Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 03:08, курс лекций

Описание работы

Бреслав. Психологическая коррекция подростков и детей. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). - СПб., – Речь., - 97 стр.

Файлы: 1 файл

Бреслав Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.doc

— 674.00 Кб (Скачать файл)

тельно проводить 24 или даже 42 занятия в течение 3—6 месяцев. Наш опыт показывает, что более или менее отчетливо фиксируе­мый тестами результат появляется только после проведения курса из 12—16 занятий. В стационаре нередко приходится проводить меньшее количество занятий (8—10), но тогда цель терапии стано­вится другой: не осознание неконструктивности агрессивного по­ведения и серьезная перестройка его стереотипов, а снижение аг­рессивности за счет эмоциональной разрядки, а также структури­рование времени в унылых больничных условиях.

Относительно полового состава группы ученые высказывают разные мнения: так, Н. Ю. Максимова и Е. Л. Милютина (2000) считают, что дошкольники могут заниматься в разнополой группе, а подростки — в однополой. А. И. Захаров (1995) полагает, что все группы, независимо от возраста, могут быть однополыми. Наш опыт позволяет согласиться скорее с первым мнением, хотя работа со смешанными подростковыми группами значительно труднее.

Родители детей младшего возраста (до 10 лет) могут периоди­чески присутствовать на занятиях, родители подростков — только если они сами занимаются в этой группе вместе с детьми.

Специально одеваться для групповой терапии не нужно — дети могут быть в обычной одежде, в которой они чувствуют себя сво­бодно, и желательно в спортивной обуви. Если в структуру заня­тий входят психогимнастические упражнения с большим количест­вом движений и телесных контактов, необходимо проверить, что­бы на детях не было предметов, которые могут нанести повреждения им самим и другим членам группы.

 

 

Цит. по: Игумнов С. А. Клиническая психотерапия детей и подростков. Минск,

1999.

5.3. Организация групповой работы

Работу группы целесообразно планировать и проводить поэтап­но, постепенно решая возникающие организационные проблемы.

1.              Определение целей и задач предстоящей группы

Чаще всего специалисту приходится работать с разными людьми из окружения ребенка: кроме детей и родителей в школах в работу могут включаться учителя и администрация, в медицинских учреж­дениях — врачи и средний медперсонал. На этом этапе необходимо точно определить, какой контингент будет привлечен к работе, ка­ковы ее цели и какими методами будет достигаться результат.

2.              Подготовка программы групповой работы

После определения контингента и методов работы пишется про­грамма, в которой должны быть сформулированы цели, задачи и содержание предстоящей групповой работы. Она помогает уяснить для себя и предложить родителям, учителям, коллегам и админист­рации учреждения конкретный план работы.

 

Программа групповой работы включает в себя

•       цели и задачи курса терапии;              |

•       предполагаемые численность и состав группы;              |

•       частота и продолжительность занятий;              |

•       место проведения занятий и его оформление;              |

•       расписание и планы каждого занятия;              |

•       необходимые материалы для проведения занятия.              i

 

Примерный проект подобной программы приводится в Прило­жении 1.

План обычно состоит из трех основных частей: вводная часть (разогрев), рабочее время и обсуждение.

Для того чтобы впоследствии определить достигнутые резуль­таты, очень важно правильно подобрать методы психодиагности­ки группы. У специалиста должна быть возможность измерять сле­дующие показатели: уровень агрессии, общее эмоциональное со­стояние детей, изменение установок и отношений к близким и товарищам, интереса к занятиям и другие. Оценку эффективности работы можно проводить с помощью анкет, опросников, проектив­ных методов либо тестированием участников. Важно, чтобы в те­чение цикла занятий применялись одни и те же диагностические методики1.

3. Отбор участников в группу

Будущие члены группы должны отбираться в соответствии с уже определенными в программе социальными, клиническими и де­мографическими параметрами. Агрессивные дети обычно включа­ются в гетерогенные группы — как указывалось выше, ребята в этих группах различны по полу, возрасту, жизненному опыту и психи­ческому состоянию.

Специалист должен получить от каждого ребенка согласие на участие в групповой работе. При этом он должен правильно оце­нить степень искренности желания ребенка (например, согласие заниматься может быть дано под сильным нажимом родителей).

 

Процедура отбора может быть организована нескольки­ми способами:

•      в виде индивидуального собеседования;

•      в виде беседы на собрании потенциальных участников;

•      в виде опроса будущих участников (можно предложить им письменно ответить на ряд вопросов).

 

4. Подготовка материалов

Оформлению помещения и подбору материалов для групповой работы следует уделять особое внимание. Для проведения самой групповой терапии обычно достаточно нескольких стульев, по­ставленных по кругу. При применении релаксационных и визуа-лизационных техник желательно иметь небольшой магнитофон и набор соответствующих кассет. Само помещение может быть оформлено художественно: стены украшены рисунками детей, на стеллажах могут находиться куклы и маски, изображающие людей и сказочных персонажей, игрушечные предметы домашнего оби­хода, макеты домиков, деревьев.

У школьников в игровом помещении могут стоять парты и доска для письма, воспроизводящие обстановку учебного класса. Наш опыт

 

1 Очень полно и хорошо методы диагностики приведены в книге: Формы и ме­тоды профилактики детской и подростковой агрессивности / Под ред. Н. М. Пла­тоновой. СПб., 2003.

показывает, что детям привычнее и удобнее заниматься в своих учеб­ных классах. Специалист должен знать, какие материалы, могут, понадобиться ему в процессе работы для построек, рисования и леп­ки, и позаботиться о том, чтобы иметь их до начала занятий.

5.              Проведение занятий

Каждое занятие состоит из трех основных частей: вводной (раз­минка или разогрев), основной (рабочее время) и завершающей.

При работе с подростками необходимо учитывать следующие моменты:

•      активность ведущего занятий;

•      наличие эмоционального компонента;

•      присутствие игрового компонента;

•      относительно небольшая продолжительность занятий — (45— 90 минут);

•      необходимость учитывать возникновение таких ситуаций, как споры и ссоры, нарушение конфиденциальности, обра­зование группировок, массовый выход из группы. Подроб­нее эти моменты рассматриваются ниже.

6.              Проведение заключительного тестирования

На последнем или предпоследнем занятии ведущий проводит последнее тестирование, для того чтобы зафиксировать появивши­еся изменения в установках, поведении и настроении участников группы. Методы обследования группы нужно планировать заранее, чтобы собрать ту информацию, которая необходима.

7.              Оценка результатов

После завершения работы группы перед специалистом встает задача мониторинга. Ему необходимо провести обзор своей рабо­ты с группой и понять, достигли он намеченных целей, какие из­менения следует внести при планировании последующих групп.

Не обязательно рассматривать нижеуказанные этапы как нечто незыблемое. В зависимости от ситуации можно объединить не­сколько этапов в один или изменить их последовательность.

 

 

5.4. Динамика группы

Как и у взрослых, развитие детской группы проходит четыре этапа.

I.              Начальная стадия (стадия знакомства). На этой стадии на
поведении детей сказывается настороженность, вызванная необ-
ходимостью их участия в предстоящей групповой работе. Как пра-
вило, детей тревожит следующее:

•        Будет ли доверительной обстановка в группе?

•        Как они будут приняты остальными членами группы?

•        Что такое групповая работа и каковы здесь «правила игры»? Q Как надо себя вести, чтобы понравиться ведущему и другим

членам группы?

•              Как будут складываться их взаимоотношения с другими детьми?

II.              Переходная стадия (стадия конфронтации). В детских и под-
ростковых группах эта стадия несколько отличается от аналогич-
ной в случае работы со взрослыми. Дети гораздо быстрее перехо-
дят к данному этапу работы. Здесь они, как правило, находят для
себя ответы на следующие вопросы:

•              Способен ли ведущий оказать помощь в решении их про­блем?

i

•     Является ли группа достаточно безопасным местом для вы­ражения более серьезных чувств?

•     Можно ли свободно высказывать свое мнение о других и при­нимать их мнение о себе?

•     Каковы мои цели здесь и способы их достижения?

Уже на этой стадии дети осознают, что остальные участники группы тоже имеют проблемы.

III.              Рабочая стадия (стадияработоспособности). Для нее харак-
терны следующие особенности:

•     Дети начинают рассказывать о своих попытках применить полученные знания на практике.

•     Все участники уже придерживаются правил групповой ра­боты, слушают друг друга. Сплоченность группы вырастает.

•     У подростков появляется способность работать непосред­ственно с происходящим в группе, «здесь и теперь».

•     Подростки могут попросить помощи у других членов груп­пы и воспользоваться полученной обратной связью.

IV.              Завершающая стадия (стадияумирания группы). Этот этап
уникален и должен быть подготовлен со всей тщательностью. При
этом следует:

Незадолго до конца групповой работы попросить детей оце­нить, насколько удачно они поработали, что еще им следует сделать.

За два—три занятия до конца напомнить им о скором завер­шении работы в группе.

На последнем занятии кратко повторить все вопросы, кото­рые обсуждались на предьщущих занятиях.

 

 

5.5. Проведение групповой терапии с младшими детьми

По А. И. Захарову, процесс занятия групповой терапии с детьми складывается из четырех взаимно перекрывающихся этапов: объе­динение детей в группу, рассказы, игры, обсуждения.

1. Объединение детей в группу

Основная цель этапа — снятие напряженности, скованности и затруднений в общении, связанных с пребыванием среди незнако­мых детей в часто незнакомом помещении. Некоторые дети не мо­гут играть: из-за страхов, отсутствия спонтанных игр дома (они просто не умеют), жестко ограничивающего характера воспитания. А. И. Захаров считает, что на этом этапе ведущему группы необхо­димо объединить детей для выполнения поставленных целей и за­дач и стараться нивелировать их излишнее напряжение. Ему необ­ходимо быть достаточно мягким, чтобы создать в группе атмосфе­ру безопасности и принятия, и иногда не только идти навстречу активности детей, но и уступать им в некоторых вопросах.

При правильном ведении группы в ней устанавливается атмос­фера доверия, безопасности и откровенности, объединяющая всех участников. Последние начинают делиться своими переживания­ми, мыслями, фантазиями и уже на этом этапе могут отреагиро­вать свои отрицательные эмоции и агрессию. Особенность струк­туры занятий этой стадии состоит в том, что большое внимание уделяется разминке, которая может занимать почти треть всего вре­мени. В качестве такого «разогрева» целесообразно использовать простые игры с преобладанием движения и экспрессивного выра­жения эмоций. Упражнения должны быть преимущественно на­правлены на синхронизацию, взаимодействие, доверие, а также на движение и развитие реакции (их примерный перечень см. в При­ложении 2). Применяются и обычные игры, которые дети нередко используют на школьных переменах, в походах и во дворе: «жмур­ки», «кошки-мышки», «пятнашки», «петушиный бой», а также раз­личные эстафеты. Если во время предварительной индивидуаль­ной работы заранее было оговорено поведение детей в группе, то агрессивные ребята, как правило, не утрачивают над собой конт­роль и не «срываются» на окружающих.

Постепенно чисто двигательная часть занятия уменьшается, а освободившееся время занимают игры. Маленькие дети могут иг­рать в кукол, старшие — разыгрывать ролевые игры с сюжетами из книг, фильмов и пр. Об окончании этого этапа можно говорить, когда дети уже могут играть все вместе безо всякого вмешательства специалиста. Следует учесть, что в качестве побочного эффекта почти всегда происходит повышение эмоциональной и двигатель­ной активности ребят, вызванное отреагированием подавленных эмоций. Нередко это имеет вначале отрицательные последствия: родители, учителя и средний медицинский персонал оценивают такие изменения в их поведении негативно, и только грамотные и спокойные разъяснения специалиста могут предотвратить наказа­ния, а то и прекращение терапии. Дальнейшее улучшение поведе­ния детей обычно заставляет взрослых «сменить гнев на милость» и по-новому оценить происшедшие изменения.

2. Рассказы

Дети сочиняют дома небольшие рассказы продолжительностью 10—15 минут и затем зачитывают их в группе по очереди. Сначала темы этих рассказов не лимитируются, но специалист должен вни­мательно следить за содержанием «сочинения» того или иного ре­бенка, поскольку дети неосознанно выражают в них свои чувства, фантазии и установки. Это позволяет лучше понять внутренний кон­фликт ребенка и его защитные установки. Затем детям предлагается сочинять рассказы на более конкретные и значимые для них темы: отношения детей и родителей, сверстников между собой, школьные проблемы, болезни, страхи, конфликты, проявления агрессии. Это позволяет детям воспроизвести переживания ситуаций, касающих­ся их непосредственно. Данный этап выполняет две функции:

Информация о работе Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности