребенком обратной связи.
Для этого используются следующие приемы: .
• констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);
• констатирующий вопрос («ты злишься?»);
• раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
• обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
О апелляция к правилам («Мы же с тобой договарива-i лись!»).
Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями Родителям и специалистам необходимо очень тщательно конт ролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстр рует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательно эмоции — раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомоШ ность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4. Снижение напряжения ситуации
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подрост-ковой агрессией — уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
• повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
• демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
• крик, негодование;
• агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»; X
• сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
• негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей}
• использование физической силы; '
• втягивание в конфликт посторонних людей; ,,,, ;
• непреклонное настаивание на своей правоте; ?
• нотации, проповеди, «чтение морали», IJ j
• наказания или угрозы наказания; \
• обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда...»,' «Ты никогда не...»;
• сравнение ребенка с другими детьми — не в его пользу;
• команды, жесткие требования, давление;
• оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
5. Обсуждение проступка
Анализировать поведение в момент проявления агрессии, не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье
(и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для > окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.
6. Сохранение положительной репутации ребенка Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него — публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
• публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
• не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
О предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка — демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма — бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
«даж sEaq-«s •?
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
• нерефлексивное слушание;
• пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
• внушение спокойствия невербальными средствами;
• прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
Q использование юмора;
• признание чувств ребенка.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие — искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.
Рекомендуемая литература
1. Агрессия детей и подростков / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004. 316 с.
2. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991. 123 с.
3. ДемьяновЮ. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. СПб., 1999.224 с.
4. ДобсонДж. Ч. Непослушный ребенок. СПб., 1997.
5. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998.
6. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
7. Квинн В. Н. Прикладная психология (Appling Psychology): Учебное пособие для вузов и слушателей психологических дисциплин. СПб., 2000. 558 с.
8. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб., 2001.
9. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. М., 1998.
10. Мак-Кей М., Роджерс П., Мак-Кей Ю. Укрощение гнева. М., 1997.
11. Романов А. А. Направленная игротерапия у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. М., 2001. 48 с.
12. Рычкова Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция, профилактика. М., 2001.
13. Савицкая К. Сценарий учебно-воспитательных занятий по программе воспи-тательно-коррекционного воздействия на агрессивных детей. Киев, 1990.
14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения /Пер. с нем. В 4-х томах. Т. 1. М., 2000. 160 с.
15. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии: Научно-методические рекомендации / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2003. 320 с.
Глава 4
СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
По мнению Л. И. Божович (1995), для большинства детей семья является главным источником живых примеров агрессивного поведения и психотравмирующих ситуаций. Постоянная агрессия деформирует семью, ребенок теряет в ней чувство безопасности и защищенности, а наша замечательная система образовательных учреждений, которые он посещает в разные годы своей жизни, закрепляет навыки агрессивного поведения.
Многочисленные исследования показали, что агрессивные дети выходят из семей, для которых характерны агрессивные взаимоотношения между супругами, родителями и детьми или прародителями. Подобные тенденции психологами описаны как «цикл насилия». Дети внимательно наблюдают за взаимоотношениями родителей, перенимают их агрессивное поведение, и в процессе общения с братьями, сестрами или сверстниками старательно его воспроизводят. Когда они вырастают и вступают в брак, то используют давно отрепетированные агрессивные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают эти навыки своим детям.
Поэтому так важна роль семейной терапии — метода восстановления функционального единства семьи путем нормализации отношений и психического здоровья ее членов (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1990). Она состоит из семейной диагностики, семейных обсуждений и совместной терапии больного и родителей.
После обследования семьи специалист устанавливает так называемый семейный диагноз, в котором обобщает психопатологичес- < кие, личностные и социально-психологические особенности ис-, следуемой семьи. Особое внимание обращается на:
• недостаточное исполнение членами семьи своих социальных ролей;
• низкую продуктивность совместной деятельности;
• наличие большого количества неразрешенных проблем;
• присутствие большого количества явных или скрытых конфликтов
Основные задачи семейной терапии (А. И. Захаров, Э. Г. Эйдемиллер и пр.):
• содействие всем членам семьи в разрешении их проблем;
• осознание родителями причин болезненного состояния ребенка и формирование у них настроя на его терапию;
• совместные обсуждения с родителями задач терапии;
• параллельная работа с детьми и родителями;
• перестройка их отношений, практическое обучение адекватным формам межличностных отношений.
Специалист, ребенок и родители составляют малую группу, с которой проводятся сеансы терапии. Первые сложности могут начаться уже на этапе знакомства: большинство родителей ожидают, что специалист, поддерживая их, будет заставлять детей выполнять их требования. Они начинают прямо или косвенно предписывать специалисту свой план действий, вовлекая его в семейные конфликты. Однако работа специалиста заключается в содействии развитию семейных отношений и понимании всех участников конфликта. Он выступает не как судья, а как посредник в разрешении проблем семьи, его основная задача — помочь ребенку, дезадаптация которого обусловлена в том числе и неблагоприятно сложившимися семейными отношениями. Поэтому специалисту необходимо соблюдать нейтралитет, который должен быть не сдержанным и эмоционально холодным, а теплым, эмпатическим.
Особое внимание нужно обратить на позицию того родителя, который не посещает специалиста и отрицательно относится к лечению ребенка: при доминировании в семье он может свести на нет весь эффект терапии. Для предупреждения подобного отношения нужно при беседе с обоими родителями лишний раз подчеркнуть необходимость лечения ребенка.
А. И. Захаров (1999) считает, что в зависимости от отношения к работе с ребенком всех родителей можно разделить на две основные группы. Первую составляют те родители, которые придают серьезное значение психическому здоровью своих детей и обеспокоены их состоянием (чаще всего это мать, сама страдающая неврозом и испытывающая чувство вины за поведение ребенка). Другая группа образована родителями, не осознающими своей ответ-
Информация о работе Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности