Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 03:08, курс лекций
Бреслав. Психологическая коррекция подростков и детей. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). - СПб., – Речь., - 97 стр.
• необходимость устранения препятствий для эмоционального контакта детей с другими членами семьи;
• нежелательность ограничения психомоторной активности детей и изоляции их общения со сверстниками;
• наличие нарушений не только у ребенка, но и у взрослых членов семьи;
• тенденции некоторых родителей компенсировать свои чувства внутренней неудовлетворенности и напряжения за счет детей (обсуждается без их присутствия).
а в некоторых случаях с бабушками и дедушками. Беседы проводятся в то время, когда дети выполняют задания специалиста.
В результате семейных обсуждений происходит выравнивание отношений между родителями и изменение их взглядов на детей. Одновременно с этим у детей после нескольких сеансов направленной индивидуальной терапии наблюдается уменьшение агрессивных проявлений. Таким образом, обе стороны оказываются подготовлены для проведения совместной терапии, цель которой заключается в повышении действенности перестройки семейных отношений в условиях, приближенных к реальным.
4.3. Совместная терапия ребенка и родителей
При первых совместных встречах обычно больше говорят родители, при последующих занятиях родители все более ориентируются на поведение специалиста и предоставляют большую активность ребенку.
Для маленьких детей (3—10 лет) целесообразно проведение совместной игротерапии. После беседы ребенку предоставляется возможность самостоятельно поиграть (в это время специалист может проводить обсуждение разных проблем с взрослыми), а затем игра проводится вместе с родителем и специалистом. Темы для совместной игры могут быть самыми разнообразными, но инициатива в их выборе вначале принадлежит ребенку. Родители и специалист создают эмоциональный фон для игры и участвуют в ней «на равных» с ребенком, то есть являются его партнерами. Как правило, игры проводятся в виде импровизации на ту или иную тему, поочередно предлагаемую ребенком, родителем и специалистом. С совсем маленькими детьми (3-6 лет) могут применяться куклы, изображающие детей, взрослых, сказочных персонажей. Игра может происходить за столом или небольшой ширмой, по обе стороны которой располагаются участники.
Итак, сначала играют в игру, предложенную ребенком. При этом специалист старается, чтобы один из персонажей был из сказки, в которых мальчишки отличаются агрессивным поведением (Петрушка, Буратино и пр.) Затем играют в игру, предлагаемую родителем. В этом случае игра может воспроизводить некоторые семейные проблемы, и опять-таки специалист должен незаметно направить игру так, чтобы эти проблемы прозвучали. После обсуждения сыгранного свою игру предлагает специалист: обычно это та или иная конкретная ситуация, в которой ребенок вел себя агрессивно. Игра отражает ее с известной долей условности, и, конечно, персонажи действуют более адекватно и успешно, чем в повседневной жизни.
Для более старших детей (7-10 лет) чаще используется не игро-терапия, а психодрама — сначала разыгрываются сюжеты, предложенные ребенком (обычно — что-либо из прочитанного или виденного в кино или по телевизору). Затем — сцены из реальной жизни семьи, предложенные родителями и/или специалистом, причем они должны включать в себя агрессивное поведение ребенка. Разыгрывается также и решение различных семейных конфликтных ситуаций, в которых агрессивно ведет себя не только ребенок, но и взрослые.
Очень важно, чтобы проводилось не простое «проигрывание» в прошлом ситуаций имевших место, а чтобы они неоднократно переигрывались с целью найти наиболее правильные варианты поведения всех их участников. Так же важно, чтобы, проигрывая ситуации, родители и дети менялись ролями — это помогает лучше осознать свое поведение в реальной жизни, а также способствует развитию у всех членов семьи не только навыков руководства, но и подчинения.
Таким образом, специалист не говорит родителям, как поступить и что делать для выхода из критических ситуаций, а предлагает наглядные модели их решения. После неоднократных совместных игр отношения родителей и ребенка заметно улучшаются, и они начинают лучше понимать друг друга. Кроме того, специалист каждый раз дает семье «домашнее задание» — провести аналогичные игры на определенные темы в домашней обстановке, а на следующем занятии проводит обсуждение впечатлений о сыгранном.
После совместной терапии родители относятся к детям более спокойно, внимательно, адекватно и последовательно. Как родители, так и дети могут лучше представить себя на месте друг друга, понять и изменить в нужную сторону свои отношения, что позволяет успешнее проводить дальнейшую индивидуальную психотерапию больного.
Таким образом, в процессе семейной терапии последовательно решаются проблемы агрессивного ребенка, производится коррекция отношений между ребенком и родителями, а заодно — и между самими супругами. Объединяющим семью фактором становится совместная деятельность всех ее членов, направленная на помощь ребенку.
Достижение успеха семейной терапии происходит в результате:
• осознания родителями причин агрессивного поведения ребенка;
• паритетного участия всех членов семьи в процессе психокоррекции;
• выполнения рекомендаций специалиста;
• соблюдения мира в семье в период проведения коррек-ционных мероприятий;
• сочетания семейной терапии с индивидуальной и групповой формами помощи.
Рекомендуемая литература
1. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998.
2. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
3. Игумнов С. А. Основы психотерапии детей и подростков: Справочное пособие / Под ред. В. Т. Кондратенко. М., 2001. 176 с.
4. Минухин С, Фишман Ч. Техники семейной терапии. М., 1998.
5. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии: Научно-методические рекомендации / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2003. 320 с.
6. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003. 336 с.
Глава 5
ГРУППОВАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
Групповую терапию рекомендуется проводить после семейной и индивидуальной терапии. Необходимыми условиями, позволяющими перейти к групповой терапии, являются: со стороны родителей — это улучшение семейных отношений, со стороны ребенка — доступное возрасту осознание неконструктивности своего поведения и снижение агрессивности в процессе индивидуальной работы или под воздействием медикаментозной терапии, для всех — заинтересованность в дальнейшем результате.
Групповая работа с подростками отличается от аналогичной работы со взрослыми тем, что одна из фаз работы группы — агрессия — длится здесь гораздо меньше, и дети намного быстрее переходят к следующей фазе — работоспособности.
Успешность применения групповой терапии (А. И. Захаров, 1982, 1996, 1998) зависит от:
• профессиональной подготовки специалиста и его личностных качеств;
• условий проведения терапии;
• правильного подбора группы;
• точного определения показаний для направлений пациента в группу;
• оптимальной тактики руководства группой.
При групповой работе с детьми и подростками используются те же принципы, что и со взрослыми людьми, но с учетом специфики возраста.
Цель групповой терапии состоит в восстановлении психического единства личности посредством нормализации ее отношений. Основная терапевтическая задача связана с эмоциональным отре-агированием конфликтных ситуаций в группе и дезактуализациеи угрожающих образов в сознании посредством их условного изображения в игре, упражнении, проигрывании сказки.
Снятие или уменьшение аффективно-тревожной напряженности в общении является необходимым условием для решения главной задачи групповой терапии — обучения, в которое входят выработка навыков адаптивного поведения, коррекция неблагоприятных черт характера и достижение более адекватной социализации.
В коррекционной группе ребенок/подросток видит себя в зеркале отношений, поступков и действий других детей при взаимодействии с ними. Он приобретает важную способность преодолевать тревожность и агрессивность, рассматривая себя глазами других.
Коррекционная группа должна воспроизводить условия, максимально напоминающие общение детей в реальной жизни, поэто -му в нее должны включаться ребята с разными заболеваниями, разного возраста, темперамента, жизненными установками. Такая группа станет реальной моделью жизненных отношений, и это позволит ее участникам адекватно отобразить свои проблемы и конфликты и найти оптимальные пути их разрешения.
5.1. Цели и задачи групповой работы с агрессивными детьми
Основная цель групповой терапии агрессивных детей — снижение уровня агрессивности путем обучения навыкам адаптивного поведения.
Для достижения этой цели специалист в процессе коррекции должен решить следующие задачи:
1. Дать ребенку возможность осознать неконструктивность его агрессивного поведения.
2. Научить ребенка понимать переживания, состояния и интересы других людей.
3. Выработать у ребенка умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции.
4. Сформировать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.
Выполнение этих задач дает возможность детям и подросткам снизить уровень агрессивности до приемлемого и таким путем добиться более адекватной социализации.
73
Глава 5. Групповая работа с детьми и подростками
5.2. Показания к терапии и условия работы группы
Успешность групповой терапии зависит от учета клинических и психологических показаний. К ним относятся характерологические и аффективные нарушения, которые создают проблемы в межличностных отношениях и проявляются повышенной агрессивностью. Такими нарушениями являются эгоцентризм, неустойчивость самооценки, тревожно-мнительные черты характера, неадекватный уровень притязаний.
Детям с агрессивным поведением групповые занятия показаны только после проведения индивидуальной работы и/или медикаментозной терапии, в результате которых уровень агрессивности заметно снизился. Желательно, чтобы таких детей в группе было не более двух-трех человек.
Как уже отмечалось в главе 1, сложность работы с ребенком в группе зависит не от диагноза его заболевания, а от уровня агрессивности, выраженности патологических черт личности и желания и возможностей изменить свое поведение. Поэтому любому ребенку с агрессивным поведением можно рекомендовать групповую терапию, если для этого нет противопоказаний.
Противопоказаниями для групповой терапии агрессивных детей и подростков являются:
1. Отрицательное отношение ребенка или его родителей к этому методу.
2. Отсутствие успеха предварительной индивидуальной работы и/или медикаментозной терапии.
3. Сочетание агрессивности с двигательной расторможеннос-тью, из-за чего поведение становится трудно контролируемым.
4. Наличие острой психотической симптоматики (бреда, rart1 люцинаций и пр.). *
5. Сниженный интеллект до степени умеренной дебильности.
В клиническом отношении в группе не должны преобладать дети с тяжелым течением болезни, массивными органическими наслоениями и гиперактивностью, так как такая психопатологическая отягощенность не позволяет успешно строить терапевтические отношения.
А. И. Захаров (1982) выделяет два ведущих критерия формирования группы:
• разнообразие внутригрупповых связей при клинической и психологической совместимости ее участников;
• закрытый характер группы и отсутствие больных, проходящих повторный курс лечения. Детей, уже прошедших однажды цикл групповых занятий, при необходимости повторного лечения целесообразно включать
* в состав «продвинутый» групп.
Групповая терапия может проводиться как в амбулаторных, так и стационарных условиях. Амбулаторные курсы лечения имеют больше преимуществ, поскольку они осуществляются без отрыва детей от повседневной жизни. Это дает возможность непосредственно проследить действенность терапии и, при необходимости, подключить родителей. В этом случае групповая терапия превращается в семейно-групповую, в которой участвует несколько семей — дети, родители, другие родственники.
В стационарных условиях групповая работа проводится при госпитализации ребенка, показаниями к которой становятся его выраженное агрессивное поведение, неразрешимые семейные конфликты и/или асоциальное поведение взрослых членов семьи. По мнению А. И. Захарова, совместная терапия детей с родителями возможна только в амбулаторных условиях, однако наш опыт показывает, что это не так: проведение совместных занятий в стационаре возможно, хотя и встречает значительно больше организационных и психологических трудностей.
Групповые занятия могут проводиться в большом врачебном кабинете, зале для лечебной физкультуры, конференц-зале или в специальном помещении для игротерапии (так называемые «игровые комнаты»). Регулярные встречи в одном и том же помещении способствуют установлению в группе терапевтической атмосферы.
Основные нормативы, которыми целесообразно руководствоваться при проведении групповой терапии у детей и подростков, приведены в нижеследующей таблице.
Рекомендуемая частота занятий — от одного до трех раз в неделю. Минимальный курс должен содержать не менее 12—14 занятий на протяжении 1—1,5 месяцев, но в амбулаторных условиях жела
Информация о работе Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности